Интересная вырисовывается проблемка… Возникло у меня
несколько мыслей по поводу взаимоотношений коллег в иллюзионном жанре. Может
быть, эти рассуждения смогут привлечь к заметке несколько комментариев, а уж в
дискуссии и появятся какие-то пути для разрешения слегка запутанной ситуации.
Впрочем, это, оговорюсь, лишь мне, возможно, представляется проблемой. А все сообщество фокусников это и
проблемой не посчитает. А сущность вопроса такова.
Я прекрасно помню, как на форумах фокусников в прошлом году вспыхнуло ярким пламенем прямо-таки «новгородское вече» по осуждению братьев Сафроновых,
которые осмелились в телевизионной программе разоблачать секреты крупных
иллюзионных аппаратов. Практически все форумчане единогласно осудили сие
действо, и заклеймили позором его участников. Кажется, я был единственным, кто
попытался найти мотивы поступку братьев, и кто не стал их столь яростно
осуждать. Тогда мои рассуждения вылились в довольно пространную статью, которую
напечатал (правда, в весьма урезанном виде) серьезный теоретический журнал. Вы
можете прочитать ее вот по этой ссылке: http://teoria-practica.ru/-4-2012/culture/svechnikov.pdf
(Кстати, если читатели блога заинтересуются, я могу выложить
статью в оригинальной редакции). Надо только указать это в комментариях.
Так вот. Побродил я на днях по Интернету и обнаружил
несколько новых сайтов, владельцы которых начинают обучать всех желающих
карточным фокусам. Я связался с владельцем одного из таких сайтов, поскольку
меня уже больше года интересуют мотивы тех ребят, которые предлагают
посетителям их сайтов обучение карточным фокусам. Задал я этому юноше два
главных вопроса.
1.
Почему он выбрал карты?
2.
Зачем он раскрывает секреты трюков всем желающим?
Вот какие ответы я получил:
«… С детства люблю карты... со школы ещё... с техникума с
пар выгоняли, за то, что на последней парте в карты играл... В общем, люблю
всё, что связано с картами.
… Одно время хотел так вживую людей учить, пошёл объявление
в газету давать, но сказали, что такие объявления не будут печатать!
… Что касается рекламы чужого сайта, то это моя партнёрская
программа с ними. Если люди приходят в школу по моей ссылке, то мне платятся
комиссионные... Ну, я думаю, вы знаете как устроены партнёрские программы… партнёрка
мне тоже нужна, как средство монетизировать сайт хоть чуток.
… Если честно, то я планирую выпустить свой небольшой
платный мини-курс. На одну ЗП сейчас не прожить, а так хоть какие-то деньги.
… Но если я не буду ничего разоблачать, то, увы, мой сайт
посещать вряд ли будут.
… Но мне чему-то нужно учить... что-то нужно показать… именно
секрет. Не одни же фальшивые тасовки или флориши раскрывать».
Итак, молодой человек признается, что карты любит с детства,
хотел людей учить тому, что умеет делать сам. В общем-то, это совершенно
естественное желание, которое происходит напрямую из нашего детства: игры
девочек в «дочки-матери», игры в школу, развивающие игры, которые обязательно
несут в себе элемент обучения. Вообще человек всю свою жизнь учится. Поэтому,
желание научить кого-то тому, чему научился сам, свойственно любому креативному
человеку. Владелец сайта, о ком я пишу, безусловно, относится к таким
творческим людям: он очень прилично делает карточные манипуляции, он
самостоятельно научился веб-дизайну, разработал свой собственный сайт, владеет
компьютером, он учится в университете, работает – современный молодой человек.
К сожалению, очень многие молодые люди, движимые желанием
научить всех посетителей своих сайтов карточным фокусам, не до конца понимают
разницу между разоблачением фокуса, и обучением этому трюку. Скорее всего, они
пытаются научить других по той же схеме, по которой они сами узнали секрет
этого фокуса. Кстати, они прекрасно понимают желание зрителей узнать секрет –
эту самую главную сердцевину любого фокуса. Ведь если не знаешь секрета, то
никогда не сможешь показать фокус! Вот и мой собеседник понимает, что если он
не будет разоблачать секреты, то на его сайт перестанут заходить, ведомые своим
любопытством, люди. Тут мы подходим, на мой взгляд, к самой главной мотивации
молодого «учителя фокусов» - он хочет, чтобы его сайт посещали, и ищет средства
для подогрева интереса посетителей. И находит эту точку – секрет фокуса! И в
этом он совершенно прав! Люди жаждут разоблачений! Но эти ребята не понимают
главного: большую часть тех, кто смотрит их ролики с «обучением фокусам»,
никакое обучение не интересует. Большая часть удовлетворятся тем, что узнают
секрет фокуса, сами они, скорее всего, никаких фокусов показывать вообще не
собираются. Им вполне достаточно разоблачения трюка. Почти наверняка через пару
дней они уже забудут и фокус, и его секрет, но в тот момент они получили от
сайта то, чего хотели – они удовлетворили свое любопытство.
Итак, проблема, с которой мы сталкиваемся в новом
информационном обществе, заключается в том, что благодаря доступности
Интернета, тиражируются примитивные схемы так называемого обучения, которое, в
принципе, оказывается только разоблачением секрета трюка.
Надо ли с этим бороться? На мой взгляд, любая борьба с этим
явлением бессмысленна и бесперспективна. Она не принесет никаких результатов в
обществе, где на государственном уровне сворачиваются образовательные программы,
где просвещение уже не является целью и заботой государства, где культурный
рост личности никого не интересует на фоне ежедневных поисков средств для «монетизации»
всего, что ты умеешь делать. Кстати, Википедия разъясняет:
«… Монетизация — это процесс конвертации чего-либо в законное платёжное средство. Даже подлинно
бесполезные вещи могут быть превращены в деньги, если эти вещи трудно сделать или приобрести.
Монетизация также может означать … взимание оплаты за что-то, что было бесплатным, или прибыль от товаров и услуг, которые до этого не приносили прибыли.
В последнее время понятие «монетизация» также используется
при описании способов заработка в разнообразных интернет-проектах и конвертации трафика (посещений и просмотров) в деньги».
Вот так и никак иначе: извлекайте прибыль из товаров и
услуг, которые раньше были бесплатными! В отличие от молодых людей, которые
четко усвоили эти новейшие приемы монетизации, я еще помню время, когда
образование было правом, доступным каждому, а не услугой, которую надо покупать.
И учителям платило государство, считая их работу очень важным делом не только
для учеников, но и для будущего всей страны. К сожалению, теперь те ничтожные
подачки, что страна в лице своих чиновников, бросает работникам образования,
никак не могут считаться достойной оплатой их труда. Но эта медаль имеет и
оборотную сторону, еще более мерзостную: с учеников тоже стали брать плату,
совершенно неподъемную для многих! Я с полной ответственностью заявляю вам,
уважаемые студенты, которые должны вносить деньги в кассу за свое обучение
каждый семестр, эти деньги идут не нам, вашим педагогам, они все оседают в
управляющих структурах, т.е. в руках тех, кто к обучению имеет весьма далекое
отношение.
Образование – чрезвычайно ёмкий термин, вобравший в себя
целый веер различных процессов. В первом приближении можно выделить три главных
компоненты образования: обучение, просвещение и воспитание. Как правило, две
последних составляющих образования в иллюзионном жанре как-то остаются за
пределами обсуждения.
Возможно, просвещение многие считают областью
самообразования. Многие участники процесса обучения (как учителя, так и
ученики), оставляют на совести ученика его попытки и желание познакомиться,
например, с историей иллюзионизма. Современные «учителя» либо сами не знакомы с
этой областью, либо просто считают просвещение не столь важным, как знание
секретов и техник иллюзионизма. Мне кажется, что лишь Олег Анатольевич Степанов
стремится заполнить эту брешь в отечественном образовании будущих фокусников
своими переводами старинных классических книг. И если раньше начинающие
фокусники с благоговением открывали книгу Вадимова и Триваса, то теперь,
благодаря все тому же, придирчивому Олегу Анатольевичу, нашедшему в работе
мэтров массу ошибок и неточностей, многие стоят в недоумении и думают, что же
им следует прочитать. А на русском языке ничего такого и нет! Многие юные
фокусники, наверное, лишь мельком слышали о своих великих предшественниках.
Хотя многие же, судя по их роликам в Интернете, решили всю эту «мутату» с
великими фокусниками оставить «на потом». Юные дарования, скорее всего, живут
сегодняшним днем, спешат поделиться со всеми своими наработками. (Ведь время
стало гораздо быстрее бежать за последние годы, это отмечают многие ученые).
Возможно, у юных фокусников нет возможности отснять другие ролики – это и есть
вторая причина того, что в Интернете появляется множество сырых работ. Это,
кстати, касается и меня самого, в ютьюбе можно увидеть несколько роликов,
отснятых во время моих выступлений на корпоративах, в которых можно отыскать
много ошибок. Но переснять их нет никакой возможности – поезд, как говорится,
уже ушел! Вот и поле деятельности для критиков – потренируйтесь в
культурологическом анализе, опишите конкретные эпизоды, отыщите то, с чем вы не
согласны, дайте свои предложения. Мне кажется, это только всем пойдет на
пользу. Во всяком случае, я совершенно не боюсь критики, я готов все это
выслушать. А то вот совсем недавно один из фигурантов моего анализа страшно
обиделся на меня за то, что я избрал именно его выступление объектом для
анализа типичных ошибок. Лишь в долгой переписке с ним выяснилось, что он не
может найти возражений ни для одного из рассмотренных мною ошибочных его
действий. Ему не понравилось то, что я анализировал этот его конкретный ролик…
Так вот, именно историческое просвещение поможет многим нашим коллегам избегать
существенных ошибок. И не будут звучать на всю страну утверждения о том, что
Гарри Гудини мог изменять массу своего тела… А поэтому, просвещение,
согласитесь, есть мощный мотор для личностного роста. Самое главное, что этот
мотор можно включать на любом этапе своей жизни. Он поможет и юноше, и старцу.
Ну, а вторая, незамечаемая многими компонента образования –
воспитание, это действительно самая интимная часть всего процесса. Воспитывать
директивными методами, напрямую указывая ученику, каким он должен становиться
человеком в этой жизни, занятие абсолютно бесперспективное. Воспитание
пронизывает всю жизнь человека с самого раннего детства: это и ласка его мамы,
и строгий взгляд отца, и та книга, что ему читает дедушка на сон грядущий, и
пирожок, что за столом подкладывает бабушка на его тарелку… Это и голос учителя
математики в школе, и взгляд золотой рыбки из-за стекла аквариума в кабинете
биологии, и боль в мышцах при подтягивании на турнике – вся жизнь является
великим воспитателем. Именно она делает юношу тем, кем он становится при своем
взрослении. И в этом процессе роль его наставника в фокусах оказывается очень
важной. Поскольку образ учителя всегда будет неким образцом для подражания.
Ну, а теперь подумайте, какие критерии образования в
иллюзионизме должны стать определяющими для фокусника, решившего, что он уже
может не только зарабатывать деньги своим искусством, но и обучать других. И не
оказывается ли здесь немаловажным, например, то обстоятельство, что такой
артист не может продать то, что он умеет делать, зрителям? И он начинает
зарабатывать тем, что продает секреты другим, не зрителям, но просто любопытным?
А самое главное, подумайте, ну разве существуют какие-то рычаги воздействия для
отбора (либо какого-то условного лицензирования) таких учителей, кроме их собственного
внутреннего понимания своей роли в этом процессе?
Надеюсь, теперь немного понятнее становится мое утверждение
о бесперспективности борьбы с низким уровнем разоблачающих секреты роликов в
Интернете. Бороться с этим явлением извне – бессмысленно и невозможно. Оно
может быть остановлено только изнутри, самими авторами этих роликов. Здесь
цензура – неприемлема. Да здравствует самоцензура! Но это – вряд ли…