Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 24 января 2013 г.

Обучение или разоблачение?


   Интересная вырисовывается проблемка… Возникло у меня несколько мыслей по поводу взаимоотношений коллег в иллюзионном жанре. Может быть, эти рассуждения смогут привлечь к заметке несколько комментариев, а уж в дискуссии и появятся какие-то пути для разрешения слегка запутанной ситуации. Впрочем, это, оговорюсь, лишь мне, возможно, представляется  проблемой. А все сообщество фокусников это и проблемой не посчитает. А сущность вопроса такова.
   Я прекрасно помню, как на форумах фокусников в прошлом году вспыхнуло ярким пламенем прямо-таки «новгородское вече» по осуждению братьев Сафроновых, которые осмелились в телевизионной программе разоблачать секреты крупных иллюзионных аппаратов. Практически все форумчане единогласно осудили сие действо, и заклеймили позором его участников. Кажется, я был единственным, кто попытался найти мотивы поступку братьев, и кто не стал их столь яростно осуждать. Тогда мои рассуждения вылились в довольно пространную статью, которую напечатал (правда, в весьма урезанном виде) серьезный теоретический журнал. Вы можете прочитать ее вот по этой ссылке:  http://teoria-practica.ru/-4-2012/culture/svechnikov.pdf
   (Кстати, если читатели блога заинтересуются, я могу выложить статью в оригинальной редакции). Надо только указать это в комментариях.
   Так вот. Побродил я на днях по Интернету и обнаружил несколько новых сайтов, владельцы которых начинают обучать всех желающих карточным фокусам. Я связался с владельцем одного из таких сайтов, поскольку меня уже больше года интересуют мотивы тех ребят, которые предлагают посетителям их сайтов обучение карточным фокусам. Задал я этому юноше два главных вопроса.
1.     Почему он выбрал карты?
2.     Зачем он раскрывает секреты трюков всем желающим?
Вот какие ответы я получил:
«… С детства люблю карты... со школы ещё... с техникума с пар выгоняли, за то, что на последней парте в карты играл... В общем, люблю всё, что связано с картами.
… Одно время хотел так вживую людей учить, пошёл объявление в газету давать, но сказали, что такие объявления не будут печатать!
… Что касается рекламы чужого сайта, то это моя партнёрская программа с ними. Если люди приходят в школу по моей ссылке, то мне платятся комиссионные... Ну, я думаю, вы знаете как устроены партнёрские программы… партнёрка мне тоже нужна, как средство монетизировать сайт хоть чуток.
… Если честно, то я планирую выпустить свой небольшой платный мини-курс. На одну ЗП сейчас не прожить, а так хоть какие-то деньги.
… Но если я не буду ничего разоблачать, то, увы, мой сайт посещать вряд ли будут.
… Но мне чему-то нужно учить... что-то нужно показать… именно секрет. Не одни же фальшивые тасовки или флориши раскрывать».
  Итак, молодой человек признается, что карты любит с детства, хотел людей учить тому, что умеет делать сам. В общем-то, это совершенно естественное желание, которое происходит напрямую из нашего детства: игры девочек в «дочки-матери», игры в школу, развивающие игры, которые обязательно несут в себе элемент обучения. Вообще человек всю свою жизнь учится. Поэтому, желание научить кого-то тому, чему научился сам, свойственно любому креативному человеку. Владелец сайта, о ком я пишу, безусловно, относится к таким творческим людям: он очень прилично делает карточные манипуляции, он самостоятельно научился веб-дизайну, разработал свой собственный сайт, владеет компьютером, он учится в университете, работает – современный молодой человек.
   К сожалению, очень многие молодые люди, движимые желанием научить всех посетителей своих сайтов карточным фокусам, не до конца понимают разницу между разоблачением фокуса, и обучением этому трюку. Скорее всего, они пытаются научить других по той же схеме, по которой они сами узнали секрет этого фокуса. Кстати, они прекрасно понимают желание зрителей узнать секрет – эту самую главную сердцевину любого фокуса. Ведь если не знаешь секрета, то никогда не сможешь показать фокус! Вот и мой собеседник понимает, что если он не будет разоблачать секреты, то на его сайт перестанут заходить, ведомые своим любопытством, люди. Тут мы подходим, на мой взгляд, к самой главной мотивации молодого «учителя фокусов» - он хочет, чтобы его сайт посещали, и ищет средства для подогрева интереса посетителей. И находит эту точку – секрет фокуса! И в этом он совершенно прав! Люди жаждут разоблачений! Но эти ребята не понимают главного: большую часть тех, кто смотрит их ролики с «обучением фокусам», никакое обучение не интересует. Большая часть удовлетворятся тем, что узнают секрет фокуса, сами они, скорее всего, никаких фокусов показывать вообще не собираются. Им вполне достаточно разоблачения трюка. Почти наверняка через пару дней они уже забудут и фокус, и его секрет, но в тот момент они получили от сайта то, чего хотели – они удовлетворили свое любопытство.
   Итак, проблема, с которой мы сталкиваемся в новом информационном обществе, заключается в том, что благодаря доступности Интернета, тиражируются примитивные схемы так называемого обучения, которое, в принципе, оказывается только разоблачением секрета трюка.
   Надо ли с этим бороться? На мой взгляд, любая борьба с этим явлением бессмысленна и бесперспективна. Она не принесет никаких результатов в обществе, где на государственном уровне сворачиваются образовательные программы, где просвещение уже не является целью и заботой государства, где культурный рост личности никого не интересует на фоне ежедневных поисков средств для «монетизации» всего, что ты умеешь делать. Кстати, Википедия разъясняет:
«… Монетизация  — это процесс конвертации чего-либо в законное платёжное средство. Даже подлинно бесполезные вещи могут быть превращены в деньги, если эти вещи трудно сделать или приобрести. Монетизация также может означать … взимание оплаты за что-то, что было бесплатным, или прибыль от товаров и услуг, которые до этого не приносили прибыли.
В последнее время понятие «монетизация» также используется при описании способов заработка в разнообразных интернет-проектах и конвертации трафика (посещений и просмотров) в деньги».
   Вот так и никак иначе: извлекайте прибыль из товаров и услуг, которые раньше были бесплатными! В отличие от молодых людей, которые четко усвоили эти новейшие приемы монетизации, я еще помню время, когда образование было правом, доступным каждому, а не услугой, которую надо покупать. И учителям платило государство, считая их работу очень важным делом не только для учеников, но и для будущего всей страны. К сожалению, теперь те ничтожные подачки, что страна в лице своих чиновников, бросает работникам образования, никак не могут считаться достойной оплатой их труда. Но эта медаль имеет и оборотную сторону, еще более мерзостную: с учеников тоже стали брать плату, совершенно неподъемную для многих! Я с полной ответственностью заявляю вам, уважаемые студенты, которые должны вносить деньги в кассу за свое обучение каждый семестр, эти деньги идут не нам, вашим педагогам, они все оседают в управляющих структурах, т.е. в руках тех, кто к обучению имеет весьма далекое отношение.
   Образование – чрезвычайно ёмкий термин, вобравший в себя целый веер различных процессов. В первом приближении можно выделить три главных компоненты образования: обучение, просвещение и воспитание. Как правило, две последних составляющих образования в иллюзионном жанре как-то остаются за пределами обсуждения.
   Возможно, просвещение многие считают областью самообразования. Многие участники процесса обучения (как учителя, так и ученики), оставляют на совести ученика его попытки и желание познакомиться, например, с историей иллюзионизма. Современные «учителя» либо сами не знакомы с этой областью, либо просто считают просвещение не столь важным, как знание секретов и техник иллюзионизма. Мне кажется, что лишь Олег Анатольевич Степанов стремится заполнить эту брешь в отечественном образовании будущих фокусников своими переводами старинных классических книг. И если раньше начинающие фокусники с благоговением открывали книгу Вадимова и Триваса, то теперь, благодаря все тому же, придирчивому Олегу Анатольевичу, нашедшему в работе мэтров массу ошибок и неточностей, многие стоят в недоумении и думают, что же им следует прочитать. А на русском языке ничего такого и нет! Многие юные фокусники, наверное, лишь мельком слышали о своих великих предшественниках. Хотя многие же, судя по их роликам в Интернете, решили всю эту «мутату» с великими фокусниками оставить «на потом». Юные дарования, скорее всего, живут сегодняшним днем, спешат поделиться со всеми своими наработками. (Ведь время стало гораздо быстрее бежать за последние годы, это отмечают многие ученые). Возможно, у юных фокусников нет возможности отснять другие ролики – это и есть вторая причина того, что в Интернете появляется множество сырых работ. Это, кстати, касается и меня самого, в ютьюбе можно увидеть несколько роликов, отснятых во время моих выступлений на корпоративах, в которых можно отыскать много ошибок. Но переснять их нет никакой возможности – поезд, как говорится, уже ушел! Вот и поле деятельности для критиков – потренируйтесь в культурологическом анализе, опишите конкретные эпизоды, отыщите то, с чем вы не согласны, дайте свои предложения. Мне кажется, это только всем пойдет на пользу. Во всяком случае, я совершенно не боюсь критики, я готов все это выслушать. А то вот совсем недавно один из фигурантов моего анализа страшно обиделся на меня за то, что я избрал именно его выступление объектом для анализа типичных ошибок. Лишь в долгой переписке с ним выяснилось, что он не может найти возражений ни для одного из рассмотренных мною ошибочных его действий. Ему не понравилось то, что я анализировал этот его конкретный ролик… Так вот, именно историческое просвещение поможет многим нашим коллегам избегать существенных ошибок. И не будут звучать на всю страну утверждения о том, что Гарри Гудини мог изменять массу своего тела… А поэтому, просвещение, согласитесь, есть мощный мотор для личностного роста. Самое главное, что этот мотор можно включать на любом этапе своей жизни. Он поможет и юноше, и старцу.
   Ну, а вторая, незамечаемая многими компонента образования – воспитание, это действительно самая интимная часть всего процесса. Воспитывать директивными методами, напрямую указывая ученику, каким он должен становиться человеком в этой жизни, занятие абсолютно бесперспективное. Воспитание пронизывает всю жизнь человека с самого раннего детства: это и ласка его мамы, и строгий взгляд отца, и та книга, что ему читает дедушка на сон грядущий, и пирожок, что за столом подкладывает бабушка на его тарелку… Это и голос учителя математики в школе, и взгляд золотой рыбки из-за стекла аквариума в кабинете биологии, и боль в мышцах при подтягивании на турнике – вся жизнь является великим воспитателем. Именно она делает юношу тем, кем он становится при своем взрослении. И в этом процессе роль его наставника в фокусах оказывается очень важной. Поскольку образ учителя всегда будет неким образцом для подражания.
   Ну, а теперь подумайте, какие критерии образования в иллюзионизме должны стать определяющими для фокусника, решившего, что он уже может не только зарабатывать деньги своим искусством, но и обучать других. И не оказывается ли здесь немаловажным, например, то обстоятельство, что такой артист не может продать то, что он умеет делать, зрителям? И он начинает зарабатывать тем, что продает секреты другим, не зрителям, но просто любопытным? А самое главное, подумайте, ну разве существуют какие-то рычаги воздействия для отбора (либо какого-то условного лицензирования) таких учителей, кроме их собственного внутреннего понимания своей роли в этом процессе?
   Надеюсь, теперь немного понятнее становится мое утверждение о бесперспективности борьбы с низким уровнем разоблачающих секреты роликов в Интернете. Бороться с этим явлением извне – бессмысленно и невозможно. Оно может быть остановлено только изнутри, самими авторами этих роликов. Здесь цензура – неприемлема. Да здравствует самоцензура! Но это – вряд ли…



четверг, 17 января 2013 г.

Ментальные шоу


  Почти во всех культурологических работах, посвященных исследованию иллюзионизма, его возможностей и форм, рассматривается и множеством примеров подчеркивается развлекательная сторона этого оригинального жанра. На поиски всевозможных вариантов увеличения зрелищности и развлекательного характера современного иллюзионизма затрачивают огромные усилия многие мастера этого жанра. Среди исполнителей прочно утвердилась главная идея – какие фокусы бы они не показывали – трюки с картами, монетами, веревками, манипуляции с шариками и платками – они должны развлекать публику.
  Однако в оригинальном жанре особняком стоят два направления, которые производят невероятное впечатление на обычных зрителей, не знакомых с основными принципами иллюзионизма. Это впечатление столь мощно, что развлекательный характер иллюзионизма как бы отходит на второй план. Зрители начинают верить в то, что они явились свидетелями чего-то большего, чем просто развлекательное шоу. Эти удивительные направления – ментальная магия, особенно ее разновидность, которая практикует «чтение мыслей», и телекинез. Когда исполнитель совершенно серьезно демонстрирует то, что он может понять и прочувствовать тайные мысли и желания зрителей, когда он только лишь силой мысли способен заставить предметы перемещаться, зрители могут интуитивно прийти к выводу, что менталист не просто развлекает публику, но демонстрирует свои уникальные способности.
  В демонстрации ментальных чудес самое главное обстоятельство удачного выступления менталиста, которое всегда лежит вне сферы его личного умения и обаяния, это то, что многие зрители совершенно искренне верят в чудеса и в сверхчувственные способности артиста. В современном информационном обществе одновременно развиваются две известные тенденции: с одной стороны, постоянно повторяется в научных журналах и телевизионных дискуссиях то, что наличие экстрасенсорных способностей не нашло подтверждения; с другой стороны, во многих телевизионных программах (например, «Битва экстрасенсов») зрителям демонстрируют совершенно уникальные возможности отдельных людей. И многие совершенно искренне возмущаются тем, что ученые игнорируют и не изучают этих победителей битв. Учтите, что телевидение, ощущая жгучий интерес публики к «непознанному», провело уже 13 (!) сезонов этой программы.
  Следует, на мой взгляд, отметить то обстоятельство, что зрители отмечают ментальные выступления как демонстрацию некоего «оригинального жанра», но всегда склонны подозревать в них наличие чего-то ускользнувшего от пристального внимания экспертов. Практически все зрители видели выступления фокусников, но на презентации правильно сделанной ментальной магии, они уверены, что все на сцене выполняется совершенно другими, «не фокусными» способами.
  К сожалению, в России нам приходится только мечтать о появлении артиста в жанре ментальной магии такого, например, уровня как Деррен Браун. О его последнем ментальном шоу «Свенгали» вы можете прочитать в заметке Алекса Капры (http://blog.magicprof.ru/?p=646). А всё шоу Брауна можно увидеть, например, здесь http://www.youtube.com/watch?v=i1iIvk9PlkE
  Я уже писал много лет назад о «трех китах», на которых только и может стоять настоящий артист оригинального жанра, в своей работе «Теория и практика сценической магии»:
Вот эти «три кита»:
1. Сценическое мастерство артиста.
2. Специальные психологические приемы.
3. Технические средства и приемы достижения магических эффектов.
  Однако теперь, когда с момента написания той монографии прошло почти двадцать лет, я хочу добавить к этим трем китам тот огромный океан, в котором только и могут родиться, развиваться и жить эти киты – внутренняя культура, желание и умение учиться.
  Если человек любит учиться и способен критически относиться ко всем своим достижениям, он никогда не остановится в своем развитии. Важнейшее качество артиста – умение со вниманием выслушивать любые замечания и предложения. Умение сдержать свои эмоции, какими бы несправедливыми эти замечания ему не казались. Тогда он сможет их беспристрастно оценить и использовать для творческого роста.
  Все эти качества есть у Деррена Брауна. Но, повторяю, я просто не могу назвать ни одного российского артиста, который смог бы подготовить ментальное шоу такого уровня как «Свенгали» Брауна. Перебираю в уме выступления разных наших коллег, но не могу представить кого-то, кто с такой легкостью и изяществом передвигался по сцене, ярко, выразительно, умно и правильно говорил, мгновенно отвечал на любые реплики из зала, играя роль мага. Возможно, такой образ по плечу Александру Чару. Но ведь какую еще и организационную работу следует провести, чтобы появилось такое масштабное шоу.

воскресенье, 13 января 2013 г.

2013 год - подведение некоторых итогов



Блоги предоставляют своим владельцам
возможность не только общаться на интересные темы,
но и преумножать свою популярность, известность и успех. 
Из Интернета

Надо стремиться писать так,
чтобы могло читаться с одинаковым интересом
как профессором, так и кухаркой.
Слова Л.Н.Толстого
из воспоминаний Н.Д.Телешова.

   После того, как в середине 2012 года всем членам нашего диссертационного совета ДМ 212.242.12 в СГТУ сверху предложили предоставить сведения о трех своих публикациях в журналах рецензируемых ВАК, в качестве обязательного требования для перерегистрации совета, мне стало как-то не по себе. Публикации у меня были, но осадок от категорического и приказного характера такого распоряжения в душе появился. А уж когда я обнаружил, что теперь за такую публикацию (даже в электронном виде) в большинстве журналов стали требовать приличную оплату за каждую страницу текста, мне стало просто скучно. Нам в университете ежемесячно выдают в виде зарплаты не такие уж большие деньги, чтобы профессор решился тратить их на оплату публикации своих же статей. Все это стимулировало поиск каких-то альтернативных путей для знакомства коллег с результатами своих исследований и размышлений.
   Также большие разочарования вызвало заявление рейтинговой комиссии  СГТУ, которая отказалась учитывать в качестве публикаций профессоров монографии, изданные в некоторых зарубежных издательствах. Эти издательства любезно соглашались печатать наши труды совершенно бесплатно. Но эта услуга оказалась бесполезной для повышения рейтинга, а, соответственно, и материального достатка наших профессоров.
   Еще одна проблема касается участия в иногородних конференциях. Для того чтобы участвовать в них, для работающего преподавателя необходимо одновременное присутствие как минимум таких факторов как свободное от занятий время и материальные возможности учреждения для оплаты его командировки. Заочное участие требует все тех же материальных затрат для оплаты публикаций текстов. Все это делает проблематичным участие в конференциях преподавателей с большой учебной нагрузкой, российской (не московской!) зарплатой  и отсутствием грантов.
   На фоне таких безрадостных размышлений и родилась идея завести свой собственный блог, в котором я могу размещать все свои статьи, заметки, проекты и т.п. Идея захватила меня, поскольку уже много лет я мечтал «о свободном плаванье», когда ни тематика, ни стиль, ни объем, ни сроки, не висят дамокловым мечом над автором и сковывают его фантазию и инициативу. ВАКовские статьи у меня были, совет наш успешно перерегистрировали, я снова член этого совета. Но требование свыше (!) трех статей оставило в душе неприятный осадок, и я вплотную занялся личным погружением в блогосферу.
   Я не открою ничего нового, констатируя тот факт, что печатные публикации как форма, культурная традиция, способ сохранения и передачи информационных сообщений, начинают сдавать свои позиции в мире. Они весьма трудоемки по своему оформлению, чрезвычайно затратные по себестоимости, медленные по скорости создания и распространения. На смену им успешно приходят электронные издания: журналы, книги, сборники и т.п.
   Яндекс дает справку, что в настоящее время в России зарегистрировано более 63 миллионов блогов. Друзья помогли мне создать свой блог, и теперь я уже несколько месяцев размещаю в нем свои публикации. Трехмесячный приобретенный опыт блоггера позволяет мне сделать несколько выводов об этой новой для меня информационной технологии.
   Последние десять лет своей работы в университете я сосредоточился на культурологических исследованиях в области искусства иллюзии. И в блоге размещаю статьи и заметки по результатам этих исследований. За три месяца (с середины октября 2012 года до января 2013) я разместил в нем 32 публикации. За это время счетчик статистики просмотра блога выдал сведения, что мой блог посетили более 7500 раз. Это не очень много в масштабах Интернета, но я не уверен, что все мои предыдущие публикации (а по списку у меня более 140 печатных работ) за тридцать лет работы имели хоть половину от того числа прочтений, что мне обеспечил Интернет всего за три месяца. Разумеется, не все мои публикации можно назвать научными статьями, часть публикаций – это просто культурологические размышления о разных аспектах состояния российской иллюзии, часть – это выдержки из моих старых работ, но много и того, что родилось в последнее время. Немаловажным в постоянной работе блоггера я считаю возможность постоянного совершенствования своего стиля письма, придания ему вида, понятного всем читателям.
   Но самое важное, что присутствует в этой форме публикации в сети своих работ – это их открытость и возможность взаимного общения с читателями блога. А это, в свою очередь, предоставляет автору поистине уникальную возможность  быстро познакомиться с комментариями коллег, оценить по этим репликам истинную ценность, доступность, актуальность твоих заметок. Вот эта возросшая социальность твоего труда, его востребованность, на мой взгляд, самая важная особенность блогосферы. По сути дела, любой автор статей мечтает, чтобы с его мыслями и идеями познакомилось как можно больше его коллег. Никто не хочет писать статьи «в стол». Но печатные сборники, в которых ему предоставляется возможность публикации, издаются в последнее время небольшими тиражами. Поэтому, в лучшем случае, читателями становятся только авторы, чьи статьи размещены в этом же сборнике. По себе могу заметить, что, получив в руки такой сборник, первым делом отыскиваешь в оглавлении свою фамилию. И уж только после этого, если будет свободное время, бегло просматриваешь статьи коллег. Возможно, внимательно прочитаешь одну две работы, названия которых покажутся интересными. И уж за все время работы в университете не могу припомнить случая, чтобы получил хоть одну рецензию от коллег на уже опубликованную статью. Впрочем, это можно отнести к возросшему количеству информации, и невозможности чисто физически со всеми работами познакомиться, и отослать свой отзыв на вызвавшую ваш интерес публикацию.
   Второе, на что хочется обратить внимание, это многократно возросшие возможности авторского оформления своей рукописи. Вы можете самостоятельно, быстро и почти в любом формате включить в статью иллюстративный материал. В блоге одинаково просто поместить пиксельный рисунок, цветную или черно-белую фотографию, аудио или видео файл. А это повышает информативность сообщения. Вот, например, маленький фрагмент встречи 2012 года на нашей кафедре "Природной и техносферной безопасности".


   Однако появление новых информационных технологий сталкивается с проблемами распространения их «вширь и вглубь». Для успешного их освоения и эффективного использования, автор должен, как минимум, иметь компьютер, безлимитный и быстрый Интернет, лицензионные программы, а, главное, должен иметь навыки в использовании всего этого богатства. (Пожалуй, из всего перечисленного, лицензионные программы это самое уязвимое место большинства российских блоггеров…) И все его коллеги, с которыми он хотел бы общаться, также должны все это иметь и уметь. Только тогда может возникнуть полноценное, равное и взаимовыгодное сотрудничество. Немаловажным будет и знание иностранного языка, если только индивид не собирается замыкаться в родном, и понятном ему, медиапространстве.
   Открытость публикаций и возможность, предоставленная любому читателю блога, оставить свой комментарий к прочитанному, порождает еще одну проблему культурологического характера. Где-то было сказано, что, к сожалению, развитие Интернета существенно обогнало развитие его пользователей. Если ты размещаешь в свободном доступе свои мысли, будь готов к тому, что кому-то они могут не понравиться. И уж тогда ответный комментарий может быть совсем неожиданным как по форме, так и по содержанию. К счастью, в блоге присутствует функциональная возможность введения премодерации комментариев, позволяющая автору предварительно просматривать все комментарии.
   Об изменившихся возможностях коммуникаций размышляет в недавнем видео-обращении и Президент РАЕ М.Ю.Ледванов "Новый сервис РАЕ для ученых и преподавателей "Система управления конференциями CSRAE". Просмотр видео по ссылке:
   Михаил Ледванов отмечает, что динамично меняющееся информационное пространство современного образования требует применения принципиально новых информационных технологий. Как мне кажется, предлагаемые им программные продукты для проведения заочных Интернет конференций, как нельзя лучше способствуют эффективной, быстрой и малозатратной коммуникации ученых, студентов и любых заинтересованных в теме слушателей. Такие конференции могут способствовать самому широкому обмену идеями, результатами исследований, мыслями и мнениями. Но такие конференции могут быть организованы и успешно проведены лишь при активном Интернет участии всех заинтересованных лиц, а также при условии владения ими этими новыми информационными технологиями.
   Таким образом, получается, что весь объем и качество современного научного диалога, могут быть достигнуты лишь при активном собственном изменении его участников в этом стремительно меняющемся мире. Поэтому собственный блог – это прекрасный способ борьбы с творческим застоем. И нужен он, как я все больше начинаю понимать, не столько, может быть, его читателям, как автору. А комментарии, которые приходят в ответ на твои размышления, помогают быстро выявить, понять и исправить ошибки и наметить новые направления исследований. Большое спасибо всем критикам, критикуйте меня больше!
   С Новым Старым Годом, мои дорогие друзья!

пятница, 4 января 2013 г.

О чем спор?


   Я вполне удовлетворен достигнутым результатом. Я имею в виду свою предыдущую публикацию о проблеме создания современной методики обучения фокусам. Я благодарю своих постоянных читателей и соавторов, Олега Степанова и Александра Винокурова, за их эмоциональный, яростный отпор моим устаревшим предложениям. Особенно я восхищен эротическими фантазиями Олега, которые вполне вписываются в новейшие тантрические системы обучения. Для того, чтобы получить такие комментарии, стоило «разбудить спящего».
   Вообще мне очень нравится, что эти публикации вызывают такую бурю страстей. Однако с огромным сожалением вынужден констатировать, что число оппонентов становится стабильным и небольшим. Воистину, «… как их мало и как страшно далеки они от народа…». Возможно, наши юные дарования, просто не решаются принять участие в этой «битве титанов». И, уж тем более, не хотят принимать, чью-то сторону, опасаясь обидеть других «мэтров». Я обращаюсь к вам, юные друзья, для которых я все это пишу: не обращайте внимания на полемику! Не стремитесь увидеть в ней то, что вас, возможно, сдерживает от высказывания своего мнения. Мне ужасно интересно полемизировать с уважаемым Олегом Анатольевичем, поскольку именно мои, провокационные с его точки зрения, мысли и предложения, будят его изумительный авторский стиль, совершенно не похожий на стиль авторов, которых он переводит слово в слово.
   Давайте вернемся к моей статье и комментариям. Мне хочется, чтобы вы, уважаемые читатели, поняли, что спор идет о совершенно разных вещах. По принципу – в огороде бузина, а в Киеве дядька. Цитата из Винокурова:

«…Книгу, раз уж о ней зашла речь, честно скажу, сейчас буду нахваливать и рекламировать ))). Книга построена действительно настолько грамотно методически, что просто поражаешься, насколько хорошо авторы были погружены в тему.
…К книге есть замечательный видеокурс Пола Вилсона, который начинается как раз таки с того, что он всем настоятельно рекомендует открыть книгу и вместе с ней смотреть видео. И именно в этом сочетании будет достигнута максимальная эффективность».

   Что пишу я: «…В книге Хугарда совершенно правильно методически подобран материал, он изложен последовательно, в нужном и рациональном порядке. Но сама форма изложения этого великолепного по содержанию материала, в настоящее время представляется мне чрезвычайно тяжеловесной и трудной для восприятия. В качестве альтернативы печатной формы учебника я двумя руками голосую за видео-семинары: все объяснения карточных манипуляций гораздо легче изучать на ДВД, по видео-инструкциям, а не по книгам, читая их описания». О чем же спор? Ведь я говорю совершенно то же самое: «… В книге Хугарда совершенно правильно методически подобран материал, он изложен последовательно, в нужном и рациональном порядке».
   Далее Винокуров пишет о видео-курсе Вилсона. И в его комментарии идет методически для меня абсолютно загадочное предложение: «… открыть книгу и вместе с ней смотреть видео». Смею вас уверить, что ОДНОВРЕМЕННО с чтением книги, смотреть видео НЕВОЗМОЖНО. Вернее, все это можно делать, но обучающий эффект при этом будет НУЛЕВОЙ. Студент не усвоит ни видео, ни текста. Это нельзя делать одновременно, это следует делать последовательно! И как пишет Винокуров (и вот в этом я совершенно согласен, поскольку именно об этом и пишу, и к этому призываю) только в сочетании будет достигнута максимальная эффективность.
   А вот далее надо разработать эти пропорции СОЧЕТАНИЯ. Сколько видео и когда, сколько текста и когда. Далее – отсылаю к своей публикации, где я пишу о значении видео для отработки движений рук – ремесла.
  Теперь о комментарии Олега Степанова. Я очень долго спорил с ним, доказывая, что мы говорим о разных вещах. Попробую еще раз пояснить свою точку зрения, отталкиваясь от его слов.
   Итак, Олег иронично пишет: «…Вы совершенно правы. Методика преподавания из книги "Королевская дорога" безнадёжно устарела».
   Это просто неправильное понимание моих слов, которое придает им совершенно другой смысл. Я никогда не имел в виду, что методика преподавания ИЗ книги Хугарда устарела. Вы можете найти в статье уже упоминаемые мои слова о том, что «… В книге Хугарда совершенно правильно методически подобран материал, он изложен последовательно, в нужном и рациональном порядке». Я стремлюсь утвердить читателей в мысли о том, что обучать ТОЛЬКО по книге – это методически неверно.
  Да, можно, пользуясь только текстом, разбирая и изучая его, пытаться достичь уверенных манипуляций. Но ведь я в своей статье пишу об эффективности обучающего курса, а не о содержании книги!!! Книга гениальна в правильности подобранного материала, в его изложении. Но остановиться только на книге и не использовать всех современных вариантов обучения, это – остаться в прошлом веке!! Насколько же эффективней сочетать в педагогической технологии лекцию, в которой преподаватель все ОБЪЯСНЯЕТ и ПОКАЗЫВАЕТ. Лекцию, в которой он использует видео-курс для детальной демонстрации того, что, возможно, трудно увидеть с задних рядов или сбоку, для детальной демонстрации отдельных фаз манипуляции, возможно для повторения и закрепления материала. А текст в том или ином виде использовать лишь как дополнение для повторения и закрепления пройденного материала, когда студент вернется с лекции домой и окажется один на один с зеркалом. Вот тут-то он и сможет заглянуть в пособие. Я не берусь утверждать, что предлагаемая мной технология с использованием живого общения, видеоряда и текста, является оригинальной, оптимальной и единственно верной. Она уже давно используется в разных дисциплинах. Но я уверен, что мы, фокусники,  должны искать и использовать новые формы обучения, которые хорошо зарекомендовали себя на западе, но которые еще кажутся не столь традиционными, как сотни лет используемая система учебной литературы. Кроме лекции, разумеется, в курсе должны быть практические, самостоятельные работы, семинары и другие формы обучения.
  С огромным сожалением я должен констатировать, что в этой области, в сфере обучения фокусам, Россия опять должна догонять запад, должна «изобретать велосипед». Мы, к сожалению, не можем предложить никакой отечественной педагогической технологии, которая могла бы обеспечить нам прорыв в будущее. По-крайней мере, я такой технологии пока не вижу, и не знаю. Даже книг, которые могли бы соперничать с западными учебниками, мы пока предложить юным фокусникам не можем. Несколько дней назад я наткнулся в Интернете на интервью с Саймоном Анхольтом, британским политическим консультантом. Речь идет о России, не о фокусах. Но, мне кажется, что все это напрямую связано с нашей проблемой модернизации. Вот привожу выдержку из этого интервью.

Саймон Анхольт: Проблема России в том, что ее считают обузой

«… Перед Россией стоят две глобальные задачи: структурная модернизация страны и особенно городов. Многие современные города все еще устроены так, как было нужно в XIX веке: все эти торговые палаты и дипломатические миссии, а также культурные институты старого типа совершенно бесполезны сегодня. Все это, от структур поддержки бизнеса и гражданского общества до системы образования, нужно сделать современным и дешевым, технологичным и коммерчески эффективным, мобильным и гибким, чтобы соответствовать задачами и форматам, каналам коммуникации и стандартам менеджмента сегодняшнего дня. Все это должно составить единую систему.
  А вторая задача — делать изумительные проекты, цель которых в том, чтобы компетентно решать ключевые проблемы. Это, в свою очередь, станет национальным конкурентным преимуществом и основой позитивного бренда страны. Причем это должны быть такие проекты и события, которые не требуют поддержки от PR-агентств, потому что интересны другим людям и странам сами по себе. Ведь PR-агентство нужно, если ваши истории скучны и их нужно проталкивать в СМИ. Если вы успешно решили общемировую проблему и готовы интересно об этом рассказать, все люди заинтересуются вами и так».

  Так давайте же вместе создадим самую эффективную систему обучения! У нас прекрасная база – русское образование уже считалось когда-то самым прогрессивным в мире. Есть от чего отталкиваться.

четверг, 3 января 2013 г.

Как обучать фокусам?


   Сегодня я перечитал несколько глав из знаменитой книги Джина Хугарда «Королевская дорога к карточным фокусам». Переводчик этой книги, Олег Степанов, называет ее самой великой книгой по карточным фокусам. Я очень люблю карточные фокусы. 90 % моих трюков за столом – это фокусы с картами. Правда, в тех трюках, что я люблю, почти всегда используются гиммики или гафф-карты. В отличие от трюков, которые описаны в книге Хугарда, и которые показывают на соревнованиях специалисты в кардистри. Поэтому я и решил освежить в памяти, а возможно, и узнать какие-то новые карточные фокусы.
   Но сначала вот что мне хочется обсудить. Ведь игральные карты, это единственный иллюзионный или фокусный реквизит, который позволяет показать такое огромное количество совершенно разных по зрительскому восприятию трюков. Сможет ли кто-нибудь назвать другой реквизит, подходящий для такого же количества различных фокусов? И шарики, и монеты, и веревки, накладывают определенные ограничения на фокусы с ними. Фокусы с бокалами, со столиками, с платками, требуют еще больших ограничений. Из трюков с такими объектами, конечно, созданы целые энциклопедии. Одни только фокусы с платками объединены в четыре тома энциклопедии Райса. Есть, разумеется, и другие энциклопедии, но ничто не сможет сравниться с картами. Наверное, именно это обстоятельство делает их такими привлекательными для начинающих фокусников. Приобретаешь несколько колод карт, и ты уже можешь годами тренироваться только с ними. И количество твоих фокусов будет неисчислимо! Вот где собака зарыта! Ведь если ты приобретешь, какой-нибудь реквизит для другого фокуса, то ведь надо же еще исхитриться выбрать обстоятельства, когда его можно показать, чтобы тебя не сочли «неадекватным»… А колоду карт практически в любой момент можно достать из кармана со словами: «… покажу вам один фокус». И все будет в порядке, вы себя нормально позиционируете, и колода карт – к месту. Получается, что бы я ни писал о картах и карточных фокусах, и как бы я к ним не относился, они останутся великим фокусным реквизитом и будут востребованы еще тысячи лет!
   Но, перечитав Хугарда, я как-то вдруг сделал для себя открытие: я не смог бы обучиться карточным фокусам по этой книге. Во всяком случае, теперь в моем возрасте. Я не считаю себя глупым или не способным к обучению. Почему же книга вдруг показалась мне столь сложной? Решил, что в этом необходимо разобраться детально, возможно такая же проблема с обучением может возникнуть не у меня одного. «Великая книга», возможно, и останется таковой на все времена, но, на мой взгляд, как учебник карточных фокусов она безнадежно устарела, поскольку использует старые методические приемы обучения. Я не смог понять и повторить, предлагаемые и описанные в ней приемы карточных манипуляций. Очень долго я пытался вникнуть, например, в следующее: «…Поднимите нижнюю пачку вверх, оставляя часть колоды лежать, затем опустите их вниз поверх других карт, пока её нижняя сторона не коснется левой ладони». Или вот это: «…Поднимите нижнюю половину колоды, начиная тасовку, но во время выполнения этого слегка надавите на нижнюю карту кончиками среднего и безымянного пальцев левой руки, придержав её сзади, и, таким образом, добавьте в низ пачки, которая остается в левой руке». Читая, я честно пытался разобраться, каким пальцем и какую часть карты я должен прижать, на что надавить, и окончательно запутался…
   И это вовсе не потому, что Олег Анатольевич сделал непонятный перевод, нет. Он перевел все так, как много лет назад это описал Хугард. Олег Анатольевич очень трепетно и внимательно относится к авторскому тексту. Скорее всего, Хугард так это пытался описать. Просто, на мой взгляд, сейчас трудно найти юниора, который сможет понять и повторить подобные рекомендации, ориентируясь на текст. Самостоятельно, без наставника, овладеть этой техникой новичку будет чрезвычайно затруднительно. Тем более, человеку, который с трудом может превратить описание в картинку с помощью своего воображения. Визуализация какого-то описания – это сложный психологический процесс, который в свою очередь требует определенных навыков, некоей системы мышления, и, возможно, специального обучения. И это напрямую относится к обучению карточным манипуляциям. Итак, предлагаю рассмотреть и обсудить современную форму и содержание учебного курса по обучению, скажем, карточным фокусам. Для этого следует разработать (или использовать уже существующие) соответствующие методы и приемы, которые, собственно, и определят форму обучения.
   Если обратиться к Википедии, то там можно прочесть следующее:
 Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) – кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
   Для понимания всей сложности нашей частной проблемы и поиска возможностей ее преодоления, на мой взгляд, следует рассмотреть современные подходы к общим проблемам обучения. В настоящее время в педагогике все чаще встречается понятие «педагогической технологии». Это направление зародилось в 60-е годы прошлого столетия в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Если раньше педагогика часто рассматривалась как некое искусство, а учитель представал неким посвященным жрецом, то в настоящее время обучение скорее должно напоминать некий отработанный технологический процесс.
   Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям – критериям технологичности, которыми являются:
концептуальность;
системность;
управляемость;
эффективность;
воспроизводимость.
   Если нам нужно разработать новый учебный курс по карточным фокусам (а их уже существует множество), то все в нем эти критерии нуждаются в самом пристальном учете и новом осмыслении. Сейчас я хочу обратить свое и ваше внимание на три из этих критериев: системность, эффективность и воспроизводимость.
   Если человек решил научиться показывать карточные фокусы, то его обучение должно быть системным: оно не должно быть однобоким. В принципе студент должен получить от курса все знания о картах, все, что только можно отыскать на сегодняшний день. Он должен познакомиться и с историей игральных карт, и с их устройством и свойствами, с колодами, с манипуляциями, гиммиками, возможностями карт. Обучение должно быть эффективным: принести максимальные плоды в самое сжатое время. Студент не должен жалеть ни об одной потерянной минуте в процессе обучения. Все современные обучающие курсы существуют в условиях жесточайшей конкуренции, поэтому студент должен оценивать возможность достижимого им результата по оптимальным затратам своих материальных и духовных усилий. И, наконец, предлагаемая система обучения должна быть воспроизводимой. Она должна иметь некий ресурс повторения, воспроизведения ее основ окончившими курс студентами для других учеников. Т. е. система должна быть записанной на каких-то материальных носителях и иметь возможность многократного воспроизведения.
   И вот тут-то мне снова хочется вернуться к Хугарду и вообще к учебнику в виде традиционной книги, методического пособия, описания неких действий, которые должен разучить, освоить, повторить и запомнить обучающийся. В книге Хуггарда совершенно правильно методически подобран материал, он изложен последовательно, в нужном и рациональном порядке. Но сама форма изложения этого великолепного по содержанию материала, в настоящее время представляется мне чрезвычайно тяжеловесной и трудной для восприятия. В качестве альтернативы печатной формы учебника я двумя руками голосую за видео-семинары: все объяснения карточных манипуляций гораздо легче изучать на ДВД, по видео-инструкциям, а не по книгам, читая их описания.
  Визуальная методика обучения превосходно подходит к процессу овладения каким-то ремеслом, требующим от студента разучивания определенного алгоритма движений. Здесь, воистину справедлива китайская поговорка: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В карточных фокусах без гиммиков определяющим условием успеха трюка является превосходная манипуляция, выполняемая руками, пальцами. И вот ей-то проще всего, быстрее и надежнее научиться, наблюдая за наставником. В такой живой лекции, кстати, совершенно уместно будет использование видеоряда для закрепления каких-то нужных движений. Лучше всего, конечно, общаться с учителем «вживую», поскольку всегда можно прервать лекцию или семинар, и спросить, если что-то будет непонятно.
   А вот в обучении правильному мышлению, развитию речи, понимания, логике и т.п., книги, наверное, останутся наиболее органичным инструментом обучения, поскольку видео, все же лучше развивает руки, а не голову. Но об этом мы еще поговорим.