Общее·количество·просмотров·страницы

суббота, 10 ноября 2012 г.

Выступление перед Ельциным



Когда фокусник выступает перед зрителями, он их всегда мистифицирует, конструирует иную волшебную, виртуальную реальность. И чтобы эта новая реальность была правдоподобной, хорошо работала, необходимо исследовать весь этот процесс с различных точек зрения.

Процесс мистификации в таких выступлениях почти всегда проходит незаметно для объекта мистификации. Анализ действий артистов оригинального жанра позволяет выявить особенности и нюансы этого сложного и скрытого от исследователей процесса. Иллюзионизм как разновидность сценического искусства воздействует, прежде всего, на чувства зрителей, на их эмоции.

Самые яркие эмоции, вызываемые иллюзионистом, всегда наводят зрителя на некоторые размышления о том, как же все-таки это можно сделать, не привлекая потусторонние силы. Зритель будет испытывать и недоумение, и замешательство, и изумление. В целом такое состояние можно охарактеризовать как измененное состояние сознания. Основной характеристикой такого состояния сознания является внезапно возникший сумбур мыслей, мешающий в течение какого-то времени мыслить четко и логично.

Интересный и достаточно поучительный опыт социального взаимодействия в конструировании виртуальной реальности был нами получен, во время выступления с номером сценической магии перед Б. Н. Ельциным. Дальнейшее описание эпизода приводится по дневниковым записям от 7 августа 2002 года.

 «…Наши выступления перед первым российским президентом происходили в Саратове во время его отдыха на Волге в 2002 году. Небольшой концерт был сделан  как бы экспромтом, когда после ужина Борис Николаевич вышел на крыльцо коттеджа. Оркестр русских народных инструментов заиграл «Рябинушку» и отужинавший и благосклонно настроенный президент с удовольствием аккомпанировал артистам на тут же предложенных ему ложках. После нескольких народных песен наступила моя очередь.
Я сказал, что покажу несколько фокусов, и начал свое выступление. Музыкального аккомпанемента не было и мне пришлось устно комментировать все свои иллюзионные трюки. Впрочем, это как раз способствовало установлению быстрого контакта с моими высокопоставленными зрителями. Передо мной сидели в креслах Борис Николаевич и Наина Иосифовна, а рядом стояла немногочисленная охрана.

Супруга президента и он сам  воспринимали фокусы с большим удовольствием, выражали удивление и интерес к появляющимся и исчезающим предметам. Восклицания и улыбки подтверждали их комфортные ощущения от невинного обмана в создаваемой мною виртуальной реальности. Эта вымышленная реальность существовала как бы рядом, параллельно их миру, не вторгалась активно в их реальность и не разрушала привычного течения жизни. Они лишь заглядывали в этот волшебный мир, понимая, что он возникает лишь благодаря моей ловкости рук и создается здесь и сейчас только для того, чтобы развлечь их после приятного ужина. Это был новый интересный мир с простыми шутками и веселыми превращениями. В самом начале на сущности этого мира мною был поставлен ярлык – «фокусы», поэтому не надо было даже думать, как все это получается. Фокусы, – ведь это просто обман, ловкость рук и никакого мошенничества…»

Анализ происходившего в тот вечер показывает, что президент и его супруга привыкли жить в абсолютно прозрачной, удобной и понятной им реальности, основным социальным свойством которой было мгновенное исполнение окружающими их людьми любых их желаний. Например, Наине Иосифовне достаточно было лишь повести плечом, и тут же была принесена куртка для Бориса Николаевича. Они были главными персонажами жизни, и в этой реальности все их физическое, и социальное окружение служило и подчинялось только им.

«…После первого моего выхода снова были русские песни, президент снова играл на ложках. Второй мой выход создал совершенно другое впечатление. Дело в том, что во втором блоке я демонстрировал несколько экспериментов ментальной магии – области иллюзионизма, до этого, очевидно, никогда не виденной Борисом Николаевичем. Ментализм создает впечатление экстрасенсорных возможностей артиста».

Главной отличительной особенностью этого типа сценической магии является его отчетливо интерактивный характер, когда артист взаимодействует со своими зрителями. В большинстве «экспериментов» зрители становятся участниками представления, поэтому конструируемая исполнителем виртуальная реальность оказывается не существующей как бы рядом с социальной реальностью зрителя, а становится той реальностью, в которой ему волей-неволей приходится взаимодействовать с фантастической средой и с исполнителем. И зритель не просто наблюдает некий странный мир, но сам сталкивается с его непредсказуемыми законами, которые в корне отличаются от законов привычного мира его повседневной жизни. Особенно ошеломляющими экспериментами становятся опыты чтения мыслей, телекинеза и других явных нарушений законов природы.

Оказываясь в такой виртуальной реальности, зрители начинают, как правило, подыскивать объяснения, удовлетворяющие структуре их собственной модели повседневности. Они должны дать такое объяснение, прежде всего, самому себе, чтобы вернуть ускользающую действительность в привычное русло. Такие объяснения становятся первой попыткой интерпретации, предпринимаемой как защитная мера для «социальной защиты» разрушаемой повседневности. Эта интерпретация обычно совершается мысленно, она очень редко проговаривается «вслух», и не требует практических действий со стороны интерпретатора. Однако все эти мысленные усилия, как правило, отражаются зрителем «телесно» и могут быть однозначно зафиксированы опытным коммуникатором. Обычно в таких ситуациях у зрителя приподнимаются вверх брови, учащается дыхание, застывает взгляд и т. п. Эти определяемые признаки наступившего измененного состояния сознания позволяют коммуникатору усилить раппорт и продолжить конструирование виртуальной реальности. Однако в анализируемом случае передо мной была поставлена совершенно иная задача: я должен был лишь развлечь нашего высокопоставленного гостя. Продолжим анализ по дневниковым записям.

«…Я попросил у президента разрешения написать ему предсказание. Получив его согласие, тут же карандашом на листочке бумаги написал несколько слов и передал карандаш Наине Иосифовне. После этого попросил Бориса Николаевича назвать вслух любое двухзначное число. Ельцин назвал число 99. Я вручил ему листок и попросил прочитать, что в нем написано. Когда президент рассмотрел мою записку: «Борис Николаевич назовет число 99», на его лице выразилась целая гамма противоречивых чувств.

Приятное развлечение с русскими песнями, аккомпанементом на ложках, простыми и веселыми фокусами, основанными на ловкости рук, отошло на второй план, развлечение было нарушено чем-то непонятным. Виртуальная реальность вторглась в его жизнь и на мгновение вытеснила привычную, понятную и предсказуемую действительность. Президент оказался в мире, где его, скрытые от всех, мысли, оказываются читаемыми другим человеком. Это было непривычно, непонятно и, главное, совершенно ему ненужно. Надо было быстро выбираться из такой неприятной реальности, где все его помощники оказались неподготовленными и так же растерянными. Сделать это можно было, лишь быстро объяснив происходящее самому себе в рамках привычного, «незаколдованного» мира с известными причинно-следственными связями, что и попытался сделать Борис Николаевич. Он начал искать объяснение, громко озвучивая ход своих мыслей. Вспомнил, что девятка – его самая любимая цифра, которую он машинально пишет во время размышлений, поэтому предложенное двухзначное число должно было быть именно 99. Видимо, такое объяснение его на время удовлетворило. Президент снова расслабился и принял благодушный вид.

Однако больше он не хотел попадать в непредсказуемый мир. В следующем эксперименте я попросил Бориса Николаевича мысленно перенести любую карту из одной кучки игральных карт в другую и назвать эту карту  вслух. Подозревая, что реальность вновь окажется непривычной и необъяснимой, он очень долго на это не соглашался, предлагая мне самому назвать задуманную им карту вслух. Убедившись, что я не могу ее угадать, и, удовлетворенный моей неспособностью читать его мысли, Борис Николаевич смог вновь утвердиться в своем, привычном мире. Только тогда он снисходительно огласил название задуманной им карты. Когда же я развернул веер карт и показал, что именно эта карта по его мысленному приказанию перевернулась лицом вверх, президент оказался снова в непонятной ему реальности, куда он вовсе не хотел попадать, и непроизвольно выразил это громкой фразой: «Этого не может быть! Не понимаю!» Возникший внутренний дискомфорт от непонимания происходящего можно было преодолеть только какой-нибудь шуткой».

Анализируя сложившуюся ситуацию, приходим к выводу, что сломать изнутри, объяснить эту странную, сконструированную не им, а кем-то другим, социальную действительность, живущую по непонятным ему законам, Борис Николаевич был не в состоянии. Он оказался в реальности, сконструированной другим человеком, в неподвластном ему социальном мире, где он уже не был главным действующим лицом. Этот мир был для него неприемлемым потому, что он его не понимал, а самое главное, он не мог управлять этой возникшей социальной реальностью. Это было непривычно, и такая реальность ему не понравилась. Он не хотел даже знать ничего о таком парадоксальном и чуждом ему мире.

«…Борис Николаевич был явно озадачен и нахмурился. Ситуация выходила из-под контроля – вместо развлечения президент внезапно получил заряд отрицательных эмоций. Мне надо было срочно искать подходящий и быстрый переход в привычную и удобную для него реальность.
Именно в этот момент я сделал появление «ниоткуда» и вручил ему большой значок с его фотографией и надписью «Борис, ты прав!» Прочитав на значке этот слоган, президент был удовлетворен, расхохотался и начал вспоминать предвыборные времена. Виртуальный занавес, опущенный мной в этот момент, скрыл от него странную реальность, в которую он был незаметно вовлечен без всякого разрешения с его стороны. Привычная реальность заняла свое место, и он тут же постарался забыть о неприятной, неподвластной ему реальности, с которой только что соприкоснулся.

Снова и вовремя зазвучали его любимые мелодии, и Ельцин снова расслабился.
Выйдя на импровизированную сцену в заключительном блоке, я показал трюк с исчезающей бутылкой, и этот смешной фокус оказался приятным завершающим программу сюрпризом. Было еще раз ненавязчиво подсказано, что все было только шуткой, фокусами, ловкостью рук…

Прощаясь с артистами, Борис Николаевич долго держал в своей руке мою руку и говорил о том, что фокусы я показываю с большим мастерством, что они очень интересны, но вот фокусы с картами «… не очень», их надо исключить, не надо их показывать. Судя по всему, воспоминания о чем-то странном еще продолжали его тревожить».

Итак, главный вынесенный мною из этого выступления опыт социального конструирования виртуальной реальности оказался следующим.

Чрезвычайно сложно вытеснить привычную социальную реальность и заменить ее иной реальностью в восприятии человека, привыкшего самостоятельно создавать и успешно менять окружающую его действительность. Ощущение непонимания возникших причинно-следственных связей и невозможность управлять реальностью привычными, апробированными методами, создает в сознании такого человека социальный дискомфорт, превалирующий над всеми другими эмоциональными ощущениями. Желание подавить возникший дискомфорт создает стойкое сопротивление восприятию новой реальности и как бы затягивает человека назад в привычный, комфортный и понятный мир. Для этого им тут же создаются интерпретации, призванные объяснить самому себе странные феномены. Главное свойство таких интерпретаций – возможность мгновенно объяснить самому себе непонятное. При этом абсолютно не берется в расчет адекватность создаваемого объяснения и того, что происходит на самом деле. Если объяснение удовлетворяет своего создателя, оно становится тем самым якорем, который удерживает его в привычном русле событий. Укорененное в сознании таких незаурядных людей чувство возможности контроля над обстоятельствами требует активного противодействия любым внешним попыткам изменения их личного социального статуса в новой виртуальной реальности.

Дорогие друзья! Только что вы прочитали отрывок из моей монографии "Манипулятивные практики в конструировании виртуальных реальностей" . Книга вышла в Германии месяц назад. Вы можете заказать ее, пройдя по ссылке:

4 комментария:

  1. Замечательная статья. Книгу закажу обязательно.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, интересный опыт, не поспоришь...
    Но вывод ценен.
    Кстати, полагаю, в подобных случаях, можно демонстрировать "незаурядные способности зрителей", нежели показывать свои. Например, ментализм из серии "Сверх-интуиция президента", отгадывающего и угадывающего всё и вся.
    Но в целом, Владимир Серафимович, всё обошлось хорошо. Если бы Борис Николаевич что-нибудь буркнул охране (все-таки девяностые), моглы бы быть хуже.
    Особенно учитывая тот фактор, что Б.Н. "усугубил". Это чувствуется по фразе "президент снова играл на ложках". Судя по всему там было всё-таки весело : -)

    ОтветитьУдалить
  3. Мысль, в общем-то банальная: президентам и алкашам фокусы следует показывать с опаской. Особенно, если эти двое в одном лице... :)
    Меня тут другое радует. Вот бьюсь изо всех сил, чтобы доказать или опровергнуть, что Роберт Ленц и Земганно-Ясинский выступали перед Николаем II, что Бишоп развлекал семью Александра III, что Притель-Фай удивляли коронованных особ Европы, а в Вашем случае ни за что биться не надо — все документально зафиксировано и детально изложено. Низкий поклон Вам, Владимир Серафимович, от будущих исследователей магии!
    Считайте, что своими воспоминаниями-размышлениями Вы уже зафиксировали себя в новейшей истории отечественной иллюзии. Ведь выступления перед сильными мира сего всегда считались показателем исполнительского мастерства и коммуникативных качеств артистов.
    Приходится с сожалением признать, что информации о выступлениях фокусников перед руководителями Страны Советов и постсоветской России почти нет. Известно, что Брежнева развлекал Акопян, Ельцина — Вы, Медведева, вроде как Н. Биденко (по его словам). А кто показывал фокусы Ленину, Сталину, Горбачеву, Путину?
    Был бы признателен за любую информацию такого плана.

    ОтветитьУдалить
  4. Интересная и занимательная статья

    ОтветитьУдалить