Общее·количество·просмотров·страницы

суббота, 29 марта 2014 г.

КАК ВЫБИРАТЬ НОВЫЙ ФОКУС

Еще один важный секрет иллюзионизма «спрятан» в том, что самые эффектные трюки из его арсенала невероятно просты. Новичок, впервые получивший доступ к секретам трюков, бывает ошеломлен тем, какими простыми средствами он был обманут. И в этой простоте, кстати, лежит колоссальная, внутренняя сила иллюзионизма. Люди просто не могут представить, что обмануть их чувства и рассуждения можно столь простыми методами.

Большинство фокусов можно выполнить разными способами. Я имею в виду, что достичь одного и того же эффекта с точки зрения зрителя можно различными приемами. Одни из них проще, другие – сложнее. Но мастера иллюзий считают, и постоянно подчеркивают это в своих трудах, что самый простой способ выполнения трюка почти всегда будет самым лучшим методом. И вот что важно: это знание к ним пришло только в результате множества проб и ошибок. Это знание приобретено многолетним опытом работы. Сейчас все новички могут пользоваться этим знанием с самого начала своего знакомства с фокусами. Для вашего личного успеха как фокусника, важно лишь одно: сможет ли ваш фокус удивить, восхитить, ошеломить ваших зрителей. И при этом для зрителей неважно, какой способ вы используете для достижения этого эффекта. Дело в том, что имеет значение лишь тот эффект, который вы своим фокусом производите на аудиторию. Вы можете создавать эффекты, которые кажутся настоящими чудесами. И пользоваться при этом самыми простейшими приспособлениями (гиммиками). Всё, что вам необходимо  для этого, знание магических принципов. Вот такой подход и следует называть профессиональным подходом к изучению магии. Следует, впрочем, оговорить, что принцип простоты подчас не работает с большими иллюзионными аппаратами. Они, для достижения серьезных зрительских эффектов, могут быть чрезвычайно сложными в техническом отношении.

Однако прославленные мастера иллюзии прошлого очень часто становились известными благодаря включению в свой репертуар самых простых салонных фокусов. Кстати, биографы Гарри Гудини отмечают тот факт, что самым его любимым трюком, который он демонстрировал в больших залах, был достаточно мелкий эффект с иголками, которые он глотал и затем извлекал изо рта, нанизанными на нитку. Мастер умудрялся держать публику в невероятном напряжении даже при выполнении столь «невыигрышного» фокуса по сравнению с крупной аппаратурой
.
Вот такому умению «завораживать» публику тем, что вы делаете, и необходимо научиться и новичку, и «профессионалу».

Перед каждым новичком и профессионалом постоянно возникает проблема создания новой программы. Или изменения старой, разумеется, в сторону её улучшения. Ведь каждый фокусник хочет стремительно расти, завоевывать призы на соревнованиях, хочет, чтобы публика и менеджеры от фокусов поняли, сравнивая его с другими артистами, что только он один постоянно меняет и улучшает свой репертуар. Такой артист, в своих мечтах видит, что публика просто рвется лицезреть новые фокусы в его, и только его, неподражаемом исполнении. Теперь, слава Богу, есть огромные возможности не придумывать новые фокусы (поскольку далеко не каждый фокусник обладает таким редкостным даром), а достаточно внимательно читать описания «новых» фокусов в каталогах, или смотреть рекламные ролики, которые каждый, уважающий себя продавец фокусов, ежедневно выкладывает на своем сайте.
И вот тут-то возникает проблема выбора нового фокуса. Как его выбрать? Какие критерии при этом важны? Чем глубже «залезаешь» в эту проблему, тем сложнее она начинает казаться. Но, как очень точно заметил поэт «… мы часто ищем сложности вещей, где истина лежит совсем простая». Разумеется, Степан Щипачев, когда писал эти гениальные строки, даже не думал о фокусах. Но его гениальность в том и проявляется, что эти строки великолепно подходят и к нашей проблеме выбора подходящего фокуса.

Фокуснику, если он уже имеет какой-то сценический образ, почти всегда режиссеры советуют подбирать трюк в соответствии с этим образом. Совет абсолютно правильный и профессиональный. Тем более, что исходит он чаще всего от тех, кто и предложил в свое время артисту как раз этот образ. Но работает это правило только тогда, когда сценический образ устраивает самого фокусника и нравится публике. А ведь чаще всего поиски новых трюков начинаются тогда, когда артист «вырастает» из уже созданного образа. Когда он начинает понимать, что этот образ уже не устраивает ни его самого, ни его зрителей. А сменить образ проще всего через новые трюки.

Возникает второе правило, можно сказать, некий тест, через который можно понять, следует ли зацикливаться на приобретении какого-то конкретного трюка. Правило это гласит: поймите, какое впечатление трюк производит на зрителей. Если зрители от него в восторге, то трюк можно считать замечательным. Если равнодушны, то не стоит даже секунды тратить на его разучивание. Правило безупречное, но его применение в последнее время стало очень затруднительным. Оно уже не дает того эффекта, как полвека назад.

Чтобы понять образовавшийся парадокс, попробуем мысленно вернуться лет на 40 назад, когда это правило можно было считать истиной в последней инстанции. В середине прошлого века в нашей стране, да и в мире, не было такого моря доступной информации и современных способов рекламирования и продвижения товаров. Следует четко представлять себе, что сейчас сфера разработки и продвижения на рынок новых фокусов в России абсолютно изменилась. Лучше даже сказать, что она появилась, раньше её просто не было. Ведь именно тогда, в далеком прошлом, возникла проблема копирования фокусов. В России никто почти фокусов не производил в промышленных масштабах. И уж тем более не рекламировал их и не продавал. Отдельные мастера, имена и координаты которых, передавались фокусниками друг другу под величайшим секретом, погоду не делали. Увидеть новый трюк или иллюзионный номер можно было только в филармонии, или в ДК, если туда приезжал выступать какой-то профессиональный фокусник. Никаких корпоративов с эстрадными программами и в помине не было.

И все фокусники, например, моего города занимали лучшие места в зале, во все глаза смотрели за всеми движениями артиста оригинального жанра. И старались запомнить всё досконально. Потом еще неделями обсуждали все тонкости и пытались совместно разгадать секрет. Ведь никаких телефонов с камерами, айфонов и айпедов и в помине не было. Зафиксировать весь номер не было никакой возможности. Но была потрясающая возможность оценить воочию реакцию публики на какой-то определенный фокус мастера. Оценить и сравнить со своей оценкой этого трюка. И когда любитель в зале видел и слышал овации простых зрителей какому-то волшебному эффекту, он интуитивно понимал, что трюк классный! Весь зрительный зал не мог ошибиться в оценке фокуса. И начиналась охота за секретом… В конце концов трюк копировался, чаще всего на гораздо более примитивном уровне. И прочно входил в репертуар провинциальных фокусников.

Сейчас такого выбора и оценки нового у современного фокусника практически не осталось. На большой сцене увидеть фокусы можно, пожалуй, только на конгрессах фокусников. Поехать в Англию, или в Голландию на всемирные конкурсы могут единицы. Можно, разумеется, отыскать и внимательно просмотреть видео записи конкурсных выступлений. Но, как правило, по ним невозможно точно увидеть и оценить реакцию публики. Чаще всего в зале сидят не простые зрители, а такие же экзальтированные любители фокусов. И их реакция будет не такой, как у обычных зрителей. Таким образом, получается, что довольно объективный метод оценки качества фокуса по реакции зрителя канул в лету.

Возникает вопрос: может ли начинающий фокусник (или даже искушенный профессионал) выбрать подходящий ему трюк, просматривая рекламные ролики? На мой взгляд, не сможет. По нескольким причинам.

Современный фокусник, приобретающий новый трюк, по каталогам или видео роликам, поставлен в неизмеримо более сложные условия объективной оценки фокуса, по сравнению с его коллегами много лет назад. Чаще всего «клиент» становится жертвой рекламы, навязывающей ему вполне определенный выбор.

Самая основная причина заключается в том, что рекламный ролик сейчас делается профессионалами лишь с одной целью: продать фокус как определенный товар. Поэтому и качества этого товара в ролике, скорее всего, будут искажены. Недостатки будут умело спрятаны, а достоинства (иногда довольно мифические) будут представлены в самом выигрышном свете.

В роликах, так называемой «уличной магии», в зрительный ряд умело вплетается якобы реакция публики, наблюдающей за фокусом. Оценить достоинства трюка по такой «реакции» зрителей в отрыве фокуса от личности исполнителя бывает затруднительно. Чаще всего оценка фокусника, изучающего такой видео ролик, будет запрограммирована умелыми режиссерами этого рекламного продукта.

среда, 12 марта 2014 г.

О ВНИМАНИИ К ДЕТАЛЯМ

Для успешного выполнения трюка, сопровождаемого какой-то историей, не следует заучивать эту историю наизусть. Как показывает опыт, такое исполнение выглядит неестественным, фальшивым, наигранным. История как бы должна войти в вашу плоть и кровь, стать вашим собственным переживанием, таким эпизодом из вашей жизни, который всегда с вами. Вы как бы вспоминаете тот случай, показывая свой фокус.

Репетиции фокуса могут быть непродолжительными, но показывать трюк на публике можно только тогда, когда вы абсолютно уверены в каждом движении, и в каждом слове. Они должны быть синхронизированы. Только в этом случае ваша речь будет осмысленной и естественной.

Если вы будете не уверены в технике исполнения трюка, то это сразу же будет замечено зрителями. Ваша малейшая нервозность будет восприниматься зрителями на уровне подсознания. Они станут переживать за вас и не смогут насладиться всей красотой вашего трюка. Но, когда вы уверенно выполняете все движения, и речь ваша соответствует тому, что вы показываете, зрители будут счастливы вместе с вами.

Важнейшим секретом фокусов, который обеспечит ваш успех в этом жанре, является ваше внимание к деталям. В трюке нельзя пренебрегать даже самыми мелкими и, казалось бы, незначительными нюансами. Именно эти незначительные детали обеспечивают максимальный результат трюка. Научитесь любить детали.


Что касается рассказа, истории к вашему трюку, то такую роль может играть и правильно подобранная песня. Разумеется, о правильности подбора можно долго спорить, мнений может быть много, но я хочу показать вам свою попытку такого использования песни, которой стараюсь придать классическому трюку нетривиальное звучание. Получилось, или нет, судить вам.

понедельник, 10 марта 2014 г.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ФОКУСОВ

Многие гениальные фокусники прошлого пытались выявить и объяснить в своих книгах глубоко скрытые нюансы своего мастерства. Именно эти тонкости делали их выступления профессиональными, в отличие от любительского подхода к демонстрации фокусов. Мастера не уставали обращать внимание новичков на главный принцип искусства фокусов: вне зависимости от того, чем может стать магия в жизни любителя, он должен добиваться абсолютно профессиональной ловкости. И везде в своих работах настоящие мастера объясняли, что ловкость профессионала должна присутствовать во всех аспектах его жизни. Чтобы стать профессионалом, любитель должен совершенствовать себя во всем: в умении одеваться, в умении делать комплименты дамам, в умении вести светскую беседу и мгновенно отвечать на любые вопросы. Он должен совершенствовать ловкость своего ума. Неважно, где он собирается применить свое мастерство: будет ли он изредка показывать фокусы своим друзьям, либо он превратит хобби в свою профессию – его мастерство должно быть идеальным. Собственно здесь уже возникает проблема терминологии: что можно назвать профессионализмом в искусстве фокусов? И вряд ли в определении фокусника-профессионала достаточно лишь привязки его деятельности к гонорарам, которые он получает за свои выступления.

Социологический словарь предлагает следующее определение этого термина: «профессионал» - (от лат. professio - специальность,  занятие)  -Индивид,  основное занятие которого является его профессией; специалист  своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию.

Вот это маленькое дополнение – «специалист, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию», вносит, с одной стороны, понимание: профессионал должен быть мастером своего дела. А, с другой стороны, ненавязчиво намекает, что человек может сделать, например, фокусы своей профессией, получать за это деньги, но этого маловато будет…

История магии показывает, что некоторые непревзойденные фокусники никогда не выступали в огромных залах, но они добились самых высоких титулов в магическом мире. Достаточно вспомнить Дай Вернона и Коринду. Поэтому новичкам в фокусах просто необходимо с самых первых своих шагов изучать искусство фокусов с профессиональной точки зрения. И, прежде всего, они должны тренировать свой интеллект, они обязаны стать мыслящими фокусниками.

Приступая к разучиванию фокусов, следует уяснить раз и навсегда, что секрет любого фокуса отнюдь не является столь важным, как это представляется человеку далекому от фокусов. Обыватели и новички чаще всего думают, что магия базируется на знании какого-то определенного количества секретов трюков. Они считают, что, выучив эти секреты, любой новичок автоматически становится фокусником. На самом деле такой взгляд на искусство иллюзии далек от истины. Объяснить секреты десятка трюков можно на нескольких страницах брошюры или в нескольких видео роликах на ю-тьюбе, но это полученное за несколько минут знание не сделает новичка фокусником. Этот новичок будет таким же фокусником, как другой юноша, купивший десяток музыкальных дисков, может считать себя певцом. Внутреннее содержание любой песни, это слова и музыка, мелодия. Можно наизусть выучить все ноты и слова, но ведь не только это знание делает дилетанта певцом. Точно также обладание секретом фокуса не превращает автоматически юношу в фокусника. В искусстве пения огромное значение имеет слух, тембр голоса, его постановка, правильное дыхание и множество иных маленьких секретов мастерства. Важны все нюансы репетиций, отработка дикции, понимание смысла текста и мелодии. Всё это имеет такое же значение для становления фокусника. Артист, действительно добившийся совершенства в магии, даже простенький фокус может показать так, что в глазах зрителей он станет настоящим чудом.

Самым важным в искусстве демонстрации фокусов является, пожалуй, тот эффект, который он производит на зрителя. А этот эффект, в свою очередь, определяется тем, как фокусник преподносит трюк своим зрителям. Поэтому искусство презентации, демонстрации фокуса всегда будет стоять над механическим запоминанием, знанием секретов трюков. Нужно, конечно, знать секрет трюка, но ещё важнее уметь его правильно показать. Впрочем, мы снова подходим к термину «профессионализм».

Здесь хочется вспомнить историю Давида Деванта, великого английского Мага. Однажды Девант спросил молодого человека, увлекающегося фокусами, сколько фокусов тот знает. Немного поразмыслив, юноша с гордостью ответил, что знает около трёх сотен трюков. После этого Девант сообщил молодому фокуснику, что знает только восемь фокусов, чем немало того озадачил. Давид Девант имел в виду, что эти восемь трюков он изучил досконально. Он может демонстрировать их в любых условиях, эти трюки он знает профессионально. Вот здесь и кроется разница между знанием секрета трюка, знанием того, как он делается, и умением мастерски показать этот трюк любой аудитории.

На мой взгляд, главный принцип любого правильного руководства по фокусам должен быть следующим. Описание учит не только секрету трюка со всеми его нюансами, но и тому, как продемонстрировать фокус зрителям с максимальным эффектом. А если это руководство подскажет пути совершенствования эффекта, пути создания собственного подхода к трюку, то его можно считать идеальным.

Последнее время я очень увлечен придумыванием историй, сопровождающих демонстрацию фокусов. Вообще уже несколько лет я практически не использую музыкальное сопровождение во время своих выступлений. Эти выступления стали камерными, я показываю фокусы перед небольшими компаниями. И это дает прекрасную возможность общаться и рассказывать истории.

Как пример, хочу показать вам запись старинного трюка «Скотч и сода».


Вчера был день рождения Юрия Гагарина, вот у меня как-то этот трюк и получился связанным с Юрием Алексеевичем и его полетом в космос.






НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАГИИ
В наше время к изучению фокусов просто необходимо подходить с научными принципами. Сами фокусы во многом используют самые последние научные достижения, но главное в этом подходе то, что при изучении фокусов и составлении методических пособий по их изучению следует использовать научную методологию. Я уже много раз обращал на это внимание, но необходимо ещё раз остановиться на главном. Необходимо выработать единую терминологию и систему классификации фокусов. Когда новичок изучит базисные принципы магии, он будет вооружён истинным знанием. Будущий его успех теперь зависит не от везения, а стоит на прочном научном фундаменте. Если вы знаете научные принципы магии, то сможете предвидеть тот эффект, который ваша демонстрация может произвести на зрителя. Без знания этих принципов вы будете двигаться на ощупь, в кромешной темноте. Вы станете мастером фокусов только при условии, что разучите те научные принципы, на которых базируется и развивается искусство магии. Вам придется двигаться таким же путем, каким идут исследователи во всех научных направлениях. Принципы магии должны быть изложены во многих уроках, где рассматриваемые фокусы соответствуют определенным принципам и иллюстрируют их применение на практике.


Сейчас я как раз и работаю над таким пособием. И очень важное место в нем должны занять истории, которые связывают фокусы в цепочки. По мере изучения каждого эффекта в этом пособии, важно, чтобы вы обратили особое внимание на те принципы, которые изложены в отдельных уроках. Помните, что для вас в дальнейшем это будет иметь огромное значение. Ведь обязательно должен наступить момент, когда вы начнёте придумывать новые эффекты в магии. Для этого необходимо понять возможности применения базисных принципов для создания новых эффектов. Надеюсь, что скоро смогу познакомить вас, тех кому это интересно, со своей новой работой.