Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 26 февраля 2017 г.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Недавно я заглянул на свой канал видео  в youtube и обнаружил, что в моем любительском фильме «Паммукале», сделанном мною семь лет назад, администрация youtube заблокировала звуковую дорожку «по требованию правообладателя». Мне стало и смешно и грустно. Я ведь взял музыку этого даже неизвестного мне правообладателя для своего видео в интернете, в свободном доступе. Чем же я нарушил права автора, если его музыка находится в интернете и доступна любому? Ведь этот случай напоминает нечто такое: предположим, кто-то положил на скамейку в парке, где мимо проходят сотни людей, и накрепко приклеил к скамейке настоящую купюру в сто рублей. Я проходил мимо, увидел эту купюру, но не взял ее, а лишь сфотографировал. И с удовольствием рассматриваю эту копию купюры, дарю ее кому-то на память, играю этой копией с детьми и т.д. Какой же ущерб я нанес владельцу этой купюры? Она ведь никуда не исчезла, она так и принадлежит ему. Тем более, что приклеил-то он на скамейку не настоящую купюру, а тоже лишь копию оригинала. Ее и отклеить от скамейки невозможно, можно только скопировать.
Ну а как-то назло удалять скопированную музыку из фильма, оставляя нетронутым видеоряд, это вообще какое-то издевательство. Все равно, что вырвать жертве язык, переломать ноги и бросить умирать. Наверное, гуманнее было бы пристрелить. Вот и фильм – он является фильмом только в сочетании со звуковым рядом. Уж лучше бы просто удалили. Что я и сделал сам, удалив свой фильм из youtube. Но фильм-то остался. Я поместил его в облако. Если кто-то захочет посмотреть его со звуком, напишите мне на электронную почту и я открою вам доступ к фильму. Паммукале в Турции это действительно одно из чудес света.

Травертины в Паммукале


Кстати, на моем канале видеофильмов есть фильм о древнегреческом городе Эфесе. На мой взгляд, это тоже один из моих лучших фильмов. Пока еще не изрезанный радетелями за сохранение авторских прав музыкантов...
Город Эфес
Я поместил это сообщение на своей страничке в Face Book/
Через несколько дней получил вот такой комментарий на свое послание.

Владимир Серафимович, вот принципиально изначально воздержался от комментариев. Думал дождаться других мнений. Не дождался...
Лично я думаю, что тема эта весьма скользкая. Вот Вы сопоставляете чью-то музыку с чужой купюрой на скамейке. Вы якобы используете не саму купюру, а ее фотографический образ. Однако разница тут существенная. Фото купюры Вы не сможете обратить себе на пользу, а чужую музыку — запросто. Теоретически идеальный случай таков — Вы нашли музыку, которая Вас устраивает — платите автору (или договариваетесь о бесплатном включении в свой проект) и используете ее на свое усмотрение. Понимаю, что Вы свое видео не за деньги распространяете, но оно надо ю-тьюбу или аналогичным сервисам разбираться в этих юридических хитросплетениях?
Не забывайте, что Ваш видеоряд тоже могут сравнить с «забытой» купюрой и использовать в своих целях. Предвижу Ваше возражение, мол, вы совсем не против такого поворота дела. Однако, согласитесь, Вам было бы приятнее, если бы с Вами связались и спросили Вашего позволения, как автора. Вот и автор музыки заслуживает такого же подхода. Тут вопрос даже не в деньгах, а в человеческом отношении...

Тема «интеллектуальной собственности» действительно весьма скользкая. И споров вызывает немало. Все владельцы и создатели «интеллектуальной собственности» хотят, чтобы им платили за их труд. И это совершенно естественное желание, они тоже кушать хотят…
Противоречивость этого их желания, и вызванного этим желанием явления, связана, прежде всего, на мой взгляд, с тем, что любой вид информации изначально создается разумом человека. Только в этот краткий момент гениального озарения, во время своего возникновения, осознания, исправления – то есть в то время, пока эта информация остается лишь в голове, в мыслях, в разуме ее создателя – она остается его интеллектуальной собственностью. Но в том-то и дело, что передать эту информацию людям, познакомить кого-то со своими гениальными творениями возможно лишь с помощью переноса этой информации на материальный носитель. Очень точно заметил поэт: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».
Так вот, чтобы продать вдохновенье, его совершенно необходимо облечь в материальную форму. И только из-за этого противоречия – наличия интеллектуальной собственности в голове творца и материального ее воплощения в материальном мире – возникают все проблемы собственности. Наверное, об этом парадоксе написано много, не читал. Возможно, решение уже и найдено. Я здесь излагаю лишь собственные мысли.
Я абсолютно убежден: в этом материальном мире человеку действительно принадлежит лишь его разум – его духовное и творческое начало – и его тело, как механизм воплощения в материальную форму его интеллектуальных творений. Человек создает информацию и с помощью своего тела записывает ее на материальных носителях. Иного пути, способа сохранения, копирования и передачи информации нет. По крайней мере, я такого способа не знаю. И все материальное, что, как кажется человеку, принадлежит только ему, на самом деле может быть мгновенно им утраченным. Но, пока у него есть тело, человек может все это (или почти все) снова восполнить.
И мне кажется, что появление множества современных простых и эффективных способов копирования информации, а, главное, интернета, как способа мгновенно передать эту информацию миллионам пользователей, вызывает у многих собственников и создателей нематериальной (интеллектуальной) собственности одновременно и восторг и ненависть.
Восторг, потому, что миллионы людей могут узнать, какие они умные, великие и гениальные. Причем мгновенно. Согласись, что любое творчество как-то интуитивно нуждается в оценке тех, для кого создается эта интеллектуальная продукция.  Редкие люди способны «работать в стол». И не о них здесь идет речь.
Ну, а ненависть, потому, что как только они облекают свое интеллектуальное творение в материальную форму, оно мгновенно становится объектом материальной собственности. И уже именно в этом виде может быть другими людьми скопировано, украдено, уничтожено, извращено и т. д. И все это также мгновенно происходит в интернете, куда, скорее всего, попадает не оригинал, но копия. И любая «защита своей интеллектуальной собственности», на мой взгляд, не что иное, как стрельба из пушки по воробьям. Это борьба лишь со следствием парадокса двойственности человеческой личности, неразрывности его духовного и материального.  Надо лишь четко понять, что облекая свою идею в нечто материальное, ты отправляешь это материальное воплощение своей идеи в мир, где тебе уже, по большому счету, ничего не принадлежит. Вот, как-то так…
Сейчас я работаю над шестой частью монографии «Призма времени». Если вы читаете это авторское предисловие, значит моя интеллектуальная собственность уже нашла свое материальное воплощение в этой книге. Думаю, что много еще не записано. В самое ближайшее время, если Бог даст мне такую возможность, продолжу свои воспоминания о жизни, о событиях, о путешествиях.

И вот продолжение. Новый комментарий.

….. за витиеватостью Ваших рассуждений я не уловил, Вы оправдываете плагиаторство в целом как явление, или только частные случаи, когда без спросу берется что-то как бы ничейное из сети?

Я никогда не оправдывал плагиат. Во всех своих книгах, если я и вставляю текст, взятый, например, из интернета, то всегда внизу даю ссылку на источник. Я всегда стараюсь выражаться предельно просто и понятно. Впервые услышал характеристику своего текста, как витиеватого. Плагиатом я считаю выдачу чужого интеллектуального материала за свой. Поэтому выделяю чужой текст как цитату, либо даю ссылку на сайт в интернете.
Семь лет назад я не задумывался над тем, что в своих видеороликах мне необходимо указывать авторство создателей и исполнителей музыки. Я перебирал с закрытыми глазами мелодии в интернете, подыскивая музыку, наиболее подходящую эпизодам фильма по эмоциональному настрою. Теперь я даже и не вспомню авторов и исполнителей тех мелодий, что скачал и вставил в свой фильм. Мне даже не приходило в голову, что кто-то сможет принять меня за композитора или за исполнителя музыкального сопровождения. И уж совсем не думал, что меня позиционируют, если не как плагиатора, то как «пирата». Теперь, знакомый с правилами youtube, я беру мелодии только с сайтов свободного распространения

И указываю этот источник в конце ролика. Надеюсь, что мои будущие фильмы не подвергнутся варварской вивисекции со стороны администрации youtube. Если только у меня еще останется желание знакомить коллег с моим видеотворчеством.

4 комментария:

  1. Владимир Серафимович! Рад, что наш с Вами диалог в фейсбуке перерос из обмена комментариями в полновесную публикацию. Еще раз поясню свою позицию. Мне изначально показался Ваш подход несколько сомнительным, поскольку Вы, по сути, подвели своего рода философское (можно даже сказать идеологическое) оправдание для плагиаторов и иных пользователей чужой интеллектуальной собственности: «облекая свою идею в нечто материальное, ты отправляешь это материальное воплощение своей идеи в мир, где тебе уже, по большому счету, ничего не принадлежит». Эта фраза запросто могла бы стать девизом всех копиистов... ;)
    В то же время Вы с осуждением относитесь к плагиаторству как явлению. Вот такой получается парадокс. Теория расходится с практикой...
    Вообще, меня больше беспокоит именно практическая сторона дела. Философские основы интеллектуальной собственности, на мой взгляд, очевидны, если не сказать банальны. Тем не менее, есть у меня несколько мыслей на этот счет. Они не во всем совпадают с Вашим подходом. Если хотите продолжить дискуссию, то могу вечером отписаться. А можем и завершить на этом. В любом случае вряд ли мы с Вами сможем уменьшить количество плагиаторов... :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален администратором блога.

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален администратором блога.

      Удалить
  2. Вижу, Вы не ответили, но коммент мой разместили. Воспринимаю это как приглашение к продолжению дискуссии на поднятую Вами тему.
    Итак, если теория (в данном случае Ваше философское обоснование неизбежности утраты контроля над интеллектуальным продуктом после его "овеществления") расходится с практикой (признание Вами права на интеллектуальный продукт), то где-то затаилась логическая ошибка.
    Давайте разбираться.
    Ваш первый посыл о том, что неприкосновенна лишь духовная собственность, не имеющая материального воплощения, в принципе, бесспорен. Как более убежденный и последовательный материалист, чем Вы, я бы даже усилил этот тезис. Человеческий мозг тоже материален, поэтому он уязвим подобно другим физическим носителям информации. Да, пока что технологии не дошли до уровня считывания данных напрямую с коры головного мозга, но это только вопрос времени. Уже сейчас человечество и, в особенности преступный мир, вовсю используют слабости этого носителя, чтобы "взломать" доступ к содержимому. В ход идут развязывающий язык алкоголь, психотропные вещества (так называемая "сыворотка правды"), гипноз, манипулятивные техники типа "холодного чтения" и цыганских "разводов", а также более грубые методы: пытки, шантаж, угрозы применения насилия к самому "носителю" или к его близким. Вывод таков. Ввиду материальной сущности разума уязвим любой продукт жизнедеятельности человека, включая мысль.
    Так что тут Вы совершенно правы, теоретически любой физический носитель информации может быть разрушен или стать добычей других. Вы также очень правильно и совсем по-материалистически подметили, что «Человек создает информацию и с помощью своего тела записывает ее на материальных носителях. Иного пути, способа сохранения, копирования и передачи информации нет». Человек, конечно, может переносить данные в чужой мозг почти напрямую, например, устно или жестами, но другое тело (мозг) тоже материальны, следовательно вписываются в категорию «уязвимых материальных носителей». Кстати говоря, это является косвенным подтверждением, что догматы про дух, идею, информацию ("вначале было слово"), душу и т.д., которые якобы могут существовать вне материального мира – это удел религиозных фантазеров или измышления метафизиков.
    Если в первой части Вашего утверждения все верно, то софизм скрыт во второй части, где говорится про то, что в материальном мире «тебе уже, по большому счету, ничего не принадлежит». Да, вся история человечества — есть не что иное, как борьба за собственность в разных ее формах. Да, полно людей, готовых покуситься на чужое кровное... Тем не менее, осуждая плагиат, Вы таки признаете право собственности (материальной, интеллектуальной и любой другой). Просто Вы не верите в способность государства и самого человека обеспечить безопасность и сохранность этой собственности. То бишь тут вопрос уходит из области философии в область веры. Вот здесь и кроется наше с Вами разногласие. В отличие от Вас, я уверен, что в мире полно людей, которые вполне способны обеспечить безопасность своей материальной или иной собственности. По крайней мере, в течение определенного отрезка времени (увы, жизнь конечна и коротка). Да, есть люди, которые не способны или не хотят обеспечить безопасность своего материального имущества, но в то же время история изобилует примерами, когда собственность сохранялась и приумножалась в течение всего существования индивида. Думаю, тут более подойдет математический подход. У одних вероятность удержать собственность весьма мала, у других наоборот. В основном из-за разных социальных условий существования. Этот тезис более точный, чем Ваше утверждение про пассивную роль человека в материальном мире, «где ему ничего не принадлежит».

    ОтветитьУдалить