Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 4 декабря 2012 г.

Еще раз про нас, про фокусников



Если вы хоть немного способны к анализу своего творчества, то, наверное, сможете свой путь становления как фокусника сопоставить со всей своей жизнью. Такое сопоставление поможет каждому выявить свой потенциал, выработать некий девиз, чтобы с новой энергией двигаться одновременно по разным дорогам иллюзионизма. Или выбрать свой, сокровенный путь. Даже самое небольшое откровение и понимание самого себя принесет вам колоссальное удовлетворение и поможет двигаться вперед.
В фокусах вы сможете встретить множество так называемых профессионалов, (их на западе именуют «экспертами»), которые совершенно искренне убеждены в том, что они знают все, что вообще следует изучить в фокусах. Они уже никогда не смогут вырасти как фокусники и усовершенствовать что-то хотя бы в своей программе. Думаю, что вы сами сможете мне назвать несколько таких профессионалов, которые десятки лет показывают одно и то же. Возможно, это их беда, они уже не могут перестроиться. Как только кто-то возомнит, что он достиг совершенства, считайте, что как артист он уже умер. Как только артист перестает совершенствоваться, он начинает стагнировать, он попадает в болото застоя. Каждый ученик, а в фокусах просто необходимо оставаться студентом всю свою творческую жизнь, должен так настроить свой внутренний мир, свой дух, свое мироощущение, чтобы выработать ежеминутную личную потребность в поисках чего-то нового. Дай Вернон, известный во всем мире как Профессор фокусов, не стыдился учиться всю свою жизнь до самой смерти. Он не стеснялся признавать, что не знает чего-то, и не стыдился задавать любые вопросы. Кстати, когда я узнал из книг этот факт жизни маэстро, я испытал некоторую внутреннюю гордость, поскольку всю свою жизнь ученого и исследователя (надеюсь, что могу так себя именовать после защиты двух диссертаций…) я не стеснялся задавать любые вопросы, если что-то мне было неясно. Эти вопросы подчас вызывали негодование и возмущение моих коллег, которые употребляли, например, в своих докладах какие-то заумные термины, но не могли толком объяснить, что они означали. Вывод: не мудрствуйте лукаво, а говорите лишь о том, что действительно знаете и можете объяснить простыми и доходчивыми словами.
Итак, перед начинающим в магии (или в фокусах, если вас такой термин устраивает больше), стоит задача выработки внутреннего настроя на обучение. Апологеты пути Дао утверждают, что когда вы достигнете этого пути просветления духа, или хотя бы встанете на эту дорогу, для вас даже фантик от конфетки или ветка дерева смогут открыть неведомые океаны информации. Вполне допускаю, что на вас может снизойти такое откровение. Мир вокруг нас гораздо сложнее, чем мы о нем думаем. Так вот немного о внутреннем настрое. Если вы сможете его выработать, то это, скорее всего, будет ваша внутренняя потребность в поисках нового, потребность в постоянной учебе. Любое событие в вашей жизни следует расценивать как урок, который жизнь милостиво вам преподносит.
Но сам процесс обучения, его методика – это широчайшее поле с множеством тропинок, дорог, которые очень часто предлагают совершенно разные методы обучения. Тот же Дай Вернон говорил, что учеба напоминает скорее перескакивание на новый, более высокий уровень, чем медленное движение вверх по склону. По отношению к фокусам он утверждал, что пока у вас есть способность воспринимать и накапливать новую информацию, пока вы не утратили свежий взгляд, вы имеете возможность получить взрывное изменение вашего информационного уровня. Другими словами, накапливая новую информацию, вы в какой-то момент обязательно получите от вашего подсознания новое осмысление уже известного вам знания. Вот это явление и можно, наверное, для фокусника назвать просветлением, откровением. И получает его только тот, кто постоянно будет учиться, будет экспериментировать, будет постоянно будоражить свое мышление.
На некоторых уровнях понимания вы сможете задержаться на месяцы, на других сможете пребывать годами. Но если вы приостановите свое постоянное обучение, вы рискуете завязнуть в болоте низшего уровня понимания на всю свою жизнь. Божественное Откровение, прежде чем прийти к вам, потребует развить в себе способность задавать правильные, умные, глубокие вопросы. Здесь как нельзя правильным будет изречение: каков вопрос, таков ответ. Нужно развивать в себе открытость по отношению к непознанному. Только развив в себе способность восприятия нового, вы сможете получить такое откровение. Воистину, будьте как дети!
На этом пути есть несколько подводных камней. Например, после долгих исканий, вы уверены, что нашли своего кумира, некоего профессионала или книгу. Вы хотите подражать ему или следовать всем советам этой книги. Имейте в виду: ни один человек, ни одна книга не могут быть абсолютно правильными или дать ответы на все вопросы. Ищите, да обрящете. Сравнивайте стили, читайте как можно больше. Прикладывайте все это новое, найденное вами, к самому себе, но при этом развивайте в себе критическое восприятие всего, что встречается на вашем пути и может помочь вашему развитию. Ищите свои критерии сравнения.
Вряд ли я смогу четко пояснить вам, что правильно, а что ложно. На это у каждого давно уже выработан свой собственный взгляд. Я могу лишь рассказать вам о своем алгоритме достижения поставленной цели. Впрочем, вы ни в коем случае не должны безоговорочно следовать советам тех, которых вы склонны считать «экспертами». Но вы должны быть уже мудрыми настолько, чтобы прислушаться к советам и обдумать их. Не нарушайте предлагаемых вам правил до тех пор, пока вы не сможете обосновать свое решение их нарушить. Ваша логика на этом пути будет лишь приветствоваться. Ваше невежество будет презираемо.
Пользуйтесь своими мозгами, разрабатывайте свои собственные эстетические варианты демонстрации каждого трюка. Создавайте свой собственный образ. Запомните, что на свете нет ни одной системы или формулы, освоив которые, вы станете непревзойденным магом. Даже если вам покажется, что вы нашли такую систему, поймите, что любая система будет всего лишь как-то ограничивать ваши возможности. Вы заберетесь с головой в эту систему, и лишь когда прочно сможете слиться с ней, поймете, что это слияние остановило ваш творческий рост. Немного печальный результат, не правда ли?
И, конечно же, я не призываю вас учиться и совершенствоваться настолько, чтобы знать каждый трюк, принцип, или манипуляционный прием. Но, согласитесь, в знании широкого спектра методов, используемых в фокусах, что-то есть рациональное! Ведь знание этих магических концепций позволит вам применить их в нужный момент на практике.
Брюс Ли, непревзойденный мастер боевых искусств (надеюсь его еще помнят?!) всегда подчеркивал некую парадоксальность обучения техникам боя: «Соберите воедино все, что может быть вам полезным. Но это не должно стать постоянным накоплением. Ваше обучение приведет вас в результате к уменьшению ваших знаний. Вы должны научиться  отбрасывать все то, что вам не подходит». По сути Брюс Ли призывал к концентрации всего полезного и нужного. Выделите то, что соответствует вашим целям, и отбросьте все остальное. Вам совершенно не следует тратить много времени, чтобы овладеть каким-нибудь классическим манипуляционным приемом, если вы репетируете трюк, в котором можно обойтись без этого приема. В нашем искусстве фокусов очень часто учителя, подробно разбирая все приемы, создавая теории, относятся к магии чересчур серьезно. Для многих это представляется большой проблемой. Но проблема-то на самом деле совершенно иная: в фокусах слишком много исполнителей, которые никогда не относились к нашему искусству уважительно. А фокусы способны мстить за такое пренебрежительное отношение к себе. К ним следует относиться серьезно и уважительно, необходимо считать их, если и игрой, то игрой серьезной.
Многие учителя магии на западе не устают повторять важную истину: «Не воображайте, что если вы стали фокусником, то вам не нужно уже знать ничего другого». Мне представляется, что это самое важное требование к любой профессии, а не только к профессии фокусника. Человек не должен останавливать свою учебу, закончив школу. Тот же самый Робер Уден был выдающимся инженером, химиком и физиком. На меня ошеломительное впечатление произвело признание одного нашего юного коллеги, что он изучает древние Руны. Браво! Вообще следует читать как можно больше. Раньше выходили изумительные книжечки библиотечки «Квант». Они давали прекрасные возможности для самообразования. Но ведь сейчас в эпоху сети Интернет возможности обучения возросли многократно! Читайте книги по искусству, истории, физике и философии. Все это обязательно окажет свое влияние на ту магию, что вы показываете, ваши знания добавят широты, глубины в ваше представление. Оно обязательно приобретет новый вид и характер.
К сожалению, очень много молодых людей перестает учиться после окончания школы, колледжа или даже университета. Их можно только пожалеть, поскольку они сами закрывают для себя полную, интересную и богатую жизнь.
У вас есть огромные возможности. Попробуйте сформулировать для себя задачи на ближайшее время, наметьте проблемы, которые следует решить, ищите те области своего творчества, в которых вам необходимо совершенствоваться. Только вы и никто другой отвечаете за свой путь. Только вы можете решить, как далеко и с какой скоростью вы готовы идти по этому пути. Не относитесь к фокусам как к искусству лишь выдавать желаемое за действительное, как к искусству обмана. На самом деле фокусы нужны не столько зрителям, сколько вам. Фокусы, прежде всего, позволяют вам развивать и совершенствовать вашу собственную способность к творчеству. Сейчас у молодежи на слуху слово «креативность». Развивайте в себе эту способность.
Но я снова и снова буду повторять: учитесь мыслить и выражать словами свои мысли. Без этого вы ничего не сможете достигнуть. Даже если вы получите признание, оно частенько может оказаться ложным… Хотя в принципе, все зависит от того, признание кого вы хотите заслужить.
Первое, о чем почти каждый фокусник спрашивает знакомого продавца, заглянув  в магазин фокусов: «Ну, что новенького появилось?» Этот вопрос чаще всего звучит в этих магазинах с тех самых пор, как появились магазины, торгующие иллюзионной аппаратурой, с тех пор, как фокусы начали продавать. Однако опытный маг, зайдя в такой магазин, возможно, совершенно осознанно спросит: «Что у вас там завалялось из старенького, что я еще не знаю?» И именно он сможет, скорее всего, обнаружить под завалами супер-хитов новейшей магии, и сверхновых фокусных изобретений, редкую жемчужину небывалой красоты с тысячелетней историей… Культура магии каждую эпоху порождала классические изобретения. Это те самые элитные семена, что не перестают давать новые всходы благодаря воображению и гению талантливых интерпретаторов. Тысячи «новых изобретений» вырастают из семян, выведенных иногда даже неизвестными экспериментаторами много веков назад. Они, эти изобретения, потому и считаются классическими, что не перестают служить базой для новых трюков. Это как изобретенная нотная грамота: семь нот и бесчисленное множество шедевров на их основе.
Я уверен, что настоящий фокусник, преданный своему искусству, относится к нему совершенно иначе, чем случайный покупатель в том же магазине фокусов, который где-то прочитал, увидел на youtube, купил или получил в подарок какой-то небольшой фокус. Эти случайные попутчики в большинстве своем к фокусам равнодушны. Иногда они кичатся своим знанием нескольких секретов, и очень часто хотят продемонстрировать окружающим свою причастность к миру магии, громко заявляя, что они тоже знают этот секрет. Именно они создают устойчивое мнение в среде обывателей, что фокусы – это очень просто, что это примитивное искусство. Если встать на их точку зрения, то играть на скрипке или виолончели тоже очень просто. Никаких секретов: одним пальцем надо зажать одну или несколько струн на грифе, а другой рукой смычком водить по струнам. Однако если они попробуют сами следовать этим советам, все услышат кошмарные звуки, но не божественную музыку… Впрочем, если правильно поставить пальцы ученика, то, возможно, он достаточно быстро сумеет сыграть гамму. Никто не спорит, есть трюки, которые работают сами, так сказать, автоматически, есть фокусы, которые почти не требуют ловкости рук. При этом нельзя забывать, что даже самый простой фокус может стать шедевром, если над ним подумать и правильно его показать. Но, друзья мои, разве можно серьезно относиться к фокусам, когда почти все фокусники убеждены, что любой трюк можно купить или продать? У меня до сих пор звучат в голове полные зависти слова одного из профессионалов магического искусства, которые он в сердцах обронил в недавней телепередаче: «… вложите в меня столько денег, как вложили в Копперфильда, и я буду летать покруче него!» И ведь, к сожалению, множество фокусников думают точно также. И мы часто слышим или читаем на форумах: сколько стоит такой-то трюк? А где можно его купить? И вот происходит чудо: любитель, ничего не знающий о фокусах, купил какой-то реквизит с кратким описанием секрета, и сразу же стал именовать себя фокусником! Но чудо это очень непродолжительное. Для большинства любителей все их соприкосновение с магией заканчивается, когда они выходят за дверь фокусного магазина, оплатив свою покупку. Покупка эта очень быстро надоедает и даже начинает вызывать стойкое отвращение, когда такой новичок убеждается, что в его руках фокус не представляет для зрителей никакого интереса. Но, к счастью, среди них попадаются такие упорные личности, для которых с этого первого фокуса начинается длинная дорога, с которой они никогда не свернут.
Огромная коллекция фокусов, разложенная по полкам и чемоданам, или множество скачанных из сети Интернет электронных книг и видео-семинаров никогда еще не делали их обладателя фокусником только за счет их количества. Задайте сами себе вопрос, чем вы в принципе отличаетесь от новичка, заплатившего 500 рублей за свой первый фокус? Неужели ваш статус в мире магии может быть определен в зависимости от количества приобретенных секретов? Или только от времени и денег, которые вы вложили в свой номер? Или количеством тренингов, на которые вас завлекли хитрые, алчные и немного более опытные, чем вы ребята? Или все-таки важнее ваше понимание сущности магических экспериментов, ваше «врастание» в самую суть магии?
Настоящую магию невозможно купить, ни за какие деньги. Она незримо присутствует в голове и в сердце целеустремленного артиста. Никогда вы не найдете ее в самом сложном реквизите или в самых натренированных руках. Настоящая магия сосредоточена в мельчайших деталях вашей демонстрации, она рождается в долгих часах раздумий над трюком. В творческих бесконечных репетициях, когда оттачивается каждое слово, каждый поворот головы и улыбка, каждое движение. Настоящая магия – это тот дух, который вы вкладываете в свои фокусы, это – душа вашего представления. А дух, наверное, невозможно ни купить, ни украсть, ни скопировать. Его можно только вложить в самое любимое дело.
Если на фокусы посмотреть с этой стороны, то становится немного понятнее пренебрежительное отношение публики к нашему увлечению. Ну, сами подумайте, как можно заставить зрителей уважать искусство фокусов, если сами фокусники его не уважают? Ведь отношение зрителей вырастает из отношения фокусников к тому, что они делают.
В Евангелиях описано, как Христос изгнал торговцев из храма. Спрашивается: можно ли в этом эпизоде отыскать какую-то аналогию с миром фокусов? Может ли это произойти в сегодняшнем капиталистическом мире, где торгуют всем, всюду и вообще мерилом всего стала звонкая монета? И огромной популярностью пользуется вопрос: если ты такой умный, то почему ты такой бедный? Вообще думать об этом, и писать об этом, чрезвычайно трудно. Каждый из нас не без греха, каждый покупал и продавал фокусы. Как жить еще в этом мире денег? Особенно, если их мало, или вообще нет…
Возможно, идеальный пример такого фокусника из будущего, это Владислав Калмыков. Он – прирожденный изобретатель. Он придумывает и показывает великолепные фокусы, получает награды на самых престижных соревнованиях. При этом он не продает свои изобретения. И он нигде их не разоблачает. К сожалению, может получиться так, что они, эти его трюки, так и останутся легендами о великом фокуснике…
По сути дела, магазины фокусов торгуют тайнами. Пока тайна остается тайной, ее можно продать. Пока для зрителей фокус остается таинственным или непонятным, его можно с успехом продавать, показывая  на своих представлениях. Именно это, интуитивно принятое, но до конца не осознанное, многими фокусниками обстоятельство, и порождает столько «разборок» относительно разоблачения секретов магии. Все возмущающиеся фокусники никак не могут (или не хотят) понять, что публичное разоблачение секретов фокусов, это просто иная форма торговли все теми же тайнами. Раздавая кому-то эти секреты бесплатно, раздающие хитро изыскивают возможности получения с этого процесса еще больших дивидендов, чем жалкие торговцы фокусами поштучно…
Наше и зарубежное телевидение сумело заглянуть через свои камеры в самые секретные места классических иллюзионов, за секретные зеркала, увидеть «невидимые» нити, проволочки, лески, рычаги и пружины. А, увидев все это, пытается убедить доверчивых зрителей, что именно во всех этих секретных приспособлениях кроется сущность и душа магии. И ни в одной такой телевизионной передаче даже не приближались к самой главной проблеме: как и кем все это было придумано. Как были найдены, исследованы и доведены до совершенства все эти приспособления, как были разработаны все эти незаурядные инженерные конструкции, как были созданы классические и новые варианты их демонстрации. Да, конечно, публичные разоблачения секретов всегда будут вызывать раздражение «честных» фокусников, но к этому надо относиться как к неизбежному злу, как к процессу, сопровождающему развитие магии в виде коммерческого предприятия. В конце концов, каждый, кто заводит курятник в деревне, рискует обнаружить как-нибудь утром, что в нем похозяйничала лиса… Любое дело в этом мире сопровождается появлением некоторого количества мусорных отходов.
Вообще-то следует заметить, что от разоблачения секретов гораздо больше страдают творцы новых вариантов демонстраций трюков, чем тот, кто просто купил фокус и годами показывает его, как прочитал в описании. Для этих горе-фокусников магия, это просто способ зарабатывать деньги, ремесло. Вот для них эти секреты – самое главное, это то, за что они заплатили свои кровные. Они так и останутся на поверхности этого бесконечно глубокого океана, именуемого магией. Они так и будут годами бултыхаться на поверхности этой чистейшей воды, овладев лишь одним видом плаванья – «по-собачьи». Этот их фирменный стиль, возможно, удержит какое-то время на плаву, не даст утонуть… Но в душе они всегда будут завидовать стремительным пловцам и изящным ныряльщикам, для которых этот океан стал родным домом. Эти завистники никогда не поймут, что почетное звание артиста невозможно купить, его можно только заслужить.
По большому счету, фокусы, может быть, и нельзя называть искусством, но искусство обязательно должно присутствовать в фокусах. И самая главная задача «старичков» научить молодых этому пониманию. И, прежде всего, попытаться внушить им важность и ответственность звания артиста, уж если они захотят к этому званию стремиться.


13 комментариев:

  1. А напишите пожалуйста статью или расскажите где-нибудь с чего вообще начинать новичкам?Ведь фокусов и жанров множество,как и самих стилей исполнения. Может есть какие-то азы которые должны знать все начинающие?

    ОтветитьУдалить
  2. Представьтесь, пожалуйста, а то как-то с анонимом негоже беседовать...

    ОтветитьУдалить
  3. Виктор Ермолаев

    ОтветитьУдалить
  4. Виктор, пройдите вот по этой ссылке:
    http://stepanov.lk.net/magic/magic.html
    и начинайте знакомиться с книгами. Или зайдите на сайт Михаила Изотова "Магия Изобретений"
    Желаю успехов.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо вам огромное

    ОтветитьУдалить
  6. Владимир Серафимович, спасибо большое за эту статью. Чувствуется, что это как крик души!
    Очень все глубоко и именно душевно написано, с огромной любовью к нашему искусству. Метафоры блестящи и точны (особенно про игру на скрипке).
    Очень надеюсь, что статья дойдёт до сердца тех, кто её будет читать.

    ОтветитьУдалить
  7. Уважаемый Денис, благодарю Вас за теплый отзыв. Я постоянно стараюсь отслеживать Ваши публикации в сети Интернет и хотел бы с Вами побеседовать, например, в скайпе. Вы, думаю, сможете легко меня там найти. Или напишите мне на эл. почту svech@nm.ru
    Буду ждать.

    ОтветитьУдалить
  8. Статья несомненно теологическая. В нашей традиционной религии Иисус четко и однозначно обрисовал данную проблему: « Иисус призвав дитя, поставил его посреди них И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в царстве Небесном; » (Мф.18:1- 6). Т.е. нас неразумных Он наставляет быть как дети - быть любопытными, ищущими, интересующими, не стесняющимися задавать вопросы и жаждущими искать ответы - это путь христианской души. Часть нашей души - наша работа. И к ней нам завещано относится так же. С даосизмом глубоко не знаком. Но думаю что все религии одинаково ведут к одной Истине. Хотел обратить внимание читателей блога на теорию Владимира Серафимовича "пинесения жертвы" в программе иллюзиониста. Оформленное словесно это явление меня лично повергло в шок, т.к. мы добавили в программу один разоблачительный трюк только после 8 лет профессиональных выступлений (12 лет общих занятий фокусами) и это пришло как-то само, органично, но благодаря теории "принесения жертвы" стало осознанно понятно.

    ОтветитьУдалить
  9. Уважаемый Лев, напишите мне на эл. почту svech@nm.ru и я пришлю вам полный текст статьи о телевизионных конфликтах магов или книгу Культура презентации - там все значительно глубже.

    ОтветитьУдалить
  10. О! Это приятно читать.
    Это статья не только про фокусы, а пример как продолжать заниматься своим любимым делом и быть полноценным человеком :D также можно говорить и о каратэ. Когда вы про Брюса Ли вспомнили, я удивилась(он мне нравится :D ). У меня было время когда я только на фокусах совсем зацыклилась. Потом поняла: так не интересно. А театр теней, черный кабинет и световое шоу, танец(степ, джаз, модерн, Майкл Джексон) пантомима, фаэршоу, кукольный театр, просто театр. Меня вот год назад просили придумать как сыграть воровские трюки в спектакле, так чтобы они клёво смотрелись из зала, но были простые. Девушка которая играла вора, тоже Маша спрашивала:
    - Можешь чтобы деньги по воздуху сами ко мне в руки летели из чужих карманов.
    - Да могу..
    - А чтобы вот так ХОП!! и целый куча денег в руке появилать за секунду.
    - Могу.
    - И что у меня получится?
    - Получится.
    Это на самом деле просто сделать, я её сразу научила. В этоге я даже там маленькую роль сыграла. А вот вчера я закончила разрисовывать большой веер купленный в отделе фен-шуй, я там дракона нарисовала. Этот веер на ультофиолет будет светиться. И вот глядя на веер придумала, как можно Zombi Ball переделать, так чтобы было не похоже на Zombi ball, а скорее будет похоже на кукольный театр.
    Фокусы это интересно, но зацикливаться только на них жутко скучно. Я хочу всё, что на сцене может быть интересно. Я хочу в светодионое шоу с добавить фокусы и кстати там они гораздо эфектнее будут смотреться чем в иллюзионном представлении.

    (Мария)

    ОтветитьУдалить
  11. Лингвистический анализ прекрасной статьи выделил следующих значимых лиц жанра:
    - Дай Вернон,
    - Брюс Ли,
    - Робер Уден,
    - Иисус Христос,
    - Владислав Калмыков.
    Забавная и авторитетная компания!

    ОтветитьУдалить
  12. Владислав Колмыков23 декабря 2012 г. в 03:31

    Здравствуйте ,интересная книга и поднимает наболевшие проблеммы современного жанра фокусов,это продажность всего и вся . Жалко что молодëжь не понимает этого. Огромное количество свободного материала многих расслабляет и они перестают напрягаться , придумывать что-то новое, зачем когда можно завтра пойти и купить ещë что нибудь. И я желаю начинающим фокусникам или тем кто только думает вступать на этот сложный, но интересный путь, поменьше смотреть видео семинары,где тебе всë расжуют, а побольше читать книги по фокусам, тем самым, как бы, дофантозировав фокус, побсознательно уже подгоняя под себя, невольно его переделав, этим самым ты развиваешь свой мозг,себя,фокус.

    ОтветитьУдалить