Общее·количество·просмотров·страницы

пятница, 4 января 2013 г.

О чем спор?


   Я вполне удовлетворен достигнутым результатом. Я имею в виду свою предыдущую публикацию о проблеме создания современной методики обучения фокусам. Я благодарю своих постоянных читателей и соавторов, Олега Степанова и Александра Винокурова, за их эмоциональный, яростный отпор моим устаревшим предложениям. Особенно я восхищен эротическими фантазиями Олега, которые вполне вписываются в новейшие тантрические системы обучения. Для того, чтобы получить такие комментарии, стоило «разбудить спящего».
   Вообще мне очень нравится, что эти публикации вызывают такую бурю страстей. Однако с огромным сожалением вынужден констатировать, что число оппонентов становится стабильным и небольшим. Воистину, «… как их мало и как страшно далеки они от народа…». Возможно, наши юные дарования, просто не решаются принять участие в этой «битве титанов». И, уж тем более, не хотят принимать, чью-то сторону, опасаясь обидеть других «мэтров». Я обращаюсь к вам, юные друзья, для которых я все это пишу: не обращайте внимания на полемику! Не стремитесь увидеть в ней то, что вас, возможно, сдерживает от высказывания своего мнения. Мне ужасно интересно полемизировать с уважаемым Олегом Анатольевичем, поскольку именно мои, провокационные с его точки зрения, мысли и предложения, будят его изумительный авторский стиль, совершенно не похожий на стиль авторов, которых он переводит слово в слово.
   Давайте вернемся к моей статье и комментариям. Мне хочется, чтобы вы, уважаемые читатели, поняли, что спор идет о совершенно разных вещах. По принципу – в огороде бузина, а в Киеве дядька. Цитата из Винокурова:

«…Книгу, раз уж о ней зашла речь, честно скажу, сейчас буду нахваливать и рекламировать ))). Книга построена действительно настолько грамотно методически, что просто поражаешься, насколько хорошо авторы были погружены в тему.
…К книге есть замечательный видеокурс Пола Вилсона, который начинается как раз таки с того, что он всем настоятельно рекомендует открыть книгу и вместе с ней смотреть видео. И именно в этом сочетании будет достигнута максимальная эффективность».

   Что пишу я: «…В книге Хугарда совершенно правильно методически подобран материал, он изложен последовательно, в нужном и рациональном порядке. Но сама форма изложения этого великолепного по содержанию материала, в настоящее время представляется мне чрезвычайно тяжеловесной и трудной для восприятия. В качестве альтернативы печатной формы учебника я двумя руками голосую за видео-семинары: все объяснения карточных манипуляций гораздо легче изучать на ДВД, по видео-инструкциям, а не по книгам, читая их описания». О чем же спор? Ведь я говорю совершенно то же самое: «… В книге Хугарда совершенно правильно методически подобран материал, он изложен последовательно, в нужном и рациональном порядке».
   Далее Винокуров пишет о видео-курсе Вилсона. И в его комментарии идет методически для меня абсолютно загадочное предложение: «… открыть книгу и вместе с ней смотреть видео». Смею вас уверить, что ОДНОВРЕМЕННО с чтением книги, смотреть видео НЕВОЗМОЖНО. Вернее, все это можно делать, но обучающий эффект при этом будет НУЛЕВОЙ. Студент не усвоит ни видео, ни текста. Это нельзя делать одновременно, это следует делать последовательно! И как пишет Винокуров (и вот в этом я совершенно согласен, поскольку именно об этом и пишу, и к этому призываю) только в сочетании будет достигнута максимальная эффективность.
   А вот далее надо разработать эти пропорции СОЧЕТАНИЯ. Сколько видео и когда, сколько текста и когда. Далее – отсылаю к своей публикации, где я пишу о значении видео для отработки движений рук – ремесла.
  Теперь о комментарии Олега Степанова. Я очень долго спорил с ним, доказывая, что мы говорим о разных вещах. Попробую еще раз пояснить свою точку зрения, отталкиваясь от его слов.
   Итак, Олег иронично пишет: «…Вы совершенно правы. Методика преподавания из книги "Королевская дорога" безнадёжно устарела».
   Это просто неправильное понимание моих слов, которое придает им совершенно другой смысл. Я никогда не имел в виду, что методика преподавания ИЗ книги Хугарда устарела. Вы можете найти в статье уже упоминаемые мои слова о том, что «… В книге Хугарда совершенно правильно методически подобран материал, он изложен последовательно, в нужном и рациональном порядке». Я стремлюсь утвердить читателей в мысли о том, что обучать ТОЛЬКО по книге – это методически неверно.
  Да, можно, пользуясь только текстом, разбирая и изучая его, пытаться достичь уверенных манипуляций. Но ведь я в своей статье пишу об эффективности обучающего курса, а не о содержании книги!!! Книга гениальна в правильности подобранного материала, в его изложении. Но остановиться только на книге и не использовать всех современных вариантов обучения, это – остаться в прошлом веке!! Насколько же эффективней сочетать в педагогической технологии лекцию, в которой преподаватель все ОБЪЯСНЯЕТ и ПОКАЗЫВАЕТ. Лекцию, в которой он использует видео-курс для детальной демонстрации того, что, возможно, трудно увидеть с задних рядов или сбоку, для детальной демонстрации отдельных фаз манипуляции, возможно для повторения и закрепления материала. А текст в том или ином виде использовать лишь как дополнение для повторения и закрепления пройденного материала, когда студент вернется с лекции домой и окажется один на один с зеркалом. Вот тут-то он и сможет заглянуть в пособие. Я не берусь утверждать, что предлагаемая мной технология с использованием живого общения, видеоряда и текста, является оригинальной, оптимальной и единственно верной. Она уже давно используется в разных дисциплинах. Но я уверен, что мы, фокусники,  должны искать и использовать новые формы обучения, которые хорошо зарекомендовали себя на западе, но которые еще кажутся не столь традиционными, как сотни лет используемая система учебной литературы. Кроме лекции, разумеется, в курсе должны быть практические, самостоятельные работы, семинары и другие формы обучения.
  С огромным сожалением я должен констатировать, что в этой области, в сфере обучения фокусам, Россия опять должна догонять запад, должна «изобретать велосипед». Мы, к сожалению, не можем предложить никакой отечественной педагогической технологии, которая могла бы обеспечить нам прорыв в будущее. По-крайней мере, я такой технологии пока не вижу, и не знаю. Даже книг, которые могли бы соперничать с западными учебниками, мы пока предложить юным фокусникам не можем. Несколько дней назад я наткнулся в Интернете на интервью с Саймоном Анхольтом, британским политическим консультантом. Речь идет о России, не о фокусах. Но, мне кажется, что все это напрямую связано с нашей проблемой модернизации. Вот привожу выдержку из этого интервью.

Саймон Анхольт: Проблема России в том, что ее считают обузой

«… Перед Россией стоят две глобальные задачи: структурная модернизация страны и особенно городов. Многие современные города все еще устроены так, как было нужно в XIX веке: все эти торговые палаты и дипломатические миссии, а также культурные институты старого типа совершенно бесполезны сегодня. Все это, от структур поддержки бизнеса и гражданского общества до системы образования, нужно сделать современным и дешевым, технологичным и коммерчески эффективным, мобильным и гибким, чтобы соответствовать задачами и форматам, каналам коммуникации и стандартам менеджмента сегодняшнего дня. Все это должно составить единую систему.
  А вторая задача — делать изумительные проекты, цель которых в том, чтобы компетентно решать ключевые проблемы. Это, в свою очередь, станет национальным конкурентным преимуществом и основой позитивного бренда страны. Причем это должны быть такие проекты и события, которые не требуют поддержки от PR-агентств, потому что интересны другим людям и странам сами по себе. Ведь PR-агентство нужно, если ваши истории скучны и их нужно проталкивать в СМИ. Если вы успешно решили общемировую проблему и готовы интересно об этом рассказать, все люди заинтересуются вами и так».

  Так давайте же вместе создадим самую эффективную систему обучения! У нас прекрасная база – русское образование уже считалось когда-то самым прогрессивным в мире. Есть от чего отталкиваться.

8 комментариев:

  1. Владимир Серафимович.

    Вы написали "но, на мой взгляд, как учебник карточных фокусов она безнадежно устарела, поскольку использует старые методические приемы обучения." И на это я вам отвечаю - вы не правы. Я не знаю никаких новых методические приёмов которые лучше чем у Хугарда и у вас в статье они не приводятся.

    Читать размышления человека, который в первой строке написал "Поскольку дважды два равно пяти, а земля имеет форму куба, я вас сейчас научу как развить Россия" я и вам не советую и сам не хочу.

    И, пожалуйста, не пишите, что Степанов рассердился или, хотя бы, напрягся. Я сижу, смотрю телевизор, обрабатываю книгу и меланхолично отвечаю на посты вроде вашего.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Владимир Серафимович!

    Спасибо Вам огромное за то, что очень грамотно и мягко указали на мои стилистические ошибки. Вчера я их не заметил, а сегодня, прочитав Вашу статью и перечитав, устыдился. Постараюсь впредь выражать свои мысли более чётко.
    Вернусь к своей неудачной фразе о том, что надо "...открыть книгу и вместе с ней смотреть видео". Да, моя ошибка. Этой фразой я пытался сказать, что сперва надо изучить материал из книги, а потом его уже смотреть на видео. И именно в такой последовательности. Книга разбита по главам, и семинар Пола Вилсона использует ту же самую систему. Почему же я предлагаю всем начинать именно с книги изучать слейты, фокусы, а потом уже обращаться к видео?
    Здесь я сделаю маленькое отступление по теме видео.
    По этой книге на текущий момент существуют три видеосеминара: Руди Хантера, Пола Вилсона и, выпуск от magic shop Houdini's. На текущий момент, моё сугубо личное мнение, основанное на просмотре всех трёх выпусков таково, что лучшим для обучения является семинар Пола Вилсона в части изложения, полноты материала, и качества материала. У Руди Хантера 4 ДВД и в нём содержится гораздо меньше материала, чем в семинаре Пола Вилсона (5 ДВД) и с технической точки зрения, опять-таки по личному мнению, Пол Вилсон обучает лучше. Выпуск от Houdini's-а более полон (6 ДВД), но в нём очень невнятная подача материала. Теперь вернёмся к книге и семинару Пола Вилсона и вопросу о последовательности обучения.
    В книге, опять-таки повторюсь, материал не просто методологически грамотно изложен. Он ещё и изложен в очень доступной форме, по которой очень просто учить слейты и разучивать фокусы. Скажу по себе: я брал книгу, колоду карт, и по пунктам выполнял всё то, что там было написано. И в большинстве случаев у меня не возникало никаких проблем с пониманием техники. Если какие-то моменты были не до конца понятны, то только тогда я смотрел видео. А если учесть тот момент, что не весь материал, изложенный в книге, доступен на видео, то думаю, станет более понятным, почему надо начинать с того, что есть - с книги, а потом уже переходить к дополнению в форме видео.
    В книге очень часто расставляются акценты на каких-то особенностях, которые очень сложно посмотреть на видео. За примером далеко ходить не надо. В первой главе, в самом начале при показе, как правильно держать колоду в руках, делается акцент на расположение левого мизинца. А на видео этот акцент делается далеко не сразу. И вот именно подобная малозаметная деталь (которая на самом деле очень важна) и акцент на ней и отличают стиль изложения материала в книге и на видео.
    Ещё одной отличительной особенностью книги, является то, что она заставляет думать, и развивает воображение (прошу сильно не пинайте меня, пожалуйста, за столь глубокомысленные фразы ))) ). Если, скажем, какому-нибудь начинающему фокуснику, просто дать посмотреть фокусы из видеосеминара, то вероятнее всего он потом скажет что-то вроде: "фигня фокусы. Да и палева много". А если ему дать книжку и начать обучать по методу Олега Анатольевича Степанова, то он скорее всего скажет: "Блин, крутая вещь". Само собой, это всё утрировано, но тем не менее уверен, что прочитав сперва фокус в книге, фокусник волей-неволей заставит себя работать больше, чем при просмотре его на видео, поскольку в первом случае он сам создаст у себя в голове рисунок фокуса, а во втором ему дадут всё готовое.

    ОтветитьУдалить
  3. Благодарю вас, Олег и Александр, за прочтение, осмысление и комментарий к моим заметкам. Вы, Олег Анатольевич, нашли в моей заметке самую неправильно мною сформулированную фразу. Действительно, я не прав, методически весь материал в книге Хугарда подается абсолютно верно, правильно и так, как его и следует расположить, в совершенном алгоритме изучения. Но я буду настаивать на идее педагогической технологии, в которой наличие лишь одной книги, без видео-курсов, делает затруднительным изучение материала для большинства учеников. И цитату из интервью Анхольта я привел лишь для того, чтобы еще раз подчеркнуть важнейшее требование современного информационного общества: сделать российское образование «… современным и дешевым, технологичным и коммерчески эффективным, мобильным и гибким». И это становится особенно актуальным в проблеме обучения фокусам, поскольку на этом рынке услуг, ставшим доступным благодаря распространению Интернета, появляется очень много различных обучающих курсов, мягко говоря, не отвечающим требованиям формы и содержания. Вот я и рассматриваю те аспекты современного обучающего курса, которые мне представляются наиболее важными. Еще раз спасибо за комментарии.

    ОтветитьУдалить
  4. Как говорила моя учительница литературы - "Растекашися мыслью по древу".
    Определения ради определений, спор ради спора. Зачем? Все давно известно: Учитель(Наставник) - Ученик. Ученик совершенствуясь превосходит Учителя, развивает дело и сам становится Учителем, затем начинает обучать уже своего Ученика и т.д. По какой книжке или видеокурсу можно обучиться престидижитации или постичь основы подачи иллюзионного номера? (Имею ввиду грамотной классической школе).
    Этот Анхольт все же четко разьяснил - сейчас в России нужно определить форматы и используя каналы коммуникации выйти на стандарты современного менеджмента, наладить систему предложения соответствующую запросам потребления, сделав при этом ее гибкой и мобильной. Анхольт в приведенной цитате говорит о брендировании сегмента рынка и основе таких действий.
    Анхольт оперирует словами, которые реально в прикладном смысле малопонятны и мастодонтам жанра и молодежи. Первые сильно академичны, вторые крайне безграмотны и поверхностны.
    На сейчас никто в России, кроме Сафроновых к решению этой задачи не приступил, и реализуют они ее на территории Украины (к чему бы это?).
    Проект реализованный БС на Украине близок к завершению. Брендирование жанра иллюзии и фокусов на Украине произошло. По Анхольту была решена ключевая проблема. На Украине не было допущено (разными методами) собачьих склок против "культовых" фигур этого жанра (так уж сложилось - БС). От этого выиграли все и прежде всего долгосрочно материально. И я в том числе (уже писал, что благодаря действиям БС мои личные доходы выросли в 3,2 раза по сравнению с эпохой - "до БС на Украине").
    Так тем ли вы занимаетесь господа? Те ли вопросы обсуждаете? Ответ вам дают наши молодые коллеги фактически подвергая обструкции поднимаемые вопросы.
    Что послужило причиной того, что мэтры жанра отказались воспитывать себе (своих) учеников? Мастер обязан воспитать Ученика - иначе он не Мастер в глубоком понимании этого слова. Из всех отписавшихся кто считает себя Мастером?


    ОтветитьУдалить
  5. "...перед Россией также стоит вопрос культурной активности. Ведь это один из главных ключей к улучшению бренда страны. Для меня самым большим преступлением коммунизма стало уничтожение культурной идентичности вашей страны в советское время и лишение нескольких поколений людей их культурной истории и памяти. Вы лишились этих мощных конкурентных преимуществ на мировом рынке городов и стран, и теперь самое время вернуть себе этот ресурс. Культура очень важна в национальном брендинге: люди уважают только те страны, которые уважают себя сами. И это самоуважение зиждется на национальной культуре. Поэтому в России кто-то должен подхватить и поднять это упавшее знамя, разжечь этот огонь русской культуры, когда-то бывшей одной из сильнейших в мире."

    ОтветитьУдалить
  6. В чем культурная активность - в организации травли парвеню7 Кто восстанавливает ресурс культурной истории учавствуя в воссоздании преемтсвенности поколений жанра? Кто-то воспитал себе Ученика? Что является знаменем русской культуры? Какой жанр искусства?

    ОтветитьУдалить
  7. Уважаемый Лев, я оставляю Ваш комментарий, только потому, что не могу его понять. Что вы имеете в виду под «организацией травли парвеню», что означает такой оборот – «воссоздание преемственности поколений жанра», что вы имеете в виду под «восстановлением ресурса культурной истории»? Простите, но я этого не понимаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемый Владимир Серафимович, благодарю за Ваше внимание к моему посту. Меня очень сильно впечатлила прочитанная благодаря Вашей ссылке статья Саймона Анхольта. Статья Анхольта - это взгляд на положение вещей "со стороны". И как всякое обобщение, такой взгляд касается каждого отдельно анализируемого явления.
      Очень, очень немногие взвешенно и беспристрастно отнеслись к деятельности БС. Среди этих немногих были и Вы, уважаемый Владимир Серафимович. В творческом плане БС несомненно являются парвеню от жанра, вся их концертная деятельность вторична и производна от выступлений западных коллег. Еще совсем недавно Интернет был заполнен петициями и призывами к бойкотам, травле и т.д. выскочек - БС. Это был самый активный и самый массовый всплеск активности в части жанра иллюзии за последнее время. Неужели фокусники России не пожалели сил и времени, что бы направить свою энергию на организацию такой компании? Других всплесков активности в области жанра иллюзии, как части культуры, за последние 20 лет я не знаю. Поэтому и написал: "В чем культурная активность - в организации травли парвеню?" Если я не прав и равные по мощи всплески активности в сфере иллюзионизма все таки были - то подправьте меня. Я таких не знаю. И это не вселяет надежду ни мне, ни думаю Саймону Анхольту.
      Под "восстановлением ресурса культурной истории" и "воссоздании преемственности поколений жанра" имел ввиду свою озабоченность извечной проблемой - "Любить себя в искусстве или искусство в себе"? А точнее просто хотел получить ответ на такой вопрос, - "Почему мастера жанра иллюзии не передавали (и не передают) свое мастерство молодому поколению лично и непосредственно"? Почему сами, своей личностью, харизмой не передают основы понимания жанра, мастерство, понимание, уровень, класс? Что мешает? Такие ученики могли бы стать носителями ваших культурных ценностей (точнее вашей генерации), могли бы нести дальше, в следующие поколения ваши достижения в жанре иллюзии уже на новом уровне. Вот это и было бы восстановлением ресурса культурной истории. На настоящий момент культурная история прервана. На одной стороне мэтры жанра, на другой юные слейтеры с колодой в руках. Эти два поколения не понимают друг-друга. БС пытавшиеся соеденить оба поколения в опале основной массы коллег.
      Ну и позитивный пример. На Украине так было с обучением игры на бандуре, Школа практически была утрачена. Однако нашлись старые мастера, которые силой своей личности смогли воспитать новое поколение музыкантов играющих на бандуре http://www.youtube.com/watch?v=EqLxPk1pHas (Ярослав Джусь - Чтобы помнили). А бандура - это национальный украинский инструмент, казалось бы забитый поколением электрогитар и синтезаторов. Популяризация народного инструмента и мастерство молодых исполнителей, воспитанных старыми мастерами, позволила восстановить прерванную культурную историю Украины,обьеденив поколения, хотя бы в части одной, отдельно взятой музыкальной традиции (бандура). А целое (культура) и состоит из таких вот частей.
      А как же в жанре иллюзии? Слово за вами, мэтры жанра.

      Удалить