Общее·количество·просмотров·страницы

понедельник, 29 апреля 2013 г.

Как молоды мы были... Тула, подготовка к Рурскому фестивалю (продолжение 4)


Больше всего мне запомнились танцевальные репетиции Петра Львовича Гродницкого – гениального циркового режиссера, который каждый день несколько раз истово трудился с танцевальным коллективом. Между этими изнурительными репетициями, которые буквально изматывали и сгоняли по семь потов, как с танцоров, так и с самого режиссера (а Петр Львович каждый раз показывал нужную проходку и па самостоятельно, да еще и по несколько раз), он находил время и для наших сольных номеров. Он учил нас выходить на сцену, «держать спинку», кланяться, учил певиц делать, если это нужно, реверанс, мальчиков - «комплимент», он учил нас с достоинством удаляться со сцены, и выходить на бис. Нас как бы заново учили обращаться с реквизитом, делать точки в нужные моменты номера, удивляться и обращаться с вопросами к зрителям, учили подавать руку даме, когда приглашаешь ее на сцену или помогаешь спуститься по ступенькам. Нас учили быть приветливыми, добродушными, открытыми, нас учили улыбаться и с достоинством смеяться (а не гоготать) в нужный момент. Была у нас одна репетиция, которую я никогда не забуду: мы должны были делать весь номер, но без музыки и без реквизита. Я и не знал, что такие репетиции развивают внутреннее чувство ритма, позволяют проверить, точно ли «идут часы в голове». Вообще, доложу вам, делать 15-минутный номер на пустой сцене, без музыкального сопровождения, с воображаемым реквизитом в руках – это просто издевательство над искусством иллюзии! Но издевательство запланированное, такое, что идет только на пользу артисту. До сих пор горжусь тем, что из всего нашего творческого коллектива оказался самым точным: за пятнадцать минут убежал вперед всего на 20 секунд. За что получил от режиссеров «благодарность перед строем»: меня освободили от очередной репетиции, а остальных стали безбожно «гонять» весь вечер.

Вообще, режиссеры были особенно придирчивы к танцевальному коллективу. По сценарию это должен быть ансамбль народных русских танцев. За месяц репетиций режиссеры сменили три танцевальных коллектива! И вообще последняя замена произошла чуть ли не в день отъезда: в поездку был окончательно утвержден небольшой, но абсолютно профессиональный молодежный коллектив при Государственном танцевальном ансамбле имени Игоря Моисеева. Они, вообще, по-моему, только и занимались тем, что танцевали за рубежом от имени Советского Союза. Впрочем, что уж тут иронизировать – танцевали они просто классно. И поехали в Германию практически без репетиций: они все умели делать, что надо!

Кстати, до сих пор помню климатический кошмар в Туле 30 мая. Мы выезжали из Саратова в конце мая в легких майках – у нас было под 30 градусов жары. А вот в Туле в этот день до обеда была настоящая метель, снегу намело сантиметров 10. Слава Богу, тогда еще не было тотального дефицита 80-х годов: мы добежали до универмага и быстренько купили фланелевые рубашки и теплые носки. Через несколько дней, впрочем, опять вернулось лето.

Наконец, подошло время отъезда в Германию. Мы должны были лететь из Москвы самолетом до Франкфурта-на-Майне. Возглавлял нашу делегацию партийный босс из Тулы. Он собрал нас всех в своем обкомовском кабинете перед отъездом в Москву и часа два проводил «идеологическую накачку». Основный смысл его пафосных речей сводился к тому, что ФРГ – это наш классовый враг. Мы не должны терять бдительность, потому что на нас будет оказываться идеологическое давление. Мы не должны принимать от немцев никаких денег, а они нам обязательно будут предлагать свои марки. На банкетах они будут нас спаивать, поэтому он лично проследит за тем, чтобы никто из нас не посмел ни рюмки шнапса, ни бокала пива выпить! Репрессии в случае нарушения его запретов последуют очень серьезные. И самое главное: там, в Германии много порнографических магазинов… Чтоб никто к ним даже головы не поворачивал! Мы должны показать нашу высокую мораль и культуру советского человека. Все мы изрядно поскучнели, предчувствуя такой тотальный контроль над каждым нашим шагом. Затем последовала команда попарно идти и грузиться в автобус, который отвезет нас в Москву и затем в аэропорт.

В Москве автобус привез нас в ВЦСПС для еще одного инструктажа от самого высокого начальства. Нас привели в кабинет гораздо шикарнее тульского. Один кондиционер чего стоил! Да и тульский партайгеноссе в этом кабинете изрядно стушевался, чувствовалось, что здесь и ему приходилось ходить по струночке. Ничего не поделаешь: профсоюзы – школа коммунизма, как говорил великий Ленин!

Через несколько минут напряженного ожидания в кабинете появился его хозяин – полный добродушный мужчина с явно западным лоском. Это было заметно по костюму, по рубашке, по галстуку, по запаху оригинального одеколона, по его свободному владению речью.

Первое, что он нас спросил, а куда мы, собственно, едем и зачем? Тульский босс браво отрапортовал, и хозяин кабинета заметил, что у нас очень важная миссия и самая интересная страна в Европе. Он вспомнил, что был в Бонне несколько недель назад. Затем он поведал нам несколько случаев из своих поездок. Слушать его было настоящим удовольствием. Под конец общения с нами он посмотрел на часы и произнес несколько заключительных пожеланий. Он сказал нам вот так: "Ребята, денег у вас будет маловато, так что, если вам там будут предлагать марки, берите, не стесняйтесь. На банкетах много не пейте, но попробовать германскую водку и пиво надо обязательно. Да, и еще, там у них много секс-шопов. Вы уж зайдите, все внимательно посмотрите – надо же нам знать, с чем приходится бороться. В общем, счастливого вам пути!"

Когда мы погрузились в автобус и поехали в аэропорт, наш тульский руководитель, все еще бледный от осознания столь явного противоречия его собственных, данных нам, установок и того, что нам порекомендовал профсоюзный босс, произнес: «Забудьте все, что слышали от секретаря ВЦСПС, и следуйте только моим указаниям». Его партийная закалка устояла.

Через час самолет нес нас в капиталистическую Европу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий