Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 27 июня 2013 г.

MISDIRECTION - ВЕЗДЕ!

Фокусник просто обязан на интуитивном уровне пользоваться всем спектром приемов misdirection. Ему не следует мысленно перебирать все возможности этой стратегии. Ему не следует мысленно сравнивать разные варианты. Не следует каждый раз мысленно выбирать, какой из вариантов misdirection лучше подойдет к сложившейся в данный момент ситуации. Пока он все это будет делать, все волшебство развалится на кусочки. Его тело, руки, глаза – все должно мгновенно реагировать на поведение зрителей. Разумеется, все это может прийти только с опытом постоянных выступлений перед разными зрителями. Все это – как в боксерском поединке, или в поединке дзюдо. Только опыт,  блестящее знание технологии магии, быстрота реакции определяют успех.
Вот теперь, после столь долгих рассуждений, попытаемся определить, какие приемы общения со зрителями входят в круг понятия misdirection.
Возможно, читатели и опытные маги расширят предлагаемый вашему вниманию список. Впрочем, кто-то может вообще счесть его ненужным.… Но я предлагаю внимательно рассмотреть следующие направления скрытого управления фокусом внимания зрителей.
1.     Психологическое изменение фокуса внимания.
2.     Применение развлекательных приемов.
3.     Использование устной речи.
4.     Движение глаз исполнителя.
5.     Жесты.
6.     Движения тела.
7.     Обманные движения.
8.     Смещение действия во времени.
9.     Синхронное использование разных движений.
10.                        Различные нюансы всех приемов.
Следует отметить, что первые два приема – психология и умение развлекать, являются важнейшими во всем наборе техник misdirection. Если фокусник не владеет навыками успешной коммуникации и не умеет развлечь своими действиями зрителей – все остальное ему просто не понадобиться: он не сможет даже называть себя фокусником. Поэтому, после изучения правильных приемов исполнения фокуса, надо работать над умением общаться со зрителями и над умением их развлекать.
Причем под термином «развлечение» я понимаю не способность вызывать гомерический хохот своими действиями. Развлечь и, тем самым, увлечь за собой – вот главная задача исполнителя. Можно использовать драматические приемы, трагедию, фарс – все, что угодно, чтобы зритель забыл о своей жизни, и погрузился в ваш виртуальный мир.
В самом начале рассмотрения технологии misdirection было отмечено, что этот прием комбинированный и включает в себя как минимум физическое воздействие (использование своего тела), психологическое воздействие (весь спектр возможностей коммуникации) и знание магических техник. Все это используется фокусником в разумных сочетаниях для управления фокусом внимания зрителей. Не будем сейчас рассматривать владение магическими техниками – практическое овладение фокусником всеми техническими тонкостями исполнения фокуса. Это первое, чем должен овладеть исполнитель. Это – как умение играть гаммы на фортепиано. Без овладения техникой игры бессмысленно переходить к разучиванию сложных произведений. Попытаемся соединить в комплекс действий  фокусника психологическое и физическое управление вниманием зрителей.
Кажется, впервые на теорию misdirection обратил внимание Jean Hugard, который заметил следующее: «…принцип misdirection играет настолько важную роль в магии, что можно сказать: misdirection – есть магия, и магия – есть misdirection». Хугард также дал вполне научное определение психологии магии, заметив, что «… психологическое misdirection может быть определено, как искусство введения в заблуждение умов зрителей, увод анализа их рассуждений в сторону от реальной сущности трюка. Физическое misdirection – это телесное отвлечение внимания от пространственной точки, в которой и происходит реальное действие».
В реальных демонстрациях эти направления могут причудливо переплетаться. Например, уже упомянутый Tom Crone считает, что психологическое misdirection может быть разбито на два взаимодополняющих сегмента – Prevarication и Sleight of Mind. Эти термины также нуждаются в понимании и однозначном переводе.
Словари дают определение Prevarication как «уклончивость, увиливание, проволочки». Думаю, что в русском языке, и особенно в работе фокусника, это может быть понято как «запутывание». Самое важное, что это психологическое действие имеет вектор направленности на сознание зрителя, на его способность анализировать происходящее. Это может быть некий комментарий к событию, придуманный, ложный, всегда уводящий зрителя от правильного понимания сущности происходящего. Думаю, что подобное действие распространено в юриспруденции при  трактовке различных законов разными сторонами процесса – адвокатом и прокурором. Там, впрочем, направлено это действие на сознание присяжных или судей.
Термин «Sleight of Mind» – однозначно может быть переведен как «ловкость ума, мышления». Важно то, что ловкостью мышления должен обладать сам исполнитель. Это то, что позволит ему использовать все другие приемы misdirection. Если исполнитель недалекий человек с примитивным мышлением, это не просто будет мешать ему стать хорошим фокусником – это становится непреодолимым препятствием вообще на его пути к овладению мастерством иллюзиониста.
ЗАПУТЫВАНИЕ
Итак, запутывание призвано увести размышления зрителя в сторону от истины. По сути это один из важнейших приемов манипулирования сознанием. Он скрытно заставляет зрителя принять неправильное, но нужное исполнителю, решение. Кто-то может сказать, что запутывание не что иное, как ложь. И с этим трудно не согласиться. Хотя существует и иная концепция – как «ложь во благо». Но уж если вы решили посвятить себя такому искусству как иллюзионизм, вам придется свыкнуться с тем, что ложь является важнейшим инструментом фокусника. В самых разных ее проявлениях. Возможно, именно по этой причине некоторые фанатично религиозные люди отвергают фокусы, как, впрочем, и все другие виды искусства. Это неправильно, но это – их убеждение, их жизнь. Некоторые православные священники (мудрые и доброжелательные) относятся к фокусам гораздо терпимее, они понимают, что искусство иллюзионизма очень близко к сказкам, которые так любят дети. Они, как я сам, считают, что фокусы – это один из немногих видов обмана, которые все принимают с удовольствием.
ЛОВКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ
Эта ловкость, гибкость должна быть присуща именно вашему уму.  Если с помощью запутывания вы вводите в заблуждение ум зрителя, то с помощью этой ловкости вы должны обмануть свой собственный ум. И сделать это эффективно бывает очень трудно. Знаменитое выражение Станиславского «Не верю!» очень часто вспоминается в тот момент, когда делаешь ложное, обманное движение. И тут же понимаешь, что в реальной жизни никогда не сделал бы такое движение: ты не веришь сам себе. Вот эта ловкость ума должна так управлять вашим телом, чтобы ваш же ум поверил тому, что вы делаете. Об этом говорят и пишут практически все опытные фокусники. Но очень трудно отыскать рецепт правильного выполнения обманных движений.
Совет обычно дают такой: повторяйте сотни раз обычное правильно движение, например, когда вы хотите научиться делать пассировку монеты. Просто реально передавайте ее из руки, наблюдая все это в зеркале. Потом делайте все, то же, закрыв глаза: необходимо, чтобы ваше тело запомнило все тонкости реального движения. Повторив это сотни раз, переходите к ложному движению, имитирующему реальное движение. Когда вы добьетесь полного совпадения внешнего вида движений, когда ваше тело перестанет сопротивляться, считайте, что задача выполнена.
Чрезвычайно важно держать руку естественно, когда в ней пальмирован любой небольшой предмет – в этом залог правдивого использования всех приемов misdirection. Майкл Аммар советует внимательно изучить изображение рук на картине Микеланджело «Сотворение Адама». Вглядитесь в естественный изгиб кисти руки:


Ведь это просто пособие для фокусника, пальмирующего монету или шарик! Научитесь держать руку именно так. 

1 комментарий:

  1. Спасибо, Владимир Серафимович за статью. И хочу поделиться одним таким маленьким дополнением по поводу обманных движений.
    В своих фокусах я стараюсь как можно чаще использовать связку "обычная техника - секретная техника", т.е. сперва сделать что-то самое обыденное (перетасовать карты, если требуется - сосчитать) и после этого в нужный момент использовать тайную технику, которая выглядит как и та, которая уже была до этого. При этом достигается нужный эффект убеждения зрителя в том, что секретного движения как бы нет.
    По поводу термина "запутывание". Прочитав такое определение, сразу же вспомнил фразу из "Сильных фокусов" Дарвина Ортиза в переводе Олега Анатольевича: "Даи Вернон часто говорил, что запутывание это не фокусы" и с этим, думаю, вряд ли можно поспорить. Может стоит дать определение Prevarication, как например "перенаправление внимания"? Вот пример: фокусник берёт обычный шарик и начинает его подбрасывать, отслеживая полёт взглядом. Зритель, соответственно, делает то же самое. Это обычное движение. В какой-то момент, фокусник вместо того, чтобы подбросить шарик, оставляет его в руке, но при этом продолжает взглядом отслеживать полёт, как если бы он его подкинул. В результате, зритель продолжая делать то же самое, перенаправляет своё внимание, и при этом у него в голове сохраняется ясная картина. И потом, когда он поймёт, что картина изменилась, посмотрит на руки фокусника, и увидит, что там шарика нет, для него и наступает момент волшебства. При этом он всё время ясно, безо всякой путаницы, осознаёт, что происходило.
    С уважением, Александр.

    ОтветитьУдалить