Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 9 мая 2013 г.

Комментарий к статье Азама


Только что я дочитал статью Владимира Азама, рассматривающую роль режиссера в коммерциализации иллюзионных номеров и выступлений.

Владимир, как я понял, ратует за то, чтобы режиссер стал неотъемлемой частью процесса создания и продажи иллюзионного номера.

На мой взгляд, надеяться на то, что такое возможно, не стоит. Попробую пояснить это положение.

В настоящее время любой фокусник, если он только пробует продавать свое творчество, может надеяться только на себя. Он, или покупает, или разрабатывает, свой номер самостоятельно. И он должен попробовать продать свое творчество или самостоятельно, или с помощью менеджера по продажам. В качестве таких менеджеров чаще всего выступают работники фирм, занимающихся организацией праздничных мероприятий. После нескольких выступлений становится ясно, востребован ли этот фокусник с его номером. Если его хорошо «покупают», то можно считать, что «процесс пошел». Никакой режиссер ему уже не нужен.

Рассмотрим второй вариант – номер никто не хочет смотреть. Кого в этом винить? Только самого исполнителя. Вот он и берется за переделку своего номера, и снова пробует его продать. И этот цикл может продолжаться довольно долго. До тех пор, пока исполнитель не создаст нечто «продаваемое», или не удостоверится в своей «профнепригодности».
Режиссер оказывается вне этого процесса продажи номера.

По сути дела, исполнитель «покупает», «нанимает» режиссера для помощи не в создании, а в обработке того творческого материала, который уже имеется у исполнителя. Причем, как мне кажется, ни один режиссер не дает гарантии, что после его работы с артистом, тот сможет успешно продавать получившийся продукт. В лучшем случае режиссер гарантирует, что все свое умение, все свои идеи, он предложит для работы этому конкретному артисту. И только от таланта самого исполнителя, от успешной работы его администратора, зависит та прибыль, которую хочет получить артист. Режиссер ничего, кроме своей собственной работы, продать не может. Он сможет участвовать в процессе получения прибыли, и рассчитывать на какую-то ее долю, только если между ним и артистом будет заключен договор об этом. Но, в большинстве случаев, артисты таких договоров с режиссером не заключают. Они оплачивают лишь его конкретную работу. Возможно, артист и хотел бы оплатить работу режиссера из своих будущих гонораров после продажи улучшенного номера, но на такие условия не пойдет уже режиссер.

То есть я утверждаю, что определить долю участия режиссера в создании продаваемого продукта можно только после продажи этого продукта, но никак не во время работы над номером. Во время работы режиссера можно оплачивать лишь его работу. И оценить всю затею с режиссурой можно только после того, как номер будет предъявлен публике, выставлен на продажу.

4 комментария:

  1. Мое мнение здесь описывается взгляд на работу фокусника с позиций 50-60-70х годов, когда основой выступления был трюк. Осмелюсь высказать мнение, что в настоящее время основу выступления фокусника составляет действо, минисценка, гэг. Именно это положено в основу работы Руди Куби, Рика Томаса, Дэвида копперфильда и большинства других выдающихся иллюзионистов современности. Исключение - Ланс Бартон только подтверждало это правило, до того времени пока Бартон не сделал свой знаменитый театрализованный номер по фехтованию на шпагах со смертью (Метаморфоза).
    По своему опыту скажу, что освоив трюк сразу идешь к режиссеру, показываешь ему трюк и режиссер уже предлагает рутину. Я не зря употребил англоязычный вариант понятия, ибо ранее довольно часто западный реквизит сопровождался описанием краткого сценария подачи трюка. Работу с режиссером начинаешь именно с рассказа этой рутины и при этом очень интересно наблюдать, как уже на этой стадии режиссер начинает реагировать на этот рассказ (прерывать, уточнять, не соглашаться, переспрашивать и т.д.)- значит у него появилось свое видение номера. После работы с этим режиссером начинается работа с режиссером-постановщиком (это совсем другое), который смотрит номер и показывает как встать, где пауза, где акцент.
    Вот так мы работаем больше 10 лет. Благо у нас имеются и институт культуры и кинематографическое отделение и культпросветучилище и театры. И везде есть талантливые люди с небольшой зарплатой.
    Вот довольно свежий пример современного развития жанра на Украине наберите в ютубе GANGSTER _ illusion act by ALEXANDER VALCHUK или http://www.youtube.com/watch?v=jTDytZJLPcc&feature=player_embedded

    ОтветитьУдалить
  2. Меня просто умиляют всякие рассуждения о режиссуре иллюзионного номера. О какой режиссуре можно говорить, если основу любого номера составляет ТРЮК, а многие наши современные фокусники разучились показывать трюки! У многих фокусников очень слабая техническая подготовка, не сложные трюки, и порой все это они прячут под личиной «постановочного номера». Это всегда смотрится и наивно и примитивно! Не надо пытаться из набора иллюзионных трюков строить театральные сцены с глубокой философской мыслью! Для этого существуют другие виды и жанры сценического искусства. Фокусник должен выходить на сцену и показывать фокусы! Это основная его миссия и именно этого от него ждет зритель! Любая театрализация иллюзионного номера мне очень напоминает советское время, когда любой номер, даже трюк пытались идеологизировать. Но то было советское время. А сегодняшние разговоры об иллюзионной режиссуре как раз и напоминают мне советское время. Сегодня надо говорить, чтобы фокусники проявили ТВОРЧЕСКУЮ ФАНТАЗИЮ создавая свою программу. Сегодня, к сожалению, многие фокусники похожи друг на друга как две капли воды, с набором одних и тех же трюков. Если в советское время фокусники старались быть НЕ ПОХОЖИМИ друг на друга, то сегодня ситуация обратная. Говоря все это, я вовсе не хочу отрицать значение режиссуры и роли режиссера в постановке номера, но это можно делать только тогда, когда у артиста есть набор классных трюков, и когда найдется режиссер, который не испортит номер.

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  4. Я весьма сожалею, что не заметил злобный, хамский комментарий раньше, и он провисел здесь несколько дней. От своего имени я приношу самые искренние извинения за свою халатность всем достойным коллегам. Прошу Вас не обижаться на меня и, уж тем более, не принимать близко к сердцу столь отвратительное проявление злобы со стороны завистливого наглеца.

    ОтветитьУдалить