Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 22 мая 2013 г.

Как молоды мы были... Эпизоды конкурса и гробница Тутанхамона (продолжение 12)


Снова вспомнились эпизоды Всероссийского конкурса артистов эстрады в Москве.

В день выступления мы с Колей Давыдовым рано приехали в театр эстрады. Как любой начинающий участник конкурсов я сразу же стал репетировать свой номер. Мгновенно обнаружилось, что главный трюк с веревочками (когда три веревочки разной длины становятся одинаковыми) я забыл в гостинице. Коля, кажется, побледнел еще сильнее, чем я. Ни слова не говоря, он бросился к выходу, и через полчаса вернулся со всем реквизитом. Он так и исполнял роль моего преданного ассистента, поскольку в театре были профессиональные звукооператоры и все музыкальное сопровождение было поручено именно им. Мое выступление было спасено, и Коля отправился в зрительный зал, где посмотреть на меня уже собрались все мои московские родственники.

В Москве у нас с Колей Давыдовым было несколько свободных дней, и мы решили посвятить их культурной программе. Теперь-то я вспоминаю те дни, наверное, как самые счастливые в моей жизни. Мы с Колей имели реальную возможность увидеть весь цвет российской эстрады! Мы не пропустили ни одного конкурса и наслаждались теми номерами, которые потом можно было в Саратове увидеть лишь на экране телевизора. До сих пор помню музыкальную пьесу «Воздушная кукуруза», под которую выступали блистательные, стройные, гибкие, великолепные Наташа и Олег Кирюшкины. Когда сейчас, очень, к сожалению, редко, эта музыка звучит в эфире, я вспоминаю их обаятельные улыбки, воздушный шарик в руках Наташи и брюки клёш Олега.

(Через час после этой публикации Виктор Реннер поправил меня: Кирюшкины выступали под музыку к фильму "Влюбленные". Браво, Виктор! Нашел, послушал - точно, это тема из фильма Гленио Бондера. Можно посмотреть номер Кирюшкиных вот здесь:

http://www.youtube.com/watch?v=pldzqpTqsII Виктор, огромное спасибо!)

Но всё-таки у нас было еще свободное время. В эти дни в Москве открывалась в Русском музее выставка из Египта «Гробница Тутанхамона». Мы с Колей пришли к музею утром, когда эта экспозиция была открыта только для журналистов и для особо выдающихся искусствоведов. Перед входом стояла огромная толпа, сквозь которую с достоинством проходили счастливые обладатели пригласительных билетов. Попасть внутрь без такого билета было невозможно…

Но мы – же ведь фокусники! И мы сумели придумать комбинацию, которая позволила нам через несколько минут проникнуть на выставку. Мы сообразили, что через центральный вход посетители только входили, но никто не выходил из музея. Переглянувшись, мы пошли искать выход. Нашли его на соседней улице. Через обыкновенную дверь выходили, возбужденные зрелищем древнеегипетских сокровищ, счастливые журналисты и искусствоведы. И, разумеется, они тут же откликнулись на просьбу двух скромных студентов, и с радостью отдали нам свои, уже им не нужные, но совершенно целые и неиспользованные (похоже на входе их не надрывали и не отбирали) пригласительные билеты. Мы бегом вернулись к главному входу, и, потупив бесстыжие, но жаждущие приобщения к египетским чудесам глаза, протянули эти билеты контролерам. И нас пропустили внутрь!


До этого я только раз был в Русском музее. Когда пару лет назад я пришел туда снова с американской делегацией, то сразу же вспомнил наши открытые от удивления рты (тогда еще полные своих, а не вставных, зубов). Тогда мы были молоды, могли удивляться и впитывать удивительное зрелище сокровищ, пролежавших под землей тысячи лет.

Золотые саркофаги Тутанхамона
Саркофаги из чистого золота потрясали воображение. Они были величественны и ужасны. Мне показалось, что в залах было выставлено не менее тонны золотых произведений искусства.

Я никогда не видел столь изящных, древних, и восхитительных украшений, цепей, подвесок. Но в конце зала таинственно светилось нечто фантастическое и парящее в пространстве. Это нечто притягивало взоры, заставляло лишь мельком смотреть на все остальные сокровища. Оно буквально притягивало к себе. Мы с изумлением рассматривали искусно подсвеченную в глубине ниши золотую погребальную маску Тутанхамона. Казалось, что сам фараон смотрит нам в глаза из глубины веков. До сих пор вспоминаю этот спокойный, величественный взгляд. Взгляд того, кто уже вступил в вечность, и с сожалением взирает на тех, кто никогда не сможет даже приблизиться к нему. Взгляд высшего существа, познавшего смысл всего, и успокоившегося… Около маски все посетители замирали. В воздухе стояла звенящая тишина. Так же медленно люди отходили назад, не смея повернуться спиной к правителю Египта.
 
Золотая посмертная маска Тутанхамона
Я очень хорошо знаю, что знаменитый бюст царицы Нефертити, супруги фараона Эхнатона, не мог быть выставлен в той экспозиции. Но почему-то вспоминаю и его, словно видел на той выставке. Кстати, в настоящее время многие археологи считают его подделкой.
Бюст царицы Нефертити
В зале были выставлены и кровати Тутанхамона. Меня поразил их эргономический дизайн. Кровати были сделаны с точным соблюдением всех параметров и изгибов тела фараона. Я физически представлял себе удобство такого ложа.
Кровать фараона Тутанхамона
Очень приятно было в тот день бродить по выставке не торопясь, среди немногочисленных и внимательных посетителей, в относительной тишине. Все можно было спокойно рассмотреть, а главное – сфотографировать! В этот день в залах выставки работали журналисты, и фотосъемка была разрешена всем. Правда, тогда у меня была только черно-белая пленка, время цифровых фотоаппаратов еще не пришло.

До вечера мы так и не могли заставить себя покинуть эту выставку. Хотелось снова и снова рассматривать таинственные иероглифы, пытаться понять назначение маленьких и больших сосудов, мысленно примерять тяжелые золотые цепи, перстни, смотреть в эмалевые глаза волшебных статуй. Все вокруг было пропитано ощущением тайны, которую невозможно разгадать.

Кажется, тогда я ясно понял важность древней тайны, которая способна превратить механический иллюзионный аппарат в волшебный артефакт, творящий чудеса. Через много лет я посмотрел десятки американских фильмов, успешно эксплуатирующих эту идею. Копперфильд и его режиссеры также прекрасно осознали притягательность Египетской магии. Таинственные мотивы древнего волшебства превращают его выступления в жреческие ритуалы, во время которых публика замирает от волнения и ужаса.

Думаю, что египетская магия будет долго еще будоражить воображение иллюзионистов, их режиссеров и дизайнеров аппаратуры.


1 комментарий:

  1. Владимир Серафимович, продолжайте, читаю с интересом ваши воспоминания. Помню номер Корюшкиных , где девушка и хулиган. По моему там музыка не "Воздушная кукуруза " , а из кинофильма "Влюбленные".Музыка действительно запоминающаяся!

    ОтветитьУдалить