Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 17 апреля 2013 г.

Технология фокусов (продолжение 2)


Один из самых интересных, да, пожалуй, и самых важных вопросов, на который должен получить ответ исследователь магии, на мой взгляд, следующий: что видит, и как понимает происходящее простой, неискушенный зритель. Выяснение всех тонкостей восприятия и понимания зрителем того, что делает фокусник, совершенно необходимо для разработки эффективной технологии магии. Проблема понимания происходящего простым, неискушенным зрителем – ключевая проблема для каждого практикующего артиста. Фокусник, если он хочет достичь вершин мастерства в своем жанре, должен на интуитивном уровне так взаимодействовать со зрителем, чтобы у того возникло стойкое убеждение, что он наблюдает настоящую магию. Вообще-то артисты никогда не задают себе такого вопроса, они просто показывают фокусы. Иногда анализируют, как это у них получается, что-то меняют в представлении, все время хотят достичь лучших результатов. Но вот, если они поймут, какие факторы определяют успех их выступления, на основе каких наблюдений, умозаключений, предположений, зрители оценивают работу фокусника, артисты будут иметь научную методику выбора трюков.

И здесь мы подходим ещё к одному чрезвычайно важному вопросу: может ли фокусник самостоятельно сделать свой номер или над его содержанием и подачей должен поработать режиссер? Ведь и режиссер нуждается в таком понимании для того, чтобы грамотно выстроить иллюзионный номер.

Очень радует, что в последнее время проблема режиссуры становится главным вопросом обсуждений профессиональных артистов и любителей иллюзионного жанра. Об этом шел разговор на круглом столе 13 Конгрессе РАИ и RМС в Москве. Режиссуре иллюзионных номеров посвящены статьи Анатолия Карташкина и Владимира Азама. В этих статьях рассмотрено много разных подходов к режиссуре номера, анализируется специфика работы профессионального режиссера. Эти статьи просто требуют от всех иллюзионистов прочтения, осмысления и обсуждения. Очень интересные статьи по аналогичным вопросам принадлежат Виктору Реннеру. Все эти материалы желающий без всякого труда найдет на сайте «Магия изобретения» и на форуме Сергея Кораблева. На магикпедии есть интересные заметки Владимира Переводчикова о его работе с режиссерами.

Но будем рассуждать здраво. Подавляющее большинство любителей фокусов НИКОГДА не встретятся с профессиональными режиссерами. Эта моя убежденность основана на нескольких рассуждениях.

Во-первых, к профессиональным режиссерам областные филармонии посылают лишь успешных, подтвердивших свой профессионализм, штатных артистов. Да и то, если в бюджете филармонии будет заложена определенная сумма на их обучение.

Во-вторых, любители, если они еще только начинают свой иллюзионный путь, знают и умеют не так уж много, для того, чтобы заинтересовать своим номером профессионального режиссера. Ведь стремление к работе должно исходить с двух сторон: не только любитель ищет талантливого режиссера, но и режиссер заинтересован в талантливом фокуснике. Согласитесь, работать с продвинутым фокусником, который «на лету» схватывает все идеи режиссера, досконально знает множество иллюзионных приемов и средств, который в перспективе может принести заслуженную славу не только самому себе, но и постановщику номера, гораздо интереснее, чем с ничего еще не умеющим новичком…

В-третьих, большинство режиссеров работают с уже подготовленным самим артистом номером, что-то в нем изменяя, добавляя, создавая иную форму, для уже готового содержания. Режиссер вовсе не должен знать все тонкости создания иллюзионного эффекта, он, в принципе, мыслит глобальнее исполнителя.

Поэтому в любом случае исполнитель ВСЕГДА создает свой номер изначально в одиночку, на основе видео семинара или описания, перед зеркалом, основываясь на своих рассуждениях о том, что он показывает. Затем он демонстрирует свое творение зрителям, вносит коррективы, что-то меняет – осуществляет обратную связь. При этом исполнитель должен четко представлять себе ответы на пять главных вопросов. Эти вопросы, например, Эл Шнайдер определяет в виде пяти главных факторов, которые, по его мнению, могут сделать любой фокус настоящей магией.

Собственно говоря, любому артисту, подготавливающему фокус, предлагается следовать следующему алгоритму исполнения трюка.

Во-первых, необходимо предъявить зрителю определенные устройства, условия, реквизит, предмет.

Во-вторых, исполнитель должен произвести некие вполне определенные и понятные зрителю действия в заявленных условиях с данным реквизитом.

В-третьих, в результате этих действий получается совершенно неожиданный для зрителя результат.

В-четвертых, зритель анализирует все событие со своей точки зрения: он вспоминает изначальные условия, реквизит. Он вспоминает те действия, что проделал зритель, анализирует их.

В-пятых, зритель делает для себя соответствующий вывод. Он может констатировать то, что стал жертвой ловкого обмана. В этом случае зритель интуитивно, либо вполне осознанно, отмечает те точки всего процесса действий, в которых его могли обмануть. Далее может следовать еще более скрупулезный анализ, исследование сомнительных точек трюка. Но чаще всего у зрителя нет времени на такой серьезный анализ. Такой анализ необходим, скорее всего, сопернику исполнителя, анализ может проделать конкурент, который хочет разгадать секрет непонятного фокуса. Очень хорошо весь процесс такого анализа показан в кинофильме «Престиж» (2006 год, США и Великобритания, режиссер Кристофер Нолан). По сути дела, в этом очень серьезном и трагичном фильме, рассматривается не только такой анализ, но и показан весь путь поиска тех вариантов обмана, которые делают иллюзионизм эффективным, неразгадываемым. Именно такой анализ должен делать артист, чтобы добиться превращения простого фокуса в магию.

Когда любитель покупает в магазине новый фокус, он, прежде всего, руководствуется собственными ощущениями «волшебности» этого конкретного трюка. То есть, был ли он сам, обманут, когда продавец показал ему это фокус. Покупатель (он же исполнитель трюка в будущем) считает, что, если он сам обманулся, то, значит, фокус достаточно эффективен.

Итак, исследуя процесс демонстрации фокусов, следует получить ответ на самый главный вопрос: почему вообще фокус может обмануть зрителя? И следующий вопрос: почему некоторые фокусы обманывают зрителя гораздо эффективней, чем другие? За счет чего достигается этот обман?

Предлагаю всем, кто еще не видел моего варианта исполнения трюка с веревками, посмотреть видео ролик. Мое выступление в этом концерте, посвященном 8 марта этого 2013 года, начинается на 17 минуте ролика.

3 комментария:

  1. Очень важная деталь - режиссер необходим не только для создания номера, но и для создания (обьединения) комплекта номеров в одном исполнении (выходе), что принято называть программой. Иначе получается вот что http://www.youtube.com/watch?v=wDaMx-3i7Ro А так все верно и проверено практикой: трюк - техническое освоение - опыт исполнения другими фокусниками этого трюка и ознакомление с их подачей - свое видение номера - работа режиссера - готовый номер - подыскание места для готового номера в имеющуюся программу. Три крайних этапа проводит обязательно режиссер. НЕ согласен в статье с тем, что сотрудничество с режиссером возможно только для продвинутого фокусника и при содействии филармонии. Сейчас каждое юное дарование пытается брать за свое выступление на корпоративе не менее 100$, совсем не стесняясь своего уровня. Поэтому очень легко заинтересовать режиссера в частных уроках в обход филармони. Ну и человеческий фактор конечно имеет место. Необходимо что бы режиссер захотел с тобой работать. Вот как пример такого сотрудничества http://www.kharkovforum.com/showthread.php?t=2158775

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ссылку http://www.kharkovforum.com/showthread.php?t=2158775 вводите в адресной строке

      Удалить
    2. Мэтр Владимир Серафимович, как обычно затрагивает очень серьезные аспекты работы фокусника. Один из них - обратная связь между фокусником и зрителем. Интернет дает возможность понять, как зритель воспринимает ваше представление. Главное здесь любить своего зрителя, любить свою работу, свое ДЕЛО, именно тогда возникает обратная связь. Вот пример - http://tata2039.ya.ru/replies.xml?item_no=933

      Удалить