Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 3 марта 2013 г.

Фокусы: философия жанра


   Дорогие друзья!
   Прошедший февраль порадовал всех фокусников России и Украины магической конвенцией в Виннице. Как я понял из комментариев, эта первый съезд украинских коллег. Я поздравляю всех организаторов и участников этого съезда, поздравляю победителей и желаю всем новых творческих успехов и роста.
   Однако, те небольшие фрагменты конвенции, которые я смог увидеть в Интернете, одновременно порадовали и огорчили. Но именно этот международный съезд фокусников стал для меня спусковым крючком для рассуждений, которыми я и хочу с вами поделиться.



   Так чем же мы, фокусники, хотим удивить своих придирчивых, недоверчивых, восторженных, иногда, экзальтированных, иногда, рассерженных зрителей? Об этом уже много веков рассуждали образованные мэтры магического искусства и малограмотные балаганные штукари.
   О репертуаре рассуждали фокусники, которые показывали сложнейшие, не поддающиеся никакой разгадке, эксперименты натуральной магии. Эксперименты, о которых до хрипоты спорили выдающиеся ученые. Спорили и не находили разгадки.
    О том, что и как надо показывать, думали и ярмарочные шуты, развлекающие почтеннейшую публику карточными фокусами и игрой в наперстки. А, подумав, каждый из фокусников, по крайней мере, для себя, делал определенные выводы и избирал себе подобающие, и образ, вместе с костюмом и прической, и трюки, на которые был горазд, и на которые хватало его капиталу и возможностей. Но чаще всего он продолжал выступать так, как привык это делать за долгие годы. Очень редко артист кардинально менял свою манеру и содержание выступления. Еще реже после такого преображения он поднимался на ступеньку выше. По крайней мере, я не помню таких примеров. Или не знаю…
   Я думаю, что гораздо чаще в душе, каждый, кто достиг определенных успехов в своем деле, мечтал о том, чего он не сумел достичь. Например, опытный демонстратор крупных аппаратов как о недостижимом, мечтал о ловкости рук при передергивании карт. А другой фокусник, покупая новую колоду карт, мечтал о нежном протирании замшевой тряпочкой зеркала в «волшебном кабинете». Каждому хотелось уметь и обладать тем, что осталось в стороне, и что всегда казалось привлекательным, заманчивым, и весьма необходимым для того, чтобы все фокусники и зрители посчитали именно его единственным и непревзойденным. Ведь что бы там не придумывали писатели и критики, что бы не говорили с важностью сами артисты, уже обремененные званиями заслуженных или даже народных, самым главным для фокусника всегда остается желание стать и навсегда остаться первым. И каждый изыскивает способы запустить этот социальный лифт на Олимп, который и вознесет его на желанный пьедестал первенства. Вот поэтому и устраивают всевозможные официальные, клубные, международные или местечковые конкурсы. Любые способы посоревноваться и доказать правдами и неправдами свою исключительность. Доказать всем и вся, что именно он – лучше всех! А уж тогда все будет в шоколаде, все будет ОК!
   Очень жаль, однако, что при этом среди фокусников возникают настоящие баталии, принцип всеобщего магического братства оказывается иногда забытым, в Интернете возникают закрытые группы, создаются альтернативные организации. Бывшие союзные республики проводят свои конкурсы фокусников, присваивая им зарубежные аббревиатуры.  Вообще-то, замечательно, что у нас расцветают сотни цветов. В 1957 году Мао Дзедун именно под этим лозунгом провозгласил в Китае кампанию по усилению гласности и критики. Так что, на мой взгляд, можно только приветствовать то, что количество фокусников у нас растет просто в геометрической прогрессии за счет появления новых клубов и новых исполнителей. Думаю, что именно эта цель – экспоненциальный рост, прежде всего, новых манипуляторов и иллюзионистов, и преследовалась при создании Московского Клуба Фокусников. Так что сейчас процесс количественного увеличения идет так, как он и должен идти. И совершенно нормально то, что сейчас на территории бывшего Союза появляется очень много фокусников, которые как две капли воды похожи друг на друга своим репертуаром, внешним видом и теми ошибками, что они делают при исполнении трюков. Ведь мы все присутствуем только при начале процесса глобализации в нашем жанре. В других областях жизни этот процесс уже пустил глубокие корни. Над американизацией русского языка уже много лет, например, издевается Михаил Задорнов. А в фокусах мы только сейчас начинаем сталкиваться с возможностью приобретения западных новинок. Их может теперь запросто купить каждый, у кого есть пластиковая банковская карта. Причем сейчас даже не надо учить и понимать, например, английский язык, для того, чтобы заказать понравившийся фокус. Интернет мгновенно сделает, пусть примитивный, но вполне понятный перевод объяснений к новому реквизиту. Я прекрасно понимаю молодых людей, у которых просто глаза разбегаются при виде такого изобилия новых трюков, которые предлагают западные фирмы и наши отечественные магазины фокусов. По себе знаю, как хочется все это иметь. Как хочется «примерить на себя» новый фокус. У меня дома четыре огромных шкафа заполнены так ни разу и не показанными публике трюками, которые еще несколько лет назад были новинками. Теперь весь этот реквизит с огромной скоростью, не теряя при этом своего качества (все ведь так и остается новым, ни разу «не надеванным»), превращается в хлам, уже никому не нужный. В основном по двум причинам: во-первых, после тщательного рассмотрения трюка я понял, что мне он просто не подходит, а, во-вторых, я не могу показывать то, что теперь уже делает и выкладывает в Интернет каждый второй мальчик на ю-тьюбе. Лет шесть-восемь назад меня поразил, например, трюк с болтом и гайкой, которая сама с него скручивалась. Как я понимаю, трюк стал очень популярным, если уж и Динамо показывает его в своей программе какому-то крестьянину. У меня дома сейчас имеется три варианта этого трюка. Когда-то первый вариант с кейсом стоил долларов 100 или 200. Сейчас уже и не вспомню. Но вот последний, нормально, кстати, сделанный китайскими умельцами, имеет цену всего в несколько баксов. Очень неплохой, на мой взгляд, ответ Китая заморским глобализаторам.
   Вопрос здесь вот в чем: как, в каком контексте, кому показывать этот болт? Если это делать, как я увидел на украинской конвенции 2013 года в Виннице, в исполнении, как мне показалось, школьника, то это очень неправильно. Попробую пояснить, почему. Прежде всего, следует задуматься над тем, какие мысли и эмоции вы сможете вызвать своим фокусом у зрителей. Этот трюк изначально задуман как демонстрация способностей к телекинезу. Но при этом продавцы трюка совершенно не пишут о том, что артист предварительно должен привести зрителей к идее наличия у него таких экстрасенсорных способностей. Им, продавцам, этого и не надо, их задача – продать фокус. Но вот, если исполнитель просто достанет из кармана этот болт с гайкой, то в его исключительные способности никто, никогда не поверит. Да еще и возрастной ценз играет свою отрицательную роль. Зрителю, если он старше самого исполнителя, невольно приходит в голову мысль, что «… уж если ребенок это показывает, то, наверное, это очень просто… Вот какую новую штуковину придумали изобретатели! Надо и мне купить такую же для моего сына…» И все. Никакого восторга по отношению к себе, к своим умениям, юный артист не вызовет. Впрочем, у своих сверстников он вполне может вызвать даже нежелательную эмоцию зависти. Зависти к тому, что он обладает таким оригинальным болтом, что нашел деньги на его покупку, что, вообще знает, где его купить. Но опять же никакого восторга, как артист, этот юноша не вызовет. Нет ничего артистического в такой простой демонстрации оригинальной игрушки. Наверное, когда-то у младенцев вызывала, да и сейчас, наверняка вызывает точно такие же эмоции, прыгающая заводная лягушка. Принципиально никакой разницы между болтом и лягушкой я не вижу. Да и любой взрослый человек не увидит. Вот и спрашивается: мы, фокусники, хотим показывать своим зрителям заводных лягушек, или мы хотим показывать чудеса?
   А дальше возникает еще более важный вопрос. Уж если мы допускаем, что такие демонстраторы заводных игрушек называют себя фокусниками, то какого прогресса нашего жанра можно ожидать? А, подумав, можно, я надеюсь, прийти к закономерному выводу. Прогресс возможен только в сцепке между артистичностью исполнения и, разумеется, в появлении совершенно новых заводных лягушек. И самое главное. Это относится и к юным фокусникам, и к их наставникам. Нужно сто раз подумать, прежде чем показывать зрителям какие-то купленные фокусы: стоит ли это показывать, и как это надо показывать. По сути дела, я опять вернулся к уже затронутой в предыдущих заметках теме: разоблачение секрета не является научением исполнению трюка. Обучение фокусам гораздо сложнее того, с чем могут столкнуться юные исполнители, вступая на нашу таинственную тропу. Секреты важны, но они никогда не станут самым главным в профессии фокусника. И не может, например, назвать себя менталистом юноша, который не умеет правильно говорить, свободно, но при этом изящно, стоять рядом со зрителем. Не может он называть себя так, если не может логично и понятно объяснить зрителю его задачу. Думаю, что на конкурсах иллюзионистов вообще, прежде чем допустить «артиста» к такому конкурсу, надо ввести обязательную программу. Например, по риторике, по сценической речи, по сценическому движению, по танцам, пантомиме. Надо это сделать совершенно обязательным и в школах обучения волшебству. Вот, например, в театре иллюзии у Анатолия Ляшенко, насколько мне известно, есть педагоги по танцам и сценической речи. И уж если кто-то берется учить детей, подростков и взрослых фокусам, то с этого и надо начинать. К огромному моему сожалению, к такому выводу приходишь только в конце или на пике творческой жизни, а в ее начале погоня за секретами трюков и реквизитом занимает все мысли начинающего фокусника. Вот и получается, что на конкурсах даже призовые места занимают убогие исполнители, по которым и начинают равняться их еще более убогие «коллеги». А из лицезрения всего этого убожества у нормального зрителя и возникает совершенно справедливая оценка и жанра фокусов, и того контингента людей, которые ими занимаются.
   Впрочем, эти мои «мысли вслух» скорее всего ничего не изменят в алгоритме уже веками повторяемого становления фокусника: начинающие все также будут стремиться к разоблачению секрета трюка, ничем не отличаясь от зрителей. И все также будут торопливо показывать новые заводные игрушки своим друзьям и знакомым. И только некоторые из них начнут совершенствовать не только свои руки, но и мозги. И вообще начнут работать над собой и становиться человеком, с которым приятно общаться, даже если он не покажет вам ни одного фокуса.
   Поэтому нам остается лишь с печалью следить за стремительным ростом количества фокусов и фокусников, и надеяться на то, что мы еще успеем увидеть, обещанное философами, неизбежное перерастание этого самого количества в качество. Может быть, и доживем…

36 комментариев:

  1. "Если это делать, как я увидел на украинской конвенции 2013 года в Виннице, в исполнении, как мне показалось, школьника, то это очень неправильно."

    Владимир Серафимович, а вы помните как в Питере показывали фокусы (которые купили в магазинах) и тут же рассказывали их секреты всем сидящим вокруг. Так лучше?
    Как говорится, с чем боролись, на то и напоролись. И радуйтесь, что тот мальчик еще не раскрыл секрета, как это делали вы.

    "... в театре иллюзии у Анатолия Ляшенко, насколько мне известно, есть педагоги по танцам и сценической речи."

    Ну, и где эти замечательные ученики из школы Анатолия Ляшенко? Ларионова - знаю. Гудвина - знаю. Чирикова - знаю. Сафроновых - знаю. Да я вообще многих знаю. А вот учеников из школы Ляшенко, которые учились у замечательных педагогов по танцам и сценической речи - не знаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемый Олег Анатольевич! Мне очень приятно, что Вы столь стремительно реагируете на мои «размышлизмы». Только я не совсем понял, в чем Вы меня упрекаете. Когда я был в Питере несколько лет назад, то это была, как мне кажется, встреча профессионалов. От коллег у меня никогда не бывает секретов, да и рассказывал я, помнится, как я показываю трюки, а не как их рекомендуют показывать в описаниях. Во всяком случае, я не так часто бываю в Питере, чтобы что-то скрывать от коллег. И до сих пор радуюсь, если мои рассказы для кого-то были интересны.
      Да и мальчика, за которого Вы, похоже, немного обиделись, я вовсе не обижаю. Я лишь высказываю свои собственные мысли о том, что, и кому подобает показывать. Эти мысли вполне могут быть спорными, Вы можете с этим не соглашаться, но я их высказываю как раз для того, чтобы над этими вопросами подумали и исполнители, и их режиссеры. Я никогда не претендовал на то, что мои суждения следует считать истиной в последней инстанции. И я с удовольствием прочитаю и выслушаю Ваши возражения по поводу моих размышлений.
      Что касается театра Анатолия Ляшенко, то педагоги помогают ему как режиссеру и художественному руководителю театра, ставить иллюзионные спектакли. Познакомиться с его методиками обучения и постановки номеров можно в Москве в театре иллюзии. Насколько мне известно, в Питере он не выступал. Кажется, его творчество знают больше в Китае, чем в Питере.
      Владимир Свечников

      Удалить
    2. "Когда я был в Питере несколько лет назад, то это была, как мне кажется, встреча профессионалов."

      Ах, профессионалов? Так назовите их имена? Если вы даже их имена не помните, то откуда вы знаете, что они были профессионалами?

      "Да и мальчика, за которого Вы, похоже, немного обиделись,"

      Обиделся? Да я видел как он матом пишет в Интернете. Я таких на дух не переношу. Однако... В отличие от вас он не раскрывал секретов кому попало. А вы раскрывали. Вот теперь и получите такую молодежь, котрой на всё наплевать.

      "И я с удовольствием прочитаю и выслушаю Ваши возражения по поводу моих размышлений."

      Мило. Так я их уже высказал. парень показал по телевизору фокус и вам стало обидно, что он показал, а вы - нет. Так что у меня нет к нему претензий. Однако у меня претензии к тем, кто направо и налево раскрывает фокусы, а потом изображает из себя святошу "Ой, а почему молодые все знают и как они смеют это показывать?" :-)

      "Познакомиться с его методиками обучения и постановки номеров можно в Москве в театре иллюзии."

      Чтобы я заинтересовался его методиками - покажите мне результат. Если его ученики настолько неизвестны, что даже вы не можете их привести - зачем мне интересоваться его методиками? Вот вам интересна методика Зибулькина и Пентерюлькина, которые в Урюпинске обучают фокусам, но вот кого они обучают, я вам не скажу, так как никого не знаю. Интересна?

      Кстати. Если кто-то попробует солгать, что Степанов против Анатолия Ляшенко, то я хочу уточнить - ничего против него не имею. Просто спрашиваю - если вы приводите его в качестве примера обучения, то покажите его учеников.

      Удалить
    3. Уважаемый Олег Анатольевич!
      Когда я назвал своих питерских коллег, с которыми встретился во время посещения Питера, профессионалами, то, скорее всего, вкладывал в это почетное определение несколько иной смысл, чем Вы. Наверное, надо было назвать их, прежде всего, людьми, преданными фокусам. И уж, наверное, им было интересно познакомиться со мной, а мне – с ними. От коллег, как я уже писал, у меня никогда не бывает секретов. Весьма сожалею, но Вы оказались первым, кто обвинил меня в том, что я раскрываю секреты фокусов «кому попало». Я никогда этого не делаю. А на встречах, где я читаю лекции и провожу семинары, случайных людей, как правило, не бывает. Я всегда считал, что Костя Стульгинский, который тогда организовал нашу встречу в Питере, кого попало, на нее бы не позвал…
      Далее. Я не видел, чтобы тот юноша, о котором я написал, писал матом в Интернете. Я, как и Вы, не люблю и не уважаю людей, который в переписке используют ненормативную лексику и агрессивный стиль. В устной речи, бывает, и сам употреблю смачное словцо… Но ведь, заметил же кто-то, что психотерапевты на западе, конечно, помогают снять стресс. Однако, русский мат не менее эффективен, но при этом значительно дешевле.
      Опять должен заметить, что в Ваших комментариях речь идет о чем-то, что в моей статье не обсуждается. В огороде бузина, а в Киеве дядька. Вы пишете о каком-то моем раскрытии секретов «кому попало». Я не понимаю, к чему это… Вы описываете, якобы какую-то мою обиду к парню, который показал по какому-то телевизору фокус, а я – нет. Простите, ничего не понимаю.
      И совершенно не могу понять, почему Вы во мне увидели святошу. Перечитайте, пожалуйста, мою статью – я пишу совсем о другом. И фразу Вы мне в уста вкладываете в своем комментарии такую, которую я никогда не произносил. Неужели я пишу столь непонятно, что могут появляться столь далекие от смысла моих слов трактовки?! Я нигде не упрекаю молодых в том, что они «смеют» показывать те или иные трюки. Они сами выбирают, что им показывать. А я лишь констатирую то, что, включив в свой репертуар какой-то совершенно не подходящий для их возраста и образа трюк, они только проигрывают, поскольку добиваются совершенно иного эффекта. Моя статья о том, что надо тщательно выбирать трюки. И выбирать их, согласуя со своим возрастом и образом. Согласитесь, что не гоже, например, нам с Вами, при нашей «гламурной» комплекции, летать по сцене как Копперфильд. Впрочем, если бы мы хотели вызвать гомерический смех зала, можно включить такой «Полет» в программу….
      И уж совсем мне горько, что Вы не знакомы со спектаклями театра иллюзий Анатолия Ляшенко. То, что делают его артисты на сцене маленького театра, смею Вас уверить, смотрится очень интересно. И добиваются они этого благодаря комплексному подходу к подготовке спектакля. Знания секретов, конечно, важны, но успех иллюзионного спектакля определяется не только ловкостью рук отдельных исполнителей. А познакомиться с его артистами и учениками, думаю, можно на сайте его театра.
      Владимир Свечников

      Удалить
  2. Алекс!
    Спасибо!
    А сколько коллег сейчас здесь???
    И как всегда виноват, КТО???? - Кораблев..
    Смешно, человеку, который что-то сделал, сдался, точнее СДУЛСЯ....? На чём???? , на том, что ЕМУ ПОСОВЕТОВАЛИ..

    Ржу..

    С уважением, Сергей Кораблёв.

    п.с. Осталось еще ВС сделать тоже самое....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Взяли и увели разговор от темы статьи. Со статьей полностью согласен. Особенно в той части, что различные местечковые фестивали становятся рассадником неправильной школы престидижитации, неправильной подачи использования реквизита и других ошибок. Юные фокусники (ну... так они сами считают, что они фокусники) обучаются на таких фестивалях не искусству фокусов, а ошибкам сомнительного качества преподавателей. Вот пример "мастера" преподавшего урок иллюзии в Виннице http://www.youtube.com/watch?v=1Ps_uxbAzDg

      Удалить
  3. Уважаемые коллеги-новички и признанные мастера жанра. Сейчас будет очень долгий комментарий от неопытного иллюзиониста и если вы изначально не согласны с тем что я могу сказать что-то по делу - лучше сразу пролистайте его.
    Уважаемый Владимир Серафимович, я прочитал большое количество ваших публикаций и книг и с уверенностью скажу, что почерпнул из них большое количество очень полезной для меня информации. За это Вам огромное спасибо! Но последнее время меня смущает вот что (поправьте, если я не прав)... Размышления очень уважаемых людей, которые я читал на http://magicpedia.ru/ и в Вашем блоге фактически сводятся к тому, что раньше небо было голубее, трава зеленее, а сахар слаще… Я не знаю и не могу знать, как рождались иллюзионисты 50 лет назад. Но сейчас естественным средством получения информации становится интернет. Лично я абсолютно верил в то, что фокусы – это маленькая частичка волшебства начиная с раннего детства и до 24 лет (пока как-то не увидел пару разоблачений). И это разоблачение (вернее обучение) стало для меня просто точкой переворота мировозрения. Я понял, что фокусы – это не волшебство и это было ужасно, но вместе с тем я и понял, что раз это не волшебство – то я и сам могу делать это! Я думаю, что похожий процесс произошел с большим количеством начинающих иллюзионистов. Мы развивались дома в изоляции. Фактически источником знаний были семинары и книги из интернета. Ясно, что не имея под рукой профессионального режиссера, преподавателей хореографии и риторики в процессе обучения мы многие вещи понимали изначально неправильно. Но потом у нас появляется возможность встретиться и посмотреть выступления других фокусников. Лично я был очень рад увидеть свои ошибки в исполнении другого иллюзиониста и я сделал для себя соответствующие выводы. У нас появилась возможность спросить интересующие нас вопросы у людей, которые имею весьма немалый опыт выступлений и которым есть чем поделиться. И приехав домой из Винницы я привез с собой весьма увесистый чемодан знаний, которые однозначно улучшат мои выступления.
    Но что я вижу по приезду домой? А вижу я то, что очень уважаемые мной и большим количеством других иллюзионистов люди говорят о том, что этот съезд, оказывается «местечковый фестиваль», что «на конкурсах даже призовые места занимают убогие исполнители, по которым и начинают равняться их еще более убогие «коллеги». А из лицезрения всего этого убожества у нормального зрителя и возникает совершенно справедливая оценка и жанра фокусов, и того контингента людей, которые ими занимаются». А ответьте мне, ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ? Мне 25, у меня есть высшее образование и семья. У меня есть любимая работа и хобби которое я искренне люблю. Я люблю выступать (особенно на сцене). Мне искренне приятно, когда в какой-то момент зрители взрываются аплодисментами. Но я не профессионал. У меня много ошибок (и о многих я пока не знаю). Так что, мне бросить то, что я люблю только потому, что наши мэтры считают нас убогими? Или как? Еще один вопрос. А кто из вас приехал в Винницу? Или поедет в Днепропетровск? Только Руднев согласился быть судьей в Днепре и все. А остальные заняли очень выгодную позицию восседания на лаврах и авторитетного заявления о том, что сейчас хлынула волна новых фокусников и что нет качества и т.д. и т.п. Что делать людям, которые хотят заниматься иллюзией, но они не имеют возможности поступить в Киевское эстрадно-цирковое, например?
    Не знаю, как вы, а я для себя выбрал только 1 критерий качества работы – эмоции зрителей. Если после моего выступления ко мне подходят люди и благодарят за то, что я показал и просят визитку – значит я выступил хорошо и мне нечего стыдиться (один раз у меня разобрали все визитки и мне пришлось писать телефон маркером на картах – это было особенно приятно). Если меня, например, 3-й раз приглашают выступать в одно и то же кафе – значит я хорошо выступил прошлые 2 раза. Лично я не стыжусь того что я делаю и того как я это делаю. И я такой, поверьте, далеко не один А то, что ряд людей полагают нас «убогими исполнителями», хотя нет, простите «еще более убогие «коллеги»» - Бог им судья.

    ОтветитьУдалить
  4. И еще одно, что меня смущает еще больше. Магия в России переживает кризис. Вместо того, что бы быть друг другу другом и братом (простите за напыщенность фразы) я наблюдаю какие-то странные склоки. Федоров и Изотов. МКФ – имеет ли право? Свечников и Степанов. И это только те споры, которые всплыли на поверхность и чисто случайно попали мне на глаза. Дай Бог, что бы я был не прав!!! Искренне хотел бы этого и поправьте меня, если я ошибаюсь. Вместо того, что бы заниматься любимым делом люди, которые являются неприкословными авторитетами конфликтуют из за мелочей…
    Эпилог. Я полагаю, что UMC прошло успешно. Каждый вынес для себя много полезного и это самое главное! Само собой были и ошибки, которые присущи любому «первому» мероприятию. Для кого это «местечковый фестиваль» - пусть так оно и будет. Но, фамилия моя связана с пророком и я тоже сделаю небольшое предсказание. Магия не умрет. То, что сейчас есть ряд «сырых» фокусников – это факт. Но причина тут не в убогости или дЫбилизме, а в том, что люди эти развивались в замкнутой среде. Очень скоро они начнут выступать и начнут осознавать свои ошибки и либо исправятся и станут хорошими иллюзионистами, либо останутся без работы и просто самоликвидируются. Вторые могут перед уходом сделать пакость и начать раскрывать секреты обывателям, но вот что я заметил. Спустя несколько месяцев после выступления зритель помнит лишь пару фокусов из получасового выступления. То же самое и с раскрытием секретов. Я пересмотрел все выпуски «Тайны великих магов: Разоблачение» и сейчас помню только те из них, которые сам использую, а что запоминать зрителю для которого это не имеет профессионального интереса? Любопытство очень быстро проходит а легко приобретенные знания не имеют ценности и мозг сам их отбрасывает. Наша же цель – сделать хорошее шоу. Сделать, как писал В.Ренер, «имитацию чуда в «эстетической упаковке»», а не унижать зрителя, доказывая, что перед ним настоящий волшебник.
    Так что не все так плохо ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Между Свечниковым и Степановым НЕТ НИКАКИХ склок. Это мы с Владимиром Серафимовичем так общаемся. Все статьи мы обсуждаем по Скайпу каждый день и, вообще-то, мы дружим, и этот блог ему сделал я. :-) Это мы пародируем споры, как бы подначивая друг-друга. Хотя, конечно же, у нас мнения по разным вопросам разные.

      Насчет приехать - проблемы со здоровьем и материальные проблемы. Спросите у организаторов Украинского Конгресса, приглашали ли они Владимира Серафимовича, предлагали ли они оплатить ему дорогу и проживание и предлагали ли они человеку с больной спиной организовать перемещение по городу? Лекции он готов давать бесплатно.

      Удалить
    2. Я искренне рад, что ошибался в этом пункте :-) Честно.
      И я обязательно подниму вопрос о Вашем приглашении на следующей конвенции.

      Удалить
    3. Артем привел два взаимоисключающих положения. Вот первое: "Мы развивались дома в изоляции. Фактически источником знаний были семинары и книги из интернета. ", утверждая таким, что им был доступен весь Мир иллюзии, любые семинары, любые примеры выступлений, практически все книги и т.д. А вот второе: "То, что сейчас есть ряд «сырых» фокусников – это факт. Но причина тут не в убогости или дЫбилизме, а в том, что люди эти развивались в замкнутой среде.", в котором утверждается почему-то о какой-то замкнутости.

      Удалить
    4. Поясню. Любой нормальный человек гордится тем, что он делает (если только его не принуждают к этому). Так же и большинство начинающих магов искренне гордятся своими фокусами. Когда они выходят на улицы и записывают свои фокусы на мобильный телефон, пересматривая дома они горды тем, что у них получается. Хотя на самом то деле - их подача еще очень и очень сыра. Я опять таки приведу в качестве примера себя. Год назад я готовился к своему первому сценическому выступлению. Это был маленький концерт для моих коллег-преподавателей к 8 марта и я решил показать номер Кэвина Джеймса с летающей розочкой (правда немного измененный и подогнанный под меня). Тогда я ставил напротив себя ноутбук, включал веб-камеру и записывал номер, потом садился и просматривал видео в поисках ошибок (не дернется ли роза в момент подъёма, естественно ли двигаются руки и т.д.). Но уже тогда я был ужасно горд этим номером. Он еще тогда казался мне просто великолепным. Он был записан на веб-камеру с низким разрешением, во время демонстрации мое лицо не выражало никаких эмоций, руки были как грабли, но мне все равно нравилось то, что я сделал. И дону из последних записей я разослал своим друзьям через сеть (разумеется они сказали, что им понравилось и это стало еще большим стимулом). С тех пор прошел год и я все еще дорабатываю этот номер с точки зрения подачи и выражения эмоций, моего отношения к волшебному цветку, который вырос у меня в руке. И я не знаю сколько я еще буду дорабатывать этот номер...
      Вы понимаете к чему я? Любой новичок будет гордится своим трудом и стараться поделиться им со всем белым светом. Хотя на самом то деле и он сам и его номера еще достаточно сырые. Кстати, замечу, что если ты при этом говоришь какие-то замечания, то ребята сильно обижаются и начинают сразу хамить...

      Удалить
    5. "Любой новичок будет гордится своим трудом и стараться поделиться им со всем белым светом. Хотя на самом то деле и он сам и его номера еще достаточно сырые."
      Акцентуация - "своим", "его номера".
      Новичок является только лишь подражателем, и борется за то, что бы быть всего лишь копией мастера. На данном этапе подражания новичок просто украл чужой номер и присвоил чужой интеллектуальный труд. Новичок борется лишь за то, что бы быть как можно более точной копией понравившегося ему мастера, оставаясь при этом всего лишь его блеклой тенью (искажая и нивелируя номер своим "исполнением"). Украсть и присвоить всегда ведь легче?

      Удалить
    6. Мне жаль, что вы такого низкого мнения о подростаюем поколении фокусников. Никто не ставит перед собой цель "украсть". Это прошлые 2 поколения разворовало и растащило по кирпичику целую страну со всеми ее материальными благами. И чего вы после этого хотите от детей? У людей уже сломано как понятие морали, так и само отношение к воровству. А потом, после того, как эти дети видят, что каждый тащит все что только может Вы начинаете говорить прекрассные фразы о том, что украсть и присвоить всегда легче, про блеклые копии и прочее...
      Но дело тут не в воровстве (просто меня изрядно утомили подобные упреки), а в том, что у новичка просто не хватает знаний и опыта для создания своего собственного номера. Он бы и рад это сделать но не может (пока не может). И он невольно начинает делать так, как делал мастер. Да и невозможно делать это после видеосеминаров - мозг наш так устроен, что он воссоздает увиденную картинку. Почему и заставляют детей читать книги, а не смотреть фильмы.
      Дайте время новичкам и они себя покажут. Те, кто может идти вперед и совершенствоваться - будут это делать. Те кто нет - просто уйдут из жанра (естественный отбор).
      Сейчас пошла полна. Каждый первый начинающий фокусник показывает карточные фокусы с ФигаСебе (они уже достали абсолютно всех, но их все еще показывают)! Каждый второй начинающий сценический иллюзионист показывает летающий стол, бутылки и песок. Почему именно эти трюки? Нет необходимости ломать голову над подачей. Купил реквизит, скачал музычку и вперед. НО! В Киеве стол уже изрядно приелся - его очень многие видели. Скоро это случится и с меньшими городами. И тогда включится тот самый механизм естественного отбора, о котором я писал выше.
      Так что не стоит обвинять нас в воровстве. Я не знаю как Вы начинали и что Вы сейчас показываете.

      Удалить
    7. Василий, у Вас довольно прямолинейные взгляды. А Вы не задумывались над тем, что подражание - это неотъемлимая часть жизни. Когда на свет появляется ребёнок, он не умеет ни говорить, ни ходить. Как же он тогда учится? Из подражания. Он видит, как ходят его родители, и в своё время начинает подражать им, делая свои первые шаги. Если у него нет проблем с голосовыми связками и слухом, то он слышит, что говорят вокруг него, и после этого начинает подражать, и таким образом учится говорить... Новичок в любом деле, это тот же самый ребёнок, который начинает учиться с подражания. А дальше уже зависит от человека: будет ли он всё время кому-то подражать, или найдёт свой собственный путь.
      Вот мой собственный пример. В кругах фокусников меня знают как человека, который показывает карточные фокусы под стихи собственного сочинения. Думаю, Вы согласитесь, что это достаточно нетривиальный подход к искусству фокусов. Но даже это началось с подражания, когда один человек показал мне своё видео, в котором он показывал фокус и читал стихи. И благодаря этому видео, и той идее, которая была в нём заложена, мне удалось придумать довольно симпатичный фокус, с которым я выступил на RMC-2012 и занял второе место в категории "микромагия". Это можно назвать подражательством? Безусловно, да. Но это уже будет подражательство другого уровня.
      Так и с новичками в фокусах. Сперва они ОБЯЗАНЫ подражать кому-нибудь (и лучше, чтобы это были звёзды с мировыми именами), а потом, если они захотят развиваться, то найдут свой собственный стиль, который и станет их визитной карточкой вне зависимости от того, что они будут показывать.

      Удалить
    8. Василий, в нашей стороне тема воровства очень неоднозначна.
      У меня дедушка и бабушка простые рабочие. Воровство презирали.
      Моих родителей и меня воспитывали так же. Всегда щепетильно относились к долгам. Если кому то отдавали деньги, то до копеечки.
      Но при этом. Дедушка с завода приносил все мог. Инструменты, наждачную бумагу, кабель, даже металл и т.д. и т.п. Бабушка с фабрики так же. Нитки, кожу и т.д.
      Они это не продавали, нет. Использовали у себя в хозяйстве.
      Ну и что это ? Как это назвать ? Они любили свою страну, уважали ее руководителей. Любили свою работу и свои заводы и фабрики.
      И при всем при этом тащили все что можно.
      Но ведь по идее это тоже воровство. Но по видимому тогда все было "народное".
      И это воровством не считалось. Раз народное, значит и наше тоже.
      И не мне вам говорить что про интеллектуальную собственность в России вообще почти никто понятия не имел. Я помню как преподаватель в институте купил какую то программу. Я тогда совершенно искренне не понимал зачем он заплатил за нее деньги, если ее можно было скачать с десятка сайтов как минимум.
      Так что молодое поколение не с луны свалилось, это ваши дети.
      Дети этой страны.

      Удалить
  5. Согласен с Артемом.
    Послушаешь, так у нас мэтры иллюзионного жанра.
    А кто из этих мэтров написал и издал хотя бы одну стоящую книгу в России ?
    И где эти мэтры, киломэтры и мегамэтры ?
    Где шоу, гастроли, выступления по стране ?
    Бомбят по свадьбам, корпоративам и детским садам.
    Еще по курортным городам. Показывают все одно и тоже ...
    Так еще и друг с другом сволочатся ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. http://magicpedia.ru/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/tabid/533/articleType/ArticleView/articleId/246/---.aspx - потрясающая книга, которая, как я понял, сейчас дорабатывается и переиздается
      Еще с удовольствием бы почитал "Искусство презентации" того же автора. Но, правда, не знаю как достать ее в Украине.

      Удалить
  6. Артем.
    Сейчас 21-й век на дворе. 2013-й год.
    Сколько книг отечественных авторов, посвященных фокусам можно купить в книжном магазине ? Или хотя бы заказать через интернет ?
    Более менее серьезных книг ?
    А сколько за весь 20-й век наши отечественные мэтры написали их всего ?
    За все сто лет...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Увы, но я не достаточно обознан в этом вопросе.

      Удалить
    2. Хорошо. А если подойти на улице к прохожим и спросить, кого из отечественных фокусников они знают ?
      Я живу в областном центре. Население 1.5 млн. человек.
      Так вот кроме Арутюна Акопяна и Кио не знают никого.
      Даже братьев Сафроновых. Я говорю "даже". Потому, что у братьев хоть какая то реклама была и они где то выступают, гастролируют ...

      Удалить
    3. Да. Акопян, Кио, Сафроновы. Но тут все равно я готов поспорить. Но мне кажется, что ценность книги определяется не ее временем издания, а ее ценностью лично для меня. Или я не прав?..

      Удалить
    4. Согласен.
      Но я же не говорю за какую то конкретную книгу.
      Я говорю о том, что сделали мэтры для продвижения жанра.
      Для передачи мастерства. Где отечественные труды по теории жанра.
      Их практически нет. Так еще и изданных иностранных книг тоже нет.

      Удалить
    5. "От Колдовства к Карточным фокусам". Стивен Минч. Перевод Олега Степанова. Stepanov Press, 2012.

      Книгу можно приобрести у Анатолий Катанского.

      Удалить
    6. Спасибо.
      Олег Анатольевич, я надеюсь что и другие переводы вы достанете из подполья.

      Удалить
    7. Зашел на сайт Катанского. Вбил название книги в поиск, получил ответ "В данный момент в нашем ассортименте этого реквизита нет".

      Удалить
  7. Вот она - современная молодежь! Оказывается НЕ неофиты должны были просить мэтров об ученичестве, но учителя должны были гоняться за учениками упрашивая их перенять знания, правильные навыки и понимание сути жанра. Совок (социалистический патернализм) в голове не истребим? Или молодежь настолько обнаглела, что считает мэтров вроде навязчивых учителей средней школы обязанными ей чем-то?

    Вот притча по теме:

    Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.
    — Зачем тебе это? — спросил Мастер.
    — Хочу стать сильным и непобедимым.
    — Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.
    — Почему?
    — Потому что тебе не с кем будет сражаться.
    Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.
    — Что тебе нужно? — спросил старый мастер.
    — Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь...
    И только тогда Учитель взял его в ученики.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Разумеется мэтры никому ничего НЕ должны.
      Но. Если они хотят оставить хоть что после себя.
      Хоть какую то добрую память.
      У них нет другого выхода, кроме как писать книги. Воспитывать учеников.
      Ну кто вспомнит имя фокусника развлекавшего толпу на корпоративе.
      Или на свадьбе.

      Удалить
    2. да я не прячусь.
      Просто не люблю я регистрироваться во всяких соцсетях и т.п.

      Удалить
  8. Уважаемые коллеги. Уважаемый Владимир Серафимович.
    Когда я писал свой обширный комментарий к этой записи мне казалось, что я выразил взвешенное и обдуманное мнение второй стороны. Позицию людей, которые пока что находятся вначале своего творческого пути. Однако тот процесс, который начался после это оказался далеко не приятным и неправильным. Поэтому я хотел бы сразу написать вещи, которые я считаю очень важными, и которые, к сожалению многие не понимают.
    1. Абсолютно в любом деле есть новички и есть люди, которые уже добились немалых высот в этой области. Пусть каждый считает по своему, но мне кажется, что стоит по меньшей мере уважать труд и вклад людей, которые сейчас по праву считаются мэтрами своего дела.
    2. Мне кажется, что абсолютно недопустимо общаться в сети в той манере, в которой мы привыкли говорить с друзьями. Мат – это недопустимо и мы все должны это понимать. Мы должны четко отдавать себе отчет в том, что наши записи и комментарии читают другие люди, которые, возможно, не привыкли общаться так как мы. Для того что бы мы друг друга понимали и существует унифицированная форма речи – литературный язык. Давайте же уважать людей, которые находятся по ту сторону монитора и говорить так, как мы бы хотели что бы говорили с нами – с взаимоуважением хотя бы…
    3. Я приношу свои искренние извинения лично Владимиру Серафимовичу Свечникову за то, что начал этот беспредел на странице Вашего блога. Я этого не хотел и в дальнейшем обязательно буду более осмотрителен с высказываниями. Делаю я это публично, а не в частной переписке и не вижу в этом ничего унизительного или нарушающего мою гордость.
    4. Самое главное. Давайте будем честны с собой. Номера, которые мы сейчас показываем откровенно слабы. Лично я на UMC в номинации сценическая магия видел всего 3 полноценных качественных выступления – они и заняли призовые места. Остальные конкурсанты нуждаются еще в очень большой работе над собой. Номера требуют качественной режиссуры, звукорежиссуры и само собой качественной подачи, с грамотной речью, правильными интонациями и мимикой (именно поэтому я не представлял свой номер на UMC-2013). Если этого нет – я не понимаю зачем везти номер на конкурс… До тех пор, пока мы сами не станем на уровень наших предшественников – мы не имеем морального права бросаться необдуманными и эмоциональными фразами.
    5. О том же я хотел бы попросить и людей, которые нас осуждают. Я понимаю, что многое из увиденного вам не понятно и вы с этим не согласны. Давайте все наши противоречия оговаривать лично, а не публично. Лично мне очень неприятно читать дурацкие перепалки на форумах – это унижает как авторов этих глупостей, так и их коллег. Отрицательно формирует мнение зрителей об иллюзионистах, как артистах и людях в первую очередь. Я всегда готов выслушать любую критику о своих номерах от знающего человека, но мне не приятно было бы прочитать на форуме или в блоге «Все говно! Мне не понравилось».
    Спасибо, что дочитали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Красиво сказал - "Я понимаю, что многое из увиденного вам не понятно и вы с этим не согласны. Давайте все наши противоречия оговаривать лично, а не публично."
      А я вот не понимаю. А хоть на людях, хоть лично дома брось своей маме резиновый член и поржи при этом. А потом напиши ее комментарии хоть лично, хоть публично. В Виннице в зале было достаточно много и людей преклонного возраста, были и девушки. Думаете им было приятно? Или они тоже поняли уровень мастерства номинанта - фокусника?
      И главное - шуточки "ниже пояса" - это удел маргиналов от искусства. Закончат они также, как и Комеди-клаб, т.е. уйдут с позором в небытие. В данном случае фестиваль в Виннице восстал против исконной русской и украинской народной морали (поговорите со своими мамой или папой). Когда нибудь у вас буду свои дети и вы поведете их в цирк или на какой-либо фешн или другое мероприятие. И хотелось бы вам, что вы вашему ребенку или жене фокусники кинули со сцены или манежа резиновый член или надувную вагину?
      ИМХО 1 Предполагаю, что фестиваль имеющий такой моральный уровень обречен на вымирание т.к. превратился в маргинал-шоу имеющее целью личное обогащение организаторов.
      ИМХО 2 ризовое место у гламурного подонка надо бы отобрать, чем восстановить репутацию фестиваля в Виннице.
      ИМХО 3 Хотелось бы услышать мнение Катанского по всему этому. У его на фестивале были малолетние дочки.

      Удалить
    2. Артем, не стоит беспокоиться. Лично вы никакого беспредела не начали. Более того, по нашему с Владимиром Серафимовичем личному общению скажу, что письма вроде вашего, это и есть то, ради чего он ведет свой блог. Так что, от него вам только благодарности.

      Далее. Насчет мэтров. Лично я, хотя и зашел кое для кого в возрастные предел данного звания, таковым не являюсь и хочу от себя заверить: многие из этих самых мэтров, с моей точки зрения, такие ... не совсем мэтры. Короче - возраст не даёт полномочий на применение данного звания абы кому. Не стесняйтесь гнобить "мэтров", но учитесь выбирать кого и как величать, и гнобите за дело.

      Насчет Украинской Конвенции. Если вы почитаете мой блог, то я высказал свое фи по поводу 3-го места в ментализме. В действительности, моё фи распространяется и на всех остальных участников. Тут мы с Владимиром Серафимовичем солидарны.

      Однако, мы совершенно расходимся в оценке значения события. Он, высказал свое эмоциональное отношение. Ему очень обидно, что он столько лет пишет, пишет, пишет, как бы обращаясь ко все более и более развивающемуся обществу фокусников, а теперь, вдруг, оказывается, что все, что он делал было впустую, никому не нужно и надо начинать с детсадовских книжек. Конечно же ему это сложно переживать.

      Мое отношение к процессу более рациональное. Да, не все классно, но... А что мы ожидали? ЭТО ПЕРВЫЙ КОНГРЕСС НА УКРАИНЕ!!! А вот это - замечательно!!! Это - супер!!! И дай бог, чтобы это продержалось более трех лет (стандартное время на длительность существования стихийных сообществ), и после того когда это закончится, чтобы появились новые. И пусть кто-нибудь в Белоруссии сделает что-либо подобное. Тогда вообще будет прекрасно.

      Удалить
  9. Да уж, получилось не очень красиво.
    Больше похоже на перепалку на базаре.
    Но ведь Владимир Серафимович может удалить глупые и несдержанные комментарии.В том числе и анонимные :)
    Может пусть так и сделает ?
    В любом случае это его блог. Ему решать.

    ОтветитьУдалить
  10. Владимир Серафимович и правда, Ваш блог больше стал похож на форум. Извините. Может правда удалите большинство комментариев ?
    Я не против, и больше не буду мусорить у вас в блоге.

    ОтветитьУдалить