Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 11 ноября 2012 г.

Экспертиза Вольфа Мессинга

     Социальная экспертиза экстрасенсорики направлена на выяснение скрытных или неявных приемов социального конструирования виртуальных реальностей, используемых экстрасенсами в магических интеракциях. Один из первых вариантов проведения автором такой негласной экспертизы состоялся летом 1967 года в Саратове на концерте В. Г. Мессинга.
     В середине шестидесятых годов прошлого столетия в средствах массовой информации СССР проходила широкая реклама сверхъестественных способностей Вольфа Мессинга, Нинель Кулагиной, Розы Кулешовой и других так называемых «экстрасенсов». Вольфу Мессингу приписывались способности телепатически «читать мысли» другого человека и выполнять задания, мысленно диктуемые другим участникам эксперимента. Нинель Кулагина демонстрировала способность к мысленному воздействию на различные объекты – телекинез. Роза Кулешова могла с завязанными глазами читать различные тексты кончиками пальцев – кожное зрение. В наше время эти три магических эффекта относят к жанру ментальной магии. О способах реализации этих эффектов написано много книг и журнальных статей. Реклама устройств и приемов, позволяющих демонстрировать такие способности, публикуется на множестве сайтов в Интернете.
    На мой взгляд, возникновение таких устройств и самих приемов демонстрации эффектов сверхспособностей человека явилось закономерным ответом мистификаторов на существующую потребность общественного сознания. Стойкие мифы о скрытных возможностях, недоступных обычным людям, но с легкостью демонстрируемых одаренными людьми, постоянно будоражили умы человечества. Вера в магию, вера в сверхъестественные возможности человека, в еще не открытые и не исследованные возможности человеческого мозга – самого сложного и загадочного образования живой материи, поддерживалась и многими учеными. В середине шестидесятых газеты и журналы очень часто публиковали очерки о чудесных опытах в области телепатии. Средства массовой информации остро почувствовали предоставленную им определенную свободу писать о том, что еще недавно объявлялось мистицизмом, не совместимым с материалистическим мировоззрением.
     В 1967 году российские иллюзионисты уже использовали несколько устройств для демонстрации телепатических феноменов. К этому времени мною был разработан вариант экспертизы экстрасенсорных феноменов на возможность скрытного использования этих устройств и приемов. Первый опыт проведения такой неофициальной экспертизы, был проделан на концерте Вольфа Мессинга в Саратовской филармонии.

      В 1967 году знаменитый артист приехал в Саратов, и местная пресса посвятила его предстоящим выступлениям несколько сенсационных статей. В них были собраны все рассказы о его сверхвыдающихся способностях в области телепатии, о том, что он с легкостью читает мысли любого человека. Был и рассказ о том, как он впервые обнаружил свои способности к внушению, предъявив вместо билета контролеру в поезде клочок старой газеты. Много писали о том, как он прошел мимо охраны Сталина, внушив часовым, что он – невидимка. Были и сообщения о том, что Гитлер назначил огромную сумму за голову Мессинга. Разумеется, все эти рассказы были, прежде всего, рекламной кампанией и содержали в себе лишь определенную долю правды. Но к такому выводу можно прийти только сейчас. Методика проведения социальной экспертизы позволяет эффективно выявить сущность магических технологий, используемых артистом для конструирования виртуальной реальности, в которой он предстает сверхчеловеком с необычными способностями. Этот вывод подтверждается тем, что все эти мифы вошли как составная часть в мемуары самого В. Мессинга.[1]
     Но тогда, когда чудеса советской науки, запустившей человека в космос, создавшей атомные корабли, будоражили воображение, когда постоянно подогреваемый спор «физиков и лириков», продолжался в каждом доме и в каждой студенческой группе, вера в то, что в самом человеке есть много непознанного, витала в воздухе. Особенно много тогда начали писать о телепатии. Причем почти во всех статьях задавался риторический вопрос: куда же смотрят ученые? Почему не изучают эти вновь открытые феномены?
     Появление человека с совершенно необычайными, волшебными способностями, которые он охотно демонстрировал, оказалось очень своевременным. Вольф Мессинг мгновенно и прочно занял пустующую до этого социальную нишу, став за несколько лет человеком-легендой. Споров вокруг его совершенно необыкновенного эстрадного номера, который, впрочем, имел форму некоего псевдонаучного эксперимента, велось немало. Сам В. Мессинг неоднократно заявлял, что он может читать мысли других людей. Он утверждал, что может телепатически заставлять их выполнить почти все, что захочет. Реклама довольно успешно создавала ему ореол сверхчеловека с экстрасенсорными способностями. Многие ученые, видевшие его «психологические опыты», высказали предположение, что артист, выполняя задания, ориентируется на почти незаметные мышечные усилия, которыми сопровождается у зрителя мысленное «проговаривание» задания, когда он держит за руку В. Мессинга.

 Эти неосознаваемые движения известны физиологам и носят название идеомоторных актов. Артист ориентируется на эти движения и выполняет задания, находясь в постоянной обратной связи со зрителем, благодаря чему он может постоянно вносить коррективы в выполняемые действия и проверять их правильность. Таким образом, никаких телепатических способностей у артиста нет, а есть лишь тренированная и хорошо развитая чувствительность. Сам В. Мессинг против этого объяснения не возражал, но заявлял, что это лишь частичная возможность, в которой проявляется его экстрасенсорная чувствительность, но главное – это то, что он «слышит» мысли зрителей и обладает телепатическими способностями.
     На концерте В. Мессинга из зрителей составлялась комиссия, якобы проверяющая способности артиста читать мысли других людей. Другие зрители подавали в эту комиссию записки с заданиями, которые должен был выполнить артист по мысленным командам человека, составившего задание. Комиссия отбирала самые интересные задания, приглашала на сцену авторов, и В. Мессинг начинал свое «телепатическое шоу».
     На рекламных плакатах приводились образцы удивительно сложных заданий, которые успешно выполнил артист, читая мысли зрителей. Около афиш всегда стояло несколько человек, обсуждавших то, что в них сообщалось. Анализируя содержание рекламных проспектов, можно сделать вывод о том, что описание выполненных заданий имело с социальной точки зрения сразу несколько уровней воздействия на восприятие информации и, соответственно, влияло на поведение людей, читающих рекламу.
     Главная цель рекламных сообщений, на наш взгляд, заключалась в создании и поддержании образа «телепата», сверхчеловека, который может читать мысли любого, как открытую книгу. Если эта цель достигалась, то концертные залы всегда были полны, зрители взирали на выступление, как на настоящее чудо, деятельность артиста успешно продолжалась, и его социальный рейтинг возрастал. Собственно говоря, это – обычная тривиальная цель, которую преследует любой артист, разрабатывая свою рекламную кампанию. Основное отличие плакатов В. Мессинга от афиш других артистов заключалось в том, что наряду с визуальным изображением таинственного человека с черной повязкой на глазах, в плакатах печатался еще обширный текст. Другие артисты тех лет в рекламе печатали лишь свое красочное изображение и фамилию. В афишах Мессинга, кроме невербальной информации давалась еще большая доза информации вербальной. В его плакатах успешно эксплуатировалась социальная установка, внедренная в сознание советских людей тех лет – вера печатному слову. Поэтому большинство зрителей, читающих афиши, воспринимали этот текст, кстати, полиграфический, поданный в виде газетных заметок, как абсолютную правду.
     Еще одна скрытая, неявная социальная установка заключалась в том, что, приводя описание выполненных заданий, авторы текста заранее ограничивали воображение потенциальных «экспериментаторов» рамками уже выполненных заданий. Выступление В. Мессинга строилось так, что артистка, ведущая концерт, сначала делала краткое вступление, рассказывая об удивительных способностях артиста, и, повторяя описания успешно выполненных заданий, затем предлагала всем желающим составить свои задания, которые Мессинг выполнит, читая их мысли. Зал начинал бурлить, зрители начинали лихорадочно писать записки. При этом, как показывает анализ предлагаемых заданий, они все были составлены по уже внедренному в сознание алгоритму: подойти к конкретному человеку или месту, взять что-то и положить в другое место. Именно таково было содержание 90 % заданий, предлагаемых зрителями в дефиците времени на обдумывание сценария задания. Задания не могли быть ничем иным и были слепком с социального запаса знания зрителей. Как раз в этом обстоятельстве, на наш взгляд, и заключалось успешное выполнение большинства заданий, которые во многом были довольно банальными и уже хорошо известными артисту. Зрители не анализировали то, что задания им, по сути дела, предлагались самим В. Мессингом в неявной форме.
     Поэтому основной спор шел среди исследователей о том, может ли Вольф Мессинг «читать мысли», воспринимать какие-то эмоциональные картины, или пытается интерпретировать мышечные сигналы, которые незаметно для себя подают ему зрители. Автору уже в то время представлялось очевидным, что все приведенные задания не отвечают на этот основной вопрос. Все действия можно выполнить, ориентируясь на направления движения, задаваемые рефлекторными мышечными сокращениями. Поэтому, на наш взгляд, следовало составить задание так, чтобы никакие мышечные движения не могли передать его сущность. В задании должны быть какие-то моменты, требующие для своего восприятия словесного, а не образного объяснения. Наличие таких требований позволило бы ответить на вопрос, может ли артист «читать мысли» других людей. Кстати, сам В. Мессинг неоднократно подчеркивал, что задание его индуктор может диктовать на любом языке, что, на наш взгляд, подчеркивает невербальный характер заданий, не нуждающийся в словесном описании. Другими словами, сущность действий большего числа заданий можно было бы показать простыми жестами, которые имеют ясную и однозначную интерпретацию.
     На концерт я отправился с подготовленной помощницей. Исходя из выработанных требований и зная заранее свои ряд и места, мы постарались еще дома заготовить такое задание, для точного выполнения которого артисту действительно следует обладать способностью «читать мысли», а не интерпретировать мышечные сигналы. Выполнение артистом этого задания отвечало на основный вопрос социальной экспертизы: есть ли у В. Мессинга способность телепатического восприятия мыслей другого человека. Привожу полностью это экспертное задание.
     «Не спускаясь в зрительный зал, пригласить на сцену девушку, сидящую на 14 месте в 7 ряду. Из ее сумочки достать книжку стихов и четырехцветную шариковую авторучку. В книге между страницами найти четыре игральные карты. Из них отложить в сторону две красные карты. Поставить свой автограф красным цветом авторучки на трефовом тузе, а синим цветом на пиковой девятке».
     Предполагалось, что уже в самом начале выполнения задания Мессингу придется мысленно воспринять два числа – место и ряд. Передать такую информацию мышечными сигналами без определенного, заранее оговоренного сигнального кода невозможно. Следовательно, если артист сможет определить эти числа, он способен образно воспринимать мысли индуктора, а не пользуется лишь идеомоторикой.
     Следующим ключевым пунктом задания, отвечающим на тот же экспертный вопрос, было переключение цвета на авторучке – действие настолько тонкое, что его также нельзя было передать в форме идеомоторного акта. Таким образом, в задании были предложены действия, которые можно задать в форме невербальных мышечных движений, имеющих определенное направление и силу (вывести на сцену девушку, взять из сумочки книгу и т. п.) и выражающих некий смысл, о котором можно догадываться. Одновременно с этим в задании были указаны действия, которые требуют обязательной вербализации и не могут быть поняты через мышечные движения. Их сочетание представляло для нас определенный алгоритм. По успешности выполнения артистом моих мысленных команд на каждом этапе выполнения задания можно было однозначно сделать вывод о наличии либо отсутствии у Вольфа Мессинга заявленных им телепатических способностей.
     Когда концерт начался, и на сцене была образована комиссия из числа зрителей, всем остальным в зале было предложено написать на листочках задания и передать их в комиссию для отбора самых интересных. Я так же передал в комиссию свое, заранее составленное задание. Наше удивление было велико, когда самым первым на сцену пригласили именно меня: комиссия сочла наше задание самым интересным.
     Итак, начинался самый важный этап в той экспертизе, которая была разработана, ради чего мы пришли в филармонию: сейчас мне предстояла встреча лицом к лицу с таинственным Вольфом Мессингом. Волнения было много. Для этого было множество причин, но самая главная была в том, что артист, над которым я собирался поставить свой эксперимент, был старше меня в три раза: мне – автору экспертизы еще не было двадцати, а Мессингу – около шестидесяти. Этично ли то, что я собирался проделать? Но, поскольку, экспертное задание позволяло дать ответ на важный вопрос, назад пути не было.
     Из-за кулис вышел артист, невысокого роста, одетый в темный костюм. Пышная седая шевелюра и очки с огромным увеличением – вот то из его внешности, что сразу бросалось в глаза и запоминалось надолго.
     Дальнейшее проведение социальной экспертизы будет описываться по дневниковым записям автора 1967 года.
     «…Внимательно осмотрев меня, Мессинг закатал рукав левой руки и предложил мне крепко охватить правой рукой его запястье. Похлопывая сверху другой рукой, он как бы регулировал силу сжатия моей руки. Затем он предложил мне мысленно и отчетливо, не торопясь, диктовать ему мое задание. Вопросительно посмотрев на меня и убедившись, что я все понял, Мессинг громко спросил меня: «Что я должен делать? Куда мне идти?» При этих словах он дернулся в одну сторону сцены, а затем в другую. Рывки были достаточно сильны, но я удержал его на месте и отчетливо стал мысленно диктовать первые слова моего задания: «Не спускаясь в зрительный зал, пригласить на сцену девушку, сидящую на 14 месте в 7 ряду». Мессинг буквально заметался вокруг меня. Мне приходилось прилагать существенные усилия, чтобы удержать его рядом и продолжать мысленно диктовать ему номер места и ряда, которые он должен был мысленно уловить. С каждой секундой нервозность артиста и его раздражение возрастали. Он начал что-то лихорадочно бормотать. Я уже совершенно точно понял, что никаких моих мыслей он не воспринимает, и думал лишь о том, как помочь Мессингу «сохранить лицо» и с честью выйти из сложившейся на сцене ситуации. В зале уже начинался какой-то неясный ропот, поскольку всем становилось ясно, что артист не понимает того, что ему надо сделать. В этот момент Мессинг прекратил свои безуспешные попытки повести меня в какую-то сторону, повернулся ко мне и очень тихо, но отчетливо, так что слышать его мог только я, произнес: «Молодой человек, не экспериментируйте, пожалуйста». Я понял, что он нуждается в моей поддержке, и тут же сам легко потянул его к ступенькам, ведущим в зрительный зал. Артист встрепенулся и, уловив заданное направление, впереди меня бодро побежал в зал. Мне оставалось только успевать за его быстрой походкой. Когда он дошел до нужного ряда, я крепче сжал его руку. Мессинг понял мою подсказку, остановился и стал пробираться внутрь ряда. Надо сказать, что ряды в саратовской филармонии тогда были расположены очень близко друг к другу, и наше движение было очень медленным и трудным. Когда он все же добрался до места, на котором сидела моя знакомая с сумочкой (она была в курсе задания), я снова крепче сжал запястье и Мессинг сразу же попросил девушку пойти с нами на сцену. Зрительный зал разразился аплодисментами».
     По сути дела, все, что происходило на сцене, в точности соответствовало методике «Мускульного чтения мыслей», подробно изложенного Corinda.[2] В этой книге Corinda подробно описывает положение рук при контакте со зрителем, силу нажатия, искусственно задаваемые импульсы движения и т. д. Однако, во время гастролей В. Мессинга в Саратове эти специальные техники не были доступны для изучения в России. Они и сейчас остаются известными лишь небольшой группе артистов, специализирующихся в этом жанре. Однако вернемся к дневниковым записям.
     «…На сцене Мессинг снова протянул мне руку и спросил, что он должен делать теперь. Поскольку к этому моменту у нас уже сложилось полное взаимопонимание, я потянул его за руку к сумочке. Мессинг взял сумочку и подвел меня к столику. Он начал лихорадочно рыться в сумочке, задавая мне вопросы, что он должен взять, и что ему следует делать. Когда я направил его руку к книжке, он взял ее и начал перелистывать. На столик из книжки посыпались игральные карты. При появлении очередной карты, Мессинг нервно вскрикивал. Затем, направляя его руку, я отложил в сторону две карты и направил его руку к авторучке. Он взял авторучку и стал нервно крутить ее в своих пальцах.
     Мне снова пришлось сделать безуспешную попытку мысленно внушить артисту выбор нужного цвета. Мессинг ничего не мог сделать и продолжал вертеть ручку. Пауза стала очень утомительной, и тут девушка подошла и сама включила красный цвет, выдвинув рычажком красный стержень шариковой авторучки. Теперь сущность задания стала ясна и Мессинг с авторучкой в своей руке начал водить ей как указкой по всем предметам, рассыпанным по столу. Когда острие авторучки оказалось над нужной игральной картой, я снова сжал его запястье и артист быстро расписался на карте. Я уже не стал настаивать на смене цвета, понимая, что это не будет сделано, и пододвинул его руку к следующей карте. Мессинг и на ней оставил автограф красным цветом. После этого я отпустил его запястье, сообщая тем самым, что задание выполнено. Один из членов комиссии начал читать вслух мою записку.
     После первых же слов зал недоуменно заворчал, понимая, что Мессинг не выполнил условия задания – «… не спускаясь в зал, пригласить на сцену девушку». Я поднял руку и объявил, что в процессе эксперимента я сменил условие задания и предложил артисту отыскать девушку прямо в зале. Когда чтение моей записки было закончено, я заявил, что удовлетворен исполнением моего задания. Мессинг поднял руку и добавил, что такого сложного задания у него не было уже несколько лет. Провожая нас со сцены, он шепнул: "Спасибо, молодой человек”».
     Анализируя запись событий можно сделать вывод о том, что наша первоначальная гипотеза получила полное подтверждение в условиях концертного выступления. Чтения мыслей в выступлении В. Мессинга не было. Наша помощь была принята и должным образом оценена. Между нами была успешно установлена конвенциональная коммуникация, о которой не было известно ни комиссии, ни зрителям. Таким образом, В. Мессинг успешно создавал на своих выступлениях социальную реальность, в которой он представал в образе телепата, используя для этого целый спектр артистических приемов и средств.
     Артист оригинального жанра и исполнитель психологических опытов Ю. Горный, применяя методику экспертизы, подобную той, что автор применил на выступлении В. Мессинга, называет ее «дискриминационным анализом».[3]
     На протяжении 40 лет с момента проявления интереса к феноменологии человека, ему пришлось отследить массу сообщений о феноменах, которые широко известны в экспериментальной психологии.
     Ю. Горный проводил эксперименты со многими известными личностями. Применяя метод «дискриминационного анализа», он не обнаружил рекламируемых психофизиологических особенностей у большинства так называемых «феноменов». Паранормальные способности он называет мистическими иллюзиями, в которые уверовали как некоторые представители науки, так и широкая зрительская аудитория. На своем сайте в Интернете Юрий Горный подробно описывает проведенные им эксперименты экспертизы.
     В 1966 году он проверял телепатические способности Мессинга в Семипалатинском мединституте. Ю. Горный пишет, что В. Мессинг отказался с ним познакомиться, поэтому ему пришлось обратиться за помощью к студентам, которые и подали в комиссию задание, разработанное Ю. Горным. Для меня в этом сообщении особенно интересным представляется то, что Ю. Горный разработал независимо от автора и предложил В. Мессингу задание, базирующееся на той же идее проверки его телепатических способностей, что и методика использованная мною в проделанной экспертизе.
     Задание Ю. Горного было разбито по сложности на три этапа. На первом этапе Мессинг должен был продемонстрировать свои способности мышечной чувствительности к идеомоторным актам участника эксперимента. На втором этапе исследовались способности логического мышления артиста. В третьем этапе проверялись телепатические способности определить образ, который был известен только Ю. Горному. В задании В. Мессингу предлагалось спуститься в зрительный зал, остановиться у 3 ряда и топнуть ногой, пройти к 10 ряду и показать на люстру, в конце зала найти портфель, извлечь из него книгу и раскрыть на стр. 101. Из книги забрать заклеенный конверт и определить находящийся в нем символ - голубь мира Пикассо. В этот момент ему следовало произнести фразу: «Миру - мир».
     Ю. Горный отмечает, что В. Мессинг блестяще справился с первым этапом, т.к. выполнял его с контактом рук. 2-й этап, где он продемонстрировал искусство анализа, прошел удовлетворительно, а 3-й этап оказался абсолютно невыполнимым для Мессинга, т.к. информация могла быть передана только в материальной оболочке слова.
     Таким образом, предложенная мною методика экспертизы была разработана и апробирована независимо от меня Ю. Горным. Экспертиза дала полное совпадение отрицательных результатов проверки существования у В. Мессинга декларируемых им телепатических способностей.
     Дорогие друзья! Я разместил здесь кусочек из своей новой книги, над которой работаю в настоящее время - "Секреты Вольфа Мессинга". Надеюсь, что закончу ее до Нового года. Напишите, будет ли вам интересно познакомиться с продолжением.

     [1] Феномен «Д» и другие /Сост. Л. Е. Колодный. – М.: Политиздат, 1991. – 335 с.
     [2] Corinda. Thirteen Steps to Mentalism. - N.Y.: Louis Tannen, 1968. – 50 p.
     [3] Сайт Ю. Горного www.mtu-net.ru/gorny Мистификации нашего столетия.

11 комментариев:

  1. Очень интересно и познавательно. С нетерпением жду продолжения.

    ОтветитьУдалить
  2. Шикарная статья! Интересно, не то слово!

    Нда, нервная была работа у В. Мессинга. Попили у него кровушки экспериментаторы : -)
    Но с другой стороны, сам "назвался груздем".

    ОтветитьУдалить
  3. Владимир Серафимович, про необходимость такой книги мы с Вами уже говорили. Я — целиком за!
    Но сегодня я с критикой. Надеюсь, она покажется Вам конструктивной.
    Буду цитировать некоторые Ваши фразы и затем конкретизировать, что именно меня в них настораживает.
    << Много писали о том, как он прошел мимо охраны Сталина, внушив часовым, что он – невидимка. Были и сообщения о том, что Гитлер назначил огромную сумму за голову Мессинга. Разумеется, все эти рассказы были, прежде всего, рекламной кампанией и содержали в себе лишь определенную долю правды.
    - Вы чересчур мягки. По-вашему, 0% правды (или 100% фантазий) представляют собой определенную долю правды? Нельзя так маскировать ложь! А то, что байки про Сталина-Мессинга-Гитлера — целиком вранье, уже давно доказано. Мы же с Вами говорили про Китаева, почему бы здесь не сослаться на него?
    << Анализируя содержание рекламных проспектов, можно сделать вывод о том, что описание выполненных заданий имело с социальной точки зрения сразу несколько уровней воздействия на восприятие информации и, соответственно, влияло на поведение людей, читающих рекламу.
    - Бррр... Вы для кого пишете, для академиков или для фокусников? Уверяю, я не самый бестолковый из Ваших читателей и почитателей, но мне пришлось несколько раз перечитать фразу, чтобы кое-как уяснить Вашу мысль, которая полностью раскрывается только в последующих абзацах. На мой взгляд, предложение следует упростить.
    << Другие артисты тех лет в рекламе печатали лишь свое красочное изображение и фамилию.
    - Протестую! Многие советские фокусники, как цирковые, так и эстрадные, как до Мессинга, так и во время давали на афишах и в рекламках-летучках выдержки из прессы о себе любимых. Могу предоставить доказательства. Для меня такие цитаты — просто кладезь. Они позволяют быстро найти статью-первоисточник (если она действительно существовала). Более того, хвалебные отзывы прессы активно включали в саморекламу даже дореволюционные фокусники. Опять же есть масса подтверждающих материалов.
    << В этой книге Corinda подробно описывает положение рук...
    - Техническое замечание. А почему Вы его имя даете по-английски? Обычно иностранные имена даются в русской транскрипции, а англоязычный вариант лишь при первом упоминании и в скобках.
    << Между нами была успешно установлена конвенциональная коммуникация...
    Хм... То бишь Вы с ним подписали конвенцию? :) Если использовать такие термины, то их следует пояснять по тексту или в сносках. Конечно, если Вы только не желаете подчеркнуть, что Ваши читатели — тупые идиоты и нифига не смыслят в социологии, психологии и т.п. Или у Вас этот термин был раскрыт в предыдущих главах?
    Теперь небольшое смысловое замечание.
    В Вашем задании Вы просили Мессинга взять четырехцветную ручку и поставить автографы на разных картах разными цветами. Далее Вы говорите: "Следующим ключевым пунктом задания, отвечающим на тот же экспертный вопрос, было переключение цвета на авторучке – действие настолько тонкое, что его также нельзя было передать в форме идеомоторного акта". Категорически с Вами не согласен. Я помню эти модные ручки с разноцветными рычажками, соответствующими цвету пасты. Что тонкого в этом действии? Оно легко определяется тем же способом «Холодно-Горячо», которым выбирается ряд, зритель, сумочка и т.д. Другое дело, что Мессинг почему-то не догадался у Вас на глазах касаться или поочередно выдвигать стержни...
    А вот почти за столетие до него американец Бишоп демонстрировал в Москве гораздо более сложный по сравнению с разноцветной ручкой эффект. Он садился за рояль и, нажимая поочередно на разные клавиши, угадывал задуманную индуктором мелодию. Называл поочередно буквы алфавита и писал задуманное слово...
    Подробнее про представление Бишопа см. на magicpedia.ru по ссылке:
    http://magicpedia.ru/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/tabid/491/articleType/ArticleView/articleId/451/--1856-1889br--.aspx

    ОтветитьУдалить
  4. Андрей, большое спасибо за ценные замечания. Дело в том, что здесь помещен кусок моей монографии по докторской диссертации. Поэтому используется соответствующая, возможно, излишне сложная терминология. Теперь она вполне может вызвать некоторую иронию у читателей. Работая сейчас над продолжением, я учту все ваши предложения и замечания.

    ОтветитьУдалить
  5. Дорогой Владимир Серафимович!
    С Вашего позволения я хотел бы обратиться к посетителям Вашего блога.

    Уважаемые коллеги!
    Вчера я позволил себе несколько критических замечаний в отношении главы из перспективной книги проф. В.С. Свечникова.
    Дабы ни у кого не возникло превратного мнения о моих моральных качествах или о наших взаимоотношениях с Владимиром Серафимовичем, считаю необходимым дать некоторые пояснения.

    Первое.
    Моя критика, иногда граничащая с язвительностью, ни в коем случае не означает, что я смотрю на Владимира Серафимовича как на ровню и уж ни в коем случае не снисходительно.
    Убежден, что проф. В.С. Свечников в настоящее время является самой светлой головой отечественной иллюзии. Это не грубый подхалимаж, это объективный факт, подтвержденный многочисленными работами, вышедшими из-под его пера. Помимо завидной продуктивности Владимир Серафимович обладает удивительно легким слогом и богатым опытом практикующего фокусника. Ну, вот нету сегодня в российском иллюзионном сообщества других людей с подобным сочетанием талантов, а если и есть, то они искусно прячутся… Совершенно не преувеличивая, могу назвать Владимира Серафимовича своим учителем. Безусым юнцом я начинал постигать жанр на его работах, которые и поныне воспринимаю, как более высокую ступень популярной литературы о фокусах по сравнению с сугубо описательными книгами А.А. Вадимова и А.А. Акопяна.

    ОтветитьУдалить
  6. Второе.
    В свете таких неприкрытых дифирамбов, возможно, вы спросите, так отчего же тогда Моська лает на слона?
    А лает вот почему.
    Истинное уважение нельзя подменять льстивым подобострастием и угодничеством. Негоже опускаться до басенного «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Я абсолютно уверен, что даже к работам признанных мэтров следует оставлять не пустые ободрительные комментарии типа «Хорошо, афтор! Пиши исчо!», а взвешенные и продуманные отзывы с конкретизацией, что именно хорошо, а что не очень и почему. Это пойдет на пользу дела, как в узком (написание книги о Мессинге), так и в широком смысле (процветание жанра).
    Очевидно, никто не застрахован от ошибок. Даже солидные издания с мировым именем допускают опечатки в крошечных заметках. И это при условии тщательного многоуровневого контроля. Чего уж там говорить про случаи, когда человек в одиночку берется за колоссальный труд. А серьезные работы профессора Свечникова характеризуются поистине академическим охватом и глубоким проникновением в суть явлений. При такой масштабности и аналитике совсем неудивительно, что мелкие второстепенные детали и всякие частности порой остаются без внимания. К тому же авторский глаз, как говорится, замыливается и не замечает шероховатостей текста. Это человеческая природа, и от нее никуда не деться ни школьнику, ни профессору. Именно для этого перед публикацией работы целесообразно давать ее для прочтения двум-трем коллегам для конструктивной критики. И именно с таких позиций я подхожу к нужной и интереснейшей работе В.С. Свечникова о Мессинге.
    В свою очередь жду такого же подхода к себе от посетителей magicpedia.ru. Даже мелкое замечание относительно грамматической ошибки имеет больший вес, чем дежурные любезности типа: «Вот спасибо! Ай, молодца!» Впрочем, даже такие комментарии-одноминутки небесполезны. Они хоть как-то стимулируют для дальнейшей работы. Хуже всего, когда читают и отмалчиваются. К несчастью, таких «теневиков» большинство… :(

    ОтветитьУдалить
  7. Третье.
    Каковы границы допустимого в критике?
    Каждый претендующий на роль критика должен уяснить следующее. Критиковать чужую работу несоизмеримо легче, чем выдавать на гора оригинальный интеллектуальный продукт. Критики затрачивают гораздо меньше времени и умственной энергии, чем авторы. В частности, поэтому я давно говорил О.А. Степанову, что его деятельность по критическому аннотированию работ А.А. Вадимова, А.С. Карташкина, В.Т. Пономарева и др. принижает его собственный творческий потенциал. Более того, зачастую подобная критика и вовсе носит двусмысленный характер, особенно когда автор жив и воспринимает такое вмешательство, как прямое оскорбление. Куда правильнее написать отдельную статью с детальным разбором допущенных ляпов, чем снабжать чужую работу едкими краткими комментариями типа «писать про то-то и не упомянуть такого-то – это сказка!»… Так делать просто некрасиво! Впрочем, это тема для отдельного разговора.
    Увы, пишущей братии среди российских фокусников до обидного мало, поэтому относиться к ней следует щадяще. Любой автор очень ревниво и болезненно воспринимает покушение на его детище, на его труд. Поэтому критика должна подаваться в доброжелательной и приемлемой форме. Замечания должны быть четкими и обоснованными. Неаргументированная критика превращается в критиканство.
    Правда, приходится признать, что иногда даже конструктивная критика вредит межличностным отношениям. Примеры серьезных ссор на почве критики есть в отечественной иллюзии. Однако отправляя вчерашний комментарий, я был абсолютно спокоен на этот счет, так как уверен, что Владимир Серафимович не воспринимает мои замечания как покушение на его авторитет, самовыпячивание или писательский нарциссизм. Мы слишком хорошо знаем друг друга, поскольку вместе топтали и Саратов, и Москву, и Нью-Йорк.

    Выводы:
    1. Критиковать можно и должно, но осторожно!
    2. Призываю молодежь к активной позиции. Отбросьте робость! Невзирая на ранги и звания спрашивайте, сомневайтесь, критикуйте, хвалите, реагируйте, но не отсиживайтесь! Не стыдно однажды сморозить глупость, стыдно держать ее в голове годами, укореняя все глубже и лишая себя шанса когда-либо ее выкорчевать.
    3. Впредь мы с Владимиром Серафимовичем будем обмениваться критическими замечаниями как делали прежде - персонально по скайпе или по мылу, однако эта работа продолжится, хотя и незримо для остальных. И вы не оставайтесь в стороне. Чем больше будет суждений, дельных и разных, тем лучше.
    4. Сегодня на сцену выходит много молодых фокусников-интеллектуалов. Ребята! Пробуйте себя в писательстве! Мечтаю о времени, когда зарубежные издательства будут отпихивать друг дружку локтями, чтобы опубликовать книгу по фокусам российского автора.

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте Владимир Серафимович! Спасибо за новое начинание.
    Ваш блог как луч света в темном царстве. Верю, что на этот свет потянутся любители иллюзионного жанра.
    Вы никогда не ограничивались банальным рассекречиванием фокусов.
    Ваш взгляд на иллюзию всегда отличался широтой, умением посмотреть на проблему жанра с "птичьего полета ". То , что вы делаете очень ценно , так как мне кажется жанр иллюзии испытывает кризис.Истоки этого кризиса известны. Легкий доступ к информации по фокусам, а покупка реквизита в интернет магазине похожа на покупку галстука. Вам все объяснят и покажут за ваши деньги , только успевай покупать. У новичка появляется обманчивое впечатление , что фокусы это доступно и легко.
    Отсюда огромное количество фокусников любителей, которые в наш коммерческий век просто таранят сцены корпоративных вечеринок. Чаще всего это оказываются люди неподготовленные, но с большим апломбом . Смелый и плохой артист на сцене жалкое зрелище.
    Такая тенденция дискредитирует жанр и создает не здоровую конкуренцию хорошим артистам.
    Ваш авторитет и умение рассказать как показывать фокусы, поможет молодежи ,заставит задуматься , что мастерство ,личное обаяние , тонкости общения не купишь , но к этому нужно стремиться.

    Что касается Мессинга... Мне посчастливилось быть на его выступлении. Я был 14 летним мальчишкой ,уже года два интересовался фокусами, но на Мессинга пошел с твердым убеждением , что это не фокусы. Я имел в то время представление об "идеомоторных актах" и для меня этого было достаточно для объяснения феномена Мессинга.
    Помню Мессинг , после вступительной лекции об идеоматорике вышел на сцену,оглядел зал, и к моему ужасу заявил, что дети не должны находиться в зале. Я был маленьким и худеньким и даже привстал над креслом и расправил плечи, но все обошлось.
    Единственное задание , выполнение которого не укладывалось в концепцию идеоматорных актов заключалось в том , что Мессинг в какой то момент показал на огромный плакат висящий на стене и громко вслух прочитал написанное.Уже тогда , у меня ,как у начинающего фокусника появились сомнения , что может быть не все дело в идеомоторике, впрочем я быстро согласился с привлекающей меня мистикой, что возможно Мессинг действительно читает мысли.Прошло много лет и я с некоторым детским разочарованием выяснил, что Мессинг использовал фокусные приемы.
    Понятно, что не позицианируя себя как фокусник , он уже этим хорошо скрывал свои секреты ведь в афишах стояло " Психологические опыты" , что само по себе уводило подозрения пытливых зрителей от фокусов в другом направлении, в мистику или в не познанные возможности мозга.

    Что касается многосерийного фильма, то негодованию моего не было предела, такое количество выдумок ,уму непостижимо ! Я слышал и читал восхищенные отзывы зрителей и не мог понять, почему люди так легко верят в бред сценариста и режиссера. Потом понял.Фильм не биографический.
    Производителям фильма не нужна была правда жизни. Они просто сделали коммерческий проект паразитируя на мифе о Мессинге . И чем дальше, тем больше этот миф разрастается до нелепости. Впрочем за феноменом Мессинга ,стоит более глубокий феномен, желание зрителя видеть чудо , верить в него. Это если хотите некий социальный маркер, он показывает страх , который человек испытывает от банальной и серой действительности и если такие люди как Мессинг существуют, то может придет такой герой и своими мистическими способностями накажет виновных , одарит обиженных и будет всем счастье.
    Этот феномен нашей психики извечен, вот почему искусство иллюзионизма всегда притягивало и будет притягивать людей, возвращая нас ,хоть ненадолго в мир детства , где все возможно и все справедливо.

    ОтветитьУдалить
  9. Виктор Рудольфович!
    Говоря, что «люди так легко верят в бред сценариста и режиссера», Вы перекладываете все с больной головы на здоровую.
    Режиссер и сценарист лишь поместили на экран ту ложь, которую произвел на свет сам Мессинг при поддержке журналиста Михаила Васильевича Хвастунова (псевдоним М. Васильев). Именно эти двое впервые поместили псевдобиографические фантазии на страницы журнала «Наука и религия» (1965, № 7–11).
    А создатели фильма всего лишь обогащались, ловко эксплуатируя людскую темноту и падкость на дешевые сенсации.
    Так что фильм-то как раз биографический. Вот только биография там липовая...

    ОтветитьУдалить