Общее·количество·просмотров·страницы

понедельник, 10 марта 2014 г.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ФОКУСОВ

Многие гениальные фокусники прошлого пытались выявить и объяснить в своих книгах глубоко скрытые нюансы своего мастерства. Именно эти тонкости делали их выступления профессиональными, в отличие от любительского подхода к демонстрации фокусов. Мастера не уставали обращать внимание новичков на главный принцип искусства фокусов: вне зависимости от того, чем может стать магия в жизни любителя, он должен добиваться абсолютно профессиональной ловкости. И везде в своих работах настоящие мастера объясняли, что ловкость профессионала должна присутствовать во всех аспектах его жизни. Чтобы стать профессионалом, любитель должен совершенствовать себя во всем: в умении одеваться, в умении делать комплименты дамам, в умении вести светскую беседу и мгновенно отвечать на любые вопросы. Он должен совершенствовать ловкость своего ума. Неважно, где он собирается применить свое мастерство: будет ли он изредка показывать фокусы своим друзьям, либо он превратит хобби в свою профессию – его мастерство должно быть идеальным. Собственно здесь уже возникает проблема терминологии: что можно назвать профессионализмом в искусстве фокусов? И вряд ли в определении фокусника-профессионала достаточно лишь привязки его деятельности к гонорарам, которые он получает за свои выступления.

Социологический словарь предлагает следующее определение этого термина: «профессионал» - (от лат. professio - специальность,  занятие)  -Индивид,  основное занятие которого является его профессией; специалист  своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию.

Вот это маленькое дополнение – «специалист, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию», вносит, с одной стороны, понимание: профессионал должен быть мастером своего дела. А, с другой стороны, ненавязчиво намекает, что человек может сделать, например, фокусы своей профессией, получать за это деньги, но этого маловато будет…

История магии показывает, что некоторые непревзойденные фокусники никогда не выступали в огромных залах, но они добились самых высоких титулов в магическом мире. Достаточно вспомнить Дай Вернона и Коринду. Поэтому новичкам в фокусах просто необходимо с самых первых своих шагов изучать искусство фокусов с профессиональной точки зрения. И, прежде всего, они должны тренировать свой интеллект, они обязаны стать мыслящими фокусниками.

Приступая к разучиванию фокусов, следует уяснить раз и навсегда, что секрет любого фокуса отнюдь не является столь важным, как это представляется человеку далекому от фокусов. Обыватели и новички чаще всего думают, что магия базируется на знании какого-то определенного количества секретов трюков. Они считают, что, выучив эти секреты, любой новичок автоматически становится фокусником. На самом деле такой взгляд на искусство иллюзии далек от истины. Объяснить секреты десятка трюков можно на нескольких страницах брошюры или в нескольких видео роликах на ю-тьюбе, но это полученное за несколько минут знание не сделает новичка фокусником. Этот новичок будет таким же фокусником, как другой юноша, купивший десяток музыкальных дисков, может считать себя певцом. Внутреннее содержание любой песни, это слова и музыка, мелодия. Можно наизусть выучить все ноты и слова, но ведь не только это знание делает дилетанта певцом. Точно также обладание секретом фокуса не превращает автоматически юношу в фокусника. В искусстве пения огромное значение имеет слух, тембр голоса, его постановка, правильное дыхание и множество иных маленьких секретов мастерства. Важны все нюансы репетиций, отработка дикции, понимание смысла текста и мелодии. Всё это имеет такое же значение для становления фокусника. Артист, действительно добившийся совершенства в магии, даже простенький фокус может показать так, что в глазах зрителей он станет настоящим чудом.

Самым важным в искусстве демонстрации фокусов является, пожалуй, тот эффект, который он производит на зрителя. А этот эффект, в свою очередь, определяется тем, как фокусник преподносит трюк своим зрителям. Поэтому искусство презентации, демонстрации фокуса всегда будет стоять над механическим запоминанием, знанием секретов трюков. Нужно, конечно, знать секрет трюка, но ещё важнее уметь его правильно показать. Впрочем, мы снова подходим к термину «профессионализм».

Здесь хочется вспомнить историю Давида Деванта, великого английского Мага. Однажды Девант спросил молодого человека, увлекающегося фокусами, сколько фокусов тот знает. Немного поразмыслив, юноша с гордостью ответил, что знает около трёх сотен трюков. После этого Девант сообщил молодому фокуснику, что знает только восемь фокусов, чем немало того озадачил. Давид Девант имел в виду, что эти восемь трюков он изучил досконально. Он может демонстрировать их в любых условиях, эти трюки он знает профессионально. Вот здесь и кроется разница между знанием секрета трюка, знанием того, как он делается, и умением мастерски показать этот трюк любой аудитории.

На мой взгляд, главный принцип любого правильного руководства по фокусам должен быть следующим. Описание учит не только секрету трюка со всеми его нюансами, но и тому, как продемонстрировать фокус зрителям с максимальным эффектом. А если это руководство подскажет пути совершенствования эффекта, пути создания собственного подхода к трюку, то его можно считать идеальным.

Последнее время я очень увлечен придумыванием историй, сопровождающих демонстрацию фокусов. Вообще уже несколько лет я практически не использую музыкальное сопровождение во время своих выступлений. Эти выступления стали камерными, я показываю фокусы перед небольшими компаниями. И это дает прекрасную возможность общаться и рассказывать истории.

Как пример, хочу показать вам запись старинного трюка «Скотч и сода».


Вчера был день рождения Юрия Гагарина, вот у меня как-то этот трюк и получился связанным с Юрием Алексеевичем и его полетом в космос.






НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАГИИ
В наше время к изучению фокусов просто необходимо подходить с научными принципами. Сами фокусы во многом используют самые последние научные достижения, но главное в этом подходе то, что при изучении фокусов и составлении методических пособий по их изучению следует использовать научную методологию. Я уже много раз обращал на это внимание, но необходимо ещё раз остановиться на главном. Необходимо выработать единую терминологию и систему классификации фокусов. Когда новичок изучит базисные принципы магии, он будет вооружён истинным знанием. Будущий его успех теперь зависит не от везения, а стоит на прочном научном фундаменте. Если вы знаете научные принципы магии, то сможете предвидеть тот эффект, который ваша демонстрация может произвести на зрителя. Без знания этих принципов вы будете двигаться на ощупь, в кромешной темноте. Вы станете мастером фокусов только при условии, что разучите те научные принципы, на которых базируется и развивается искусство магии. Вам придется двигаться таким же путем, каким идут исследователи во всех научных направлениях. Принципы магии должны быть изложены во многих уроках, где рассматриваемые фокусы соответствуют определенным принципам и иллюстрируют их применение на практике.


Сейчас я как раз и работаю над таким пособием. И очень важное место в нем должны занять истории, которые связывают фокусы в цепочки. По мере изучения каждого эффекта в этом пособии, важно, чтобы вы обратили особое внимание на те принципы, которые изложены в отдельных уроках. Помните, что для вас в дальнейшем это будет иметь огромное значение. Ведь обязательно должен наступить момент, когда вы начнёте придумывать новые эффекты в магии. Для этого необходимо понять возможности применения базисных принципов для создания новых эффектов. Надеюсь, что скоро смогу познакомить вас, тех кому это интересно, со своей новой работой.

9 комментариев:

  1. Спасибо, Владимир Серафимович!
    Статья хороша, но видео — просто шедевр! Давно я не встречал такого сбалансированного сочетания легкости, насыщенности и познавательности в одном стакане... И съемки на профессиональном уровне, да и виски, что надо. Извините, что постоянно скатываюсь на алкогольную тему. Сами виноваты... Пойду продегустирую что-нибудь из бара. А то слюноотделение замучило... ;)

    ОтветитьУдалить
  2. Интересный ролик получился. Это прям какой то новый жанр . Здесь и история и фокус и мораль и все в одном флаконе.Спасибо !

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ролик получился как мини фильм. Можете выделить в этом несомненно сюжетном мини фильме экспозицию, завязку, развитие, кульминацию и развязку?

      Удалить
  3. Владимир Серафимович. Ну, не спрашивал Девант молодого человека, а молодой человек спросил Деванта. Кроме того, если бы вы прочитали эту историю в оригинале, а не в Курсе Тарбелле, то знали бы, что у истории есть окончание. Молодой человек быстро развился и стал известным фокусником...

    Кстати. Призывая для изучения фокусов науку, не стоит называть фокусы словом магия. Это все равно, что приглашать шамана вуду на кафедру автоматики и вычислительной техники. Магия и найка это два противоположных термина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемый В.С. привел отличнейший пример НЕпрофессионализма (о чем и статья)! Один стал известным освоив 8 трюков, другой 300. И кто из них профи и владеет искусством технологии фокусов и основами маркетинга, а НЕпрофессионал который берет количеством, которое через долгий и затратный экстенсив наконец переходит в качество стреляя из пушки по воробьям и прокладывая свой маршрут из Тулы до Москвы через Владивосток.?

      Удалить
    2. Олег Анатольевич! Вы бы поостереглись давать профессору советы относительно словоупотребления. Уж поверьте, языкознание — не самая сильная ваша сторона.
      И, пожалуйста, усвойте наконец, что выпячивать себя за счет чужих ошибок по меньшей мере некрасиво. Неужели вас история с едкими комментариями к книге А.Карташкина так ничему и не научила? Как я понимаю, так и не извинившись перед ним, вы теперь взялись за В.Свечникова...
      Сообщить свои замечания тет-а-тет, без огласки, конечно, никак нельзя... Резонанс не тот? Обязательно нужно макнуть профессора, чтобы в очередной раз продемонстрировать свою значимость?
      В таком случае, полагаю, вы не будете против, если я вас макну аналогичным образом?

      Помните свою фразу: «Многие знают, что я очень люблю книгу Дарвина Ортиза "Сильные фокусы" (Strong Magic). Я с пиитетом общаюсь с самим автором.»

      Комментирую специально для вас:
      Кичась шапочным знакомством с Ортисом, не стоит демонстрировать постыдную безграмотность. Рекомендую заглядывать иногда в орфографический словарь. Хотя бы для того, чтобы понять, что пиЕтет (почтение) не имеет никакого отношения к пиИтам (поэтам)...
      Кстати, фраза взята с вашего блога навскидку. Таких и более серьезных «перлов» у вас там валом. Так что, пожалуйста, если уж беретесь поучать других, будьте требовательны к самому себе... Не забывайте, что не только вы можете публиковать уничижительные комментарии к чужому творчеству.

      Удалить
  4. "пути создания собственного подхода к трюку" А можно дополнить своим продолжением, развить правильную и во многом ценную мысль Мэтра? Если можно то вот так: "Собственный подход к трюку обусловлен индивидуальным сценическим позиционированием фокусника в соответствии с выбранным им сценическим образом (имиджем) эксплуатирующим определенный архетип принятый зрителями. Именно избранный сценический образ фокусника определяет такой путь и должен быть использован при освоении всех трюков включаемых в данное выступление или программу. Отклонятся от такого инструментария нельзя, потому как избрание различных путей разрушит целостный сценический образ фокусника."

    ОтветитьУдалить
  5. Статью пока еще не читал, начал с ролика. Ролик посмотрел. К середине ролика нажал на паузу, пошел налил себе бокал виски. И пил его потом весь вечер. В общем, увидев этот ролик нельзя не выпить. НЕЛЬЗЯ!

    ОтветитьУдалить
  6. Федоров и Степанов - грамма наци (грамматические нацисты). Скоро за Зощенко и "За двумя зайцами" наверное возьмутся.

    ОтветитьУдалить