Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 7 апреля 2013 г.

Технология фокусов

Во многих своих книгах я пытался дать теоретическое обоснование того, как простые фокусы превращаются в Магию. Сейчас я хочу поговорить о важнейшей основе такого превращения.

Для того, чтобы стать магом, ученик, прежде всего, должен освоить технику фокусов. Или, в свете современных подходов к производству и обучению, чаще употребляют термин «технология». Сейчас мы будем говорить о технологии фокусов.

Никто не рождается магом. Думаю, что все начинающие фокусники сначала задумываются о секретах фокусов, а не о том, как превратить фокусы в настоящее искусство. Поэтому первая и важнейшая истина в становлении мага заключена в абсолютном знании и понимании секретов трюков. И я убежден, что эти «начала фокусов» можно изучить любому человеку, если они изложены в правильном и понятном алгоритме. Секрет любого фокуса должен быть описан в виде серии шагов, абсолютно понятных для читателя. Фокусы, трюки представляют собой сочетание вполне определенных принципов, которые можно понять и выучить. Поэтому изначально следует выявить и классифицировать эти элементарные принципы. Именно классификация позволит понять и, в конечном итоге, создать то, что можно будет назвать «технологией фокусов». И только потом можно перейти к исследованию магии, как развлечению и искусству. Фокусы обязательно включают в себя как непременные составляющие, юмор, трагедию, драму, пение, танец, пантомиму и многие другие жанры эстрады, цирка и театра. Но обо всем этом можно говорить с учениками только после того, как ими будут усвоены элементарные принципы фокусов. Таким образом, в этой работе предпринята попытка отделить собственно «технологию фокусов» от того, что превращает их в искусство.

К сожалению, мой опыт наблюдения конкурсов фокусов на иллюзионных конгрессах показывает, что практически все новички, заявившие себя на просмотр, оказываются в роли тех учеников, которые только начинают знакомиться с технологией фокусов. Они не понимают главного: нельзя демонстрировать на публике свое начальное знакомство с технологией. Работа режиссера, сценариста, возможно, хореографа или специалиста по пантомиме, позволит в дальнейшем превратить базовую основу, знание технологии в произведение искусства. Но показывать публике и жюри свое начальное знание секретов фокусов и некоторых приемов их исполнения, в конечном итоге оказывается неосознанным самим конкурсантом издевательством и над публикой, и над жюри. Недаром, после конкурсов высказывались предложения снабдить жюри «красной кнопкой», позволяющей в любой момент прервать такое конкурсное выступление. Поэтому, как говорится, следует отделить мух от котлет. Сначала разберемся в технологии. Фокус можно и нужно разложить на составляющие, чтобы правильно его показывать.

Несколько раз мне довелось участвовать в дискуссиях, в обсуждениях процесса подготовки и демонстрации фокусов. Например, последний «круглый стол» во время 13 съезда иллюзионистов в Москве. Там много говорилось о работе режиссера, о создании характера и образа фокусника, но практически ничего не было сказано об элементарных составляющих любого фокуса, из которых и складывается иллюзионный трюк.

Об основах, на которых строится магия, писали многие известные в прошлом иллюзионисты: Давид Девант и Маскелайн, Фитски, Тарбелл, Эл Шнайдер, Майкл Клоуз и другие. Недавно просматривал их работы и хочу остановиться на некоторых идеях Шнайдера.

Для объяснения необходимости понимания основ магии он приводит очень красочную и много объясняющую метафору. Для того чтобы стать знаменитым писателем, надо сначала овладеть навыками записывания текста, его построением, орфографией и грамматикой языка, на котором вы собираетесь писать свои будущие романы. Не стоит даже стремиться вселять огонь в сердца людей, зажигать их, если вы не можете даже одного предложения написать без ошибок.

Чтобы ваш текст был интересен для чтения, необходимо овладеть технологией разбивания текста на абзацы. Например, в абзаце обязательно должно быть хотя бы одно предложение, в котором описывается тема всего абзаца. Каждый абзац может строиться и развиваться по одному из пяти известных литераторам вариантов. Желательно в каждом абзаце использовать один из этих пяти вариантов. Необходимо изучить способы логического завершения абзаца, так чтобы, завершив один абзац, грамотно использовать нужный вариант для плавного начала следующего. Собственно говоря, эти правила, используемые для создания литературного произведения, как нельзя лучше подходят для описания магических технологий.

Далее Эл Шнайдер описывает процесс вырезания белки из куска мягкого дерева. Резчик сначала учится тому, как действовать резцом. После этого он пытается придать куску дерева сходство с белкой. И он пробует делать это снова и снова. Он наблюдает за белкой, сидящей на дереве. И резчик, наконец, вырезает из дерева сидящую белочку. Он старается сделать свою работу предельно аккуратно и придать своему творению максимальное сходство с белкой, которую он копировал. И он был успешен в своём творчестве. Он делает несколько копий и выставляет их на продажу. И народ покупает его белочек, потому что они полюбили скульптурки с первого взгляда. Резчик при этом уверен, что ему удалось вырезать белочек, очень похожих на настоящих. Но те люди, что покупают его скульптуры, видят в его творениях куски дерева, которые магически остановили время и запечатлели прекрасное мгновение.

Для того, чтобы произошло это загадочное превращение, резчик овладел технологией резьбы по дереву. Он этому научился. А покупатели влюбились в его творения. Некоторые даже считают его ремесло искусством.

Есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно долго. Как горит огонь, как течет вода, и как работает другой человек. Особенно, если этот человек работает артистично. Я уже неоднократно использовал в своих книгах определение магии, как мастерства, доведенного до степени искусства. Наверное, определить ту грань, когда ремесло перерастает в мастерство, а мастерство, в свою очередь, становится искусством, практически невозможно. Но увидеть, что перед тобой настоящее искусство, наверное, может каждый. Во всяком случае, я в это верю.

Итак, приступая к исследованию технологичности работы фокусника, я вовсе не собираюсь рассматривать правильные варианты пальмирования или различные способы двойного подъема. Есть множество важнейших аспектов иллюзионизма, не имеющих ничего общего с механикой трюка. Например, ваши коммуникативные возможности, умение общаться с аудиторией, ваши манеры. Технология магии весьма обширна и глубока. Умный фокусник всегда достигнет большего, чем его недалекий коллега. Причем он сделает это быстрее, легче и неожиданнее для самого себя. Только в том случае, если вы безукоризненно освоите магические технологии, зрители смогут увидеть в ваших фокусах настоящее искусство.

Важнейшей стороной технологии иллюзионизма является способность фокусника понимать и чувствовать свою аудиторию.

Следующий важный аспект вашей магии, это то, как вы хотите выглядеть в глазах вашей аудитории. Кем вы хотите предстать перед своими зрителями?

Когда я сам начинал заниматься фокусами, я ничего этого не знал. Я просто хотел научиться делать трюки, которые видел в исполнении других фокусников. Я хотел быть не хуже них, но я совершенно не задавался вопросом, кем я хочу выйти к зрителям. Я, как и все другие фокусники в то далекое время, знакомился с приезжающими в Саратов артистами и изучал все книги по фокусам, которые мог достать. Очень часто я был смущен тем, что слышал от других фокусников, и тем, что читал в книжках. Должен, кстати, заметить, что читал это только в книгах на английском языке. В наших отечественных книгах о технологии магии вообще ничего не говорилось. В книгах А. Вадимова и А. Акопяна в основном речь шла лишь о секретах фокусов. Конечно, теперь я понимаю, что секреты – это базовая, основная часть технологии. Часто я читал в книгах, что фокусник должен научиться «преодолевать неверие публики», но понятия не имел, как этого можно добиться.

Вообще-то мы с вами живем в век новых технологий, новых возможностей, новых систем коммуникаций. Вряд ли современные жители больших городов будут платить деньги, чтобы увидеть фонограф или кинопроектор в действии. Любую новую технику можно без труда и бесплатно посмотреть в Интернете. Мы с трудом можем поверить в то, что зрители стояли в очередь, чтобы увидеть движущиеся картинки. Еще не так давно технологические новинки вызывали самый искренний интерес, за возможность лицезреть их люди были готовы платить немалые деньги. Сейчас таких неискушенных зрителей днем с огнем не сыскать. Смотреть на какую-то новую машинку никто не хочет даже даром. Впрочем, в настоящее время некоторым успехом пользуются так называемые «музеи занимательных наук», в которых детям показывают разнообразные химические и физические опыты.

Иное дело, когда технологическая новинка представлена талантом ее демонстратора. Тогда на сцене или в выставочном зале может возникнуть чудо. И пока это чудо не будет разгадано простыми зрителями, оно будет привлекать к себе самый неподдельный интерес. Но, как только секрет будет раскрыт, игрушка теряет всякий интерес и привлекательность. Помню, например, когда много лет назад народ толпился у витрины, в которой из огромной бутылки шампанского в бокал текла непрерывная струя искрящегося напитка. Бокал при этом никогда не переполнялся, а в бутылке шампанское не заканчивалось. Да и сама бутылка просто висела в воздухе. Теперь вы можете в магазине сувениров купить подобное устройство. Например, кран, из которого непрерывной струей вода течет в стакан. И, как мне кажется, никто за ним в очередь не стоит…

Демонстрация такого стиля магии до сих пор достаточно широко распространена. Можно сказать, что в этом случае исполнитель показывает некую техническую новинку, предлагая зрителям понять, как она работает.

Многие исполнители не согласны с мнением своих коллег, что фокусы должны развлекать публику. Они придерживаются взгляда, что публика приходит на выступление фокусника вовсе не затем, чтобы развлекаться или веселиться. Они считают, что зрители хотят видеть чудеса. Или хотя бы их суррогат под видом фокусов. Разумеется, зрители на их выступлении будут и смеяться, и развлекаться, но главное – это фокусы, чудесные превращения, исчезновения и вообще загадки. И они способны все это показать, потому что они знают технологию фокусов.

Итак, что же такое технология фокусов и в чем ее разница с техникой фокуса? В Интернете можно найти изящные объяснения, из которых мне больше других понравилось следующее:
Техника - это механизмы и агрегаты, а технология - это комплекс организационных мер, операций и приемов. Определение как нельзя лучше подходящее для фокусов. Технология может помочь юноше изучить ремесло фокусника, чтобы в результате стать, если не великим фокусником, то хотя бы очень хорошим.

Можно предложить целые наборы и списки различных организационных мер и приемов, но важнейшие из них, на которые обращает внимание читателей Шнайдер, на мой взгляд, следующие.

1. Развитие способности, одновременно делать какие либо, совершенно естественные движения и другие движения, неизвестные зрителям, тщательно скрытые от них. Тренировать эту способность следует так, чтобы те движения, которые вы хотите скрыть от зрителя, были бы совершенно для них незаметными.
2. Приемы отвлечения внимания от каких-то действий, предметов, событий.
3. Приемы привлечения внимания к событиям, предметам или определенным действиям.
4. Знания приемов общения, коммуникации со зрителями.
5. Знание тех событий, явлений, действий, жестов, которые могут поразить зрителей. Знание всего набора возможностей, которые заставят зрителя «открыть рот» от удивления и начать аплодировать.
6. Знания о мире. Знания о той физической и социальной реальности, в которой пребывают и действуют зрители.
7. Понимание людской сущности.
8. Знания и умение создавать свой собственный стиль.
9. Правильное отношение к любому зрителю.

Мне было, например, очень забавно услышать на круглом столе 13 Конгресса иллюзионистов наивный, на мой взгляд, вопрос: как относиться к «плохому зрителю». И когда, после пространных объяснений моих коллег, как надо вести себя в подобных случаях, микрофон передали мне, я просто ответил, что никогда во время своих выступлений не встречал «плохих зрителей». В зале повисла тишина… Я ждал продолжения, но, скорее всего, меня посчитали наивным простачком, не понявшим такой «важный» вопрос. Продолжения, к моему сожалению, не последовало. А ведь я очень хотел объяснить моим юным коллегам, что «плохой зритель» может появиться на выступлении лишь «плохого фокусника». Только сам фокусник может породить такого зрителя. И мало того, он сможет его «окучивать», «удобрять», ухаживать за ним так, что этот «сорняк» вырастет до огромного размера и поглотит самого фокусника.  Вот как с ним не бороться, а взаимодействовать, и сделать из такого «плохого зрителя» лучшего друга фокусника, мы и поговорим в следующих публикациях. Жду ваших вопросов, размышлений и комментариев.

4 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Делитесь своими знаниями с молодыми. На сегодня это единственный известный способ достичь бессмертия.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Владимир Серафимович за интересную статью. У меня вопрос по п.1 организационных мер (1. Развитие способности, одновременно делать какие либо, совершенно естественные движения и другие движения, неизвестные зрителям, тщательно скрытые от них. Тренировать эту способность следует так, чтобы те движения, которые вы хотите скрыть от зрителя, были бы совершенно для них незаметными.). Немного смущает построение этой фразы. Я понял так, что фокусник должен уметь делать в один момент времени и естественное движение и тайное, причём делать так, чтобы тайное было совершенно незаметно. Мне же казалось, что любое тайное движение (для простоты буду называть его "слейт") должно делаться открыто и выглядеть, как совершенно обыденное действие. Можете этот момент более подробно рассмотреть?
    По поводу "плохого зрителя". В блоге Олега Анатольевича был приведён как раз таки эпизод моего общения с Александром Поповым, где он выступил именно в роли "плохого зрителя". Я убеждён, что "плохие зрители" бывают, и фокусники с ними будут сталкиваться, но! Когда фокусник научится своим обаянием воздействовать сразу на любого зрителя, как это делали на своём семинаре Вы, как это делали Стоун и Эванс, тогда плохих зрителей просто не будет. Но чтобы дорасти до такого уровня, пройти через "плохих зрителей" придётся, хотя бы потому, что это тот самый опыт, который позволит расти фокуснику.
    С уважением, Винокуров Александр.

    ОтветитьУдалить
  4. Слейт может быть замаскирован под обычное действие. Пример – двойной подъем. Зритель знает, что таким движением, что вы делаете, можно поднять одну карту. Он никогда так не поднимал двух карт, как одну. Из своего опыта он знает, что вы подняли одну карту.
    Слейт может быть выполнен, когда вы делаете совершенно естественное движение. Пример – вы кладете шарик в карман, но из кармана при этом забираете какой-то другой предмет. Но, вообще-то, все эти тонкости – скорее всего, просто «мышиная возня» - чисто теоретические рассуждения. На практике всё может быть совсем по-другому. Об этом я ещё поговорю.
    Ну, а на вопрос о «плохом зрителе», Вы, Саша, уже ответили сами.

    ОтветитьУдалить