Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 26 февраля 2017 г.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Недавно я заглянул на свой канал видео  в youtube и обнаружил, что в моем любительском фильме «Паммукале», сделанном мною семь лет назад, администрация youtube заблокировала звуковую дорожку «по требованию правообладателя». Мне стало и смешно и грустно. Я ведь взял музыку этого даже неизвестного мне правообладателя для своего видео в интернете, в свободном доступе. Чем же я нарушил права автора, если его музыка находится в интернете и доступна любому? Ведь этот случай напоминает нечто такое: предположим, кто-то положил на скамейку в парке, где мимо проходят сотни людей, и накрепко приклеил к скамейке настоящую купюру в сто рублей. Я проходил мимо, увидел эту купюру, но не взял ее, а лишь сфотографировал. И с удовольствием рассматриваю эту копию купюры, дарю ее кому-то на память, играю этой копией с детьми и т.д. Какой же ущерб я нанес владельцу этой купюры? Она ведь никуда не исчезла, она так и принадлежит ему. Тем более, что приклеил-то он на скамейку не настоящую купюру, а тоже лишь копию оригинала. Ее и отклеить от скамейки невозможно, можно только скопировать.
Ну а как-то назло удалять скопированную музыку из фильма, оставляя нетронутым видеоряд, это вообще какое-то издевательство. Все равно, что вырвать жертве язык, переломать ноги и бросить умирать. Наверное, гуманнее было бы пристрелить. Вот и фильм – он является фильмом только в сочетании со звуковым рядом. Уж лучше бы просто удалили. Что я и сделал сам, удалив свой фильм из youtube. Но фильм-то остался. Я поместил его в облако. Если кто-то захочет посмотреть его со звуком, напишите мне на электронную почту и я открою вам доступ к фильму. Паммукале в Турции это действительно одно из чудес света.

Травертины в Паммукале


Кстати, на моем канале видеофильмов есть фильм о древнегреческом городе Эфесе. На мой взгляд, это тоже один из моих лучших фильмов. Пока еще не изрезанный радетелями за сохранение авторских прав музыкантов...
Город Эфес
Я поместил это сообщение на своей страничке в Face Book/
Через несколько дней получил вот такой комментарий на свое послание.

Владимир Серафимович, вот принципиально изначально воздержался от комментариев. Думал дождаться других мнений. Не дождался...
Лично я думаю, что тема эта весьма скользкая. Вот Вы сопоставляете чью-то музыку с чужой купюрой на скамейке. Вы якобы используете не саму купюру, а ее фотографический образ. Однако разница тут существенная. Фото купюры Вы не сможете обратить себе на пользу, а чужую музыку — запросто. Теоретически идеальный случай таков — Вы нашли музыку, которая Вас устраивает — платите автору (или договариваетесь о бесплатном включении в свой проект) и используете ее на свое усмотрение. Понимаю, что Вы свое видео не за деньги распространяете, но оно надо ю-тьюбу или аналогичным сервисам разбираться в этих юридических хитросплетениях?
Не забывайте, что Ваш видеоряд тоже могут сравнить с «забытой» купюрой и использовать в своих целях. Предвижу Ваше возражение, мол, вы совсем не против такого поворота дела. Однако, согласитесь, Вам было бы приятнее, если бы с Вами связались и спросили Вашего позволения, как автора. Вот и автор музыки заслуживает такого же подхода. Тут вопрос даже не в деньгах, а в человеческом отношении...

Тема «интеллектуальной собственности» действительно весьма скользкая. И споров вызывает немало. Все владельцы и создатели «интеллектуальной собственности» хотят, чтобы им платили за их труд. И это совершенно естественное желание, они тоже кушать хотят…
Противоречивость этого их желания, и вызванного этим желанием явления, связана, прежде всего, на мой взгляд, с тем, что любой вид информации изначально создается разумом человека. Только в этот краткий момент гениального озарения, во время своего возникновения, осознания, исправления – то есть в то время, пока эта информация остается лишь в голове, в мыслях, в разуме ее создателя – она остается его интеллектуальной собственностью. Но в том-то и дело, что передать эту информацию людям, познакомить кого-то со своими гениальными творениями возможно лишь с помощью переноса этой информации на материальный носитель. Очень точно заметил поэт: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».
Так вот, чтобы продать вдохновенье, его совершенно необходимо облечь в материальную форму. И только из-за этого противоречия – наличия интеллектуальной собственности в голове творца и материального ее воплощения в материальном мире – возникают все проблемы собственности. Наверное, об этом парадоксе написано много, не читал. Возможно, решение уже и найдено. Я здесь излагаю лишь собственные мысли.
Я абсолютно убежден: в этом материальном мире человеку действительно принадлежит лишь его разум – его духовное и творческое начало – и его тело, как механизм воплощения в материальную форму его интеллектуальных творений. Человек создает информацию и с помощью своего тела записывает ее на материальных носителях. Иного пути, способа сохранения, копирования и передачи информации нет. По крайней мере, я такого способа не знаю. И все материальное, что, как кажется человеку, принадлежит только ему, на самом деле может быть мгновенно им утраченным. Но, пока у него есть тело, человек может все это (или почти все) снова восполнить.
И мне кажется, что появление множества современных простых и эффективных способов копирования информации, а, главное, интернета, как способа мгновенно передать эту информацию миллионам пользователей, вызывает у многих собственников и создателей нематериальной (интеллектуальной) собственности одновременно и восторг и ненависть.
Восторг, потому, что миллионы людей могут узнать, какие они умные, великие и гениальные. Причем мгновенно. Согласись, что любое творчество как-то интуитивно нуждается в оценке тех, для кого создается эта интеллектуальная продукция.  Редкие люди способны «работать в стол». И не о них здесь идет речь.
Ну, а ненависть, потому, что как только они облекают свое интеллектуальное творение в материальную форму, оно мгновенно становится объектом материальной собственности. И уже именно в этом виде может быть другими людьми скопировано, украдено, уничтожено, извращено и т. д. И все это также мгновенно происходит в интернете, куда, скорее всего, попадает не оригинал, но копия. И любая «защита своей интеллектуальной собственности», на мой взгляд, не что иное, как стрельба из пушки по воробьям. Это борьба лишь со следствием парадокса двойственности человеческой личности, неразрывности его духовного и материального.  Надо лишь четко понять, что облекая свою идею в нечто материальное, ты отправляешь это материальное воплощение своей идеи в мир, где тебе уже, по большому счету, ничего не принадлежит. Вот, как-то так…
Сейчас я работаю над шестой частью монографии «Призма времени». Если вы читаете это авторское предисловие, значит моя интеллектуальная собственность уже нашла свое материальное воплощение в этой книге. Думаю, что много еще не записано. В самое ближайшее время, если Бог даст мне такую возможность, продолжу свои воспоминания о жизни, о событиях, о путешествиях.

И вот продолжение. Новый комментарий.

….. за витиеватостью Ваших рассуждений я не уловил, Вы оправдываете плагиаторство в целом как явление, или только частные случаи, когда без спросу берется что-то как бы ничейное из сети?

Я никогда не оправдывал плагиат. Во всех своих книгах, если я и вставляю текст, взятый, например, из интернета, то всегда внизу даю ссылку на источник. Я всегда стараюсь выражаться предельно просто и понятно. Впервые услышал характеристику своего текста, как витиеватого. Плагиатом я считаю выдачу чужого интеллектуального материала за свой. Поэтому выделяю чужой текст как цитату, либо даю ссылку на сайт в интернете.
Семь лет назад я не задумывался над тем, что в своих видеороликах мне необходимо указывать авторство создателей и исполнителей музыки. Я перебирал с закрытыми глазами мелодии в интернете, подыскивая музыку, наиболее подходящую эпизодам фильма по эмоциональному настрою. Теперь я даже и не вспомню авторов и исполнителей тех мелодий, что скачал и вставил в свой фильм. Мне даже не приходило в голову, что кто-то сможет принять меня за композитора или за исполнителя музыкального сопровождения. И уж совсем не думал, что меня позиционируют, если не как плагиатора, то как «пирата». Теперь, знакомый с правилами youtube, я беру мелодии только с сайтов свободного распространения

И указываю этот источник в конце ролика. Надеюсь, что мои будущие фильмы не подвергнутся варварской вивисекции со стороны администрации youtube. Если только у меня еще останется желание знакомить коллег с моим видеотворчеством.