Итак, я поступил в заочную аспирантуру. Основная тематика
научной работы на этой кафедре была связана с магнитной обработкой магнитных
сплавов. Т.е. образцы магнитов – этакие металлические карандаши, связывали тугоплавкой
проволокой в «вязанку» по десять штук и нагревали в муфельной печи докрасна,
выше точки Кюри. Затем доставали и помещали в мощное магнитное поле, через
некоторое небольшое время их закаляли в масле. Каждый раз меняли время,
температуру и напряженность магнитного поля. Так что получались магниты с
различными магнитными свойствами. Стремились найти такие условия, при которых
магниты имели бы самую большую магнитную индукцию. Для проведения измерений и
сравнения структуры сплавов на торцах магнитов делали шлиф и измеряли разными
приборами их магнитные свойства. Ну, а десять штук в связке – для статистической
чистоты эксперимента. Вот меня, как молодого аспиранта, и поставили к этой печи
для работы этаким кузнецом-сталеваром. В огромных защитных перчатках и очках я
целыми часами огромными кузнечными клещами тягал раскаленные докрасна «вязанки»
магнитов, обрабатывал их в колоссальном магнитном поле и закалял в ведре
минерального масла. Потом складировал на металлический стеллаж, записывал все
данные, вытирал пот со лба, и переходил к следующему, совершенно аналогичному
эксперименту. Работа, как вы уже догадались, весьма нудная, требующая
минимальной квалификации, и надоевшая мне уже к концу первой недели «обучения»
в аспирантуре.
Работать с этими магнитами мне приходилось по вечерам, когда
освобождалась печь. В лаборатории уже никого не оставалось, и я трудился в
полном одиночестве. Обычно мне около печи оставляли целую кучу связок магнитных
«карандашей», которая должна быть обработана к утру.
И вот однажды под этой кучей «вязанок» остался один последний
магнит, не вошедший ни в какую связку. По внешнему виду он был абсолютным
близнецом магнитов из огромной кучи. Когда я закончил обрабатывать и закалять
по заданному мне ранее алгоритму все магнитные связки, я решил
поэкспериментировать с последним магнитом. В это время я читал какие-то книжки
про сибирских шаманов. Вот и решил проделать с этим магнитом какой-то дикий
шаманский ритуал.
Я раскалил его докрасна, достал клещами из печки и с
шаманскими завываниями пару минут крутил его в воздухе. Потом макнул в ведро с
маслом, снова покрутил в воздухе, засунул в магнитное поле, достал, снова
макнул в масло… В общем, я просто шутил, представляя себя каким-то шаманом и
заклинателем. Потом бросил остывший магнит к остальным на стеллаж и ушел домой.
Когда на другой день к вечеру я пришел в лабораторию, то
вдруг застал в ней почти весь коллектив кафедры с профессором Довгалевским. При
моем появлении все замерли, глядя прямо мне в глаза. Профессор подошел и
вкрадчиво спросил, держа в руке тот самый, последний магнит: «Володя, скажите,
как вы его обрабатывали?» Я честно ответил, что не помню весь процесс, просто
баловался, и спросил, почему это всех заинтересовало. Мне показали результаты
измерений его индукции. Оказалось, что по своим магнитным свойствам этот образец
превосходил все остальные магниты в десятки раз! На шлифе смотрели под
микроскопом его структуру, проверяли состав сплава – всё было как у других
магнитов из той же серии образцов. А вот индукция у всех остальных была
примерно одинаковая, какая и ожидалась на таких магнитных сплавах, а у этого
была в несколько десятков раз выше! Это было настоящее чудо, в которое никто не
мог поверить. Нонсенс, которого не должно было быть! Пахло каким-то открытием в
технологии обработки магнитных сплавов. Все с недоверием смотрели на меня,
обработавшего именно этот магнит. Его положили в сейф для дальнейшего изучения.
Все остальные магниты начали обрабатывать под моим руководством, пытаясь
повторить тот самый шаманский ритуал… Несколько дней работы не принесли никаких
результатов – магниты показывали примерно одинаковые параметры, ни в какое
сравнение не идущие с теми, что проявились на моем образце. Вся кафедра просто
ходила «на ушах», высказывались самые фантастические гипотезы, все время
вспыхивали споры, обсуждения. Профессор прохаживался между печами с задумчивым
видом, изредка недоверчиво поглядывая в мою сторону. Я чувствовал себя «героем
нашего времени», мысленно подсчитывал размер Нобелевской премии… Такая жизнь в
лучах славы продолжалось около недели.
И вдруг однажды, когда я пришел на кафедру с новыми
предложениями по обработке магнитов, атмосфера творческой эйфории куда-то
исчезла. За микроскопом сидела дама – доцент этой кафедры (не помню уже ее
фамилии). Она оторвалась от окуляра и, повернувшись ко мне, с некоторым
торжеством в голосе произнесла: «Вы знаете, я всегда говорила, что этого не
может быть. Так вот вчера я снова обработала этот ваш образец, и он показал
вполне обычные свойства. Это точно такой же магнит, как и все остальные…»
У меня просто рухнул весь мир перед глазами. Дело в том, что
если магнитный сплав раскалить выше точки Кюри, он теряет все свои предыдущие
магнитные свойства. Проделав эту операцию с уникальным магнитом, эта дама
просто снова вернула его в первоначальное «девственное» магнитное состояние, в
котором он находился до моего «шаманского» ритуала! Понятно, что снова придать
ему те уникальные свойства, зафиксированные измерениями, которые проводила вся
кафедра, никак не получалось. Как не получалось и со всеми другими магнитами.
Чудо закончилось. Мадам очень грамотно придушила ту курицу, что несла золотые
яйца…
После этого печального события я потерял всякий интерес к
работе сталевара и через год был мирно и тихо отчислен из аспирантуры по
собственному желанию. Ничуть об этом не жалею. Тем более, что в это время
произошло другое магическое событие, которое оставило в моей памяти и судьбе
глубокий след.
Все это время фокусы оставались моим самым главным и любимым
увлечением. И вот когда я поступил в заочную аспирантуру, а перед этим уволился
из проектного института, передо мной встал вопрос о том, где же мне работать? И
я решил пойти с предложением себя, любимого, в качестве артиста оригинального
жанра в Саратовскую филармонию. Это место меня привлекало по двум параметрам:
во-первых, концерты проходят в основном по вечерам, так что днем я могу
заниматься наукой; во-вторых, я люблю показывать фокусы.
И вот я со своим маленьким чемоданчиком пришел в филармонию
на прием к художественному руководителю Анатолию Яковлевичу Левиновскому.
Представился и сказал, что могу и хочу показывать фокусы. Анатолий Яковлевич
скептически поглядел на меня и ответил, что сейчас этот жанр не интересен
зрителям, так что такой артист им не нужен. Я, совершенно ошарашенный и убитый
таким ответом, предложил все же посмотреть, что я могу делать. Анатолий
Яковлевич с сожалением посмотрел на часы и сообщил, что у него сейчас нет
времени, он просит прощения, но должен уехать по делам. И ушел я из филармонии
«… солнцем палимый, повторяя, суди его Бог…» Разочарование от того, что
художественный руководитель даже не удосужился посмотреть, что я умею делать,
просто жгло меня изнутри. Впрочем, утешало то, что все это предсказывал мне
Анатолий Александрович Фурманов, о чем я и написал ему.
К счастью этот период разочарования и безработицы длился
очень недолго, так как Николай Михайлович Соколов всё же перешел заведовать
кафедрой «Электроснабжение промпредприятий» в Саратовский политехнический
институт и открыл там очную аспирантуру. Я был его первым аспирантом на новом
месте. Поступил я к нему в конце 1973 года. Теперь мне уже не надо было искать
место работы.
Осенью 1973 года весь наш город заклеили афишами,
извещающими граждан о том, что в Саратове пройдет первый тур 4-го Всероссийского
конкурса артистов эстрады. В этих же афишах предлагалось всем участникам
художественной самодеятельности принять участие в этом конкурсе и записаться на
просмотр в филармонии. Я тут же прибежал, заполнил анкету и уже через месяц
участвовал в жеребьевке.
В Саратов приехало больше 600 участников этого конкурса из
Мордовии, Чувашии, со всего Поволжья. Артистов оригинального жанра (пантомима,
жонглирование, фокусы и другие цирковые номера) было человек 10-15. Несколько
дней с утра до вечера, в страшной суете, проходило прослушивание и просмотр всей
этой армии желающих стать победителями.
В один из таких дней и я вышел на сцену со своим номером.
Разумеется, мой номер представлял собой компиляцию из всего лучшего, что я знал
на то время из фокусов. Но соединил все это в один номер я сам. И музыку подобрал
соответствующую, на мой взгляд, стилю и ритму номера. Как сейчас помню, я
выходил на сцену, покуривая сигарету. Бросал ее на пол (какой ужас!!), выпускал
изо рта клуб дыма и ловил следующую. Так повторялось раз восемь-десять.
Наконец, я выпускал последний клуб и ловил из дыма веер карт.
Кстати, о картах. В то время никто из нас, саратовских
фокусников, даже не слышал о специальном порошке, улучшающим скольжение карт.
Никаких пластиковых карт со специальной рубашкой телесного цвета не было. Были
обычные карты, которые мы натирали стеариновой свечкой. Натертые таким образом
с двух сторон карты, прекрасно раскрывались в широкие веера. Поскольку их
бросали на пол, через несколько выступлений они становились грязными. Тогда их
чистили, выскабливая лезвием бритвы, а потом снова натирали. Технология, по тем
временам, себя полностью оправдывала.
Я выбрасывал всё также на пол веер карт (кошмарное бескультурье!) и ловил следующий.
Так тоже повторялось несколько раз. Наконец, карты заканчивались. Снова клуб
дыма и очередная сигарета. Потом из клуба дыма появлялся белый шарик от
пинг-понга. Шарик «размножался» до четырех между пальцами, шла серия
манипуляций с этими шариками. Все они также исчезали. Снова клуб дыма и из него
начинали появляться разноцветные пластиковые трубочки, шли манипуляции с этими
имитациями сигарет. Наконец, руки оставались пустыми, следовал поклон.
Потом я, разговаривая со зрителями, показывал трюк с тремя
веревочками разной длины. Потом был «Сон бедняка» – ведерко и дождь монет из
воздуха. А заканчивал я десятиминутный номер большой игральной картой, которая
последовательно из бубновой тройки становилась четверкой, шестеркой, семеркой,
восьмеркой и т. д. Кланялся и уходил. Показывал все это в строгом темном
костюме, напоминающем смокинг. Номер был сделан в хорошем темпе и пользовался
неизменным успехом зрителей. Как мне показалось, жюри достаточно благосклонно
встретило мое выступление. Но ждать решения пришлось еще пару «волнительных»
дней.
Наконец представительное жюри, (а это были в основном
московские режиссеры) объявило свое решение. На второй тур, в Москву из всех
600 человек отобрали всего четверых участников, которых торжественно
поименовали Лауреатами Первого Тура. К моей неописуемой радости я попал в число
этих четырех счастливчиков. Из Саратова вместе со мной Лауреатом стала певица Жанна
Рождественская. (Её дочка через год прославилась на весь мир песней Красной
Шапочки – «…Можно в Африку прийти»). Вот и посмотрите, какой жесткий был отбор:
на второй тур прошло меньше 1% участников! Клянусь, никогда после этого я не
участвовал в таком умопомрачительном конкурсе…
В филармонии был объявлен концерт победителей и участников.
Когда я готовился к своему выходу, передо мной вдруг возникла фигура знакомого
художественного руководителя филармонии. И он с радостью в голосе произнес:
«Слушайте, я вас прекрасно помню! Отличное выступление! Давайте у нас
работать!» Я сказал, что теперь я обучаюсь в очной аспирантуре, но подумаю над
этим предложением. Надо сначала съездить на второй тур конкурса в Москву. Левиновский
сказал, что они в филармонии всегда будут мне рады. Прошел торжественный
концерт и потянулись будни каждодневных репетиций и улучшений номера.
Наконец, я получил фирменный конверт с приглашением. В нем я
прочитал следующее: «… приглашаем Вас и Вашего аккомпаниатора, прибыть в
Москву, в Театр Эстрады на Берсеньевской набережной для участия во 2 туре
конкурса. Оплата проезда за счет Саратовской филармонии». В 1974 году съездить
в Москву, да еще и за счет филармонии было настоящим чудом. Никакого
аккомпаниатора у меня, разумеется, не было. Но я моментально позвонил своему
школьному другу, Коле Давыдову, и предложил ему поехать со мной в Москву в этом
качестве. В ответ я услышал лаконично-ласковое: «Ты что, ку-ку? Я же ни на чем
играть не умею!» Я расхохотался: «Все учтено могучим ураганом! Будешь играть на
магнитофоне!» И через пару недель мы уже были в Москве.
До сих пор вспоминаю эти дни конкурса. В зале на просмотрах
сидели режиссеры и директора филармоний со всего СССР. Все они приехали в
поисках молодых и новых дарований, приехали «покупать» себе артистов. Сейчас,
скорее всего, такая практика давно забыта, но тогда это было в порядке вещей.
На втором туре выступало несколько моих конкурентов, фокусников из других
городов. Все они ревниво оберегали свои секреты и почти не общались друг с
другом. Из них я запомнил только Толю Кириченко, который в 1974 году создал
запоминающийся образ Оле Лукойле.
Самое интересное, что в этом конкурсе во 2-м туре выступали
только профессиональные артисты от разных филармоний. Я оказался единственным
(!) участником художественной самодеятельности, пробившимся во второй тур. До
сих пор помню некий гул удивления, который прокатился по залу, когда
конферансье объявил меня, как аспиранта политехнического института. Я выступил,
получил свою долю аплодисментов и отправился в комнату, выделенную мне за
кулисами.
И вот тут-то произошло нечто такое, что может показаться
фантастикой для современных молодых, да и немолодых моих коллег. Кто-то может
счесть это моей выдумкой, красивой сказкой, небылицей в нашей современной
России. Но это – чистая правда. И об этом – в следующий раз.
Владимир Серафимович! У Вас получается просто образцовое автобиографическое повествование. Если бы все фокусники так же трепетно относились к пройденному пути, история отечественной иллюзии приобрела бы качественно иной вид. Спасибо за воспоминания!
ОтветитьУдалить