Общее·количество·просмотров·страницы

пятница, 3 июля 2015 г.

ВОЛШЕБСТВО С ОТМЕЧЕННОЙ МОНЕТОЙ

Очень интересно разбирать свои старые завалы фокусов. Еще раз убеждаешься в том, что склероз – замечательная болезнь! Во-первых, не больно, а во-вторых, каждый день узнаешь что-нибудь новенькое. И я в каждой коробке, а их больше 40, вдруг нахожу что-то, о чем уже успел позабыть…

Но вот сейчас мне хочется немного поговорить о гиммиках, приспособлениях, которые помогают тем, кто не хочет, или не может, тренировать свою умопомрачительную ловкость рук. Я, скорее всего, совмещаю в себе сразу эти два презираемых настоящими фокусниками начала. Не могу тренировать ловкость рук, потому, что уже очень долго все это делал. И мне это, признаться, надоело. В жизни есть гораздо больше интересных вещей, чем сидеть у зеркала, и сутками крутить в руках карты или монеты. Именно поэтому еще и не хочу этим заниматься. Зачем тратить на это свое время? Ведь только достигнув определенного возраста, понимаешь, что этого самого времени на реализацию себя в каком-то деле, нам отпущено не так уж и много. И вот тут начинаешь понимать, что для того, чтобы прослыть хорошим фокусником, совершенно необязательно иметь эту самую умопомрачительную ловкость рук. Понимаешь, что, приобретя, оттренировав эту ловкость годами, убитыми на мучительные тренировки, ты рискуешь добиться совсем не того, чего, в принципе, добивался. Ты сможешь получить «респект» от небольшой кучки фокусников, которые, как и ты, мечтают приобрести такую же ловкость. Даже престижные премии, завоеванные на ФИСМе, это лишь немного увеличенная, но все та же кучка маньяков, мечтающая увидеть нечто такое, что они понять не смогут, а, значит, не всегда могут скопировать. Вот они-то назовут твое умение «обалденным», наградят тебя кубком и дипломом, возможно, вручат тебе денежную премию, о которой ты не мог и мечтать. И ты какое-то время сможешь нежиться в лучах славы, блаженно улыбаясь, и кланяясь в ответ на устроенные тебе коллегами-фокусниками, овации.

Но, к сожалению, слава мира довольно быстро проходит, как заметили много лет назад наши мудрые предки. И ты начинаешь думать, а этого ли ты хотел, этого ли добивался?

И, наконец, начинаешь осознавать, что успех среди коллег-фокусников, это еще не абсолютное мерило успеха. Надо еще завоевать успех у простых соотечественников, зрителей, которые понятия не имеют, что где-то проходят соревнования фокусников между собой. Конечно, можно тешить себя мыслью, что телевидение сделает тебя успешным, востребованным, звездой, одним словом. Но чаще всего, телепередачи и выложенные в Интернет ролики, дают весьма приблизительное впечатление о возможностях артиста при его выступлении перед реальными зрителями.

И для любого начинающего артиста очень важно, приступая к конкретным репетициям какого-то номера, отрабатывая манипуляцию, определиться со своими желаниями и возможностями. Вы должны решить, для кого и в каких условиях вы собираетесь выступать с этим номером. При внимательном анализе того, что вы собираетесь репетировать, может оказаться, что манипуляция, которую вы решили разучить, будет в лучшем случае лишь частью будущего номера. А очень часто окажется лишь игрой ваших пальцев, и вообще ни в какой номер не войдет.

Если же вы начнете внимательно просматривать каталоги фирм, торгующих фокусами, то с удивлением обнаружите, что в них практически отсутствуют манипуляционные трюки. Большинство фирм торгуют гиммиками – приспособлениями, позволяющими с небольшой ловкостью рук, а чаще вообще без всякой ловкости, показывать фокусы. Но не надо обольщаться. Все-таки фокус показывает человек, а не приспособление. Приспособление – это только инструмент, подчеркивающий вашу исключительность. Но стать таким незаурядным человеком вы должны сами, своим трудом.

И посвятив долгие часы, а может быть и годы, репетициям какого-то ловкого приема обращения с картами, шариками или монетками, вдруг понимаешь, что никого вы этим, кроме некоторых фокусников, не удивите. Ведь зритель в большинстве случаев даже не подозревает, сколько времени вы потратили на репетиции. Для успеха вашего фокусного выступления, даже самого непродолжительного, нужен номер, нужна связка между отдельными трюками, нужно уметь «войти в трюк» и «выйти из него».

А многие гиммики позволяют почти мгновенно получить ошеломляющий результат в глазах неискушенного зрителя. И почти не требуют репетиций. Возможно, именно это их свойство и послужило причиной откровенного заблуждения в том, что фокусником стать очень просто, достаточно лишь купить нужный реквизит. Нет, тысячу раз нет! Гиммик в ваших руках может стать оружием лишь тогда, когда вы научитесь виртуозно им владеть. Давно уже известна мудрая мысль: ваши знания лишь тогда станут вашими, когда вы сможете успешно применять их на практике.

Я обнаружил в своих завалах несколько сложенных в одну коробку гиммиков для исполнения трюков с монетами. Там лежало несколько разных коробочек Окито, Бостонских коробочек и других.

Но было два трюка, которые я давно уже решил соединить в один номер. Вот только руки никак не доходили. А теперь наконец-то все готово, чтобы появился новый номер. Кстати, на мой взгляд, неплохой пример чисто механического создания нового трюка путем изменения и соединения разных известных трюков в один.

Лет десять назад я купил в Америке коробочку, которая произвела на меня ошеломляющее впечатление. Должен сказать, что когда я лично наблюдаю какой-то номер, то всегда смотрю его просто как зритель, а лишь потом пытаюсь сообразить, как он делается. Поэтому для меня самым важным остается первое впечатление от трюка. Секрет, в конце концов, всегда можно разгадать или купить… А первое впечатление, это то, что ни за какие деньги не купишь. Если, разумеется, не учитывать цену билета.

Так вот, Правин Поннори, владелец иллюзионной фирмы в Вашингтоне, показал мне вот такую коробочку с крышкой. В крышке было просверлено отверстие. Он дал мне монету, американский четвертак, и фломастер. Предложил нарисовать на монетке какой-то значок, по которому можно будет ее идентифицировать в дальнейшем. И тут же показал, как я могу это сделать: он сам нарисовал крестик на одной стороне. Я просто расписался на другой стороне монетки.

Правин положил монетку в коробочку и накрыл ее крышечкой. Через отверстие я мог все время видеть отмеченную монету. Было нечто, что сейчас называют «съемка камерой без остановки», когда хотят подчеркнуть, что в записи нет никаких кинотрюков.


Двумя пальцами Правин взял коробочку с монетой и поднял над моей ладонью. Монета была в коробочке. 

Затем он слегка разжал пальцы. Коробочка упала в мою ладонь. В пальцах Правина осталась только крышка. Но коробочка упала на мою ладонь уже без монеты!! Монетка растворилась прямо в воздухе!! И, заметьте, никаких отвлекающих движений и манипуляций. Монеты не было. Еще через мгновение Правин достал эту отмеченную монетку из кармана. Превосходный трюк.

Эта коробочка пролежала у меня, повторяю, лет десять. Все это время я искал варианты для объединения с другими трюками, которые лежат у меня так же долго. Первый трюк позволял показать волшебное исчезновение монеты. Разумеется, были и другие варианты исчезновения, можно долго перечислять аппаратики и манипуляционные приемы, позволяющие достичь в глазах зрителя такого же эффекта. Но эта коробочка просто потрясла меня своей простотой, очевидностью и полным отсутствием каких-то секретов. Чистое волшебство.

Теперь нужно было найти вариант для появления монеты, отмеченной зрителем. Вы можете мне сказать, что существуют сотни приспособлений для появления. Но у меня уже был трюк, который тоже поражал невозможностью своего исполнения. Отмеченная зрителем монета оказывалась внутри колечка, запираемого навинчивающейся круглой гайкой. И колечко с монетой внутри являлось брелком для ключей.


Проблема была в том, что это был гиммик для появления монеты полдоллара США. А исчезала монета – четвертак. И вот недавно токарь выточил мне такую же коробочку для полдолларовой монеты.



И теперь все получается: зритель отмечает монету.


Она все время находится в поле его зрения.


Вы достаете из кармана мешочек со связкой ключей и кладете его рядом с коробочкой. До конца трюка мешочек будет лежать на столе перед зрителем.


Он даже может положить его в свой карман. Отмеченную зрителем монету помещаете в коробочку.

Поднимаете двумя пальцами коробочку, накрытую крышкой.


Монета «растворяется» в воздухе, пустая коробочка падает в ладонь зрителя.


Он сам открывает мешочек и достает оттуда ключи с брелком. Зрителю понадобится не менее минуты, чтобы открутить гаечку и достать отмеченную им самим монету из брелка!




Мне хотелось объединить в один несколько различных трюков. Теперь это произошло. В таком виде трюк начинает, на мой взгляд, играть другими красками.

5 комментариев:

  1. Владимир Серафимович, благодарю за прекрасную статью. Действительно, судя по описанию, это фокус, который может любого скептика убедить в том, что чудеса существуют.
    Вы затронули тему ловкости рук и гимиков, и вот здесь мне сложно остаться безучастным. Недавно мне на глаза попалась одна очень занятная картинка (https://pp.vk.me/c623428/v623428996/35b66/GWt8TdXXqVg.jpg), в которой вёлся такой диалог между ведущим и зрителями:
    Ведущий: - Кто мы?
    Зрители: - Зрители!
    - Чего мы хотим?
    - Фокусов!
    - Когда мы это хотим?
    - Когда у фокусника нет с собой реквизита!
    Я посмеялся, поскольку именно с такой ситуацией столкнулся этим летом, когда с семьёй отдыхал в Греции. В отеле была очень хорошая команда аниматоров, которую я иногда развлекал фокусами. Само собой, обычные отдыхающие тоже это видели.
    Как-то раз, направляясь в номер, одна компания попросила меня показать какой-нибудь фокус (до этого уже видела пару моих карточных фокусов, показанных аниматорам). Учитывая, что весь реквизит у меня был в номере, а с собой ничего не было, можно было либо отказаться, либо показать фокус с каким-нибудь реквизитом, взятым у зрителя. У одного из зрителей оказалась монетка в два евро, с которой я и показал несколько фокусов. И то удивление зрителей, и их реплики ("у него же нет рукавов, куда он её прячет, не могу понять"), и аплодисменты в конце послужили более чем достаточным вознаграждением за тот труд, что был вложен в разучивание и оттачивание приёмов с монетами. Поэтому, на мой взгляд, Ваша фраза "И посвятив долгие часы, а может быть и годы, репетициям какого-то ловкого приема обращения с картами, шариками или монетками, вдруг понимаешь, что никого вы этим, кроме некоторых фокусников, не удивите. Ведь зритель в большинстве случаев даже не подозревает, сколько времени вы потратили на репетиции. Для успеха вашего фокусного выступления, даже самого непродолжительного, нужен номер, нужна связка между отдельными трюками, нужно уметь «войти в трюк» и «выйти из него»." не совсем корректна, поскольку не учитывает подобные жизненные ситуации.
    Понятное дело, что я мог избежать подобной ситуации, и просто-напросто уйти, дойти до номера, зарядиться и потом что-нибудь показать, или вообще ничего не показывать, но вот уверенности в том, что это наилучший выход, у меня не было. А когда через пару дней, совершенно случайно, я услышал, как один молодой человек из этой компании, увлечённо рассказывает другим этот эпизод, тогда понял, что поступил правильно.

    С уважением, Александр.

    ОтветитьУдалить
  2. Пробившись попусту час целой,
    Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж!
    На взгляд-то он хорош,
    Да зелен — ягодки нет зрелой:
    Тотчас оскомину набьешь».

    ОтветитьУдалить
  3. Ай, какой молодец Александр Винокуров!
    Не подумайте, что это какая-то злая ирония. На самом деле молодец!
    Во-первых, он, как российский турист, поддержал Грецию в сложные для нее времена.
    Во-вторых, он очень тактично, зрело и обоснованно возражает мэтру отечественной иллюзии.
    Мне тоже показались высказывания Владимира Серафимовича несколько тяготеющими к гиммикам в ущерб манипуляционным приемам.
    Я не стал публиковать комменты в этой связи только, чтобы не создавать напряженности на ровном месте. И без того М.Изотов растиражировал на своем сайте мой предыдущий критический комментарий, тщетно пытаясь вбить клин между мною и Владимиром Серафимовичем.
    Дудки, Михаил Владимирович! Ваши козни на нашем межличностном уровне не скажутся! Оставьте их для судебных разбирательств. Ведь вам еще не все суды отказали? Что там на очереди? Европейский суд по правам человека?
    Однако оставим кверулянта Изотова наедине с его пасквильными планами и вернемся к проблеме гиммиков и манипуляций. На самом деле, разговор этот стар, как мир. Ведь это очередное воплощение диалектического закона единства и борьбы противоположностей. Есть сторонники манипуляций, есть сторонники гиммиков. Самое умное в этой ситуации — пользоваться благами одного и другого. Из современных фокусников отличным примером является Генри Эванс. Он прекрасно использует обе тенденции, и не только в выступлениях, но и в своих лекциях.
    Что касается моего мнения, то в дебатах о фокусах я часто применяю аналогию между иллюзионным жанром и гитарой. Только речь обычно ведется об уровне мастерства, мол, на гитаре можно исполнять и дворовые песни, и сложнейшие пассажи из произведений Паганини. Здесь аналогия несколько иная, что лучше, играть аккордами, или нотами, используя весь диапазон возможностей инструмента?
    Станете ли вы переделывать убежденного барда в исполнителя классических музыкальных произведений. А станете ли виртуоза подбивать на принципиальное использование только десятка аккордов?
    Может, пусть фокусники сами решают, что им ближе, виртуозное манипулирование или умопомрачительные эффекты с гиммиками? Ведь помимо эффекта есть у фокусов очень важная составляющая — чувство удовлетворения самого исполнителя. Стоит ли навязывать ему свое видение эстетического удовольствия?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Стану ли я лично подбивать виртуоза на принципиальное использование только десятка аккордов?
      Конечно стану. Ибо я как один из сонма познал такие последствия престидижитации, как "туннельный синдром" (кратко здесь https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC_%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%8F%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B0 ).
      Кто познал - тот поймет. И полюбит гиммики.
      Профессия фокусника особенна тем, что выступать можно до самого почтенного возраста. Харьковский фокусник - легенда Л.Л. Грин (Великий Грин) продолжал выступления с юности до восьмого десятка. Но номера с престидижитацией с возрастом все таки даются сложнее. Поэтому и возможно перейти "на десяток аккордов". Что поделаешь? Физиология. Впрочем у каждого по своему.

      Удалить
    2. Подбивать виртуоза на аккорды нет необходимости, поскольку для него это чрезвычайно просто. В случае необходимости или соответствующего желания он и сам перейдет на «блатные» песни. Но вот на обратный переход (от трех аккордов к гаммам) способен далеко не каждый самодеятельный гитарист...

      Удалить