Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 15 октября 2013 г.

Элементы "showmanship" в выступлениях фокусников

Очень давно я не обращался к своему блогу. За это время прошло два важных события в жизни российских фокусников: фестиваль в Перми и съезд в Москве. Эти события еще ждут своих аналитиков и комментаторов. А я хочу предложить всем читателям своего блога размышления о том, что необходимо для успешного выступления фокусника на сцене.

Боязнь сцены или просто нервозность?

Боязнь сцены и нервозность перед выходом к зрителям – это две большие разницы, как говорят в Одессе.
Каждый новичок, у которого начинают дрожать руки, когда он готовится выйти для демонстрации парочки трюков перед зрителями, должен дать себе четкий ответ, чего он на самом деле боится. Такое весьма неприятное состояние, кстати, свойственно не только новичкам, но и опытным артистам. Перед выходом к зрителям вдруг непонятно отчего возникает серьезный внутренний дискомфорт. Чтобы понять сущность происходящего,  необходимо самому себе ответить на некоторые вопросы, которые, возможно, помогут прояснить ситуацию.
Боятся ли они что-нибудь показывать посторонним зрителям? Или они просто нервничают, общаясь с другими людьми? С первого взгляда, кажется, что задаваемые вопросы касаются одного и того же. На самом деле в основе возникающего дискомфорта лежат различные психические процессы. Рассмотрим сущность и техники противодействия нервозности при общении со зрителями.
Когда артист начинает нервничать перед своим выступлением, это, прежде всего, является четким сигналом подсознания в его неуверенности в том, что он должен сказать, или проделать во время своего выступления. То есть возникающая перед выходом нервозность – первое четкое свидетельство внутренней неподготовленности артиста к выступлению.  Такая нервозность возникает, когда артист собирается выйти к зрителям, не отрепетировав во всех тонкостях свой номер. Или его убедили, что номер следует выносить на зрителя, или подвернулось подходящее выступление – скорее всего, причины внешние. Если бы решение принимал сам артист, то он, наверное, отказался бы от просмотра и продолжил репетиции, добиваясь абсолютной готовности.
Другой причиной нервозности могут быть интуитивные сомнения в том, что зрителям или слушателям выступления будет в принципе интересно то, что выступающий собирается им сообщить (показать). То есть сомнения в том, получит ли выступающий ожидаемую ответную реакцию от своих слушателей. Способы борьбы с такими причинами нервозности разные.
Наиболее действенным способом является применение аутогенной тренировки. Если выступление отменить невозможно и выходить к зрителям всё же придётся, необходимо уединиться, закрыть глаза и проговорить самому себе несколько проверенных формул. Артист должен сказать себе, и постараться быть при этом весьма убедительным, примерно следующее.
«Я очень хороший исполнитель. Я много практиковался и достиг совершенства в исполнении своих фокусов. Я прекрасно отрепетировал то, что сейчас собираюсь показать. Я знаю, что всё делаю правильно. Весь мой опыт фокусника доказывает, что это – хороший фокус. И мои зрители обязательно полюбят именно этот фокус. Я смогу по их реакции убедиться, что они полюбили моё выступление с этим фокусом. Я знаю, что смогу сделать всё необходимое, чтобы зрители полюбили мою демонстрацию именно этого фокуса. Я могу это сделать».
«Я – отличный артист, я – мастер сцены. Именно поэтому меня пригласили на эту сцену. Я приглашён, поскольку все уверены в моей способности развлечь моих зрителей. И всё время, пока я буду находиться на сцене, смогу отлично развлекать зрителей своими фокусами. Я знаю, как это делается. На протяжении некоторого времени только я – хозяин сцены».
«И всё это я буду делать, так как я очень люблю всех людей, сидящих в этом зале. Я буду делать это, потому что я люблю свою работу фокусника, потому что я хочу развлечь их, я хочу, чтобы у них осталось отличное воспоминание от нашей встречи».
«Эти люди, сидящие в зале, они точно такие же, как и я. Именно поэтому они сразу же начнут аплодировать мне, когда я выйду на сцену и улыбнусь им свой широкой, доброй улыбкой».
«И я сразу поприветствую их, я доброжелательно обращусь к ним со словами приветствия. И я буду улыбаться. И все они сразу же поймут, что я люблю их, и сделаю всё, чтобы им было хорошо. И мы все будем иметь прекрасный вечер вместе».
Вообще-то все эти слова надо начинать проговаривать мысленно перед каждой репетицией. Надо привыкнуть к ним, слова должны стать совершенно искренними, идущими от сердца, они должны проникнуть в плоть и кровь каждого исполнителя. Научитесь проговаривать их перед каждым выходом, и вы никогда не будете нервничать перед своим выступлением.

Необходимо отчетливо осознать, что ваш успех как артиста, шоумена, фокусника, не определяется каким-то одним выступлением. Он складывается из множества ваших выступлений. Очень часто в голову лезут мысли перед каким-то выступлением, что именно оно является самым главным, что именно от него зависит вся ваша будущая карьера артиста. На самом деле это не так. Возможности не исчезают после этого конкретного выступления. Если вы начали работать в шоу-бизнесе, вы получите множество других возможностей.
Практически любая звезда шоу-бизнеса расскажет историю о том, как она была отвергнута при первом просмотре. Поэтому сначала убедитесь, что вы всё делаете правильно, затем ещё раз докажите самому себе, что вы правы. И только после этого смело идите вперед и не давайте никому и ничему вам мешать.
В английском языке есть слово, которое очень трудно перевести – «showmanship». И с этим словом приходится встречаться во множестве статей, книг, семинаров, посвященных тому, как надо показывать фокусы. Я довольно часто использовал термин «артистичность» при переводе этого слова. Но вот Олег Анатольевич Степанов рекомендует использовать некий российский аналог – «шоуменство». Это должно означать: 1) умение привлечь внимание, произвести эффект, показать товар лицом; 2) талант организатора концертных программ, массовых зрелищ; искусство проведения публичных представлений. Я встречал и такое определение термина showmanship, как умение фокусника, или вообще артиста, использовать некие идеи или впечатления для глубокого внедрения их в сознание зрителей. Шоуменство это умение артиста убеждать зрителей.
Это умение среди прочего позволяет фокуснику:
Во-первых, привлечь внимание к своим фокусам;
Во-вторых, управлять вниманием зрителей;
В-третьих, создать интерес к своему представлению у эстрадных менеджеров, у организаторов выступлений;
В-четвертых, постоянно наращивать интерес к своему шоу;
В-пятых, драматизировать определенные точки шоу, в которых можно подчеркнуть ловкость исполнителя, его таланты или неординарные возможности.
И, наверное, правильно будет сказать, что шоуменство для фокусника это его умение великолепно играть роль мага и волшебника. Совершенно не важно, будет ли фокусник выступать в драматическом облике, или в комическом. Он должен стать запоминающимся, он должен создать характерный образ, правдивый и законченный.
И если артист хочет иметь большой успех на сцене, он должен использовать все наработки сценических режиссеров и постановщиков массовых больших зрелищ. Вспомните, как ведущие объявляют появления боксеров на ринге, какие овации публики вызывают их протяжное, долгое произнесение имени спортсмена. Попробуйте добиться таких же оваций при произнесении конферансье вашего имени. Пусть будет яркий луч прожектора на том месте занавеса, откуда вы должны выйти на сцену. Пусть барабанная дробь или фанфары предшествуют вашему появлению. Пусть музыка вашего номера подчеркивает самые драматические моменты шоу. Все это и есть шоуменство. Постарайтесь поднять это на самый высокий уровень.
В любом представлении режиссер или сам артист должен выстраивать всё шоу так, чтобы усилить кульминацию всего действия. Необходимо постоянно усиливать интерес зрителей. Каждое последующее действие фокусника должно быть немного интереснее, чем предыдущее. Всё происходящее должно незаметными ступеньками приближать кульминационный момент. Весь темп выступления должен незаметно меняться и помогать в создании этой кульминации. У фокусника финалом вообще должен стать самый яркий эффект представления!
                              (продолжение следует)