Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 14 ноября 2012 г.

Еще раз о ментализме



Мне очень приятно, что анонс будущей книги про Мессинга вызвал довольно бурное обсуждение самой темы. Во всяком случае, я убедился, что рассмотрение творчества этого артиста будет интересно многим. Обещаю продолжить работу и представить книгу на ваш суд в самое ближайшее время. Да и вообще, похоже, что ментализм завоевывает прочное положение в сфере интересов артистов оригинального жанра.
Ментальный номер в исполнении автора
«Ментальная магия», «ментализм», «магия мысли» - все это названия относительно молодого ответвления в традиционном иллюзионизме. Всего лишь несколько столетий минуло с тех пор, как артисты начали включать в свои программы эксперименты, которые выглядят внешне как незаурядные проявления психической энергии. Впрочем, в древнеегипетских папирусах уже встречается упоминание о юном маге, внуке фараона Рамзеса, который мог мысленно читать скрытые от него письмена.
Самое, пожалуй, важное в подготовке ментальной программы – это не показывать ничего, что напоминало бы внешне эстрадные фокусы. Демонстрируя трюки в стиле ментализма, исполнитель должен быть предельно серьезным и действительно верить в то, что он показывает чудеса. Вы будете очень удивлены тем, как много людей следом за вами поверит, что вы можете читать мысли или демонстрировать телепатию. Но постарайтесь не переборщить. Всегда будьте хоть немного ироничны, найдите место для шутки в своих комментариях происходящего.  Шутка позволит вам разрядить атмосферу и установить более доверительные отношения со зрительным залом. А это совершенно необходимо вот по какой причине.
Лет двадцать назад некоторые исполнители, открыв для себя это новое направление, довольно быстро поняли, что ментализм может стать для обывателей прекрасным «манком». Люди всегда стремились к чудесам, а именно ментализм ближе всего к чему-то непознанному, связанному с психикой человека. Внешне эти трюки совсем не напоминают какие-то «дешевые» фокусы. И зрители будут тянуться к человеку, который, столь явно напрягая всю свою волю, читает их мысли, или поднимая глаза к небу, предсказывает будущее. И эти артисты, почувствовав вкус от восторженно принимающей их толпы, вдруг начали позиционировать себя не как, например, факиров, а как народных целителей, включая в свои рекламные выступления некоторые ментальные трюки. И прекрасный, таинственный жанр стал превращаться в шарлатанство.
С легкой руки Кашпировского, который лечил людей своими психическими установками, Чумака, который заряжал на своих сеансах воду и кремы, новые целители начали исцелять больных с помощью прикосновения змеи-питона, обещали исцеление от взгляда леопарда, предрекали счастье всем, кто получит из их рук лепестки алых роз. Фантазия постановщиков и исполнителей  таких шоу будила непомерные фантазии экзальтированных зрителей в битком набитых залах.
Я ничего не имею против целительства, если действия целителя оказывают благотворное действие на страждущих. Кто-то вполне может исцелиться от своих болячек, если у него на голове пригреется и полежит пять минут большущая змея. Это вполне допустимо в сеансах психотерапии. Если пациент в это поверит, то взгляд леопарда вылечит его мгновенно и навсегда. Но все это возможно лишь в индивидуальных беседах-сеансах, при непосредственном контакте больного с целителем. К сожалению, с целью получения огромных прибылей, многие «целители» проводили свои сеансы в огромных залах, продавая на них билеты, как на развлекательные шоу. Но если хоть один человек в зале вместо облегчения почувствует себя хуже, весь «оздоровительный сеанс» становится просто опасным. Поэтому я всегда был и остаюсь противником массовых оздоровительных сеансов и всегда считаю, что задача артиста – развлекать зрителей. Вы же не хотите, чтобы о вас думали, как о шарлатане. Никогда не рекламируйте себя феноменом, телепатом или экстрасенсом. Разве что шутливо. Мне кажется, что резкое снижение зрительского интереса к шоу «Феномен» с участием Ури Геллера, (кстати, и придуманное им самим в 2006 году) произошло на третьей-четвертой передаче как раз потому, что многие зрители увидели за, так называемыми, феноменальными экспериментами, самые обыкновенные фокусы в исполнении хорошо знакомых фокусников. Я, например, просто расхохотался, когда ассистентка Ури Геллера, получив он него ключ, который Ури собирался согнуть «силой взгляда», непроизвольно воскликнула: «Ой, какой он холодный!» Думаю, что те, кто знает последние варианты исполнения этого трюка с ложками, вилками, гвоздями и ключами, хохотали вместе со мной…
Но в то же время я убежден, что ментальное шоу может быть очень интересным. Интерес зрителей возникает тогда, когда они убеждаются, что исполнитель вообще не делает ничего, что внешне напоминает фокусы. Ментальные трюки совсем другие. Исполнитель в таких шоу, на мой взгляд, должен устанавливать и постоянно поддерживать самый живой и доверительный контакт с аудиторией. А для этого он должен красиво и правильно излагать свои мысли. Чтобы сделать выступление убедительным, весь текст должен быть логически выстроен, а предлагаемые объяснения должны звучать научно, но не сложно. Это относится вообще ко всем трюкам, в которых исполнитель разговаривает со зрителем. Речь должна быть проста и безупречна. Зритель должен мгновенно понимать все, что ему сообщает исполнитель. Только тогда исполнитель сможет удержать интерес зрителей к тому, что он им демонстрирует. 
Новая книга Александра Чара

На мой взгляд, всем этим критериям полностью соответствует манера подачи Александра Чара. Его образ менталиста во всех телевизионных программах, что я видел, абсолютно безупречен. Александр разработал несколько совершенно оригинальных концепций ментализма, с которыми вы можете познакомиться на его сайте  charmagic.ru. Он выступает в такой манере, что зрителям просто не может прийти в голову, что в номере присутствуют какие-то трюки.
Сама подача ментального трюка в тысячу раз важнее, чем его секрет. Через некоторое время, если вы начнете заниматься ментализмом, вы убедитесь, что секреты ментальных номеров очень просты, и именно поэтому все происходящее на сцене  выглядит правдоподобно и загадочно.
«Ментализм» объединяет в себе эффекты, демонстрирующие незаурядные возможности исполнителя в области психической деятельности. Анализ ментальных феноменов и выявление приемов и средств реализации этих эффектов довольно сложны, поскольку «Ментализм» является тем самым разделом магии, в котором сохранение секретов соблюдается наиболее тщательно, а мистификация наблюдателей является совершенно необходимым условием достижения иллюзии.
Термин «Ментализм» или «Ментальная магия» был, как мне представляется, введен в России в восьмидесятых годах прошлого столетия иллюзионистом Анатолием Александровичем Фурмановым, включившим номера ментальной магии в свою цирковую программу. В западных каталогах и магической литературе этот термин – «Mental Magic, Mentalism», начинает встречаться с тридцатых годов прошлого века. Впрочем, я абсолютно убежден, что у Олега Анатольевича Степанова вы сможете получить развернутую справку по этому историческому вопросу.
Номера из раздела «Ментализм» при внимательном их изучении поражают отточенностью иллюзионной техники и потрясающей изобретательностью авторов этих трюков. Если эти номера выполняются опытным исполнителем, наблюдатели практически никогда не могут объяснить виденного и однозначно приходят к выводу о паранормальности явления. Сомневающиеся могут только предполагать, что явление иллюзорно, но, не зная самих приемов и средств, никогда не способны доказать свою точку зрения.
Интересным является и то обстоятельство, что этот раздел магии развивается очень быстрыми темпами. В каждом новом каталоге появляются ранее неизвестные трюки, которые практически не поддаются разгадке логическим путем, даже при условии знания выявленных приемов. Появляются все новые и новые приемы, использующие самые последние достижения наукоемких технологий.
Когда президиум Российской ассоциации иллюзионистов пригласил меня на XI Конгресс 2011 года в Москву с семинаром по ментальной магии, я был немного удивлен тем, что это направление иллюзионизма интересно для молодых артистов. И я решил показать всем коллегам те номера, с которыми я выступал в Москве двадцать-тридцать лет назад, считая, что все новое – это хорошо забытое старое. Ну и еще одно очень важное для менталиста правило все время крутилось у меня в голове: важно не то, что вы говорите, а то, как вы это говорите… В общем, несмотря на все волнение, которое я испытывал перед выходом на сцену, я показал свои любимые трюки из этого раздела, а потом постарался все это доходчиво объяснить всем молодым коллегам. Судя по их аплодисментам, мне это удалось. Я с удовольствием отвечу всем, у кого еще остались вопросы по тем экспериментам, что я показывал в Москве. Но еще раз хочу повторить важнейшее, на мой взгляд, правило: самым главным в любых трюках являются нюансы, именно они скрывают суть трюка и превращают его в чудо.
Трюк "Ментализм по телефону"

В последнее время я очень заинтересовался трюком, известным среди фокусников как «Ментализм по телефону». У него много вариантов исполнения, много и решений. Но базисно этот трюк выглядит следующим образом. Зрители, не глядя на лицо карты, откладывают ее в сторону, а исполнитель просит их позвонить по телефону. Называет номер и просит зрителя пригласить к телефону Менталиста. Зритель все это проделывает и его собеседник на другой стороне телефонной линии тут же называет карту, которую даже зритель еще не видел!
В чем, на мой взгляд, прелесть этого трюка? У него несколько скрытых возможностей, делающих номер просто дьявольски загадочным! Во-первых, его можно показывать в любых условиях: на сцене, в ресторане, на корпоративе, просто в гостях. Во-вторых, он открывает перед вами огромные возможности проявить себя настоящим артистом. Точно такую же возможность трюк предоставляет и вашему ассистенту, который будет по телефону называть карту. В-третьих, в этом ментальном трюке используются современные возможности беспроводной коммуникации – сотовые телефоны сейчас есть у каждого. А ведь еще два десятилетия назад отсутствие таких телефонов налагало очень большие ограничения на этот трюк. А если попросить зрителя включить громкую связь, когда он будет звонить Менталисту, все разговоры в зале прекратятся, и зрители будут вслушиваться в каждое слово.
Если кто-то из читателей хочет показывать такой номер, пишите мне на электронную почту svech@nm.ru, я познакомлю вас с тонкостями нескольких секретов его исполнения.

2 комментария:

  1. очень интересная статья !

    ОтветитьУдалить
  2. Отличная обзорная статья.Четко сформулированы основные особенности этого направления. Нужно только исправить описку:"термин – «Mental Magic, Mentalism», начинает встречаться с тридцатых годов нашего века."
    Ментальная магия действительно стоит особняком в поджанрах иллюзионизма. Залог успеха в том , что необходимо быть хорошим коммуникатором.Если для сценической манипуляции вполне достаточно работать под музыку и молча, то ментализм подразумевает интерактив , как сейчас говорят.
    Наверное можно было бы добавить пару слов о мнемотехнике. Это тоже редкий поджанр и стоит особняком в иллюзионизме , так как требует много лет тренировки . Говорят , что это так же сложно как выучить иностранный язык и бегло говорить на нем.Яркие представители работы в мнемотехнике Лариса и Сергей Солоницыны.

    ОтветитьУдалить