Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 12 декабря 2013 г.

Моё первое "фокусное" изобретение

В 1980 году ко мне подошел коллега по кафедре «Электроснабжение промышленных предприятий», Виктор Дмитриевич Куликов, и рассказал, что, просматривая различные изобретения, он наткнулся на рубрику «Аппараты и устройства для демонстрации фокусов». Я просто рот открыл от удивления. Я и понятия не имел в то время, что такая рубрика может существовать. А Виктор Дмитриевич занимался на курсах экспертов по изобретениям, закончил заочно институт патентоведения, и уже сам имел несколько изобретений.
Я попросил его посмотреть в архивах, много ли в СССР защищено авторскими свидетельствами изобретений в области фокусов. Дело в том, что среди фокусников уже давно велись поиски действенного способа защиты своих авторских прав на какой-то определенный трюк, но никому не приходила в голову мысль о возможности получения авторского свидетельства на изобретение.
Через неделю Виктор сообщил мне, что нашел лишь одно авторское свидетельство на иллюзионную коробку, полученную еще в 70-х годах. Он протянул мне несколько листов с описанием этого изобретения. Это изобретение было сделано Игорем Михайловичем Горяченковым, с которым мы познакомились за несколько лет до этого. Я поблагодарил Куликова за проделанную работу и предложил через три дня встретиться для обсуждения возможности подачи заявки на изобретение под этой рубрикой.
Когда мы встретились, я принес с десяток идей для оформления в виде заявок на изобретения. Мы внимательно их рассмотрели и выбрали для первой заявки конструкцию колоды карт, которая может растягиваться в виде гибкой ленты. Взяли мы эту идею, потому что для неё можно было указать прототип, аналог и показать все её преимущества по сравнению с уже существующими образцами. Все эти моменты были совершенно необходимы для грамотного оформления документов. Виктор уже имел опыт написания заявок, он подсказал несколько очень важных элементов в написании формулы изобретения, так что стал полноправным соавтором будущего изобретения.
Через несколько дней мы оформили заявку, собрали все необходимые сопроводительные документы и отправили весь пакет в Москву в институт патентной экспертизы. Время ожидания ответа пошло.
Забегая вперед, скажу, что переписка с экспертом, который каждый раз присылал нам отказ на выдачу свидетельства на изобретение, продолжалась больше года. Каждый раз эксперт находил какие-то нюансы в нашем тексте, которые мешали ему согласиться с нашими доводами. Подчас эти доводы были просто смехотворны. Например, помню, что он нам написал, что склеенные две карты будут по толщине значительно отличаться от других карт, и это будет видно зрителю. Пришлось в качестве возражения ссылаться на целое психологическое исследование, посвященное зрительскому восприятию размеров различных объектов. Вся эта переписка могла бы длиться еще бесконечно долго, но мне выпала командировка в Москву, и я решил встретиться с экспертом лично и объяснить ему сущность нашего предполагаемого изобретения.
Я позвонил в Москве этому эксперту, и мы встретились. Я специально захватил с собой  карты прототип, аналог и нашу колоду. Всё это я ему продемонстрировал, объяснил, в чем различия и преимущества нашей колоды. Эксперт был, как мне показалось, очень доволен нашей встречей. Он понял всю сущность нашей заявки. До этого он, похоже, особо не вникал во все тонкости. Но теперь он пообещал, что все вопросы будут решены.
В январе 1982 мы получили положительное решение на выдачу нам с Куликовым первого нашего авторского свидетельства на изобретение устройства для демонстрации фокуса. Само свидетельство мы получили только в 1983 году.

Мы очень гордились с Виктором этим свидетельством, ведь оно было вторым по счету в СССР, начиная с 20-х годов! Правда, затем в 1997 году, один из авторов публикаций в журнале "Магический Круг", Изотов, уточнил, что до Горяченкова уже было получено авторское свидетельство Греголи Г. в 1934 году. Но тогда в 80-х мы, не зная об изобретении Греголи, были уверены, что наше изобретение второе по счету. Затем мы подали заявки на другие устройства. За восемь лет мы получили пять авторских свидетельств.
Когда в 1982 году в Москве состоялся учредительный съезд Московского Клуба Фокусников, я выступал на нем с сообщением о защите авторских прав изобретателя фокуса. Помнится, там еще выступал и Анатолий Сергеевич Карташкин с докладом об алгоритме изобретения фокуса. Так что с такими докладами мы выступили своеобразным тандемом. Да и предлагали эти очень в то время актуальные темы два кандидата технических наук! И, что очень радует, наши выступления стали своеобразным «спусковым крючком» для творческой энергии изобретателей: за несколько лет после нашего второго по счету изобретения в СССР их количество перевалило за сотню и продолжало увеличиваться с каждым годом. Надо заметить, что очень много в этом направлении проделано Михаилом Изотовым. Он даже получил за внедрение своего изобретения почетный знак «Изобретатель СССР». Чрезвычайно жаль, что сейчас он несколько сменил тему своего «творчества». И это очень печально. Мне бы лично хотелось, чтобы в памяти фокусников он остался почетным изобретателем и автором интересного сайта, а не автором доносов в прокуратуру и человеком, походя на страницах своего форума, оскорбляющим своих коллег-фокусников.
В настоящее время я довольно скептически отношусь и к своему опыту издания фокусного журнала и к своим изобретениям. Жизнь стремительно бежит вперед, появились такие технологии, о которых тридцать лет назад мы и мечтать не могли. Журналы теперь стали совсем другими. Да и возможностей как-то по-другому записывать и передавать информацию сейчас неизмеримо больше. Новинок фокусных каждый день появляется множество. Я уже не считаю, что патентование своих изобретений поможет избежать копирования. То есть, получение авторского свидетельства, отнюдь не гарантия того, что ваше изобретение никем не будет использоваться без вашего на то разрешения. На это даже надеяться не стоит.

Но, разумеется, сама творческая работа над придумыванием и доводкой нового трюка всегда пойдет на пользу тому, кто этим занимается. Вот, например, Виктор Ренер, блестящий изобретатель, который ни на минуту не прекращает придумывать новые приспособления, устройства для демонстрации фокусов. Чего только стоит его придумка для зарядки монетами, показанная на последней конференции! Я уже давно говорю Виктору, что ему надо выступать с лекциями и семинарами по всему миру. Показывать свои изобретения, а их у него – десятки! Он, наверное, правильно поступает, что не тратит время на рутинную работу и переписку по оформлению патентов. Но, с другой стороны, если бы кто-то помог ему оформить все нужные документы для получения патента, это было бы серьезной юридической защитой его приоритета изобретателя.

2 комментария:

  1. Для Вас уже не секрет, Владимир Серафимович, что наш с Вами злопыхатель уже изошелся ядовитой слюной в ответ на Вашу публикацию. Честно говоря, меня весьма порадовала такая его реакция, поскольку она вырисовывает оптимальный способ противодействия мерзавцу. Действительно, прав был Римас Навицкас и Владимир Руднев, не стоит опускаться до реагирования на его гнусное словоизвержение и уж тем более до прямого общения с ним. Достаточно хорошо и успешно делать свое дело, а гадина сама захлебнется собственной ядовитой слюной...
    Поэтому не премину поведать иллюзионному сообществу еще об одном аспекте поднятой Вами темы. Сами Вы об этом умолчали. Либо по скромности, либо не знали...
    Пасквилянт вопит, что Ваши изобретения никому не нужны. Так, чего доброго, у кого-то несведущего может даже сложиться ложное впечатление, будто авторские свидетельства и прочие изобретательские потуги самого злопыхателя пользуются хоть каким-то спросом... :)
    Так вот, недавно, разбирая старые журналы «Юный техник», я наткнулся на публикацию о Вашем изобретении (а.с. № 1540846).
    Так что пусты его бредни. Интересовали людей Ваши работы. А вот в отношении его творений такое вряд ли скажешь...
    Чтобы не быть голословным, приглашаю всех интересующихся (включая злопыхателя) на сайт magicpedia.ru. Там в разделе Персоналии, под литерой С вы найдете биографию В.С. Свечникова. В небольшом подразделе Литература вы увидите библиографическую информацию и ссылку на журнал ЮТ.
    Наслаждайтесь, злопыхатель! И почаще сглатывайте ядовитую слюну. Понятно, что своим ядом вы не отравитесь, но зато и не захлебнетесь от зависти... ;)

    ОтветитьУдалить
  2. Браво, Владимир Серафимович!
    Похоже, Вы со своим рассказом об успехах попали в точку! Злопыхатель продолжает неистовствовать.
    Занятно наблюдать, как это существо, словно пойманный тарантул, брызжет ядом и норовит принять свирепую позу. Только, если паук закупорен в стеклянной банке, кого испугают его испражнения и жалкие кривляния?
    Как и ожидалось, злопыхатель пытается косвенно оправдаться, для чего действует двумя путями:
    а) публикует всякую бредовую грязь, лишь бы испачкать всех вокруг и на этом фоне показаться чистеньким;
    б) стремится принизить значимость Ваших достижений.
    Всем понятна цена его смрадных откровений и нелепых оправданий, тем не менее, прокомментирую финальную их часть. Так сказать, проведу просветительскую работу, ведь не дай бог к бредням маньяка прислушается молодежь, которая не знает о реальном статусе и значении журнала «Юный техник» (ЮТ) в иерархии отечественных изданий, посвященных фокусам...
    Так вот. С журнала ЮТ свой путь в иллюзионный жанр начала добрая половина нынешних фокусников, поэтому принижать роль этого издания может только полный дебил или откровенный враг отечественной иллюзии, каковым, собственно говоря, и является наш злопыхатель... В истории России не было другого журнала, который бы в течение столь длительного периода печатал материалы для начинающих фокусников. Почти 40 лет в ЮТ публиковалась легендарная рубрика «По ту сторону фокуса», которую в разное время вели народный артист СССР Арутюн Акопян, народный артист РСФСР Эмиль Кио, заслуженный деятель искусств России Сергей Макаров. В журнале также печатались Александр Вадимов, народный артист РФ Игорь Кио, заслуженный артист РФ Александр Василевский, Рафаэль Циталашвили, Валерий Постолатий и др. уважаемые фокусники.
    Однако для злопыхателя все эти люди не авторитеты. Похоже, ему сперва нужно убедиться в валидности их званий и регалий... Ну, что ж пусть пишет. Ему ведь не впервой маскировать доносы под запросы...
    Полагаю, многие фокусники почли бы за честь видеть свои имена в ЮТ рядом с признанными мэтрами...
    Так что да, упоминание про изобретение в журнале «Юный техник» — это более чем серьезно!
    Никакой другой официальный журнал в нашей стране не придавал такое значение иллюзии... А изобретения В.С. Свечникова именно иллюзии и посвящены.
    Надеюсь, теперь понятно, почему беснуется злопыхатель. Ведь на самом деле он понимает, что напечататься в ЮТ действительно почетно. Но признать это он не в состоянии, поскольку для него это все равно что расписаться в своей бездарности и творческой импотенции, хотя они ни для кого уже не секрет...
    Скажу больше. В одном из номеров опубликовано даже фото Владимира Серафимовича. Но вот не выдам пока, в каком именно, пусть злопыхатель помучается и обзавидуется черной завистью... ;)
    Ведь ни его портрет, ни его убогенькие изобретеньица не то что ЮТ или Мурзилку, но даже «Веселые картинки» не заинтересовали... Впрочем, самым маленьким они подошли бы, ведь они — пустышка...

    ОтветитьУдалить