Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 3 января 2013 г.

Как обучать фокусам?


   Сегодня я перечитал несколько глав из знаменитой книги Джина Хугарда «Королевская дорога к карточным фокусам». Переводчик этой книги, Олег Степанов, называет ее самой великой книгой по карточным фокусам. Я очень люблю карточные фокусы. 90 % моих трюков за столом – это фокусы с картами. Правда, в тех трюках, что я люблю, почти всегда используются гиммики или гафф-карты. В отличие от трюков, которые описаны в книге Хугарда, и которые показывают на соревнованиях специалисты в кардистри. Поэтому я и решил освежить в памяти, а возможно, и узнать какие-то новые карточные фокусы.
   Но сначала вот что мне хочется обсудить. Ведь игральные карты, это единственный иллюзионный или фокусный реквизит, который позволяет показать такое огромное количество совершенно разных по зрительскому восприятию трюков. Сможет ли кто-нибудь назвать другой реквизит, подходящий для такого же количества различных фокусов? И шарики, и монеты, и веревки, накладывают определенные ограничения на фокусы с ними. Фокусы с бокалами, со столиками, с платками, требуют еще больших ограничений. Из трюков с такими объектами, конечно, созданы целые энциклопедии. Одни только фокусы с платками объединены в четыре тома энциклопедии Райса. Есть, разумеется, и другие энциклопедии, но ничто не сможет сравниться с картами. Наверное, именно это обстоятельство делает их такими привлекательными для начинающих фокусников. Приобретаешь несколько колод карт, и ты уже можешь годами тренироваться только с ними. И количество твоих фокусов будет неисчислимо! Вот где собака зарыта! Ведь если ты приобретешь, какой-нибудь реквизит для другого фокуса, то ведь надо же еще исхитриться выбрать обстоятельства, когда его можно показать, чтобы тебя не сочли «неадекватным»… А колоду карт практически в любой момент можно достать из кармана со словами: «… покажу вам один фокус». И все будет в порядке, вы себя нормально позиционируете, и колода карт – к месту. Получается, что бы я ни писал о картах и карточных фокусах, и как бы я к ним не относился, они останутся великим фокусным реквизитом и будут востребованы еще тысячи лет!
   Но, перечитав Хугарда, я как-то вдруг сделал для себя открытие: я не смог бы обучиться карточным фокусам по этой книге. Во всяком случае, теперь в моем возрасте. Я не считаю себя глупым или не способным к обучению. Почему же книга вдруг показалась мне столь сложной? Решил, что в этом необходимо разобраться детально, возможно такая же проблема с обучением может возникнуть не у меня одного. «Великая книга», возможно, и останется таковой на все времена, но, на мой взгляд, как учебник карточных фокусов она безнадежно устарела, поскольку использует старые методические приемы обучения. Я не смог понять и повторить, предлагаемые и описанные в ней приемы карточных манипуляций. Очень долго я пытался вникнуть, например, в следующее: «…Поднимите нижнюю пачку вверх, оставляя часть колоды лежать, затем опустите их вниз поверх других карт, пока её нижняя сторона не коснется левой ладони». Или вот это: «…Поднимите нижнюю половину колоды, начиная тасовку, но во время выполнения этого слегка надавите на нижнюю карту кончиками среднего и безымянного пальцев левой руки, придержав её сзади, и, таким образом, добавьте в низ пачки, которая остается в левой руке». Читая, я честно пытался разобраться, каким пальцем и какую часть карты я должен прижать, на что надавить, и окончательно запутался…
   И это вовсе не потому, что Олег Анатольевич сделал непонятный перевод, нет. Он перевел все так, как много лет назад это описал Хугард. Олег Анатольевич очень трепетно и внимательно относится к авторскому тексту. Скорее всего, Хугард так это пытался описать. Просто, на мой взгляд, сейчас трудно найти юниора, который сможет понять и повторить подобные рекомендации, ориентируясь на текст. Самостоятельно, без наставника, овладеть этой техникой новичку будет чрезвычайно затруднительно. Тем более, человеку, который с трудом может превратить описание в картинку с помощью своего воображения. Визуализация какого-то описания – это сложный психологический процесс, который в свою очередь требует определенных навыков, некоей системы мышления, и, возможно, специального обучения. И это напрямую относится к обучению карточным манипуляциям. Итак, предлагаю рассмотреть и обсудить современную форму и содержание учебного курса по обучению, скажем, карточным фокусам. Для этого следует разработать (или использовать уже существующие) соответствующие методы и приемы, которые, собственно, и определят форму обучения.
   Если обратиться к Википедии, то там можно прочесть следующее:
 Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) – кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
   Для понимания всей сложности нашей частной проблемы и поиска возможностей ее преодоления, на мой взгляд, следует рассмотреть современные подходы к общим проблемам обучения. В настоящее время в педагогике все чаще встречается понятие «педагогической технологии». Это направление зародилось в 60-е годы прошлого столетия в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Если раньше педагогика часто рассматривалась как некое искусство, а учитель представал неким посвященным жрецом, то в настоящее время обучение скорее должно напоминать некий отработанный технологический процесс.
   Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям – критериям технологичности, которыми являются:
концептуальность;
системность;
управляемость;
эффективность;
воспроизводимость.
   Если нам нужно разработать новый учебный курс по карточным фокусам (а их уже существует множество), то все в нем эти критерии нуждаются в самом пристальном учете и новом осмыслении. Сейчас я хочу обратить свое и ваше внимание на три из этих критериев: системность, эффективность и воспроизводимость.
   Если человек решил научиться показывать карточные фокусы, то его обучение должно быть системным: оно не должно быть однобоким. В принципе студент должен получить от курса все знания о картах, все, что только можно отыскать на сегодняшний день. Он должен познакомиться и с историей игральных карт, и с их устройством и свойствами, с колодами, с манипуляциями, гиммиками, возможностями карт. Обучение должно быть эффективным: принести максимальные плоды в самое сжатое время. Студент не должен жалеть ни об одной потерянной минуте в процессе обучения. Все современные обучающие курсы существуют в условиях жесточайшей конкуренции, поэтому студент должен оценивать возможность достижимого им результата по оптимальным затратам своих материальных и духовных усилий. И, наконец, предлагаемая система обучения должна быть воспроизводимой. Она должна иметь некий ресурс повторения, воспроизведения ее основ окончившими курс студентами для других учеников. Т. е. система должна быть записанной на каких-то материальных носителях и иметь возможность многократного воспроизведения.
   И вот тут-то мне снова хочется вернуться к Хугарду и вообще к учебнику в виде традиционной книги, методического пособия, описания неких действий, которые должен разучить, освоить, повторить и запомнить обучающийся. В книге Хуггарда совершенно правильно методически подобран материал, он изложен последовательно, в нужном и рациональном порядке. Но сама форма изложения этого великолепного по содержанию материала, в настоящее время представляется мне чрезвычайно тяжеловесной и трудной для восприятия. В качестве альтернативы печатной формы учебника я двумя руками голосую за видео-семинары: все объяснения карточных манипуляций гораздо легче изучать на ДВД, по видео-инструкциям, а не по книгам, читая их описания.
  Визуальная методика обучения превосходно подходит к процессу овладения каким-то ремеслом, требующим от студента разучивания определенного алгоритма движений. Здесь, воистину справедлива китайская поговорка: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В карточных фокусах без гиммиков определяющим условием успеха трюка является превосходная манипуляция, выполняемая руками, пальцами. И вот ей-то проще всего, быстрее и надежнее научиться, наблюдая за наставником. В такой живой лекции, кстати, совершенно уместно будет использование видеоряда для закрепления каких-то нужных движений. Лучше всего, конечно, общаться с учителем «вживую», поскольку всегда можно прервать лекцию или семинар, и спросить, если что-то будет непонятно.
   А вот в обучении правильному мышлению, развитию речи, понимания, логике и т.п., книги, наверное, останутся наиболее органичным инструментом обучения, поскольку видео, все же лучше развивает руки, а не голову. Но об этом мы еще поговорим.

16 комментариев:

  1. Здравствуйте, уважаемый Владимир Серафимович!

    Прочитав первую строчку Вашего блога, я с великим изумлением обнаружил ссылку на мою любимую книгу, с которой меня тоже в своё время познакомил Олег Анатольевич Степанов и можно сказать, благодаря которой, и, соответственно, благодаря Олегу Анатольевичу, я сумел занять второе место на RMC-2012. И дальше я принялся чуть ли не взахлёб читать Ваш блог, чтобы понять, какое на Вас она произвела впечатление, и дойдя до третьего абзаца... споткнулся.
    "...как учебник карточных фокусов, она безнадёжно устарела, поскольку использует старые методические приемы обучения". Честно скажу, эта фраза меня довольно сильно зацепила, и здесь я честно позволю процитировать отдельную часть предисловия, переведённую Олегом Анатольевичем Степановым:
    "Полностью уверенные, что вы станете хорошим фокусником, мы по нарастающей введем вас в мир карточной магии. Каждая глава описывает какой-либо новый слейт или принцип и предлагает набор соответствующих фокусов с его использованием, и, только что выученное, является единственным, что надо уметь для выполнения предлагаемого. Мы не предполагаем, что все трюки в каждом разделе должны быть освоены прежде чем вы перейдете к следующему слейту. Однако, вы должны выбрать, по крайней мере два из них и выучить их так хорошо, чтобы могли выполнять гладко и красиво перед тем, как пойдете дальше. Эти фокусы выбраны с большой тщательностью и каждый из них очень эффектен, если выполнять правильно. Если вы обнаружите, что некий фокус у вас не получается, то можете быть уверены, что ошибка в вас самих, и требуется дальнейшее изучение..."
    И надо сказать, что я на все 100% убедился в правоте авторов. Книга, по моему мнению написана очень простым и понятным языком, и поэтому, когда я дошёл до Вашей цитаты "...Поднимите нижнюю пачку вверх, оставляя часть колоды лежать..." и поняв, что речь идёт о тасовке в руках из первой главы, и следующая цитата относится к контролю карты из той же главы, я смутился и решил внимательно перечитать и пересмотреть эти разделы. И перечитав их, и выполнив эти пункты с картами в руках, смутился ещё больше, поскольку для меня это всё осталось столь же прозрачным, если всё делать по пунктам.
    В книге приводятся замечательные иллюстрации, которые отлично дополняют текст и разъясняют непонятные места. А учитывая скрупулёзность Олега Анатольевича, который при переводе не только адаптировал рисунки под перевод, но ещё и исправлял их, можно сказать, что ошибиться там, или сделать что-то не так, это, опять таки на мой непрофессиональный взгляд, архисложно.
    Книгу, раз уж о ней зашла речь, честно скажу, сейчас буду нахваливать и рекламировать ))). Книга построена действительно настолько грамотно методически, что просто поражаешься, насколько хорошо авторы были погружены в тему. Освоив первую главу и все слейты из неё, я до сих пор постоянно при фокусах использую этот арсенал, убеждая людей в том, что чудо существует. Ведь если так задуматься, то тасовка в руках, это техника, которая знакома всем, кто хоть как-то сталкивался с картами, и она выглядит настолько обыденно, и настолько привычно, что используя её, как это описано в книге, зрителям будет очень сложно увидеть в ней механизм чуда. И в качестве примера, приведу такую историю. Как-то раз показывал фокус с ловлей зрительской карты в воздухе при подкидывании колоды. Показывал злейшим врагам всех карточных фокусников, своим коллегам - программистам ))). Фокус прошёл удачно, всем понравился, а один мой коллега, который великолепно умеет соединять все звенья фокуса и не раз "радовал" меня точным описанием механизма задумчиво произнёс: "понятно, что она (карта зрителя) была либо сверху, либо снизу, и ты, скорее всего, её спрятал в руке. Но вот как она оказалась наверху, непонятно. Не при тасовке же". Естественно, что я ему ничего такого, что могло бы подтвердить или опровергнуть его догадку, не ответил. И его слова тогда лишь подтвердили правоту авторов.

    ОтветитьУдалить
  2. Продолжение...
    К книге есть замечательный видеокурс Пола Вилсона, который начинается как раз таки с того, что он всем настоятельно рекомендует открыть книгу и вместе с ней смотреть видео. И именно в этом сочетании будет достигнута максимальная эффективность. Позже я не раз убеждался в действенности этого подхода.
    Но я говорил, что буду нахваливать и рекламировать книгу, а пока только получилась хвалебная ода первой главе, поэтому вкратце пройдусь по авторитетам.
    Денис Бер, владелец замечательного архива, на EMC-2012 показывал фокус, основой для которого как раз и был взят фокус из этой книги. Честно скажу, его версия, в моей обработке до сих пор мне безотказно служит в качестве примера того, почему нельзя играть с фокусником в карты :-).
    Майкл Винсент в своём последнем ДВД и на своём канале взял фокус "тузы Коню" из этой книги и сделал свою собственную версию.
    Пол Вилсон честно признавался, что благодаря фокусам из королевской дороги, он смог выиграть (честно скажу, не помню что, каюсь ((( ) в Magic Castle.
    Это те примеры, которые я смог вспомнить, что называется, с ходу. Но уверен, что это далеко не предел.
    Пожалуй, на этом свою оду книге я закончу. Если комментарий получился несколько сумбурным, то прошу извинить.

    С уважением, Винокуров Александр.

    ОтветитьУдалить
  3. Владимир Серафимович!

    Вы совершенно правы. Методика преподавания из книги "Королевская дорога" безнадёжно устарела. Однако, ваши предложения по улучшению с помощью визуализации тоже не являются новыми. Они принадлежат XX веку, а сейчас XXI. Все что у вас написано - замечательно, но вы безнадёжно устарели, потому что упустили несколько фактов из современности.

    Видеозаписи не подходят. Нужен специальный человек, который будет прилетать с пропеллером на спине и заходить к ленивому современному ученику в окно, так как вы понимаете, что современным молодым людям очень сложно открывать дверь. Это их коробит. А учитель влетающий в окно, это то, что надо.

    Кроме того. Вы должны понимать, что без пива современные молодые люди вообще ничего не сообразят. Ну, не захотят они двигать пальцы туда-сюда всухую. Так что современная методика требует блока с пивом, который будет обязан приносить этот самый учитель. Согласитесь со мной, такая методика гораздо лучше описанной вами.

    А еще, хорошо бы, чтобы он с собой приносил в окно двух молодых девушек. Ведь вы же понимаете, что обучение без девушек, совершенно устарело. Ну, скучно молодым людям сейчас просто сидеть и пялится на какого-то мужика, который будет заставлять их учить какие-то сложные движения. А вот с двумя молодыми девушками. Ах, как ему будет интересно перед этими девушками учить слейты. А уж если эти девушки будут обнаженными и они тоже будут держать в руках колоду и колода постоянно будет у них вываливаться из рук, то какой прекрасный стимул получит ученик и какое желание развиться он приобретет с точки зрения психолого-аналогового тендерного обучения методического континуума. (Ух, как я красиво написал. Раз написано по научному, то значит всё правильно.)

    Эх, даже жалко, что я все эти современные нововведения выложил здесь просто так. Надо было их запатентовать. А теперь кто-то возьмет и украдет у меня все эти гениальные идеи.

    Уважаемый Владимир Серафимович. Как можно быстрее запатентуйте, пожалуйста, всю эту современную методику на нас с вами. Я даже готов разрешить вам выставить ваше имя в начале патента и быть просто вторым автором. Я вам верю. Мне нужны только деньги. Тупых учеников сейчас много, так что у нашего с вами детища будет много почитателей. Я принимаю деньги на карточку VISA и на мой личный счет в местном отделении сбербанка.

    ОтветитьУдалить
  4. я с великим изумлением обнаружил ссылку на мою любимую книгу, с которой меня тоже в своё время познакомил Олег Анатольевич Степанов

    А вот я сколько раз слышал про замечательные переводы Олега Степанова.
    Но ни разу не видел ни одного. Кроме неполных на его сайте.
    Как он их распространяет ? Под страшные клятвы ?
    Я бы купил. Если бы он их продавал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А Вы попробуйте, уважаемый аноним, обратится к нему. Глядишь, вопрос и прояснится.

      Удалить
    2. Аналогично!!!

      Удалить
    3. А вот попробую.
      На известном сайте у него личка забита и сообщения не доходят.
      Попробую найти e-mail

      Удалить
  5. Удивлён. Очень. Даже остался в некотором смятении после прочтения Вашей статьи, Владимир Серафимович. Не имея опыта общения с живым учителем, с упоением читал "Королевскую дорогу". Всё, что описано, описано доступно. При этом ещё и детально оформлено. Каждый слейт повторял тут же (с переменным, конечно же, успехом), но суть в том, что всё достаточно доходчиво. А если, воображаемый ученик - лентяй, не поможет даже нано-педагогика. Книга замечательна. Спасибо авторам за это чудо-наследие. И, конечно же, О.А. Степанову низкий поклон за перевод.

    ОтветитьУдалить
  6. Уважаемые комментаторы!
    Я согласен с вашими утверждениями о том, что книга Хугарда великолепна. И методически материал в ней подобран правильно. Я возражаю не против книги, а против использования ТОЛЬКО ОДНОЙ книги в обучении. Очень хорошо, что комментарии написали люди, которые уже изучили эту книгу. Но мне бы хотелось услышать мнение студентов, которые впервые открыли эту книгу и сделали попытку заочного обучения всем приемам и фокусам только по книге, без учителя и видео-семинаров. Мне хотелось бы услышать их мнение о доступности текста, о том, испытывали ли они трудности в понимании алгоритмов описываемых движений, сколько времени это у них заняло, совершали ли они ошибки в выполнении манипуляций. От кого они узнавали о таких ошибках, если ошибки были. Как они их исправляли, сверяясь с текстом. Я описал лишь свой взгляд на доступность текста. Разумеется, оно может не совпадать с мнением других. Для того чтобы понять эффективность методики, нужно учесть мнение многих. Вот его я и жду. Но мнение людей, которые учились только по книге, также очень важно. Но здесь очень важна «чистота» педагогического эксперимента. Я, например, не понял из комментария Винокурова, была у него во время обучения только книга, или он использовал еще и видео-ряд?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Изначально я использовал только книгу. Видеоряд стал использовать уже позже. После середины книги я уже только проверял наличие той или иной техники (фокуса) в видеосеминаре.

      Удалить
    2. Это я, Владимир Серафимович. Вроде в комментарии пытался сказать, что учусь по книгам. Всё доступно. Хотя, уверен, что видеоряд (я имею ввиду качественные семинары) ускорил бы процесс. Не говоря уж о "живом" учителе.

      Удалить
    3. Обсуждаемая книга мне не попадалась, как и моим знакомым. Но по опыту работы с книгой Марка Вильсона "Фокусы и трюки. Шаг за шагом" могу сказать, по книге Вильсона ничего понять не возможно, тем более чему либо обучиться.

      Удалить
    4. Занятно. Моей первой серьёзной книгой по фокусам была энциклопедия фокусов Марка Вилсона, из которой у меня до сих пор есть красивый детский номер.

      Удалить
    5. Именно книга Вильсона была моим первым бумажным учебником. Не припоминаю, чтобы я где-то впал в ступор при её прочтении.

      Удалить
  7. Уважаемые комментаторы!
    Весь бурный спор разгорелся только из-за того, что я понятия не имел о видео-семинарах по книге Хугарда. Разумеется, это только мое упущение. И только полчаса назад я посмотрел буквально первые три минуты семинара Пола Вилсона. Сел и сделал дословный перевод. Вы можете с этим переводом познакомиться.

    «Пол Вилсон: Я приглашаю вас в классическую книгу «Королевская дорога в карточные фокусы». Вам предлагается полный курс из нескольких ДВД, основанный на этой книге. Его следует использовать новичку, который хочет стать карточным фокусником. Этот видео-курс поможет вам вырасти от новичка до карточного эксперта, если вы будете следовать ему с начала до конца, не перепрыгивая вперед. Вы сможете здесь увидеть все то, о чем прочитаете. Вы сможете разучить все трюки, которым я вас буду учить. Вы научитесь показывать эти фокусы публике, и я научу вас как это делать с максимальным эффектом. Наиболее важное изобретенное преимущество ДВД курса в том, что вы приобретаете своего собственного инструктора.
    Итак, если у вас есть книга, откройте ее на первой главе, и начинайте овладевать тасовкой Овер-хэнд. Видео покажет вам как тасовать карты, как контролировать выдвинутую карту. Когда вы будете все это проделывать, вы можете совершать ошибки. Это нормально, вы ведь только начинаете. Но, имея ДВД, вы можете вернуться к демонстрации и понять, что вы делали неправильно. Я гарантирую вам, что совместное использование книги и ДВД в вашем обучении, позволит вам учиться значительно быстрее. Вы сможете понимать все значительно глубже, чем при использовании только книги или только ДВД. Итак, используйте ДВД и положите рядом с собой книгу».

    Получается, что в своих заметках я изобретал велосипед. В видео-курсе Пол Вилсон высказал все то, что я доказывал с пеной у рта: в сочетании видео и книги обучение будет значительно эффективнее. Надо только правильно сочетать то и другое.

    ОтветитьУдалить
  8. Владимир Серафимович.

    Опять вы пытаетесь выкрутиться! НИКАКОГО БУРНОГО СПОРА НЕ БЫЛО!!!! Вы написали кое-что о книге - вам ответили. На это вы начали изображать, что мы написали что-то плохое про другую часть вашего письма и сейчас требуете всех признать - но ведь я же писал правильно, вон даже Пол Вилсон со мной согласен. То что вы нашли слова у Пола Вилсона, которые подтверждают вторую часть вашего поста, совершенно не значит, что вы были правы в первой части поста, о которой мы писали. О том, что ДАЖЕ САМ ПОЛ ВИЛСОН с вами не согласен, говорит отрывок из того, что вы перевели: "поможет вам вырасти от новичка до карточного эксперта, если вы будете следовать ему с начала до конца, не перепрыгивая вперед." Вот это "не перепрыгивая вперед" и есть одна из методик из книги Хугарда. Вилсон слово в слово повторяет авторов "Королевской дороги". Вилсон согласен с тем, что методики из книги великих авторов НЕ УСТАРЕЛИ! И он ПОВТОРЯЕТ почти все методики из книги но в своем видео-курсе. Вот о чем вам писали. А вы пытаетесь "передернуть ситуацию" и заявляете, что кто-то протестовал против видео курсов. Но, как же мы можем против них протестовать, если именно мы вас с ними и познакомили?

    ОтветитьУдалить