Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 20 июня 2013 г.

MISDIRECTION – САМЫЙ ГЛАВНЫЙ МАГИЧЕСКИЙ СЕКРЕТ

В 1998 году в английском телесериале о жизни и волшебстве Мерлина был отснят великолепный эпизод. Демонстрируя свое волшебство любимой девушке, Мерлин обращает внимание на полную луну в ночном небе. Он протягивает руку и как бы зажимает между большим и указательным пальцами лунный диск. Снимает его с неба и начинает перекатывать по тыльной стороне ладони между пальцами как монету. Потом снова возвращает его на небо. На восклицание девушки: «Как удивительна и прекрасна твоя магия!», Мерлин задумчиво отвечает: «Ну, что ты, это же не магия. Магия реальна. А это всего лишь фокус». 
Ах, если бы мы, фокусники, могли делать такие же трюки реально, а не в кино! Но даже, если мы не наделены волшебными способностями Мерлина, мы можем в своих фокусах использовать misdirection – прием, который способен превратить простой фокус в настоящее волшебство.
О самом термине «misdirection» необходимо поговорить подробнее, поскольку в русском языке нет точного его перевода. Среди фокусников также нет единого понимания этого термина. Это не отвлечение внимания, как часто обозначают подобный прием, не «отведение взгляда», как этот термин был переведен на английский язык из книги Робер Удена    (The Secrets of Conjuring and Magic). И отвлечение внимания, и отведения взгляда – это лишь отдельные варианты чрезвычайно широкого по своему значению и возможностям технологического приема, используемого в магии. Возможно, наиболее близкое значение термина можно передать как «перенаправление внимания», но такой термин оказывается слишком громоздким, нерусским. По крайней мере, я нигде не встречал его в отечественных работах, посвященных техникам иллюзионизма. Поэтому я в дальнейшем оставляю английское написание этого приема «misdirection». А смысл его и значение попытаюсь передать. Дело в том, что, по моему убеждению, это самый важный прием, которым должен уметь безукоризненно пользоваться фокусник. И овладение этим приемом напрямую связано с овладением актерским мастерством. К огромному моему сожалению, на множестве видео роликов, в конкурсных выступлениях молодых начинающих фокусников я наблюдаю одну и ту же печальную картину: овладение техническими приемами манипуляции практически всегда на несколько порядков опережает у исполнителя владение техникой актерской игры. Собственно говоря, актеров я почти не вижу. Всех интересует только голая техника. Ничего не могу понять! Ведь могут же новички, например, посмотреть блестящие выступления китайцев, корейцев и японцев на последнем съезде фокусников «ТМА 2012» на Тайване. Или выступление корейца  Ю Хо-Джина, Гран-При ФИСМ 2012.

И сразу же будет ясно, что в современном иллюзионном мире стать первым можно только органично соединив в себе актерское мастерство и потрясающую технику манипуляции. Ведь все же понимают, что для вкусного (и вообще съедобного) куриного супа нужны как минимум вода, курица, лапша и специи. Чего-то из этого набора не будет – не будет и супа.  И получившееся блюдо с удовольствием скушают собачки, но гурман, и даже простой неискушенный человек, лишь понюхав такую стряпню, отвернется. Когда же до большинства наших конкурсантов на съездах российских фокусников дойдет, что иллюзионное искусство – это комплексное искусство, как, впрочем, и другие виды искусства! Думаю, что самый яркий пример, подтверждающий это положение – номера Вадима Савенкова, который побеждал в совершенно разных конкурсах. И вот совсем недавно, после Гран-При Московского Конкурса, он завоевал первое место в Голландии! Итак, если вы, мои читатели, стремитесь узнать все секреты фокусов, раскрою вам самый главный, самый хорошо скрываемый от непосвященных секрет.
Что же такое misdirection? В принципе, это незаметное управление фокусом внимания ваших зрителей. Кажется просто? Но, наверное, потому и нет у этого термина однозначного перевода на русский язык, поскольку скрытое управление вниманием зрителей может осуществляться множеством различных действенных и эффективных способов. Если опытный маг владеет этими приемами, то у зрителя практически не остается никаких шансов разобраться в истинной сущности происходящего. Когда-то очень популярным было высказывание, что      «Маг – это актер, играющий роль Мага». Думаю, что это высказывание только вводит в заблуждение. Дело в том, что misdirection для мага – это вся его жизнь. Ему не надо играть никакую роль, он так живет. Потому что если он начнет играть какую-то роль, ему никто не поверит.
Misdirection – прием комбинированный. Это владение своим телом, физическое умение, умение правильно и вовремя повернуться, сделать нужный жест, изменить направление взгляда. Это знание технических возможностей приспособлений, аппаратов, устройств, умение управлять ими. Это психологическое умение входить в контакт, завладеть вниманием собеседника, повести его за собой. Без преувеличения квалифицированных фокусников можно назвать исследователями в области развлечений, как, впрочем, и психологами в той же области. Misdirection – самая важная часть психологии магии.
Рассмотрим некоторые фазы трюка. Вот, на мой взгляд, те основные моменты, которые вызывают главные трудности при исполнении любых, по крайней мере, манипуляционных фокусов:
1.     Незаметная зарядка любым объектом.
2.     Незаметное освобождение от объекта.
3.     Незаметное удержание объекта.
4.     Любая необходимая незаметная манипуляция.
5.     Действия исполнителя, которые рассеивают подозрения зрителей.
Собственно говоря, это те самые «болевые точки» трюка, на которых фокусник может, выражаясь современным молодежным языком, «спалиться». Думаю, что приемы misdirection – это самые эффективные и правильные способы замаскировать все проблемные фазы трюка.
Вообще, фокусы – это безграничное поле для самосовершенствования. Любой фокус можно видоизменять бесконечное число раз. Появление новых трюков на рынке иллюзионной продукции каждый год подтверждает эту особенность нашего жанра. И если вы начнете углубляться в тонкости misdirection, вы быстро можете стать непревзойденным ведущим различных торжеств, тамадой, фокусником, срывающим овации своих зрителей. Ваша жизнь изменится самым коренным образом.
Прежде чем рассмотреть различные типы misdirection, я хочу проанализировать классический трюк, который показываю много десятков лет. Увидел я его первый раз в исполнении замечательного мастера Арутюна Акопяна. Я имею в виду фокус с исчезновением платочка. 


Сейчас во всех зарубежных и отечественных каталогах этот трюк предлагается как номер для начинающих фокусников. И стоит он всего несколько долларов.
В исполнении же Акопяна этот трюк был настоящим шедевром, и мне почти ничего не пришлось менять в технике его демонстрации. Я лишь сделал свой текст. И применяю свою зарядку приспособлением, и технику избавления от него. Хотя, возможно, я «изобрел велосипед», и многие мои коллеги делают то же самое. Еще в детстве этот трюк меня поразил и заворожил. Наверное, все дети, увидев этот волшебный фокус, хотят стать фокусниками. Думаю, что неправильно выказывать презрительное отношение к «старичкам», которые показывают «фокусы со старыми мятыми платками». Трюк этот известен, практически, всем фокусникам. Будет глупо показывать его на конкурсах фокусников в наше время. Но для неискушенных зрителей фокус выглядит настоящим чудом.

Трюк хорош для анализа, поскольку в нем сконцентрированы все проблемные точки манипуляционного фокуса. И каждый раз используются разные приемы misdirection. Собственно говоря, в трюке почти нет никаких сложных манипуляций, почему он и отнесен продавцами к разряду фокусов для начинающих. Но я убежден, что овладеть всеми нужными приемами misdirection в этом трюке может только хороший актер и, как выражаются психологи, коммуникатор.
Итак, разберемся с зарядкой трюка. Лучше всего платки и приспособление (его называют в разных книгах и руководствах по-разному: чаще - напалечник, реже - наперсток, палец)  разместить в одном месте. Я кладу два платка, листок бумаги и наперсток в нагрудный карман рубашки. Можно положить их на столе, в кейс, в карман брюк – куда угодно. Важно лишь то, что демонстративно показав совершенно пустые руки, вы забираете платок из места укрытия, и одновременно надеваете на большой палец наперсток. (Я использую термин "наперсток" - знающие меня поймут, а не знающие - ну, путь и не знают...) Вы совмещаете два действия в одно. И то, что вы надеваете наперсток в тот момент, когда забираете платок, является отличным misdirection: платок замечательно отвлекает внимание от ваших рук. Такая зарядка позволяет применить отвлекающий и маскирующий прием для незаметного захвата нужного объекта – наперстка.
Вторая важнейшая проблемная точка трюка – помещение наперстка внутрь кулака левой руки. В обычных движениях рук вы никогда не станете «тыкать» большим пальцем в кулак – это совершенно неестественное движение. В семинарах по платкам вы сможете найти способы отвлечения внимания и вставление большого пальца как-то сбоку левой руки, уже сжатой в кулак. Я никогда не рассматривал эти манипуляции, поскольку в варианте Арутюна Акопяна, используются два платка, а не один, что часто советуют каталоги и показывают фокусники. Если взять два платка, то «уминание» первого платка в кулаке большим пальцем другой руки, выглядит совершенно естественно. Это движение напоминает сминание табака в курительной трубке. Очень часто я оставляю наперсток в кулаке, когда демонстративно пропускаю через кулак левой руки один из платков. Итак, в этой фазе трюка встречается вторая или четвертая отмеченная проблемная точка. И вновь misdirection – совмещение одного движения с другим, помогает замаскировать истинное действие другим, совершенно естественным жестом. Я советую всем приобрести и посмотреть видео семинар Василия Руденко, в котором он подробнейшим образом рассматривает работу с наперстком. Думаю, что этот семинар можно приобрести в магазине Анатолия Катанского.
Вообще, в этом трюке следует понять две основные вещи: 1. Зритель никогда не должен видеть наперсток. 2. Если он увидит кончик большого пальца с надетым наперстком, он должен считать, что видит просто кончик вашего большого пальца. И приемы misdirection позволяют все это проделать безукоризненно.
В лекции Василия Руденко показано несколько приемов незаметного удержания наперстка в руке. Замечателен по своей эффективности прием, когда рукой, с надетым на большой палец наперстком, исполнитель перехватывает кисть руки зрителя, не оставляя тому шанса увидеть приспособление.

И здесь хочется еще раз подчеркнуть то обстоятельство, что большинству зрителей это приспособление вообще не знакомо. Поэтому зрители в основной своей массе, увидев исчезновение платка, скорее всего не станут ставить перед собой важнейший, с точки зрения любого фокусника, вопрос: «Как это делается?» Они будут формулировать вопрос несколько иначе: «Когда он успел его спрятать?» Василий Игоревич Руденко рекомендует вообще никогда не показывать зрителям руку с надетым на большой палец приспособлением. Я же считаю, что демонстрация пустой руки, когда большой палец с наперстком направлен в сторону зрителей, да еще и кончик наперстка соединен с кончиком среднего пальца, очень необходима в этом трюке. Необходима потому, что происходит misdirection по времени исчезновения платка: платочек уже исчез внутри приспособления, но вы ненавязчиво показываете руку с приспособлением пустой, как бы подчеркивая, что платочек все еще находится в кулаке левой руки.

Я предполагаю продолжить детальное рассмотрение проблемы использования магического приема misdirection. Но вот пока хочу проанализировать, и предложить вам, мои читатели, также приглядеться к выполнению трюка, когда исполнитель вообще не знаком с приемами misdirection. Именно тогда и возникают все «проблемные точки».
Иногда захожу в Интернет и вижу там такое…
Мальчик старается выглядеть взрослым. Пытается показать зрителям на ю-тьюбе, как делать фокус. Но все, что он делает, представляет собой еще одно свидетельство моего заявления в одной из статей: большинство, так называемых, «учителей» фокусов, не обучают, а тупо разоблачают механическую сторону фокуса, чаще всего вообще не понимая, как этот трюк делается. Они заводят свои сайты, делая при этом слепок с западных образцов, на этих сайтах пытаются продать втридорога дешевые китайские гиммики. Всей своей деятельностью они дискредитируют прекрасное искусство фокусов, абсолютно точно соответствуя словам из песенки «Волшебник-недоучка»:  «…Сделать хотел утюг, слон получился вдруг, крылья как у пчелы, вместо ушей цветы». К сожалению, они сами чаще всего не понимают, какой вред они наносят и себе, и своим клиентам, поскольку тиражируют неправильный подход к обучению, да и к самим фокусам.
Я просто в шоке от «демонстрации» этим юношей и «обучения», например, трюку с пачкой сигарет. Он не удосужился даже внимательно прочитать текст к реквизиту (возможно, у него проблемы с английским). Юноша не видит, да, наверное, и не знает всех возможностей этого гениального трюка. Я пишу это с полным пониманием дела, поскольку трюк с исчезновением сигарет у меня является «гвоздем» программы микромагии за столом. Я сам разработал и текст, и подачу этого трюка, разумеется, взяв за основу, описанную в руководстве работу гиммика. Посмотрите этот ролик и попробуйте вместе со мной рассмотреть основные ошибки:
Так держать пачку сигарет, как делает этот мальчик, можно только в пародии на фокус, когда всеми способами пытаешься показать, что пачка препарирована. Он не понимает и другого: если некий предмет исчез в одном месте, а затем там же и появился – это прямая подсказка для зрителей, что он был как-то там же и спрятан. Он мучается с пачкой сигарет, не понимая, как ее нужно вставлять в черную коробочку-портсигар, его движения скованны, неестественны, он боится разоблачить секрет. Он пытается держать пачку сигарет так, как ее никто не держит.
Мне довольно часто пишут и говорят: «Ну, вот и научите, как все это надо показывать». Видите ли, дорогие читатели, для меня это уже пройденный этап: я учил многих и индивидуально, и в группах. Но, увидев в Интернете десятки таких вот новоявленных «учителей», кажется, понял очень важную особенность иллюзионизма. Наш любимый жанр, к огромному сожалению, стал с помощью всемирной паутины, общедоступным. А особенность иллюзионизма, к сожалению, утраченная уже давно, такова: прежде чем получить доступ к любым секретам магии, юноша, мальчик должен доказать, что он достоин приобщению к этим секретам. Увидев сайты, на которых предлагают покупать реквизит, я склоняюсь к такому предположению: все эти мальчики обуяны жаждой наживы. Купив несколько фокусов, они стремятся тут же, мгновенно вернуть потраченные деньги, да еще и с прибылью. Для них фокусы, их секреты, не являются чем-то «священным» как это было 40 лет назад для нас. И вот в этой своей гонке, с разоблачением для всех желающих в Интернете секретов, причем, почти всегда, с искажением сущности трюка, они напоминают мне уличных распространителей наркотиков. Заманить в свою сеть как можно больше новичков, продать им втридорога фокусы, которых сами не понимают – вот их простая сиюминутная цель. Они, похоже, даже не собираются совершенствоваться в искусстве фокусов, их интересуют только деньги.
Сожалею, но понятие «культура» постепенно исчезает вообще из постсоветского общества. И я все чаще начинаю мечтать, как об утопии: начинать обучение фокусам следует с формирования личности будущего фокусника, его уважительного отношения к окружающим его людям, манерам его поведения, уважения к чувствам других, к тем ценностям другого человека, которые он может даже не понимать в его молодом возрасте. Потому что, если фокусник не усвоит с самого раннего детства эти главные основы жизнедеятельности, он может вырасти циником, человеком, который в грош не ставит всех остальных. Такой «артист» никогда не будет уважать своих зрителей, и никогда не будет уважаемым. По-крайней мере, он не получит уважения и признания тех, кто разглядит в нем эгоиста, выскочку, или хапугу.
У меня нет ни малейшей претензии к юному возрасту таких мальчиков – меня  часто упрекают за то, что я придираюсь особенно к молодым. Эти юноши, в конце концов, станут взрослыми. Возможно, им станет немного стыдно за то, какое «творчество» они выставляли не всеобщее обозрение. А может, и не станет… Я как Мао Цзедун, считаю, что «должны расцветать тысячи цветов». Из тысяч «заболевших» фокусами вырастут десятки непревзойденных мастеров. Но вот, к сожалению, сорняки, даже если их мало, часто губят очень большие и красивые клумбы.

(Использован материал из книги “Misdirection for close-up magicians” by Tom Crone)

4 комментария:

  1. Спасибо Владимир Серафимович,за то, что вы не просто вспоминаете былое и думы , но и возвращаете нас, читателей к фокусам , в частности к теории.
    Misdirection, как термин , действительно не отражает всего комплекса воздействия фокусника на зрителей.
    Поэтому разрешите перечислить действия фокусника , которые позволяют ему демонстрировать "Невозможное."Коллеги , конечно все это знают, просто я собрал действия фокусника в кучку, возможно не все.Какой термин подходит более всего , который отражал бы весь арсенал воздействия фокусника на зрителя , пока не могу сказать . Может читатели блога подскажут свои варианты.
    Итак.
    1.Фокусник не просто скрывает предметы или определенные движения от глаз зрителя, он скрывает свои цели.
    2. Если фокуснику необходимо "отвлечь" внимание зрителя от определенного места,предмета, действия, то он с помощью других предметов, ,действий и вербального воздействия создает рядом с этим местом повышенный интерес. Зритель переключает свое внимание и не видит действий фокусника на прежнем участке внимания.
    3. Если фокусник будет отвлекать внимание , то зритель всегда чувствует этот момент , он скажет , что мол мое внимание было отвлечено и в этот момент что то произошло. Поэтому фокусник не отвлекает внимание , а увлекает зрителя за собой, ведет его мысли к определенным ложным умозаключениям.
    4. Чем больше увлечен зритель действиями фокусника, тем более он уверен, что был внимателен и ничего не пропустил !На этом парадоксе строится очень изощренное управление мыслями зрителя.
    6. Повышенное внимание фокусника к несущественному(с точки зрения технологии трюка) и минимум внимания на существенные "болевые точки" трюка.
    7.Разделение внимания зрителя в пространстве и во времени.
    9 Задействование, по возможности , всех каналов
    восприятия зрителя , а не только зрения.
    10. Как следствие пункта 9,фокусник активизирует воображения зрителя ,происходит отключение его логики, результатом этого воздействия будет не желание зрителя искать секрет, так как зритель будет занят переживанием новых ощущений и эмоций.

    ОтветитьУдалить
  2. Дорогой Виктор, спасибо Вам за то, что Вы, один из немногих, кто не просто просматривает мои заметки, но и размышляет над ними. Вы не просто замечательный практик на ниве фокусов, но и очень хороший теоретик. Вы поняли, что эта заметка – лишь начало. То, на что Вы обратили внимание и прокомментировали, будет самым подробным образом рассмотрено в продолжение этой темы. И я, разумеется, учту и Ваши соображения по поводу даже не просто термина misdirection, а самой сущности этой технологии, превращающей любой фокус в настоящее чудо. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Владимир Серафимович! Сорняки забивают только заброшенные и неухоженные клумбы. Нужен надлежащий уход, а если его нет, то и садовые цветы начнут хиреть и дичать...
    В качестве иллюстрации к Вашей статье хорошо бы подошел занятный номер Пенна и Теллера:
    http://www.youtube.com/watch?v=EmTI5He4bFE 

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Владимир Серафимович за интересную и познавательную статью!
    Хочу поделить своим маленьким наблюдением, касательно карточных фокусов, но его можно отнести и к любым другим видам иллюзионного искусства.
    Очень часто я сталкиваюсь с молодыми ребятами, которые занимаясь карточными фокусами, изучают в большинстве своём слейты, при этом чаще всего не заботясь об изучении обычной техники. В качестве примера возьму свою любимую королевскую дорогу, и первую главу, которая посвящена самой распространённой технике тасовки - тасовке в руках, тасовке сверху вниз, или говоря по-иностранному - overhand shuffle. Я считаю, что это одна из самых лучших техник для контроля, потому что она настолько обыденна, что заподозрить в ней некую секретную технику очень сложно. По большему счёту в своих фокусах я использую именно её. Но самое печальное, что из моего общения с молодыми фокусниками из Санкт-Петербурга, других городов, я не нашёл людей, которые бы её использовали, за исключением, пожалуй, Дениса Власова.
    Также очень часто встречаюсь с такой ситуацией, когда фокусник даёт выбрать карту из середины (свободный выбор), просит зрителя её запомнить, вернуть на место, и ГЛЯДЯ НА РУКИ с помощью подснятий делает то, что надо. То есть делает нечто совершенно противоположное misdirect-у.

    ОтветитьУдалить