Общее·количество·просмотров·страницы

суббота, 9 марта 2013 г.

Да, я шут, я циркач, так что же?


Уважаемые читатели блога! В одном из комментариев к предыдущей заметке был задан чрезвычайно актуальный вопрос:

«…Можно ли испытывать уважение к искусству иллюзии, если фокусников зовут на корпоративы, на свадьбы и т. д. Учитывая, что это наша страна, можно сказать, что зовут на пьянки.

Выступление перед жующей публикой, не принижает ли артиста и его искусство? Не отнесутся к нему люди как к шуту?

Поделитесь мыслями. Не оскорбляют ли Вас как артиста, интеллигента, умного человека подобные выступления?»

(Аноним! Уже несколько раз Вас просили назвать свое имя. Я последний раз оставляю Ваш комментарий и настоятельно прошу представиться. Чего Вы стесняетесь? И зовут меня, кстати, Владимир Серафимович).

Вы задали, пожалуй, самый важный вопрос за все время существования моего блога. По сути дела, Ваш вопрос – это самый главный вопрос для каждого человека, сделавшего выбор своей профессии. Может быть, и блог-то я начал вести, чтобы ответить самому себе на вопрос о смысле жизни артиста-фокусника. Если Ваш вопрос совсем немного перефразировать, то он и превратится в этот главный вопрос: важно ли, правильно ли то, что ты делаешь, чему посвящаешь свою жизнь? Не являешься ли ты шутом в глазах публики? Возможно, прав был Мистер Икс, когда с такой горечью пел: «…да, я шут, я циркач…»

Вообще-то, Ваш вопрос следует разделить на два вопроса.
Первый: не относится ли жующая публика к артисту как к шуту.
Второй вопрос: не оскорбляют ли артиста приглашения на такие выступления.

Выступление в ресторане "Кукси-Каби" в Саратове

Попытаюсь ответить на оба этих вопроса..

Сначала на второй. Меня совершенно не оскорбляют приглашения на корпоративы. И для этого есть несколько причин.

Поскольку я являюсь артистом, то по определению должен, как минимум, развлекать своих зрителей. По-крайней мере, изначально, и в большинстве случаев, артистов приглашают именно для развлечения. От артиста ждут развлечения. Я всю свою жизнь учился развлекать людей своим искусством. Поэтому я радуюсь любой встрече со зрителями.

Зрители приглашают показать фокусы за столом
А вот, что будет после моего выступления, какова будет реакция зрителей на мое действо, изменится ли их отношение к фокусам и фокусникам, будут ли они продолжать видеть в фокусниках шутов, или начнут уважать мою профессию, зависит исключительно от меня. Я общался с людьми в совершенно разных условиях и при различных обстоятельствах.

Например, уже сорок лет читаю лекции. В аудитории бывает до 100 человек. Если через 10-15 минут студенты продолжают обмениваться какими-то репликами, продолжают хихихать и заниматься своими делами (а в начале любого занятия процентов 20-30 именно так себя и ведут), то я, получается, не смог подготовиться и правильно выстроить свою лекцию. Для того чтобы студенты быстро настроились на учебу, существует несколько шаблонных педагогических приемов. Есть у меня и несколько приемов, которые действуют просто идеально. Через несколько минут студенты слушают только меня. Если это кого-то заинтересует, как-нибудь расскажу подробнее. За все годы работы было несколько случаев, когда студенты после окончания лекции даже начинали мне аплодировать... И здесь вот что важно: на лекции, как и на выступлении с фокусами, первым делом необходимо завоевать интерес студентов-зрителей. Затем этот интерес следует закрепить и усилить. А в финале все должно происходить как при праздничном салюте. Об этом я самым подробным образом рассуждаю в своих книгах «Теория и практика сценической магии» и «Социокультурный анализ мистификации». Их вы можете найти в Интернете.

Жующую публику можно уподобить тем самым болтающим студентам в начале лекции. И, поймите меня правильно, публика пришла на корпоратив для того, чтобы вкусно поесть и вдоволь выпить. Их для этого и пригласили на такую вечеринку. А артисты – это уже стало традицией, нас, «…как воблу к пиву подают». Студенты, вообще-то, в глубине, спящего на первой паре сознания, все же помнят, что пришли не развлекаться, а послушать лектора. А вот публика на корпоративе прекрасно знает, что «… нельзя ждать милости от природы», и «… не выпивает только тот, кому не наливают». Поэтому, не надеясь особо на развлечение со стороны приглашенных артистов, развлекает себя испытанным дедовским способом. Тем более что программа выступлений известна только нескольким устроителям вечеринки. Основная часть реально не знает, будет ли что-то интересное. В таких условиях выступление артиста приближено к боевым действиям. И его успех только в его руках. Впрочем, об этом я подробно пишу в книге «Искусство презентации». Поэтому нельзя обижаться на жующую публику. Важно остановить их процесс пищеварения уже с первых минут своего выступления. Например, после того, как меня объявляют, оператор включает фанфары, я выхожу. Далее небольшая пауза, которая усмиряет звон бокалов и стук вилок. А дальше я проникновенно говорю в микрофон, что «… я поздравляю новобрачных от имени магов всей страны!» Или «… меня часто спрашивают, что такое Магия…» Поверьте мне, если правильно, значительно и задушевно произнести слово «Магия», в зале мгновенно установится напряженная тишина. Что б там не писали атеисты, как бы не возмущались ученые-правдорубы, а при одном только упоминании о Магии у зрителей сразу возникает легкий ступор. Это очень важный момент. Именно в это мгновение ваши последующие слова и действия могут закрепить созданный интерес, либо полностью разрушить волшебное воздействие на воображение зрителя только одного слова «Магия». Смею вас уверить, дорогие юные фокусники: молчащий фокусник, выступающий под музыку и владеющий сногсшибательной техникой манипуляции, никогда не добьется в ресторане такого быстрого захвата интереса, как фактурный артист с хорошо поставленным голосом, проникновенно сказавший нужное слово. Либо этому не говорящему фокуснику придется привлечь для своих целей большой арсенал мультимедийных средств: музыку, свет, взрывы, огонь и т.п.

Собственно говоря, я уже ответил и на первый вопрос. Жующая публика (и выпившая приличную дозу) всегда ИЗНАЧАЛЬНО относится к незнакомому фокуснику, как к шуту. Такова наша современная жизнь! Можно сказать, что это изначальные условия задачи. А вот дальше всё зависит только от самого фокусника. И пишу-то я свои, возможно, обижающие кого-то заметки, лишь по одной причине: мне очень горько, что многие молодые фокусники своими выступлениями лишь закрепляют именно этот «шутовской» статус артиста оригинального жанра в глазах почтенной жующей публики.

Я имею опыт выступления в ресторанах довольно большой. Именно этот опыт я и обобщил в книге «Искусство презентации» (см. самую первую заметку в блоге – октябрь 2012). Когда такие выступления прервались, не отказал себе в удовольствии сфотографировать записи посетителей в книге отзывов. Несколько отзывов помещены ниже. Думаю, что ради создания такого впечатления о фокусах, ради таких эмоций зрителей и стоит выступать в ресторане.





2 комментария:

  1. Действительно актуальная статья! Описываемое отношение не только имеет место быть, но и распространяется на любой жанр развлекающий публику (А. Пугачева "Не делайте мне больно господа"). А Юрий Лоза вот так поставил этот вопрос:
    "1984год
    Иду в компанию
    (Ю. Лоза)

    Если я иду в компанию, оставляю дома спесь Ведь уверен я заранее, что меня попросят спеть. Да, я не против, да, я готов,
    Это как шпроты, без которых стол - не стол.
    И как только подают десерт
    Изучаю я Вас,
    Чтоб не думали, что туп и сер,
    Подбираю мысли и слова.

    Вы же абсолютно разные, веселитесь и грустны,
    Озабоченные, праздные, в разной степени пьяны,
    Умнее кто-то, кто-то глупей,
    А кто-то в шпроты носом угодить успел.

    Кто-то жадно смотрит на десерт,
    Кто-то вздумал уйти.
    И конечно нелегко до всех
    Мне слова и мысли донести.

    Вас с утра штурмуют песнями телеящик и эфир,
    И артистами известными нашпигован эотт мир.
    Сделать непросто, чтобы не стол.
    Зелень и шпроты вспоминали Вы потом.

    И поэтому прошу Вас всех
    Мне не ставить в вину,
    Если я накинусь на десерт,
    И воздам закускам и вину,
    Или усну, просто усну, в шпротах усну..."

    Ждем вторую часть статьи.

    ОтветитьУдалить
  2. Владимир Серафимович извините, пожалуйста, что назвал Вас Михаилом.
    Я знаю как вас зовут. Читал Ваши работы.
    Просто когда писал комментарий меня отвлекли.
    Статью еще не читал. Спасибо что потратили время и написали подробнейший ответ.
    С интересом приступаю к чтению.

    P.S.
    Я не представляюсь только потому, что мое имя никому ничего не скажет.

    ОтветитьУдалить