Общее·количество·просмотров·страницы

суббота, 1 декабря 2012 г.

Размышления



Я не считаю себя большим знатоком русского языка и литературы: в школе я получал по русскому четверки. Литературу я любил, по этому предмету чаще были пятерки. Но в школьном аттестате преобладали четверки. Тем не менее, всю свою жизнь я продолжаю учиться. Правда, теперь, в моем возрасте, я сам могу выбирать, на чем следует остановиться, что надо рассмотреть со всех сторон, а что может и подождать до лучших времен. 

В сообществе фокусников у меня есть несколько друзей, которым я отправляю все свои статьи и заметки как бы на рецензию. Самый блестящий знаток русского – Андрей Федоров. Сколько правки он мне сделал! Во век не расплатиться мне с ним… Он замечает мельчайшие нюансы смысла, знает где, какой знак препинания следует употреблять, прекрасно чувствует «вкус» слова. И вообще он – ходячий словарь синонимов! Спасибо тебе, Андрей!

Еще один очень грамотный человек, который помогает мне, мгновенно отыскивая любые ошибки в тексте, – Александр Винокуров. Да и фокусник он незаурядный, начал их показывать совсем недавно, а уже придумал свою неординарную подачу карточных трюков под стихи своего же сочинения!

Другой мой друг – Олег Степанов. Это просто энциклопедически образованный человек, беседовать с ним, да и просто слушать его байки, безумно интересно. Круг его знаний имеет диаметр близкий к бесконечности. Самое интересное, что этот круг вибрирует с гигантской амплитудой, мгновенно перебрасывая Олега в совершенно неожиданные точки, где, впрочем, он чувствует себя одинаково комфортно. А его просто взрывной темперамент придает беседам незабываемый оттенок экстремальных прогулок по минному полю…

Вообще-то у меня очень много друзей, с кем очень приятно общаться – всех здесь назвать не смогу, потому что сел писать эту заметку исключительно по поводу нашего родного русского языка и умения выражать на этом языке свои и чужие мысли.

Несколько дней назад получил от коллег из Москвы текст заявления ученого совета филологического факультета МГУ от 22 ноября этого года – о реформе образования, ее итогах и перспективах. Более 30 профессоров лучшего в России университета констатируют «… катастрофическое обрушение уровня гуманитарного школьного образования». 

Вот ведь какая штука: я только вчера в очередной раз столкнулся в сети Интернет с ужасающим невежеством молодых людей, которые пытаются обучить, как я понял, еще более невежественных своих одногодков, каким-то несложным фокусам. Заметьте, фокусы-то они знают, умеют делать при этом какие-то флориши, но то, как они это делают, и, главное, что при этом говорят – все это производит не просто удручающее, а кошмарное впечатление. И таких сайтов за вечер я обнаружил сразу два. Впрочем, судя по хохоту и веселому мату юных зрителей карточных фокусов, и фокусы, и их исполнители вызывают у них ярко выраженное изумление. Нельзя судить слишком строго этих случайных зрителей, они были вполне искренними в выражении своих эмоций. Страшно здесь другое: абсолютная неспособность «учителей» связно рассказать зрителям о том, что они показывают, а также выразить то, чему они берутся обучать посетителей их сайтов. 

В уже упомянутом заявлении ученого совета МГУ есть очень важное положение: «… неспособность внятно формулировать мысли – внешнее выражение неспособности самостоятельно мыслить». Я довольно часто сталкиваюсь с этой проблемой во время диалогов со студентами, особенно со студентами первых курсов. Студенты в огромном большинстве случаев предпочитают отмалчиваться, а не отвечать на заданные вопросы. Они с трудом выстраивают свою речь. И скромно молчат. На сайтах юных фокусников такой проблемы нет. Неумение говорить внятно и понятно, никого из исполнителей просто не волнует. Феноменальное невежество отлично уживается с девственной наглостью этих «юных дарований». И мы, люди старшего возраста, сталкиваемся с парадоксом информационной эпохи: уникальные технические достижения стали доступны и понятны большему количеству молодежи, как правило, невежественной в гуманитарной области.

Эти молодые люди, живут, в общем-то, стремительной и насыщенной жизнью, они хотят везде успеть. Они, с легкостью шныряют по сети Интернет, небрежно снимают на телефоны свои фокусы, объединяются в небольшие команды-стаи. Создают современные сайты, наполняют их большим количеством переработанной и просто скопированной информации. Выкладывают на эти сайты, неумело снятые и необработанные видеоклипы. Используют словесные завлекалки на свои тренинги, срисовав их слово в слово с других зазывающих сайтов. Они пытаются быстро заработать на своих, только что приобретенных, знаниях, продавая их другим – все они превращаются незаметно для самих себя в пример того, кем не следует становиться с точки зрения старшего поколения. Дело в том, что «старички» не могут принять такое небрежное отношение к жизни и процессу коммуникации с другими людьми. Возможно, с точки зрения молодежи, это всего лишь наша проблема, это мы должны приспосабливаться к неожиданным для нас эталонам общения в молодежной среде, это мы должны стремиться их понять, и принять их развязный и безграмотный стиль жизни и общения как современную данность. Да, похоже, что молодежь эта наша проблема вообще не волнует, они ее не видят и, поэтому не замечают. Но для нас из этой проблемы непонимания их образа жизни вырастает другая важная проблема: как же нам с ними общаться? На каком языке говорить? О чем говорить? Интересны ли им те темы, что до сих пор нас волнуют? Да и вообще, нужны ли мы им со своим старомодным видением мира?  

Все в том же заявлении совета констатируется важная и, одновременно с этим, печальная особенность нашего времени: «… из сферы общественного сознания постепенно, но последовательно вытесняется представление о культурообразующей роли филологии, которая все чаще третируется как нечто незначительное и необязательное».  Достаточно бегло просмотреть некоторые современные фокусные сайты, (думаю, что вы сами сможете легко их найти) и сразу же становится понятно, что культура речи, умение словами выражать свои мысли, все это слишком далеко от авторов и исполнителей этих сайтов. Но в то же время видно, что их зрители, те, к кому они подходят, воспринимают их как своих. А ведь все происходит почти так же, как в телепередачах «Наша Раша» и «Даешь молодежь». Наши юные фокусники следуют этим примерам! Так выходит, что мы, ратующие за красивую и правильную речь, за интеллигентное, уважительное к зрителям обращение – мы бесконечно отстали от стремительно бегущего вперед помолодевшего общества. 

С 1 декабря этого года мигрантов обязали сдавать экзамен по русскому языку. Интересная новость. А как будут поступать с нашими соотечественниками, которые выражают свои мысли примерно так же? Ведь за школьную парту их не посадишь – они уже сами в ранге учителей.

Ни учителя на фокусных сайтах, ни их ученики, не понимают главного: важны не сами фокусы, не их секреты, не реквизит, а вы сами как личность. Хотя, возможно, этих молодых людей их собеседники как люди вообще не интересуют. Тогда все становится на свои места. Длинные волосы, странные татуировки, вышитые кресты на рубахах, перстни на пальцах, игральные карты в руках – совершенно необычный маг! Хочу уметь все также, и чтобы девчонки сами ко мне липли! Наверное, именно такую реакцию они и вызывают у себе подобных. 

Боже, спаси Россию, убереги зрителей от таких фокусников…

9 комментариев:

  1. Спасибо, Владимир Серафимович, за прекрасную статью и за упоминание моей персоны. Очень тронут.
    В самой статье готов подписаться под каждым словом. И действительно, насколько часто можно встретить на ютубе ролики ребят, которые сами фокусы показывают с такими ошибками, и при этом считают, что могут легко им научить. Из последнего, что видел недавно, это видеоролик на полторы минуты, с одним очень хорошо всем известным фокусом (карта-хамелеон), где молодой парень 23(!) раза произнёс слово "Смори". И таких примеров просто пруд-пруди.
    В качестве такой мечты-шутки. В программе Word, есть замечательная вещь, как спеллчекер, которая довольно неплохо справляется с исправлением ошибок. Вот бы на ютубе был такой функционал, который не позволял бы загружать видео с подобными ашипками ))).
    С уважением, Александр Винокуров.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за интересную статью, полностью разделяю вашу боль за великий и могучий! Ясно излагаешь ,значит ясно мыслишь,но к сожалению мы живем в эпоху Эллочек людоедок.
    Сталкивался я с такими учителями. Очень энергичные ребята, не имея ни опыта ни знаний обучают и делают это с такой самовлюбленностью и апломбом, что представляют собой жалкое зрелище.
    Впрочем сами они этого не замечают.Нахватались верхушек и быстрей в коммерцию.
    Мы уже не общаемся , мы передаем информацию. Всеобщая левополушарность оцифровывает молодежь.
    Эх! Сколько языков знаешь, стольких людей стоишь. А тут бы с одним языком разобраться. И получается ,как в том анекдоте про генерала.
    -Сколькими языками владеете ?
    -Трумя ! Русским , командным и матерным !

    В общем добавить нечего, когда за окном идет снег и рота красноармейцев.

    ОтветитьУдалить
  3. Скажем так. Не совсем согласен с материалом изложенным в статье. Упор в ней делаеться на атрофированную способность излагать свои мысли и ведение разговора вобщем, преимущественно детьми и подростками. К своему несчатью, не могу похвастаться незаурядными способностями к Русскому языку, но мысли свои излагать я умею. Что касаеться, менее удачных попыток моих сверстников, скажу так: а что вы хотите? Время сейчас такое. Лучше посидеть в вк и поржать, чем прочитать книгу. По ТВ сплошная порнография. Откуда взяться высокой, литературной речи и стремлениям? И самый главный вопрос: Для кого была написанна статья? Для нас ,для глупых детей? И что же она должна была заставить нас сделать? Раз уж решили выдвинуть к нам такую притензию, то нужно не только указать на ошибки, но и предложить способы устранения проблемы.
    С уважением, Масленников Максим.

    ОтветитьУдалить
  4. Уважаемый Максим Анонимный-Масленников!
    Я не выдвигаю никаких претензий к молодежи, я лишь размышляю по поводу демонстрации убожества в очень мною любимом иллюзионизме, и, честное слово, очень страдаю, когда вижу безграмотное во всех отношениях выставление себя, в прямом смысле, на посмешище. И это очень хорошо, что Вы ищете способы устранения этой проблемы.
    На мой взгляд, самыми действенными путями самосовершенствования являются следующие.
    Если Вы хотите сделать видеоклип.
    1. Напишите сценарий с полным текстом своей речи.
    2. Покажите его человеку, который хорошо владеет русским языком и имеет развитое воображение.
    3. Прислушайтесь к его замечаниям и устраните все ошибки.
    4. Поработайте с оператором, он должен все хорошо понять, запомнить все планы съемок.
    5. Прорепетируйте весь трюк с «массовкой».
    6. Сделайте первый дубль, просмотрите, отметьте все ошибки.
    7. Сделайте разборку всех ошибок.
    8. Переснимите дубль.
    9. Повторите весь процесс, пока не будете удовлетворены результатом.
    10. Покажите снятый и смонтированный клип тому человеку, с кем советовались по поводу сценария.
    11. Обсудите с ним все ошибки. Запишите их и обсудите их с оператором.
    12. Снова снимите и смонтируйте клип.
    13. Повторите это столько раз, на сколько Вас хватит.

    Собственно, такой же алгоритм работы можно предложить при подготовке любого фокуса, в котором Вам необходимо говорить. Ваша правильная речь, ее грамотность, тембр, ритм – все ее нюансы играют ничуть не меньшую роль, чем красивое движение Ваших рук, пальцев, глаз, Ваша улыбка. И постоянные репетиции с новыми зрителями. Самое хорошее, если при этом Вами будет руководить грамотный режиссер.
    Желаю Успеха!
    Владимир Свечников.

    ОтветитьУдалить
  5. Лично я не считаю себя шибко грамотным. Помню время, когда меня собирались выгнать из группы "Что? Где? Когда?" за низкий уровень постов. Я считаю, что гораздо более важно - считает ли человек, что надо писать грамотно или нет? Я так считаю и потому постоянно всем предлагаю писать, если они найдут в моих текстах ошибки и потом благодарю их и, в случае необходимости, исправляю.

    ОтветитьУдалить
  6. Весьма интересная статья. Полностью с Вами согласен!

    ОтветитьУдалить
  7. Разговор скорее о люмпенизации общества (и Украины в том числе). Уважаемый (лучше почитаемый), Владимир Серафимович обращает внимание думаю именно на этот комплексный и многогранный процесс. По-моему в "Искусстве презентации" мэтр обратил наше внимание на одежду братьев Сафроновых (БС), в которой они участвуют в телепроектах. Растянутые треники красного цвета, трусы торчащие из брюк - их новый стиль подачи фокусов.Такой стиль одежды - сигнал БС молодежи, мол мы свои, такие же как и вы (только без пива и семечек). Снижая общий культурный уровень подачи фокусов БС тем не менее расширили социальный слой любителей этого жанра. Я уже писал, что такие, растиражированные масс-медиа реверансы БС в сторону молодежи увеличили количество заказов у меня ВТРОЕ. И вот какая штука - интеллигентная подача номеров в наших программах при классическом костюме фокусника нормально воспринимается молодой частью зрителей (при том, что в этих программах отсутствуют флориши) и более того, на таких программах молодежь удерживается от мата, для них становится это как-бы неуместно в такой обстановке. Так может лояльно отнесемся к временному падению культурного уровня подачи фокусов и направим свои усилия на повышение такого уровня своей работой? Тем более, что это приносит хорошие доходы. И еще, в защиту женщин. Хотел бы дать комментарий по поводу вот этой цитаты: "Длинные волосы, странные татуировки, вышитые кресты на рубахах, перстни на пальцах, игральные карты в руках – совершенно необычный маг! Хочу уметь все также, и чтобы девчонки сами ко мне липли!" Общество США столкнулось с обговариваемой нами проблемой 20 лет назад. Свое отношение к данной теме было высказано в классическом фильме "Взрыв из прошлого" http://my-hit.ru/film/1713/online В фильме хорошо показано к какому типу парней тяготеют девушки.

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте, Владимир Серафимович!
    Давненько не заглядывал на Ваш блог — быт заел... Но сегодня таки удосужился.
    Заглянул и обомлел, прочитав: «Самый блестящий знаток русского – Андрей Федоров. Сколько правки он мне сделал! Во век не расплатиться мне с ним…»
    Я прямо зарделся. Спасибо, Владимир Серафимович, за столь высокую оценку. Деваться некуда, после таких лестных эпитетов мне, как «блестящему языковеду», негоже отмалчиваться. :)
    По сути Вашей статьи думаю следующее.
    1. Следует разделять понятия языкознания и умения говорить. Знание русского языка относится преимущественно к грамотности, а с умением красиво и точно излагать мысли соотносится скорее ораторское искусство. Увы, далеко не всегда грамотеи могут быть хорошими рассказчиками и наоборот. Считаю, что одним из самых больших недостатков советской, а теперь и российской педагогики является отсутствие в школе такого предмета как «Ораторское искусство». Частично это компенсировалось уроками литературы и письменными изложениями на уроках русского языка. Но этого явно недостаточно. Мой сын два года учился в американской школе. Программа у них значительно слабее нашей, но дети на уроках гораздо больше общаются, а потому и коммуникативные навыки у среднестатистического американца развиты лучше чем у большинства россиян.
    2. Русский язык чрезвычайно сложен. 99,9% наших соотечественников, от дворников до профессоров и академиков, допускают на письме ошибки. Да что там далеко ходить за примером, уже в одной только коротенькой фразе обо мне, процитированной выше, есть две ошибки:
    а) сколько правки он сделал. Правильно — «сколько правок»;
    б) наречия «вовек» и «ввек» пишутся слитно.
    Уж простите, Владимир Серафимович, за нарушение субординации, но, во-первых, присвоенный Вами титул «блестящего знатока русского» обязывает, а, во-вторых, как мне еще продемонстрировать, что Вы отправляете далеко не «все свои статьи и заметки как бы на рецензию»... :)
    Если серьезно, то это я к тому, что пусть никого не вводят в уныние пробелы в знании грамматики. Это болезнь поголовная и обусловлена она в большей мере не субъективными причинами, т.е. личными способностями, а объективными — невероятной сложностью грамматики русского языка.
    Другое дело — устная речь. Тут можно сколько угодно говорить о необходимости повышать свой лексический запас, прорабатывать дикцию, приобретать навыки ясно излагать мысли, взращивать так называемое чувство языка и т.д. и т.п. На мой взгляд, мы вторгаемся в чужой огород. Это не дело иллюзионного сообщества пытаться поднять грамотность и ораторское мастерство молодых фокусников. Это дело семьи, школы, вуза и самих фокусников. Нравоучения — штука правильная, но, увы, не слишком эффективная.
    Другое дело, если мы отойдем от общих фраз и сосредоточимся на конкретике. А именно, на тех текстах, которыми «говорящие фокусники» сопровождают свои выступления. Вот это действительно наше дело или, как говорят итальянцы, «коза ностра». ;)

    ОтветитьУдалить
  9. 3. Дабы не превращать свой комментарий в пустую говорильню, предлагаю всем молодым фокусникам, испытывающим трудности с текстовым оформлением номеров, обращаться ко мне за соответствующей помощью (мой е-мейл отображен на главной странице сайта magicpedia.ru). Как член президиума РАИ и как «ходячий словарь синонимов» :) обязуюсь оказать посильное содействие.
    Сразу оговорюсь, что ваши просьбы не должны выглядеть наподобие: «Подскажите, как бы мне обыграть извлечение четырех тузов... и т.д.»
    Вы должны сами подготовить свой вариант и уже его представить для оценки, возможной правки и рекомендаций.
    Учтите, при всем желании я не смогу выполнить за вас всю вашу работу, своих дел невпроворот. Поэтому я буду лишь подсказывать и при необходимости направлять. Другими словами, буду сообщать вам, что хорошо, что не очень, а что ни в какие ворота не лезет.
    Мы уже проводили похожую работу с Александром Винокуровым, который также упомянут в статье Владимира Серафимовича. Недавно он попросил меня оценить стихотворное оформление номера. В ответ я высказал свои соображения о сильных и слабых моментах его стихов. Александр — очень адекватная, толковая и работоспособная личность. Уже через пару часов он прислал исправленный вариант. Мы оба сошлись во мнении, что текст заметно улучшился. Вот это я называю образцовым сотрудничеством по улучшению текстового сопровождения иллюзионных выступлений. Просьба действовать именно по такому алгоритму.

    ОтветитьУдалить