Общее·количество·просмотров·страницы

понедельник, 8 апреля 2013 г.

Технология фокусов (продолжение)


Итак, главная мысль, которую хочет довести до своих читателей Эл Шнайдер, это то, что магические технологии не просто совокупность каких-то специальных секретных движений. И в этом я с ним полностью согласен.

Иллюзионная технология – это гораздо более широкое понятие. Поведение фокусника на сцене или перед ресторанным столиком – это технология. Его манера одеваться и умение стоять, не дергаясь в разные стороны, и не сутулясь – это тоже важнейшая часть иллюзионной технологии. Умение красиво и вежливо улыбаться, а не скалиться, умение выслушивать собеседника, не перебивая его, уважение к своему зрителю – это тоже технология. Всё это вполне поддается описанию, усвоению и обучению. Самая большая сложность для молодежи в овладении этой иллюзионной технологией то, что подчас им, возможно, придется ломать столь привычный для них образ жизни и поведения. Ведь, согласитесь, очень трудно перестроиться и перестать, например, материться, если твои друзья и знакомые выражают свои убогие мысли в основном матом. Очень трудно начать лишь вежливо улыбаться, когда все вокруг привыкли гоготать. В принципе, молодой человек может остаться таким, как он есть, и не отходить от своего круга. И он будет пользоваться успехом в этом кругу зрителей. Но тогда эта книга и все размышления – не для него.

Овладение магической технологией предполагает каждодневный тяжелый труд для каждого, кто хочет подняться над своим унылым, изрядно надоевшим ему бытием. А, выдвинувшись из своего окружения, и перейдя автоматически в другую социальную страту, каждый молодой человек сможет реально ощутить, как у него выросли крылья за спиной. Каждый молодой человек просто обязан уже в молодости прочитать множество книг – на одних видеофильмах никогда не станешь настоящим фокусником.

В качестве мотиватора для самосовершенствования могу посоветовать всем, прочитать повесть Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Сейчас эту мощную притчу можно быстро и бесплатно скачать из Интернета. Сорок лет назад, когда она была написана, в России ее достать было невозможно. Я прочитал Баха уже в зрелом возрасте. И до сих пор считаю эту повесть очень важной для любого юноши и девушки, кто хочет достичь каких-то высот в любом ремесле. Бах прекрасно описал ошеломляющее чувство восторга, когда ты осознаешь, что сумел добиться большего, чем те, кто тебя окружают, что сумел вырваться из плена обыденности.

Ну, а вторая книга – это подлинный учебник жизни, предлагающий алгоритмы поведения в любых ситуациях, это книга Дейла Карнеги «Умение приобретать друзей и оказывать влияние на людей». Я уже много раз выражал свое восхищение этим великолепным учебником. У Карнеги есть еще несколько книг, но начать изучать технологии самосовершенствования надо, конечно же, с этой книги. Поймите, пожалуйста, еще одну важную вещь. Иногда, мне доводилось слышать, что такое «управление» поведением людей слишком цинично. И человека, использующего в реальной жизни, выявленные Карнеги приемы, можно назвать «манипулятором». Недаром, говорили, что эта книга в свое время была учебником для служебного пользования в КГБ. Не знаю, правда, это или ложь, но никакого цинизма в книге я не нахожу. Наоборот, думаю, что Карнеги учит человека быть искренним и любить людей. И люди будут отвечать вам взаимностью.

Еще одно очень существенное замечание. Можно читать все эти книги, восхищаться ими, можно держать их на полке или на столе, нежно поглаживать переплеты, но ничего при этом не предпринимать. Это самая главная ошибка читателя. Знания станут вашими не тогда, когда вы их «уложили» в свои мозги и запомнили (я, кстати, не имею хорошей памяти), но лишь тогда, когда вы начнете применять их на практике. Лишь ваши собственные действия в каждую минуту жизни смогут превратить ваши знания в вашу силу. Поэтому, когда Олег Степанов в комментарии к предыдущим заметкам подметил, что все свои знания я применяю на практике, он в чем-то и был прав. Одно лишь ускользнуло от его пристального внимания: я не применяю эти знания. Я просто так живу уже много лет.

Однако вернемся к идеям Шнайдера. Должен сразу сказать, что во многом его взгляды мне представляются спорными.  Я постараюсь ему возразить, найти свои аргументы, но пока рассмотрим его предложения, как я их понял после прочтения.

Итак, Шнайдер классифицирует формы иллюзионного искусства следующим образом:
Клоунские фокусы
Театрализованные фокусы
Виртуальные фокусы
Уже такая классификация мне представляется слишком упрощенной, но давайте рассмотрим те признаки, по которым Шнайдер разделяет фокусы.

Клоунские фокусы, это такой вид фокусов, который развлекает аудиторию и вызывает неизменный смех. Но эти трюки, как правило, не бывают загадочными. Например, фокусник вытягивает изо рта ленту игральных карт. Выглядит очень зрелищно, все новички стараются включить эту корючку в свою программу работы с картами. Зрители в этот момент улыбаются или хохочут. Но задайтесь простым вопросом: неужели хоть кто-то верит в то, что карты прятались во рту фокусника? Никто и ни на секунду. Примерно такая же реакция и на появление бесконечной бумажной ленты из шляпы. Когда зрители видят ленточный водопад из шляпы, разве хоть кто-то задает себе пафосный вопрос: «Интересно, из какого пространственного измерения всё это попало в пустую шляпу?» Ничего подобного. В лучшем случае можно услышать: «Братцы, сколько же всякой дряни можно незаметно засунуть в эту мятую шляпу…»

Шнайдер замечает, что он вовсе не считает такие фокусы примитивными, плохими и призывает никогда этого не показывать. Нет, такая магия тоже имеет право на существование. Он даже признается, что и сам использовал такие фокусы в своем репертуаре. Его критерий при выделении таких фокусов в разряд клоунских, следующий. Зрители, по его мнению, никогда даже не задумываются над тем, как такие фокусы делаются. Если бы они, хоть на секунду задались таким вопросом, то сразу же разгадали бы эти нехитрые трюки. Здесь важно, что зрители просто смеются над такими фокусами и не думают их разгадывать. Для них такое зрелище может быть отличным развлечением.

Уже здесь можно поспорить с мнением автора. Мне кажется, что термин «Комические фокусы» гораздо лучше описывает этот раздел фокусов. Согласитесь, любой клоун должен быть отличным комиком, но не каждый комик – клоун. Впрочем, я буду с нетерпением ждать комментария от признанных мэтров цирковой клоунады. Их мнение будет гораздо обоснованнее, чем мой взгляд на эту категорию фокусов.

Театрализованная магия, разумеется, серьезнее, чем клоунская, и больше напоминает какие-то головоломки. Зрители в своем большинстве не знают, как делаются такие фокусы. Но они способны вообразить идею секрета фокуса. Или считают, что всё им будет понятно, если фокусный реквизит попадет в их руки. Вот, если бы им на пять минут дали покопаться в фокусной коробке, они обязательно нашли бы в ней зеркало или второе дно. Этот тип магии порождает стойкие рассуждения зрителей: «Если бы фокусник еще раз показал этот фокус, я непременно поймал бы его», «Если бы я сидел ближе, то, наверное, заметил бы, как это делается», «Братцы, а у этого малого очень быстрые руки».  Эти комментарии дают основание считать, что зрители могут увидеть, либо предположить пути выполнения трюка. Но они всегда не уверены в своей правоте.

Театрализованная магия может напоминать настоящее волшебство, но не может обмануть чувства зрителей. Она вполне эффективна, но для достижения уровня полного совершенства зрелищности, должна преодолеть определенный барьер недоверия зрителя.

В качестве примера такого типа фокусов Шнайдер приводит трюк «Перелет монет из руки в руку». Он анализирует впечатления зрителей, которые очень хорошо подтверждают принцип его классификации. Зрители впечатлены трюком, он им понравился. При этом они высказывают два основных предположения о секрете фокуса.

1. Фокусник очень ловок. Он умеет незаметно прятать каждый раз одну монету.
2. Монета имеет две одинаковых стороны.

Чтобы разрушить второе предположение, Шнайдер начал использовать в качестве второй монеты китайскую монету – с отверстием в центре. Когда он снова стал интересоваться мнением зрителей о секрете трюка, зритель ответил, что фокусник использовал монету с одинаковыми сторонами. Шнайдер показал зрителю монету с отверстием в центре. Зритель посмотрел на Шнайдера, и произнес очень важную вещь: «Я никогда даже не задумывался об этом…»

На мой взгляд, в этом ответе зрителя кроется очень важная психологическая особенность восприятия фокусов: очень часто зритель даже не замечает того, что фокуснику кажется важным и очевидным.

Театрализованные фокусы могут быть очень загадочными, но они не превращаются в магию. Тем не менее, театрализованные фокусы замечательно развлекают публику. Самая большая часть иллюзионных номеров попадает именно в эту категорию. Исполнитель должен быть очень хорошим актером, чтобы выступать с такими номерами. До театрализованных фокусов ещё надо дорасти…

Виртуальные фокусы, это такие трюки, наблюдая которые, зрители не могут вообразить ни единого варианта их исполнения. Таким образом, виртуальная магия отличается от театральной магии тем, что фокуснику не приходится преодолевать «барьер недоверия зрителей». Зрители видят нечто такое необыкновенное, что эффект от демонстрации таких трюков превосходит любое ожидание.

На мой взгляд, существует очень мало трюков, отвечающих этим требованиям. К тому же мне показалось, что автор слишком наивно отделяет сами трюки, от личности исполнителя. И трюк, и сам фокусник должны находиться в органичном единстве. Ведь не бывает же фокусов, существующих сами по себе. Я не беру в расчет какие-то автоматы, роботы, технические головоломки. Меня интересуют фокусы, которые показывают артисты. И если артист плох, то он мгновенно загубит даже идеальный фокус.

Две колоды трюковых карт – «Brainwave» и «Invisible Deck» являются в классификации Шнайдера превосходным примером виртуальных фокусов. Зритель называет любую карту, и именно она оказывается перевернутой в колоде карт, которую держал сам зритель.

Далее Шнайдер пишет о том, что изобретенная им «Матрица», также входит в разряд виртуальных фокусов.

Я сам очень люблю микромагию и показываю фокусы за столом. При этом всегда сообщаю зрителям, что есть фокусы, которые получаются за счет ловкости рук фокусника, а есть и настоящие магические эксперименты. После этого показываю трюк, в котором зритель самостоятельно выбирает одну из четырех карт. Все четыре карты они сами вставляют в кожаные конверты с большими отверстиями в передней плоскости.
Четыре карты в четырех кожанных конвертах
Зрители могут все внимательно осмотреть
Зрители сами выбирают одну карту, например, бубновую пятерку
Зрители сами вставляют карты в конвертики
После нескольких перекладываний конвертов, карта зрителя переворачивается  внутри конверта
Зритель может очень хорошо видеть через эти окошки краповую сторону всех четырех карт. В конце трюка выбранная зрителем карта оказывается перевернутой внутри конверта лицевой стороной к окошку.

Зритель в полном недоумении, а я помогаю ему, заявляя, что этот трюк выполняется исключительно за счет ловкости моих рук. Вообще-то эти слова – очередная уловка, поскольку зритель не видит в этом фокусе никаких моих манипуляций. Поэтому я, как бы, не директивно, предлагаю ему поверить, что я обладаю непревзойденной ловкостью рук. То есть трюк, если следовать классификации Шнайдера, относится к категории театрализованной магии.

А вот после этого показываю трюк, известный в России под названием «Twisted Sisters». При этом заявляю, что сейчас хочу показать настоящую магию. И вот на что я хотел бы обратить внимание читателей. Я уже писал о том, что фокус должен быть в единстве с личностью исполнителя. «Twisted Sisters», на мой взгляд, просто гениальный трюк. Я влюблен в эту техническую идею, которая имеет множество модификаций, появившихся за последние годы. Но посмотрите на ю-тьюбе вот этот ролик


И вам, уважаемые читатели,станет ясно, что негодный исполнитель может испоганить гениальный трюк. Одна просьба к тем, кто вообще не занимается фокусами: никогда не смотрите этот ролик! Очень не хочу, чтобы вы начали с презрением относиться к моему любимому жанру…

Так вот после трюка с переворотом карты, выбранной зрителем, в кожаном футляре, «Twisted Sisters» становится образцом самой настоящей магии. Мне очень понравился этот трюк в интерпретации Хуана Тамариза. Я взял на вооружение именно его сказочную форму демонстрации. Обычно я заканчиваю этим трюком свою программу микромагии, оставляя своих зрителей в некотором состоянии полной прострации…

Итак, подведем итоги небольшого рассмотрения классификации фокусов по Шнайдеру. Он разделяет трюки на три группы по их технической оснастке, которая позволяет, по его мнению, создать определенное мнение зрителей о происходящем. Я же думаю, что любой трюк может занять место в предложенной нише, только в сочетании с личностью фокусника и с его способностью демонстратора. К тому же граница между группами фокусов, на мой взгляд, оказывается несколько размытой. И сам исполнитель может непроизвольно, или осознанно переместить трюк из одной категории в другую.

Однако в первом приближении система классификации может помочь распределить множество фокусов на категории по их воздействию на зрителей.

3 комментария:

  1. Спасибо, Владимир Серафимович за прекрасную статью.
    Сперва не могу не высказаться по поводу ролика. Первое, самое первое, что меня начало цеплять, это количество слов "OK". Парень произнёс это слово 9 раз за полторы минуты. В этом плане он уступает, пожалуй, только этому видео: http://www.youtube.com/watch?v=IQFfUQJwznY&feature=plcp, где парень произнёс слово "Смори" 23 раза за полторы минуты.
    По поводу разделения Шнайдера. Прочитав про комическую магию, как про такую, что стоит лишь задуматься и вся иллюзия спадёт, вспомнился Газзо со своим великолепным комедийным номером, занявшим первое место на международном чемпионате по close-up (http://www.youtube.com/watch?v=U9nXKqEqpro), а также большинство фокусов Билла Малоуна, который и веселит и удивляет. Вот уж сомневаюсь, что стоит лишь задуматься, как сразу станет понятно, как делается той или иной трюк.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Именно поэтому я и пишу, что в классификации Шнайдера размыты границы предлагаемых категорий трюков. Нужны какие-то пограничные области.

      Удалить
  2. "Каждый молодой человек просто обязан уже в молодости прочитать множество книг – на одних видеофильмах никогда не станешь настоящим фокусником."

    А "старикам", значит, не надо читать? Или вы боитесь написать правду, что "старики" как не читали, так и не читают? А правду, что даже видеофильмы никто не смотрит, будете писать? Это, конечно, чисто теоретический вопрос. Кто же от легко произносимого увещевания "Вот вы, молодые..." перейдет к тяжелому осмыслению "Эх, все мы..." Молодые - продукт эскалации. Их отцы не читали и они не читают. Только немного больше...

    ОтветитьУдалить