Общее·количество·просмотров·страницы

понедельник, 18 марта 2013 г.

Камо грядеши?...


Интернет и телевидение постепенно погружают всех фокусников (и старичков, и молодых) в совершенно новые условия жизни и взаимодействия. Для многих сам этот процесс оказывается незаметным, и они лишь с удивлением констатируют озадачивающие их изменения. Кто-то вообще не замечает никаких изменений. Скорее всего, это результат отсутствия в их собственной жизни и во взгляде на процесс эволюции жанра, критериев для сравнения. Молодежь, наверное, считает всё происходящее в порядке вещей, им нравится жить в стремительно меняющемся мире. Я пытаюсь уже несколько лет понять, приобрели ли эти новые условия иллюзионной жизни устойчивый характер, и является ли вектор развития нашего искусства прогрессивным. Или, наоборот, в отечественном иллюзионизме наблюдается регресс. Для того, чтобы сделать обоснованные выводы, необходимо выработать единые критерии сравнения, позволяющие судить об уровне российской иллюзии в общем мировом потоке изменений этого жанра. Над этим еще предстоит думать и режиссерам, и артистам, и искусствоведам, чтобы эффективно развивать иллюзионизм. И, мне кажется, что исторические и теоретические изыскания нескольких наших отечественных исследователей чрезвычайно важны для движения вперед. Важность их работы становится понятной, если посмотреть на элементарную статистику: сколько фокусников занимается чисто практической эксплуатацией трюков, а сколько человек пытается разработать теорию иллюзионизма. Осмысление соотношения этих двух множеств любого может повергнуть в шок. Иное дело, понимание того, нужна ли теоретическая и историческая деятельность одиночек, огромному количеству фокусников, которых серьезно интересует лишь коммерческая составляющая их занятий фокусами. Печально то, что большинство артистов вообще не понимает, чем занимаются эти «теоретики». Уж лучше бы придумали новый фокус…

Люди моего поколения, те, кому лет 50-60, находятся в самом сложном положении. Мы можем заметить многие изменения жанра. Ведь мы жили творческой жизнью и менялись вместе с жанром последние тридцать лет. Но, в то же время, нам труднее всего судить об этих изменениях и их характере, поскольку все они непосредственно затрагивают нас самих, нашу жизнь и наш социальный статус. И это обстоятельство сразу же делает возможную нашу оценку субъективной, подверженной нашим собственным эмоциям, обидам, разочарованиям. Либо оценка может стать восторженной, экзальтированной (но это – реже). Так вот основная проблема в том, что такая оценка все-таки будет. А вот у молодых, и у совсем уж пожилых, оценки вообще может не оказаться. Этим возрастным группам практически нечего сравнивать: молодые слишком молоды, чтобы заметить и оценить изменения, а старички душой остались в прошлом и, возможно, не хотят (или не могут) даже замечать любые изменения.

Дело в том, что наши родители, кому уже за восемьдесят, как-то, по моим наблюдениям, перестали фиксировать все эти изменения стиля жизни, его ритма, наполнения, приоритетов. Они «решили» остаться в прошлом, привычном для них мире, законсервировав в своей голове всё столь им близкое и понятное. Я прислушиваюсь иногда к телефонным разговорам, которые моя мама (а ей уже 91 год), ведет со своими подружками примерно такого же возраста или немного моложе. Как-то незаметно, вот уже несколько лет, они перестали обсуждать все, еще недавно их волновавшие, важные политические события. События в мире и в России ушли из сферы их интересов и обсуждения. Их История остановилась где-то на начале века. И круг их интересов существенно сократился. Они с удовольствием перечисляют друг другу все сорта томатов и огурцов, которые собираются весной высаживать на дачном участке, рассказывают все секреты рецептов блинов на масленицу, жалуются друг другу на свои болячки, обсуждают погоду, визиты районных врачей и соцработников. Иногда в их разговоре возникают длинные паузы, все темы вдруг оказываются исчерпанными. Потом кто-то из собеседниц спохватывается, и все обсуждения идут по второму кругу. Через час, наговорившись, довольные, вешают трубки (благо у всех безлимитный телефонный тариф). И я вспоминаю некоторых своих коллег, уже, к сожалению, покинувших этот мир. Последние годы своей жизни они почти не хотели общаться на «фокусные» темы…

Я же последнее время все чаще ловлю себя на мысли, что Интернет занимает всё мое свободное время. Все новые фокусы я смотрю на ютьюбе, новости  фокусной жизни узнаю из нескольких блогов, общаюсь с коллегами по скайпу, по телефону или в своем блоге. Живое общение ушло в прошлое. И я иногда с некоторым страхом думаю: если мне удастся встретиться с моими давними друзьями, о чем мы будем говорить, что будем обсуждать? А вдруг и наш круг интересов, который еще недавно казался необъятным, сузится до нескольких простых и никому не нужных рассуждений. Почему я считаю, что мое поколение находится в самом сложном положении? Да потому, что мы пока еще прекрасно помним нашу клубную фокусную жизнь восьмидесятых годов прошлого века. И можем сравнивать ее с современной жизнью.

Разницу наших интересов и интересов молодых фокусников я вижу вот в чем. Тридцать лет назад всем нам хотелось показать себя и определить свое место в иерархии градаций иллюзионного мастерства. Именно для этого многие рвались на конкурсы, мечтали о дипломах и медалях. Все это присуще и современным молодым фокусникам. Скорее всего, этот дух состязательности останется навечно, и конкурсы будут продолжаться.

Но, к сожалению, тридцать лет назад наши знания были очень ограниченными. Значимость артиста, его вес, иерархический уровень, кроме официальных почетных званий, в нашей среде любителей неофициально определялся его знаниями в области иллюзионизма. Мы с жадностью наблюдали на клубных встречах за мэтрами, показывающими новые, никогда не виденные, фокусы, мечтали разгадать, узнать или подсмотреть новый секрет. Купить новый фокус в России в те далекие годы было практически невозможно. На клубные дни приезжали лишь несколько мастеров со своим реквизитом, копирующим западные образцы. Настоящие западные фокусы достать было невозможно. Вот, наверное, этот дефицит хорошего реквизита и распространил повсеместно среди фокусников-любителей убеждение, что стать хорошим фокусником можно только имея настоящий «фирменный» реквизит. А это, в свою очередь, порождало стойкое стремление к погоне за реквизитом и секретами фокусов. О том, нужен ли тебе этот секрет, о том, как ты будешь показывать этот фокус, впишется ли он в твою программу – обо всем этом не думали. Хотелось лишь узнать, как делается трюк. Наверное, это можно назвать «первичным накоплением капитала», когда важен только результат. Убежден, что у фокусников моего поколения этот период развития благополучно завершен, каждый накопил свою большую базу секретов. Эта погоня уже не представляется самой важной задачей. Но вот теперь я отчетливо осознаю, что такое стремление к «тайному» знанию всегда будет присуще любому новичку, кто познакомится с фокусами и влюбится в них. Влюбится в этот очаровательный мир секретов. И какое-то время ничто другое, кроме погони за секретами новых трюков, неофита интересовать не будет. Так что первая стадия становления фокусника – накопление знаний, совершенно естественна и необходима в начале пути каждому новичку.

Итак, мы – новички 70-80-х прошлого века, испытывали страшный информационный голод. Современные молодые люди, как мне кажется, испытывают  чувство прямо противоположное – пресыщение огромным количеством разнообразных или однотипных трюков. А такое пресыщение может породить равнодушное отношение к секретам, которые продаются во многих магазинах буквально за три копейки. (Впрочем, такую экстремально низкую цену можно найти только в  китайских фирмах, торгующих фокусами не особо хорошего качества). В американских магазинах цены значительно выше. Я уж не говорю о наших российских фирмах, где цены, как правило, выше американских. Но в любом случае, при желании, нужный трюк можно отыскать и очень легко приобрести.

Впрочем, называть отношение молодежи к секретам фокусов равнодушным будет неправильным. Оно не равнодушное, а, скорее, пренебрежительное. Легко приобретенный секрет почти мгновенно теряет свою истинную цену в глазах его обладателя. И к этому пренебрежительному отношению прибавляется отсутствие критического взгляда на собственную демонстрацию трюка. Психологи утверждают, что в подростковом возрасте желание подражать гораздо сильнее желания осмыслять. Сверстников юного обладателя какого-то секрета вполне может повергнуть в шок даже примитивная демонстрация фокуса. Они никогда не видели фокусов «вживую», не знают их принципов, не могут сравнить увиденный трюк с идеальной его демонстрацией. И вот они уже забрасывают «демонстратора» трюка стандартными вопросами: ну как это можно сделать?! Расскажи, а то уже «крышу сносит»! Как, например, на этом форуме: http://okartah.net/index.php?topic=162.0

А юный фокусник, буквально раздувшийся от ощущения собственной значимости, накачанный всеми этими примитивными эмоциями восторга, начинает думать, что раскрыв секрет, он приобретет еще больший вес среди своих почитателей. Тем более, что, скорее всего, он уже видел в Интернете такие, раскрывающие секреты, ролики. И вот он, распираемый своими «тайными знаниями», начинает ощущать себя настоящим учителем, гуру. И тут же  делает примитивный ролик и выкладывает его в Интернет. И появляется в сети множество «диких» разоблачений иногда классических фокусов… Например, вот таких:

Не знаю, как вам, а мне такие ролики кажутся просто насмешкой над нашей любовью к фокусам и над самими фокусами… Хотя иногда приходит мысль, что, может быть, эти ролики раскрывают настоящую современную истину, которую мы не хотим понять и принять: все наши трюки – это на самом деле вот такое же шутовство по большому счету. Ведь сказано: «…устами младенцев глаголет истина». Так может это и есть истина?! Надеюсь, что нет. Надежда сохраняется в душе, поскольку мы в свое время элементарно СТЕСНЯЛИСЬ показывать не доведенный до ума фокус своим зрителям. Вот и надеюсь, что всё же сталкиваюсь не с правилом, а с исключением. Это исключение появилось, на мой взгляд, только с развитием Интернета и с повсеместным распространением новых коммуникативных возможностей. Стесняться теперь некого, стыд – не дым перед веб-камерой, глаз не выест! И вообще, может быть, такую активность молодежи надо только приветствовать: если ты не будешь себя продвигать, тебя никто не узнает?!

Думаю, именно вот эти возможности Интернета резко разделили нашу современную иллюзионную жизнь на две совсем не похожих жизни. На виртуальную – ютьюбовскую, блоговскую, форумчанскую. И на реальную – конкурсы, семинары, выступления перед живыми зрителями. Один и тот же вполне реальный фокусник теперь может выступать сразу в нескольких ипостасях. Он может участвовать под разными «никами» в разных форумах, скрываясь под причудливыми «аватарами», комментировать любые статьи, делать какую-нибудь коммерцию, быстро создавая свои сайты и размещая ролики в Интернете. Проживая одновременно несколько виртуальных иллюзионных жизней, завоевывая популярность, подтвержденную высокими рейтингами, такой виртуальный «фокусник» в реальной жизни подчас оказывается неспособным поразить своими фокусами придирчивых зрителей. Реальная демонстрация искусства фокуса встает перед таким неподготовленным «артистом» прямо-таки непреодолимой преградой. Все оказывается совсем не таким, как под объективом веб-камеры. Скорее всего, в реальной жизни мы этих ребят в роли фокусников не увидим.

Вот и возникает следующий закономерный вопрос. А вдруг виртуальная фокусная жизнь для множества юношей станет не дополнением к их реальной жизни, а приобретет статус самой главной жизни? И если это произойдет, будет ли это закономерным развитием иллюзионизма в рамках информационного общества? И что же это? Возвращаясь к началу заметки: прогресс или регресс?

5 комментариев:

  1. Ну, по аналогии с певческим искусством. С возникновением грамзаписи, а затем магнитной и цифровой записи, а также видеозаписи на концерты певцов также продолжают ходить. Идут на личность, на духовное общение,на сопричасность к творческому процессу, на создание особой духовной атмосферы. А ведь эту же песню, этого же исполнителя можно послушать и на ютубе. Казалось бы. НО идут на концерт. Думаю аналогия понятна.

    ОтветитьУдалить
  2. Отвечу на последний вопрос: однозначно нет. Те эмоции, которые дарят тебе зрители при показе трюка - это как наркотик, с которого уже очень сложно слезть. И их не заменит миллион просмотров на ютубе и тысячи лайков, выражаясь на сленге.
    По поводу роликов. Вот Вы, Владимир Серафимович привели ролик, где раскрывается секрет невидимой колоды. Из своего общения ВКонтакте практически всегда видел, что над такими роликами просто смеются и всё. Ещё хочу рассказать одну поучительную историю на эту тему. Парнишка 13-ти лет сам сделал себе невидимую колоду и показал фокус другу. Тот пришёл в дикий восторг и упросил его раскрыть секрет. Через некоторое время друзья немного поссорились, и когда этот 13-летний парень показывал фокус компании, этот друг подошёл и рассказал секрет всем. Как рассказал этот парень, с другом он с тех пор не общается, но фокусы по прежнему показывает, и говорит, что тогда зрители поступили очень хорошо: они гхм... отругали друга за то, что он раскрыл секрет. Сразу скажу, что этого парня я знаю, поэтому вполне могу поручиться за правдивость.
    Есть ещё один нюанс. Да, существуют фокусы, которые можно купить за три копейки, как Вы выразились, но опять-таки из своего общения в соцсетях вижу устойчивую тенденцию к показу фокусов за счёт ловкости рук. И вот эти секреты чаще всего не раскрываются просто так, а продаются. Либо за деньги, либо за поднятые вверх пальцы, либо за подписчиков. Конечно, на ютубе можно найти раскрытие секрета практически любого трюка, но чаще всего для этого тебе требуется знать название фокуса, что уже подразумевает определённую работу, которую обычный человек, на мой взгляд, скорее всего поленится сделать.
    По поводу теоретических изысканий... хочу высказать, так скажем, свою теорию развития фокусов. Вот Вы сказали, что испытывали информационный голод, и поэтому ревностно хранили секреты. Как Вы правильно заметили, сейчас в виртуальном мире происходит перенасыщение секретами. Как мне кажется, такое перенасыщение неизбежно скажется на качестве фокусов, причём в лучшую сторону. Но далеко не сразу. На мой взгляд, те трюки, которые показывают все, причём практически под копирку, просто надоедят обычным зрителям, и те фокусники, которые этого не заметят, просто останутся не у дел. Выживут, как говорится, лишь самые харизматичные и обаятельные. А дальше уже другим, молодым, чтобы пробиться к хорошим гонорарам за выступления на корпоративах, или к призовым местам на конкурсах, придётся думать, что можно, и как нужно показывать. Вот здесь, на мой взгляд, и пойдёт качественный скачок.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Цитата: "но опять-таки из своего общения в соцсетях вижу устойчивую тенденцию к показу фокусов за счёт ловкости рук. И вот эти секреты чаще всего не раскрываются просто так".
      А чего там раскрывать - пальмирование и есть пальмирование - 3-4 часа каждый день перед трюмо до судорог в кистях в течение 4 - 5 лет + толику гениальности - и готов номер. Например вот такой (основанный на классической школе престидижитации) http://www.youtube.com/watch?v=1jhy0XsT3jA
      И многие согласятся освоить такой секрет?

      Удалить
    2. Да, если не откроется ссылка - введите TOPAS Bongo Bongo

      Удалить
  3. Владимир Серафимович, всегда с интересом слежу за вашими публикациями в блоге. Мне нравится , что вы видите конфликт там , где он на первый взгляд незаметен.Анализ и выводы очень интересны. А наряду с серьезностью ваш юмор , ирония и самоирония всегда удерживают интерес. Вы смотрите на сегодняшний момент и заглядываете в будущее. Все это в совокупности делает ваши статьи уникальными .

    ОтветитьУдалить