Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 18 декабря 2012 г.

Для чего мы показываем фокусы?



– Позвольте, – перебил я, – а как же мне Лом говорил,
что вы в картах умеете разбираться?
– О, это сколько угодно, – отвечает он.
– Карты – это моя специальность, карты – это мой хлеб,
только не морские, а, простите, игральные карты.
 Я, если хотите знать, я карточный шулер по профессии.
….этот Фукс действительно так в картах разбирался,
что в темноте другой раз и то масти не путал.

А.Некрасов. Приключения капитана Врунгеля.

   Недавно один молодой человек показал мне по скайпу несколько крутейших карточных фокусов. Ловкость рук необычайная. Я его с восторгом похвалил, но потом задал вопрос: какие чувства он хочет вызвать у своих зрителей, когда подходит к их столику? Юноша задумался.
   Я хочу тот же самый вопрос адресовать всем молодым фокусникам, у которых колода карт в руках пребывает 18 часов в сутки. Тем самым юношам, которые побеждают на состязаниях по кардистри, тем, которые не заняли еще таких почетных призовых мест, но хотят делать все эти слейтинги (Слава Степанову!!), всем тем молодым фокусникам, которые уже приобрели карты Байсикл (или копят деньги на их приобретение). Что вы собираетесь показывать своим зрителям, и какие чувства вы хотите пробудить у них своим выступлением? Кем вы хотите перед ними предстать?
   Вообще-то, на мой взгляд, это самый главный вопрос, который должен задать сам себе любой артист, когда он еще только начинает придумывать сценарий будущего номера. Давайте подумаем вместе, какие ответы могут возникнуть у фокусников. Сейчас я начинаю предполагать, или давать свои ответы, но буду рад услышать и ответы читателей этой заметки.
   Ну, наверное, если он, этот артист, собирается выступать за деньги, то главное, что он должен пробудить в зрителях, это желание побольше заплатить за зрелище (если оплата еще не была произведена), или восторг и удовлетворение от мысли, что деньги ранее были заплачены не зря. Это, разумеется, сверхзадача любого профессионала.
   Но какие чувства может вызвать у зрителя человек, жонглирующий картами? Ведь карты изначально используются лишь для двух целей: для игры и для гадания. По крайней мере, я других целей у карт не знаю. (Хотя в контакте появилась группа http://vk.com/topic-31589884_26265943 Название: 100 и один способ использования игральных карт не по назначению). И вот только фокусники придумали для карт еще две задачи: их используют как предметы для жонглирования, и с ними показывают фокусы. Поскольку зрители, в большинстве своем, знакомы лишь с первыми двумя задачами, и гораздо больше с игрой, а не с гаданиями, то, увидев, потрясающую ловкость рук, они сначала удивятся, потом испытают восторг, а потом попытаются представить себе, какие потрясающие возможности дает такая ловкость карточному шулеру. И сразу же совместят эту маску шулера с улыбающимся лицом невинного артиста… И все. На этом восторг заканчивается, и интуитивно, где-то в глубине подсознания, у зрителя начинает нарастать тревога за свое благосостояние и опасение возможности встречи с таким ловким картежником. Ведь профессиональные ловкие шулера-то всегда обыграют «лохов». Я повторю: это ощущение на уровне подсознания. Скорее всего, большинство зрителей не дают себе осознанного отчета в этом, они могут продолжать аплодировать и визжать от восторга, но чувство тревоги в их душе сохранится, и будет нарастать. К этой ли эмоции, возникающей у зрителей, стремится артист? Это ли чувство он хочет вызвать своей ловкостью?
   И еще один важный момент. Увидев ловкие флориши, зритель уже не сможет получить тот «градус» удивления от карточного трюка, который в этот трюк изначально заложен автором. То есть, зритель может удивиться, но подсознание сразу же подскажет: все это благодаря ловкости рук фокусника. Ничего тут нет таинственного! Всё! Чуда нет, есть только ловкость рук и никакого «мошенства»! Ну и для чего, спрашивается, тренироваться? Чтобы тебя автоматически зачислили в карточные жонглёры? Заметьте: у зрителей даже термина такого нет, а вот профессия шулера им известна. Впрочем, стать хорошим жонглёром, это тоже почетно, не спорю. Жонглёр вполне может дорасти до мастера, до гроссмейстера, но вот Магом его никогда не назовут. Скорее уж начнут с усмешкой приглашать на пару съездить в казино, или в Сочи, где всего-то и надо, что «знать прикуп»…
   Но вот если фокусник покажет с картами такой фокус, в котором даже невозможно заподозрить какую-то ловкость рук, когда зритель начнет теряться в догадках, вот тогда может возникнуть эффект чуда. Впрочем, об этом очень хорошо писал Тамариз, чье исследование алгоритма чуда я приводил в своей последней книге «Культура презентации». Здесь, разумеется, мне бы надо привести пример такого фокуса, но ведь я обещал не раскрывать секреты трюков на страницах этого блога… Обещаю, что примеры и анализ таких супер-трюков будет в моей книге.

10 комментариев:

  1. Вообще удобно описывать тайные тропы подсознания. Черта с два кто сможет возразить. Ведь оппоненты пишут осмысленно, а не через подсознание, следовательно их тезисы носят умозрительный и бездоказательный характер.
    Пойду тем же путем. Владимир Серафимович! А для чего Вы написали эту статью? Какой реакции Вы хотите добиться от молодых фокусников?
    Молодежь прочтет Вашу статью и, конечно, поймет в общем-то нехитрую идею, что следует демонстрировать Чудо, а не Ловкость рук.
    Но это путь ума. Теперь заглянем Вашим читателям в подсознание. А там, «в глубине подсознания, начинает нарастать тревога»! Как только Ваш читатель примется за отработку всякого нового манипуляционного приема, он неосознанно станет противиться этому порыву. Еще бы, ведь мэтр пренебрежительно назвал ловкость рук жонглированием! Мэтр по всем правилам НЛП дал психологическую установку: «Ну и для чего, спрашивается, тренироваться? Чтобы тебя автоматически зачислили в карточные жонглёры?»
    Дальнейшая цитата также взята у Вас, но зазеркалена: «Я повторю: это ощущение на уровне подсознания. Скорее всего, большинство читателей не дают себе осознанного отчета в этом, они могут восторженно комментировать автора, но чувство тревоги в их душе сохранится, и будет нарастать. К этой ли эмоции, возникающей у читателей, стремится автор? Это ли чувство он хочет вызвать своей статьей?»
    Так что, Владимир Серафимович, Вы бы поаккуратнее обходились с подсознанием посетителей своего блога, а то ведь можно добиться вовсе не того результата, на который рассчитывали... :)

    ОтветитьУдалить
  2. Пишу на досуге "Энциклопедию фокусов". Вот, отрывок.

    Флориш
    Flourish. Термин.
    Красивое движение с картами не содержащее секретного манёвра. Иногда пишут как "флоуриш". Флориши и слейты являются антагонистами участвующими в создании карточных фокусов с ловкостью рук.
    Впервые как термин появилось в книге Робер-Удена "Тайны престидижитатора" 1858 года. По-французски слово писалось fioritures, а переводчик Лашелл Рэксолл употребил "флориши", которые сейчас популярно у нас.
    В книге Робер-Уден описывал гипотетический разговор с вымышленным персонажем Торрини, который попросил юношу показать свои возможности. Далее автор пишет: "... я собрал всю свою смелость и начал с одного из тех эффектов, которым дал имя 'флориши'. Это была блестящая прелюдия, просто рассчитанная на ослепление глаз за счёт демонстрации экстремальной скорости пальцев." Поскольку французский оригинал обозначает "украшательства" или "цветочки", то можно сделать вывод, что Робер-Уден назвал их так с долей юмора. В более серьезной книге 1858 года "Секреты престидижитации и магии" он отвел им главу под названием "Блестящие начала" (Principes brillants) и данное слово не употреблял. Однако читателям слово понравилось и оно прижилось. Хоффман в своей эпохальной книге "Современные фокусы", использовал это слово 6 раз, закрепив его в английском языке. Впоследствии Хугард и Брови узаконили его в своих работах как важный термин в карточных фокусах.
    Первые флориши (без названия) были описаны в книге Анри Декрана 1786 года "Завещание Жерома Шарпа". Это были: щелчок картой, раскрытие карт в линию и переворот карт в линии надавливанием.
    В отечественном переводе книги Хоффманна в 1877 году три раза слово "flourish" было переведено как "забава", с поисками "вариантов" в остальных случаях.
    Теоретическая догма XVIII века гласила, что поскольку флориши дают зрителям намёк на то, что фокусы выполняются с помощью ловкости рук, то это убивает веру в чудо. То есть, флориши портят фокусы. В XXI веке сложно найти зрителей, которые верят в то, что фокусники это волшебники, но сама фабула настолько красива, что её часто используют в дискуссиях, особенно те, кто не умеет ловко работать с картами.

    ОтветитьУдалить
  3. Примерно полгода назад Денис Владимирович Власов написал статью "Крутить или не крутить", в которой как раз и рассуждал о кардистри (слейтинге). Позволю привести себе цитату из статьи: "...Поэтому на лицо проблема коммуникативного плана: молодых фокусников при первой встрече не воспринимают всерьёз. Им всегда нужно быть готовым сразу и быстро доказать, что они как минимум обладают определённой ловкостью рук. А слейтинг как раз и является самой быстрой и наглядной возможностью это сделать". На мой взгляд проблема не в кручении, как таковом, а больше заключается в том, что человек, уходя в кардистри (принципиально не буду употреблять слово "слейтинг" :-)) не может полноценно уделять внимания фокусам. Также я довольно часто сталкиваюсь с ситуацией, когда такой увлечённый карточный жонглёр начинает показывать фокус, в котором, скажем, требуется контроль сверху, и он осуществляет это серией красивых фигурных подснятий и кручений. И здесь - да, у зрителя будет ощущение, что это та самая ловкость рук и никакой магии. Но также я сталкивался с ситуацией, когда такой карточный жонглёр использовал классическую схему с использованием тасовки и подснятий. И вот здесь у зрителя, в прямом смысле, отвисала челюсть, поскольку распознать ловкость рук в самых обыденных вещах довольно сложно.
    Именно поэтому я и считаю, что если хочешь удивлять, то сперва надо научиться самым распространённым карточным техникам, а уж потом, не забывая оттачивать их, увлечься чем-то другим.

    ОтветитьУдалить
  4. Неужели нельзя совмещать? Артист, тонко чувствующий публику, должен суметь различить, каким образом предстать перед ней в лучшем свете. Он должен понимать, в какой ситуации "добавить" волшебного, в какой мистического, а в какой украсить фокус флоришем и нужно ли это делать вообще. Украсить не только с эстетической точки зрения, но и с внутренней, с точки зрения усиления эффекта. В силу собственной неопытности, не могу привести ярких тому примеров, но уверен, что исполнитель, владеющий большим и богатым арсеналом и фокусов и флоришей, сможет найти и "золотую середину". Я использую два красивых слейта в качестве ложного подснятия и фальштасовки. Все остальные собственные эксперименты в этом направлении, я оправдываю развитием мелкой моторики, и, следовательно, моих (увы) недоразвитых полушарий. С уважением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Может и сможет найти эту самую "золотую середину" да лишь бы не на катране.(примечание - КАТРАН -, место сбоpа шулеpов для игpы в каpты.)

      Удалить
    2. Площадка для демонстрации своих талантов - осознанный выбор каждого. Кому - сцена, кому - катран. Каждому - своё.©

      Удалить
  5. Между "какие ловкие у него руки" и "какая притягательная личность" лежит пропасть. Если мы в идеале пытаемся добиться имитации чуда , то "ловкость рук и никакого мошенничества" не может являться комплиментом, потому что объясненное чудо , вроде как уже и не чудо. Конечно,современный зритель не верит в настоящие чудеса, но это не мешает хорошему фокуснику обставить дело так , что бы зритель искал и не находил объяснения. Эти две мысли ,как ни странно прекрасно уживаются в голове зрителя.С одной стороны он не верит в чудо, с другой стороны он верит своему зрению, слуху и своим мыслям и собственным логическим выводам, которые убеждают его , что чудо произошло.Именно удержание в сознании двух взаимоисключающих мыслей: чудо не существует , но я только что был свидетелем чуда и вызывает настоящее удивление. Иначе будут удивляться только ловкости рук и хитро устроенным аппаратам.

    Карточный шулер скрывает свою ловкость рук и обставляет дело так , что жертве кажется , что ей просто не повезло , так карта легла.
    Допустим я делаю небезызвестный у фокусников двойной подъем так идеально, что зритель не отрываясь может смотреть на мои руки и ничего не замечать. Казалось бы это то, к чему нужно стремиться. Но представим , что я делаю двойной подъем довольно небрежно, с точки зрения коллег, которые соревнуются между собой в чистоте и идеальности выполняемых приемов. Однако я выполняю двойной подъем лишь в тот момент, когда зритель не смотрит на мои руки, потому что с помощью других техник его внимание направляется в другое место. Разница между этими подходами существенна. В первом случае я контролирую собственные пальцы, во втором случае мысли зрителя.

    ОтветитьУдалить
  6. У нас все было жестче. В Харькове всегда убивали за карточные долги. По крайней мере начиная еще с 70-х. Убивали громко, демонстративно. Мой знакомый опер в 80-х расследовал дело об обезглавливани должника. Труп находился в соседнем подьезде дома рядом с которым я жил. Убивали и раскачивая и ударяя об угол ресторана, как соседа моего одноклассника. Убивали простых и сыновей депутатов высокого уровня Харьковской области. И все за карточные долги. На прошлой неделе убили и обезглавили семью судьи не так далеко от дома где я сейчас живу и совсем недалеко от места обезглавливания должника 80-х. Организовывая и регистрируя Клуб фокусников Харьковской области у меня и не стоял вопрос - "Брать-давать ли членам клуба в руки карты?". Строго - настрого было заведено - карты в руки не брать. И не брали и не берем. С кем в Харькове может ассоциироваться хлыщ ловко вертящий в руках колоду карт? С какими событиями, которые у всех на слуху ассоциируется его умелость манипулировать картами? По крайней мере в Харькове ответ будет однозначный. Такого флуориста обойдут десятой дорогой. А по теме, как пел А. Макаревич - "но только, что ни говори, а мастерством не скроешь пустоты внутри", как не верти карты - чуда нет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, еще раз, да. Цитата Владимира Серафимовича: "явные, видимые флориши, которые никогда не используют настоящие шулера, зрители упорно идентифицируют как раз с карточными мошенниками."

      Удалить