Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 17 января 2013 г.

Ментальные шоу


  Почти во всех культурологических работах, посвященных исследованию иллюзионизма, его возможностей и форм, рассматривается и множеством примеров подчеркивается развлекательная сторона этого оригинального жанра. На поиски всевозможных вариантов увеличения зрелищности и развлекательного характера современного иллюзионизма затрачивают огромные усилия многие мастера этого жанра. Среди исполнителей прочно утвердилась главная идея – какие фокусы бы они не показывали – трюки с картами, монетами, веревками, манипуляции с шариками и платками – они должны развлекать публику.
  Однако в оригинальном жанре особняком стоят два направления, которые производят невероятное впечатление на обычных зрителей, не знакомых с основными принципами иллюзионизма. Это впечатление столь мощно, что развлекательный характер иллюзионизма как бы отходит на второй план. Зрители начинают верить в то, что они явились свидетелями чего-то большего, чем просто развлекательное шоу. Эти удивительные направления – ментальная магия, особенно ее разновидность, которая практикует «чтение мыслей», и телекинез. Когда исполнитель совершенно серьезно демонстрирует то, что он может понять и прочувствовать тайные мысли и желания зрителей, когда он только лишь силой мысли способен заставить предметы перемещаться, зрители могут интуитивно прийти к выводу, что менталист не просто развлекает публику, но демонстрирует свои уникальные способности.
  В демонстрации ментальных чудес самое главное обстоятельство удачного выступления менталиста, которое всегда лежит вне сферы его личного умения и обаяния, это то, что многие зрители совершенно искренне верят в чудеса и в сверхчувственные способности артиста. В современном информационном обществе одновременно развиваются две известные тенденции: с одной стороны, постоянно повторяется в научных журналах и телевизионных дискуссиях то, что наличие экстрасенсорных способностей не нашло подтверждения; с другой стороны, во многих телевизионных программах (например, «Битва экстрасенсов») зрителям демонстрируют совершенно уникальные возможности отдельных людей. И многие совершенно искренне возмущаются тем, что ученые игнорируют и не изучают этих победителей битв. Учтите, что телевидение, ощущая жгучий интерес публики к «непознанному», провело уже 13 (!) сезонов этой программы.
  Следует, на мой взгляд, отметить то обстоятельство, что зрители отмечают ментальные выступления как демонстрацию некоего «оригинального жанра», но всегда склонны подозревать в них наличие чего-то ускользнувшего от пристального внимания экспертов. Практически все зрители видели выступления фокусников, но на презентации правильно сделанной ментальной магии, они уверены, что все на сцене выполняется совершенно другими, «не фокусными» способами.
  К сожалению, в России нам приходится только мечтать о появлении артиста в жанре ментальной магии такого, например, уровня как Деррен Браун. О его последнем ментальном шоу «Свенгали» вы можете прочитать в заметке Алекса Капры (http://blog.magicprof.ru/?p=646). А всё шоу Брауна можно увидеть, например, здесь http://www.youtube.com/watch?v=i1iIvk9PlkE
  Я уже писал много лет назад о «трех китах», на которых только и может стоять настоящий артист оригинального жанра, в своей работе «Теория и практика сценической магии»:
Вот эти «три кита»:
1. Сценическое мастерство артиста.
2. Специальные психологические приемы.
3. Технические средства и приемы достижения магических эффектов.
  Однако теперь, когда с момента написания той монографии прошло почти двадцать лет, я хочу добавить к этим трем китам тот огромный океан, в котором только и могут родиться, развиваться и жить эти киты – внутренняя культура, желание и умение учиться.
  Если человек любит учиться и способен критически относиться ко всем своим достижениям, он никогда не остановится в своем развитии. Важнейшее качество артиста – умение со вниманием выслушивать любые замечания и предложения. Умение сдержать свои эмоции, какими бы несправедливыми эти замечания ему не казались. Тогда он сможет их беспристрастно оценить и использовать для творческого роста.
  Все эти качества есть у Деррена Брауна. Но, повторяю, я просто не могу назвать ни одного российского артиста, который смог бы подготовить ментальное шоу такого уровня как «Свенгали» Брауна. Перебираю в уме выступления разных наших коллег, но не могу представить кого-то, кто с такой легкостью и изяществом передвигался по сцене, ярко, выразительно, умно и правильно говорил, мгновенно отвечал на любые реплики из зала, играя роль мага. Возможно, такой образ по плечу Александру Чару. Но ведь какую еще и организационную работу следует провести, чтобы появилось такое масштабное шоу.

2 комментария:

  1. Извиняюсь, но так и не понял, о чём статья. О том, что в России нет менталистов уровня Брауна?

    ОтветитьУдалить
  2. Вот и я, Владимир Серафимович, иногда теряюсь в догадках, что же, собственно говоря, комментировать, где у Вас главная мысль, где второстепенная. Суть проблемы иногда растворяется в рассуждениях. Нельзя так с читателями. Нам надо все тщательно разжевать и ткнуть носом в проблемный вопрос. :) Ставлю смайлик, но на самом деле говорю серьезно... :))
    В общем, в Вашей статье я вычленил две ключевые проблемы:
    1) особенности ментальной магии и телекинеза;
    2) качества, обязательные для менталиста (на примере Деррена Брауна).
    По первой проблеме.
    Я бы не стал уравнивать в правах ментализм и телекинез. На мой взгляд, второе является составной частью первого, в точности, как и «чтение мыслей», которое Вы также упомянули. Но, конечно, вся эта структурная градация — штука весьма условная...
    История показывает, что ментализм сродни хождению по кромке забора, с одной стороны которого находятся фокусники, с другой — откровенные шарлатаны. Оступишься вправо — попадешь к одним, влево — к другим. Редкий артист сумеет продержаться на кромке в течение всей карьеры. Обычно рано или поздно он оказывается на какой-то стороне. Увы, положение сторон неравноценное и менталисты чаще оказываются на стороне шарлатанов. Там и слава (пусть даже сомнительная), и масса почитателей (вплоть до коленопреклоненных), там и очевидные финансовые выгоды. У фокусников же — только чистая совесть... Возвращаясь к нашей заборной (но не подзаборной!) метафоре, это словно забор стоит не вертикально, а с некоторым наклоном в сторону мошенников, вследствие чего вероятность свалиться туда больше. Эту неравнозначность я называю «искушением менталиста».
    Игнатенко, Мессинг, Головко (он же Ю.Лонго), Кулагина — эти и ряд других отечественных исполнителей поддались «искушению менталиста» и превратились из артистов в обманщиков.
    Бендиткис, Горный, Переводчиков устояли перед искушением. Отрадно, что и упомянутый Вами Александр Чар может быть отнесен именно к этой категории, хотя на ранних этапах карьеры у него просматривались предпосылки оказаться по другую сторону забора (см. здесь).
    Так образом, плавно переходя ко второй проблеме, отмечу, что для настоящего менталиста хорошее чувство баланса является едва ли не более важным качеством, чем харизма, невозмутимость, способность к самообучению, профессионализм и т.п. Разумеется, это следует понимать не в буквальном смысле, а лишь как способность перебороть искушение менталиста.

    ОтветитьУдалить