Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 30 августа 2015 г.

ТАК ВСЁ ЖЕ - МЕНТАЛИЗМ ИЛИ ФОКУС?

Я приношу свою самую искреннюю благодарность всем тем, кто познакомился с моими размышлениями и прокомментировал их. Некоторыми комментариями я просто польщен. Меня чрезвычайно удивило резко возросшее количество посещений моего блога. За день до публикации статьи блог посетили 17 раз. Через пять часов после публикации количество посещений составило 1200! Это льстит любому автору. Спасибо.
Сразу после публикации я получил достаточно жесткий комментарий от Олега Анатольевича Степанова. Затем, правда, он его удалил, но с его разрешения привожу полностью:

«Владимир Серафимович. Так вы выбирайте себе реальных соперников. Что вы доказываете, что Листопад и Жуков плохо понимают, что такое ментализм и неправильные фокусы показывают. С такими "магами" легко бороться. Вы начните комментировать Коллинса Кея, который вошел в финал "Америка ищет таланты" в 2013 году, где и использовал этот фокус, который у него и своровали наши "маэстро". Так значит, вы утверждаете, что Коллинс Кей плохой менталист? А вы всей Америке не хотите объяснить, почему они пропустили в финал крупнейшего шоу такого плохого менталиста?»

Сразу же после публикации статьи о ментализме и шарлатанстве я получил вот такой комментарий. Благодарю автора комментария за то, что он познакомил меня с таким замечательным исполнителем как Кей Коллинс. Признаюсь, что у меня просто не хватает времени отслеживать все современные новинки, поэтому чрезвычайно благодарен Олегу Анатольевичу за то, что он по мере сил, знакомит меня со всеми интересными выступлениями. Однако думаю, что употреблять эмоциональный глагол «своровали» по отношению к нашим отечественным фокусникам не совсем правильно. Зачем воровать, если, наверное, можно где-то купить или скачать с торрента семинар по этому трюку?!
Самым внимательным образом я не только просмотрел выступление Кея, но и скачал его в свой архив. И сейчас хочу ответить Олегу Степанову, но попутно и прокомментировать выступления Коллинза.
Начну с того, что ни в одной строчке своей заметки я не доказывал, что Листопад и Жуков показывают неправильные фокусы, и не понимают, что такое ментализм. Я лишь проиллюстрировал их фотографиями свои собственные размышления о сущности ментального эксперимента. И там же написал, что фокусники имеют полное право демонстрировать трюк так, как считают нужным. Хотя подозреваю, что многие наши фокусники не понимают сущности ментализма и придерживаются точки зрения на него, совершенно не совпадающей с моим взглядом. Но это же прекрасно! Именно так и появляются новые ответвления фокусов и талантливые исполнители. Надо просто все делать по-своему.
Далее. Поскольку я только сегодня познакомился с творчеством Коллинса, я нигде не мог утверждать, что он плохой менталист. Я просто ничего не знал о нем. А когда посмотрел его выступление, то обратил внимание на то, что его никогда и никто  не позиционировал как менталиста. На американском шоу он показывал ФОКУСЫ. И называли его там ФОКУСНИКОМ. Поэтому, на мой взгляд, он никак не может быть «плохим менталистом», если даже не стремиться попасть в их число.
Коллинс прекрасно показывает ТРЮК, ОЧЕНЬ ПОХОЖИЙ на то, что показывают Листопад и Жуков, выдавая его за ментальный эксперимент. Ведь согласитесь, если Листопад вышел, чтобы состязаться с менталистом Лиором Сушардом, он обязан выступать именно в этом жанре. Разница между Лиором, Коллинсом и Листопадом, и, на мой взгляд, весьма существенная разница, заключается в том, что Кей придает трюку совершенно иное звучание. И понимание зрителями этого трюка оказывается совершенно иным. Коллинс в финале американского шоу в 2013 году показывает замечательный фокус, который реально выглядит как ЧУДО, но отнюдь не ментальное. Он не доказывает наличия у себя каких-то сверхъестественных способностей, кроме способности творить необъяснимые иллюзорные трюки. Я рекомендую всем, кто еще не видел его выступления, обязательно посмотреть. Вот ссылка

Обратите внимание на то, что Коллинс нигде не показывает свою, скажем, феноменальную память. Он не называет слово из выбранной страницы, не отгадывает и страницу и слово, как это делает Сергей Листопад и Александр Жуков. Коллинс неназойливо подчеркивает, что он не имеет никакого отношения ни к выбранной милыми дамами странице, ни к слову, оказавшемуся первым на этой странице. Помогать ему на сцену вышли две очень известные в США телеведущие Кэти Ли Гиффорд и  Хода Котб. Для трюка Коллинс использует книгу, автором которой и является Хода Котб – известный бестселлер «Как я победила в войне с плохими волосами, с онкологией и с Кэти Ли».  


Коллинс очень мило смущается, когда дамы поизносят это первое на странице слово, несколько двусмысленно звучащее из уст дамы – автора той самой книги слово… «SUCKING» в русском переводе означает «ОТСОСАТЬ, СОСУ». Далее Коллинс усиливает элемент случайности, предлагая Кэти Ли выбрать из стопки купюр одну банкноту с уникальным и единственным номером. Все его шоу выглядит весело, живо. Оно интригует зрителей до самого финала. 

Одно лишь он не учел: милые дамы читают, скорее всего, в очках, им приходится мучительно напрягаться, пытаясь прочитать и номер страницы, и слово, и номер купюры…


И когда именно та страница из книги оказывается вырванной, а затем она же обнаруживается в конверте, который все время находился у Кэти Ли, это никем не позиционируется КАК МЕНТАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ! Коллинсу не приходится объяснять зрителям, как  это, например, делает Листопад, что он «… покинул свое тело, вырвал страницу и перенес ее в конверт». Это фантастическое заявление Коллинзу просто не нужно в его номере. Кей, ни слова не говоря, просто показывает всем эту вырванную страницу с написанным поперек ее словом SUCKING. 


А когда овации зала доходят до высшей точки, он переворачивает страницу и показывает, что на ее обороте крупно написан номер выбранной купюры. 


И вновь получает шквал оваций. 


Он ничего при этом не говорит. И это очень красноречиво – его молчание. Зрителям предоставляется возможность самим предложить объяснение увиденному чуду.
Я хочу еще раз обратить ваше внимание на весьма тонкие и, возможно, не заметные с первого взгляда, отличия в демонстрации тщательно продуманного и, скорее всего, столь же тщательно отрежиссированного номера Коллинса. Дьявол прячется в деталях! Именно эти-то детали не заметили наши исполнители потрясающего трюка. Не заметили, и несколькими простенькими деталями превратили шедевр в нечто совершенно иное… Еще раз подчеркиваю: это мой личный взгляд на то, как надо показывать ментальные эксперименты и волшебные фокусы. Я никому не собираюсь его навязывать, я лишь знакомлю читателей блога со своим видением иллюзионного жанра.

Я обращаюсь к юным коллегам. Давайте обсуждать эту тему, рассмотрим различные точки зрения, если вам вообще интересна эта проблема. Только, ради Бога, высказывайте ваши соображения в доброжелательной манере. Мне бы очень не хотелось, чтобы обсуждение любой темы превратилось в примитивную перебранку.

2 комментария:

  1. "Но в современном исполнении этого книжного теста номер получает неожиданное продолжение. Назвав и номер страницы, и слово, исполнитель предлагает зрителю отыскать страницу в книге, которую он держит в руках. Зритель помнит, что только что он видел и страницу и слово. Но когда он пытается ее отыскать, то обнаруживает, что именно эта страница вырвана из книги. Он прекрасно видит в книге ее неровно оторванный край." Вы ведь это написали в первом посте?

    Владимир Серафимович. Этому "современному" исполнению эффекта "Проверка книгой" уже 90 лет. Впервые он был описан в 1925 году. И называется он "Страница Пегас". Это просто другой эффект.

    Когда я написал вам про Коллинса, то главная идея была в том, что наши показывают то же самое, что показывали до них иностранцы, но наших вы ругаете, а иностранцев - нет.

    И теперь ваши выворачивания просто непонятны. Если ваша идея была в том, что демонстрируя ментализм надо намекать на ментализм, то как же относиться к вашим словам "Обратите внимание на то, что Коллинс нигде не показывает свою, скажем, феноменальную память. Он не называет слово из выбранной страницы, не отгадывает и страницу и слово, как это делает Сергей Листопад и Александр Жуков." Так надо или нет? Вы уж разберитесь сами с этим вопросом. А то получается, что вы просто подгоняете свою теорию под желание похвалить кого-то или кого-то поругать. Если Лиор Сушард показывает "невидимою колоду" (причем криво) и все знают, что это фокус, не значит ли это согласно вашей теории, что показывать фокусы менталистам не айс, что Сушард не хороший менталист? Или вы будете за показ невидимой колоды ругать только наших русских менталистов, так как наших ругать можно? И сильнейшим вашим аргументом будет что-то вроде "А вы видели как Сушард улыбается?" Мы вообще про фокусы говорим или про "этот мальчик мне нравится, а этот не нравится"?

    ОтветитьУдалить
  2. С интересом прочитал статьи - сразу ставлю высший балл.
    На мой взгляд, читатели мало знакомы с историей ментализма. Читатели (в основном молодые люди) никогда не видели живьем оригинальных выступлений мастеров психологических опытов (Россия) и менталистов (зарубежные страны) доинтернетного периода.
    Это были психологические опыты с возможными элементами трюкачества.
    Относить на этой основе исполнителей психологических опытов к иллюзии почти то же самое, что и певцов, использующих фонограммы. Только в одном случае иллюзии психологические, в другом - аудиальные.
    Так может быть артистов, использующих световые, звуковые, телевизионные и пр. эффекты в своих шоу-программах относить к мастерам иллюзии?
    То, что сейчас понимается под ментализмом является имитацией психологических опытов и реальных чудес человеческой психики.
    Зачем заставлять зрителя использовать книги для задумывания слов? Не проще ли попросить его задумать слово и отгадать? Зачем рвать страницы из книги, что всегда считалось дурным воспитанием?
    Итак, если коротко: менталист использует минимум подсобных средств и примочек. Его эффекты просты и где-то примитивны. Главное - демонстрация психологического трюка.
    Фокусник может имитировать те же самые эффекты. Для него главное - внешний эффект и гарантия того, что фокус сработает.
    Если исполнитель называет себя менталистом, а показывает фокусы, имитирующие психические явления, то у искушенного зрителя его выступление вызывает недоумение.
    Если исполнитель называет себя менталистом "для прикола" и демонстрирует различные фокусы в веселой компании, то ничего в этом дурного нет.
    Резюме: настоящее время является эпохой эго-виртуальных менталистов, которые формируют красивый образ, имеющий мало общего с настоящими чудотворцами.
    Но... пусть каждый экспериментирует и выступает по своим правилам. Кто-то прорвется к славе и успеху.

    ОтветитьУдалить