Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 12 мая 2013 г.

Как молоды мы были... Свои кинофильмы (продолжение 8)


Кроме фокусов в моей жизни было еще одно увлечение, которое до сих пор я считаю вторым главным увлечением. Возможно, я ошибаюсь, и это увлечение на самом деле является самым главным. Я очень люблю делать свои видео фильмы. В некоторые периоды моей жизни это увлечение даже отодвигало на задний план любимые фокусы.

Все началось с того, что мне на день рождения подарили 8-миллиметровую кинокамеру. Несколько друзей «скинулись», и я стал обладателем довольно дорогой игрушки, которая принесла мне много радости и много разочарований. Тот аппарат, что оказался в моих руках, совершенно не напоминал современные видеокамеры, делать клипы которыми может даже ребенок. Те кинокамеры были чрезвычайно капризными устройствами. До конечного продукта – кинофильма на целлулоидной пленке, лежал долгий изнурительный технологический процесс. Это канительное действо отнимало столько сил, средств и времени, что о творчестве, о содержании фильма, можно было просто забыть. Чаще всего получившийся в результате «продукт» даже отдаленно не отвечал тем ожиданиям, которые планировались в самом начале.

А планов-то было громадьё… Для начала я раздобыл несколько книг, написанных известными кинематографистами, о том, как самому сделать и показать любительский фильм. Там рассказывалось обо всем: о том, как подобрать и зарядить пленку, о том, как ее обработать после съемки, как смонтировать снятый материал, как подобрать и синхронизировать музыку. Там подробно рассказывалось о том, как выбирать планы, делать «наезды» и «панорамы», как определять диафрагму и выдержку при съемке, как подбирать варианты освещения сцены. В общем, я быстро все это изучил, запомнил, и начал пробовать на практике. Приобрел даже штатив, поскольку никаких стабилизаторов в камере не было.

Примерно в то же самое время в нашей семье появился и первый автомобиль «Запорожец». И я, будучи семейным шофером, сразу же столкнулся с вечной российской проблемой – с полным отсутствием дорог. Тогда я придумал такое определение – «в России все дороги стратегические, в случае войны ни один враг не проедет». И родилась идея первого фильма: показать весь кошмар российского бездорожья. В одиночку такой фильм мне было не снять. Но на помощь пришел мой верный друг и ассистент – Коля Давыдов.

И вот весной, когда обнажаются все ямы и канавы, мы начали снимать этот фильм. С тех пор прошло почти полвека, но встречая всё те же ямы, на тех же самых поворотах, я отчетливо начал сознавать, что дураки и дороги – это две вечные, никогда, и никем не решаемые российские проблемы. Фильм мы снимали со злостью. В кадры попали автомобили, провалившиеся в открытые люки, автомобили, утонувшие в ямах, заполненных грязной водой. Особенно запомнился совершенно случайно заснятый эпизод, когда перед огромной лужей остановились Жигули, и водитель выпустил из машины свою жену. Она, задрав юбку, медленно побрела через эту лужу, обозначая «фарватер» для ползущего за ней автомобиля. В результате женщина успешно прошла эту лужу, а машина ухнула по самый капот в незамеченную ею яму. Жалко, что у камеры не было записи звука – надо было слышать все эпитеты, которые и стране, и жене, посвящал, отчаявшийся выбраться самостоятельно из этой ямы, рассвирепевший водитель.

При монтаже мы вставили сразу за этим эпизодом идущего вразвалочку гаишника, бодро помахивающего полосатой палочкой. На все это прекрасно легла музыка Александра Зацепина к фильмам Леонида Гайдая. У нас получился 10-минутный фильм.

А осенью 1967 года у нас в городе проходил областной фестиваль любительского кино, посвященный 50-летию Октябрьской Революции. Я подал этот фильм на конкурс и его пустили первым в конкурсном просмотре! Возмущению представителя обкома партии не было предела, но Володя Миронков, председатель городского клуба кинолюбителей, оправдывался тем, что по положению о конкурсе, сначала смотрят 8-мм фильмы, а мой фильм был единственным в этом формате. Все остальные были на 16-мм пленке.

Какова же была наша с Колей Давыдовым радость, когда этот наш первый фильм, да еще и остросатирический, занял первое место, и мы получили диплом Лауреата! К сожалению, я не перевел этот фильм «в цифру», да, наверное, уже и не найду его на своих полках. Впрочем, с позиции современности он бы, скорее всего, показался бы мне примитивным, и не заслуживающим такого подробного описания…

А в 1974 году у меня появилась профессиональная 16-мм камера. Я уже писал о том, как цирковая гимнастка попросила меня научить её нескольким фокусам. Я сделал её целый номер, который мы репетировали в её квартире на Петровке наискосок от МУРа. Кстати, в этом подъезде жил и Дик Читошвили, которого эта дама прекрасно знала. Когда номер был готов, и дама была вполне удовлетворена полученным результатом, в качестве оплаты моего труда, она предложила мне полный набор 16-мм кинооборудования: чешскую камеру «Адмира» с электроприводом, монтажный столик, кинопроектор и кучу всяких необходимых аксессуаров. Я не ожидал такого щедрого подарка, и был на седьмом небе от восторга.

Теперь я был готов снимать вполне профессиональные фильмы. Моя операторская работа понравилась на саратовской телестудии и меня оформили внештатным кинооператором. Имея автомобиль, я каждый день получал задания от редакции новостей, и уже через месяц делал по десятку сюжетов в неделю. Сдавал в проявку кинопленку, получал новую катушку, а вечером с гордостью смотрел свой ролик в передаче областных новостей. Работа мне нравилась, я получал бесценный опыт съемок репортажей, учился выбирать интересные планы, делать наезды и панорамы, наловчился мгновенно выставлять нужную диафрагму. Кстати, моей «Адмире» завидовали и профессиональные операторы, которые работали отечественными «Красногорсками». В моей камере никогда не получался «салат», т. е. пленка никогда не скручивалась в запутанный узел. Брака у меня почти не было.

Этот опыт был действительно бесценным, поскольку одновременно с обучением работе оператора, я приобретал и режиссерские навыки. Мгновенно в голове я выстраивал сюжет будущего репортажа, выбирал точки съемки. И снимал уже как бы безмонтажно, т. е. снятый ролик практически не нуждался в монтаже: почти ничего не надо было обрезать, и перемонтировать куски. Это очень пригодилось потом, когда я начал снимать уже видеокамерой.

В это же время я стал членом саратовского клуба кинолюбителей и очень скоро меня ввели в правление клуба.

Мы готовили городские и областные фестивали, просматривали и отбирали на конкурсы кинофильмы. Тогда я отчетливо понял, что очень многие «кинолюбители», имея очень приличную аппаратуру, понятия не имели, как надо снимать и монтировать фильмы. Да и сейчас я сталкиваюсь с тем, что очень многие, выкладывающие в Интернет свои клипы, даже не подозревают о том, что язык кино, это очень специфический способ коммуникации со своими зрителями. Большинство авторов своих роликов и тогда, много лет назад, и сегодня, снимают кино как тот чукча, который, «что видит, то и поёт». Кстати, я абсолютно убежден в том, что режиссура фильма очень близка и к режиссуре иллюзионного номера. Где-то я прочитал, что делать фильм надо так, чтобы зритель хотел досмотреть его до конца. Это столь важный и точный принцип применим и к фокусу. Фокус должен быть интересным.

Примерно в это же время я познакомился с очень талантливым саратовским человеком богемы – с Мишей Раллем.  Я называю его таким человеком потому, что он был талантливым во многих областях творчества. Он был хорошим актером, очень хорошим режиссером, он был создателем и бессменным руководителем народной киностудии, был страстным коллекционером антиквариата. Он самостоятельно делал фарфоровых кукол и шил им костюмы. Это были коллекционные раритеты персонажей различных эпох, которые у него за очень приличные деньги покупали иностранцы. Вообще, когда его приглашали в саратовские театры в качестве режиссера, он самостоятельно шил костюмы для артистов.

С Мишей мы были постоянными друзьями-соперниками на областных кинофестивалях. И неизменно Миша меня опережал. Я почти всегда был вторым. Миша, в отличие от всех саратовских кинолюбителей, замахивался на художественные фильмы, в которых у него с радостью играли артисты саратовских театров. Его самый известный фильм «Улыбка» по рассказу Бредбери. Фильм был всеми ранжирован как явно диссидентский. Миша снимал его на саратовской свалке. И надо сказать, что это был великолепно сделанный фильм, который получил множество наград на российских и международных любительских кинофестивалях.

Я очень обрадовался, когда Миша пригласил меня в качестве второго оператора на съемки фильма «Кудеярова пещера». Дело было так. Я узнал о существовании в селе Лох легендарной пещеры разбойника Кудеяра и предложил Мише сделать фильм по легенде о Кудеяре. Мы съездили на моем Запорожце в это село, увидели чрезвычайно живописные горы, родники, поля и долины. Михаил Юрьевич загорелся этой идеей, написал сценарий и мы втроем, еще с одним оператором, отправились в интереснейшую экспедицию. Недели две мы жили в этом селе, и каждый день делали натурные съемки. Я многому научился у Ралля. Самое главное, пожалуй, это то, что Миша не терпел никаких халтурных съемок. Любой эпизод он готовил очень серьезно и всегда снимал сцену со штатива.

Затем в Саратове были сняты остальные необходимые по сценарию эпизоды, фильм смонтировали, и он стал Лауреатом очередного областного конкурса. К сожалению, после смерти Михаила Юрьевича в 2005 году, фильм был утерян.

Читатели могут посмотреть мои документальные небольшие фильмы вот по этой ссылке. Фильм «Кострома и Плёс»:


1 комментарий:

  1. С большим удовольствием посмотрел фильм ! Замечательное авторское кино ! Владимир Сефимович, если вы таким голосом читаете свои лекции студентам , то я уверен , что на ваших лекциях студенты не прогуливают !
    Открыл для себя еще одного Свечникова !Вот так фокус!

    ОтветитьУдалить