Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 2 июня 2013 г.

Как молоды мы были... Моя семья (продолжение 18)

Я родился 14 февраля 1949 года в городе Саратове. Мой папа, Свечников Серафим Вениаминович, был капитаном, танкистом. После войны он работал преподавателем в саратовском танковом училище. Мама, Лидия Федоровна, работала на заводе.
Мои родители в Саратове, улица Вознесенская
Мы жили в небольшой квартирке без всяких удобств вместе с дедушкой и бабушкой. Дедушка, Свечников Вениамин Дмитриевич, был заведующим учебным отделением саратовского педагогического училища, а бабушка, Ираида Аркадьевна, была зубным врачом. Родом они были из Санкт-Петербурга, где закончили свои учебные заведения еще до революции: дедушка петербургский университет и духовную академию, а бабушка высшие курсы врачей-стоматологов. Там они и поженились.
  
Свечников Вениамин Димитриевич  
Ираида Аркадьевна, в девичестве Златомрежева
Дедушка и бабушка
Папа мой был прекрасным игроком в шахматы, мастером спорта. На моих глазах он, покуривая сигарету, садился спиной к четырем игрокам, и давал им сеанс одновременной игры на четырех досках вслепую! И что важно, он выигрывал все четыре партии. Он сорок лет вел шахматный кружок в саратовском Дворце пионеров. Воспитал там такого известного затем международного гроссмейстера Николая Крогиуса, тренера чемпиона мира Бориса Спасского. Сейчас Николай Владимирович Крогиус, доктор психологии, профессор, живет в Нью-Йорке.

Несколько лет назад члены краеведческого кружка в Саратове обратились ко мне с просьбой, рассказать о папе и его шахматном кружке. Я решил поискать в Интернете, может быть, найду что-нибудь интересное. К сожалению, я не нашел ни одного упоминания о Серафиме Вениаминовиче. Но зато в поисковой системе выплыла ссылка на моего дедушку, Вениамина Димитриевича.  Оказалось, что петербургская духовная академия выложила на свой сайт списки выпускников, начиная с 1813 года. Мой дедушка был упомянут в этих списках, как выпускник 1909 года в чине кандидата богословия. Я знал об этом втором образовании моего дедушки: он приехал в Петербург после окончания самарской духовной семинарии. Но священником он не стал, а закончил в Питере еще и университет, математический факультет.

Мой дедушка – студент университета
Бабушка – выпускница женских курсов
На всех этих старинных дореволюционных фотографиях с обратной стороны можно прочитать рекламу фотоателье того города, где был сделан снимок. Как интересно на некоторых фото прочитать наивную надпись: «Негативы сохраняются». Где теперь эти негативы?...



Оборотная сторона дореволюционных фотографий с адресами ателье
Моя мама родом из Полоцка. Мамины родители – Федор Фомич Храновский и Агафья Владимировна (в девичестве Безуненко), сестра Катя и младший брат Дима. Я никого из них живыми не видел. Знаю их только по одной сохранившейся фотографии и по редким рассказам мамы. Вся семья мамы погибла в оккупации, задолго до моего рождения. Именно так ответили на запрос мамы о судьбе ее родственников после войны из Полоцка.
Слева направо: моя мама, её мама, папа и сестра Катя
Папа и мама каждое лето, на сэкономленные деньги уезжали отдохнуть где-нибудь подальше от Саратова. Родители старались показать мне как можно больше новых мест. Именно они познакомили меня с Москвой, Ленинградом, Крымом и Кавказом, с Белоруссией, прокатили несколько раз по Волге. С тех пор я обожаю отдыхать на круизных теплоходах.
Папа и мама во время поездки по Волге
Мы с папой в Москве
Мои родители и дедушка с бабушкой старались поддержать и развить все мои увлечения: дедушка определил меня в художественную школу, где я проучился несколько лет, папа старался привить мне любовь к фотографии, которой он страстно увлекался сам. Ходил я когда-то в спортивные секции фехтования и борьбы, очень любил кататься на велосипеде, в нашем дворе на улице Вознесенской постоянно устраивались чемпионаты двора и улицы по пинг-понгу, бадминтону. Увлекался я и театральной студией, мечтал сыграть роль Д’Артаньяна.
  В карнавальном костюме     
    Разучиваю трюк с кубками
Но все эти увлечения были забыты, когда я начал учиться показывать фокусы. И до сих пор я, уже пенсионер, не могу остаться равнодушным, когда увижу новую, неизвестную мне фокусную комбинацию или новый трюк. Любовь к путешествиям, однако, сохранилась до сих пор.
Я в Ленинграде в 1968 году
Первый раз папа привез меня в Ленинград в 1968 году. В нашей семье было много знакомых летчиков. Они очень помогали нам посмотреть мир. Однажды первый пилот нашего саратовского самолета предложил бесплатно (!) свозить нас в Ленинград. С деньгами у нас в семье всегда были проблемы, поэтому такое предложение выглядело чрезвычайно заманчивым. Папа у меня всегда был лёгок на подъем и склонен к неожиданным авантюрам. Его любимыми книгами были романы Ильфа и Петрова об Остапе Бендере, и Ярослава Гашека о Швейке. Возможно, именно эти книги научили его принимать быстрые, иногда парадоксальные решения. И на этот раз он мгновенно согласился.

Перед отлетом нас конспиративно провели к самолету, когда все пассажиры в нем расселись по своим местам. Подвели к грузовому люку и в одно мгновение подсадили и втянули внутрь. Насколько я помню, в АН-24 багаж размещается в отсеке между кабиной пилотов и пассажирским салоном. Из этого отделения нас пригласили в кабину, где нашлась парочка маленьких откидных кресел. Мы так и взлетели в пилотской кабине. Единственный раз в жизни мне удалось посмотреть на взлет через лобовое стекло – увидеть весь процесс так, как его видят летчики.

После взлета нас проводили в пассажирский салон, усадили на свободные места. Через несколько часов самолет сел в Ленинграде. А первый пилот проводил нас до летной гостиницы, где мы за символическую плату прожили целую неделю до его второго прилета из Саратова. Примерно таким же образом нас доставили домой. Это и было моим первым знакомством с северной столицей и ее потрясающими музеями. Мне казалось, что я узнавал все в Питере, когда я второй раз попал туда на американском теплоходе «Россия».
Почти на том же месте через 41 год – в 2009 году

2 комментария:

  1. Я кажется видел фотографию на которой ваша мама и её сестра Катя .... Как-то моя мама (Безуненко Таисия Васильевна) показывала её мне.

    ОтветитьУдалить