Дорогие друзья!
Прошедший февраль порадовал всех фокусников России и Украины
магической конвенцией в Виннице. Как я понял из комментариев, эта первый съезд
украинских коллег. Я поздравляю всех организаторов и участников этого съезда,
поздравляю победителей и желаю всем новых творческих успехов и роста.
Однако, те небольшие фрагменты конвенции, которые я смог
увидеть в Интернете, одновременно порадовали и огорчили. Но именно
этот международный съезд фокусников стал для меня спусковым крючком для
рассуждений, которыми я и хочу с вами поделиться.
Так чем же мы, фокусники, хотим удивить своих придирчивых,
недоверчивых, восторженных, иногда, экзальтированных, иногда, рассерженных
зрителей? Об этом уже много веков рассуждали образованные мэтры магического
искусства и малограмотные балаганные штукари.
О репертуаре рассуждали фокусники, которые показывали
сложнейшие, не поддающиеся никакой разгадке, эксперименты натуральной магии. Эксперименты,
о которых до хрипоты спорили выдающиеся ученые. Спорили и не находили разгадки.
О том, что и как надо показывать, думали и ярмарочные шуты,
развлекающие почтеннейшую публику карточными фокусами и игрой в наперстки. А,
подумав, каждый из фокусников, по крайней мере, для себя, делал определенные
выводы и избирал себе подобающие, и образ, вместе с костюмом и прической, и
трюки, на которые был горазд, и на которые хватало его капиталу и возможностей.
Но чаще всего он продолжал выступать так, как привык это делать за долгие годы.
Очень редко артист кардинально менял свою манеру и содержание выступления. Еще
реже после такого преображения он поднимался на ступеньку выше. По крайней
мере, я не помню таких примеров. Или не знаю…
Я думаю, что гораздо чаще в душе, каждый, кто достиг
определенных успехов в своем деле, мечтал о том, чего он не сумел достичь.
Например, опытный демонстратор крупных аппаратов как о недостижимом, мечтал о
ловкости рук при передергивании карт. А другой фокусник, покупая новую колоду
карт, мечтал о нежном протирании замшевой тряпочкой зеркала в «волшебном
кабинете». Каждому хотелось уметь и обладать тем, что осталось в стороне, и что
всегда казалось привлекательным, заманчивым, и весьма необходимым для того,
чтобы все фокусники и зрители посчитали именно его единственным и
непревзойденным. Ведь что бы там не придумывали писатели и критики, что бы не говорили
с важностью сами артисты, уже обремененные званиями заслуженных или даже
народных, самым главным для фокусника всегда остается желание стать и навсегда
остаться первым. И каждый изыскивает способы запустить этот социальный лифт на
Олимп, который и вознесет его на желанный пьедестал первенства. Вот поэтому и
устраивают всевозможные официальные, клубные, международные или местечковые
конкурсы. Любые способы посоревноваться и доказать правдами и неправдами свою
исключительность. Доказать всем и вся, что именно он – лучше всех! А уж тогда
все будет в шоколаде, все будет ОК!
Очень жаль, однако, что при этом среди фокусников возникают
настоящие баталии, принцип всеобщего магического братства оказывается иногда забытым,
в Интернете возникают закрытые группы, создаются альтернативные организации.
Бывшие союзные республики проводят свои конкурсы фокусников, присваивая им
зарубежные аббревиатуры. Вообще-то,
замечательно, что у нас расцветают сотни цветов. В 1957 году Мао Дзедун именно
под этим лозунгом провозгласил в Китае кампанию по усилению гласности и
критики. Так что, на мой взгляд, можно только приветствовать то, что количество
фокусников у нас растет просто в геометрической прогрессии за счет появления
новых клубов и новых исполнителей. Думаю, что именно эта цель –
экспоненциальный рост, прежде всего, новых манипуляторов и иллюзионистов, и
преследовалась при создании Московского Клуба Фокусников. Так что сейчас
процесс количественного увеличения идет так, как он и должен идти. И совершенно
нормально то, что сейчас на территории бывшего Союза появляется очень много
фокусников, которые как две капли воды похожи друг на друга своим репертуаром,
внешним видом и теми ошибками, что они делают при исполнении трюков. Ведь мы
все присутствуем только при начале процесса глобализации в нашем жанре. В
других областях жизни этот процесс уже пустил глубокие корни. Над
американизацией русского языка уже много лет, например, издевается Михаил
Задорнов. А в фокусах мы только сейчас начинаем сталкиваться с возможностью
приобретения западных новинок. Их может теперь запросто купить каждый, у кого
есть пластиковая банковская карта. Причем сейчас даже не надо учить и понимать,
например, английский язык, для того, чтобы заказать понравившийся фокус.
Интернет мгновенно сделает, пусть примитивный, но вполне понятный перевод
объяснений к новому реквизиту. Я прекрасно понимаю молодых людей, у которых
просто глаза разбегаются при виде такого изобилия новых трюков, которые
предлагают западные фирмы и наши отечественные магазины фокусов. По себе знаю,
как хочется все это иметь. Как хочется «примерить на себя» новый фокус. У меня
дома четыре огромных шкафа заполнены так ни разу и не показанными публике
трюками, которые еще несколько лет назад были новинками. Теперь весь этот
реквизит с огромной скоростью, не теряя при этом своего качества (все ведь так
и остается новым, ни разу «не надеванным»), превращается в хлам, уже никому не
нужный. В основном по двум причинам: во-первых, после тщательного рассмотрения
трюка я понял, что мне он просто не подходит, а, во-вторых, я не могу
показывать то, что теперь уже делает и выкладывает в Интернет каждый второй
мальчик на ю-тьюбе. Лет шесть-восемь назад меня поразил, например, трюк с
болтом и гайкой, которая сама с него скручивалась. Как я понимаю, трюк стал
очень популярным, если уж и Динамо показывает его в своей программе какому-то
крестьянину. У меня дома сейчас имеется три варианта этого трюка. Когда-то
первый вариант с кейсом стоил долларов 100 или 200. Сейчас уже и не вспомню. Но
вот последний, нормально, кстати, сделанный китайскими умельцами, имеет цену
всего в несколько баксов. Очень неплохой, на мой взгляд, ответ Китая заморским
глобализаторам.
Вопрос здесь вот в чем: как, в каком контексте, кому
показывать этот болт? Если это делать, как я увидел на украинской конвенции
2013 года в Виннице, в исполнении, как мне показалось, школьника, то это очень
неправильно. Попробую пояснить, почему. Прежде всего, следует задуматься над
тем, какие мысли и эмоции вы сможете вызвать своим фокусом у зрителей. Этот
трюк изначально задуман как демонстрация способностей к телекинезу. Но при этом
продавцы трюка совершенно не пишут о том, что артист предварительно должен
привести зрителей к идее наличия у него таких экстрасенсорных способностей. Им,
продавцам, этого и не надо, их задача – продать фокус. Но вот, если исполнитель
просто достанет из кармана этот болт с гайкой, то в его исключительные
способности никто, никогда не поверит. Да еще и возрастной ценз играет свою
отрицательную роль. Зрителю, если он старше самого исполнителя, невольно
приходит в голову мысль, что «… уж если ребенок это показывает, то, наверное,
это очень просто… Вот какую новую штуковину придумали изобретатели! Надо и мне
купить такую же для моего сына…» И все. Никакого восторга по отношению к себе,
к своим умениям, юный артист не вызовет. Впрочем, у своих сверстников он вполне
может вызвать даже нежелательную эмоцию зависти. Зависти к тому, что он обладает
таким оригинальным болтом, что нашел деньги на его покупку, что, вообще знает,
где его купить. Но опять же никакого восторга, как артист, этот юноша не
вызовет. Нет ничего артистического в такой простой демонстрации оригинальной
игрушки. Наверное, когда-то у младенцев вызывала, да и сейчас, наверняка
вызывает точно такие же эмоции, прыгающая заводная лягушка. Принципиально
никакой разницы между болтом и лягушкой я не вижу. Да и любой взрослый человек
не увидит. Вот и спрашивается: мы, фокусники, хотим показывать своим зрителям
заводных лягушек, или мы хотим показывать чудеса?
А дальше возникает еще более важный вопрос. Уж если мы
допускаем, что такие демонстраторы заводных игрушек называют себя фокусниками,
то какого прогресса нашего жанра можно ожидать? А, подумав, можно, я надеюсь,
прийти к закономерному выводу. Прогресс возможен только в сцепке между
артистичностью исполнения и, разумеется, в появлении совершенно новых заводных
лягушек. И самое главное. Это относится и к юным фокусникам, и к их наставникам.
Нужно сто раз подумать, прежде чем показывать зрителям какие-то купленные
фокусы: стоит ли это показывать, и как это надо показывать. По сути дела, я
опять вернулся к уже затронутой в предыдущих заметках теме: разоблачение
секрета не является научением исполнению трюка. Обучение фокусам гораздо
сложнее того, с чем могут столкнуться юные исполнители, вступая на нашу
таинственную тропу. Секреты важны, но они никогда не станут самым главным в
профессии фокусника. И не может, например, назвать себя менталистом юноша,
который не умеет правильно говорить, свободно, но при этом изящно, стоять рядом
со зрителем. Не может он называть себя так, если не может логично и понятно
объяснить зрителю его задачу. Думаю, что на конкурсах иллюзионистов вообще,
прежде чем допустить «артиста» к такому конкурсу, надо ввести обязательную
программу. Например, по риторике, по сценической речи, по сценическому
движению, по танцам, пантомиме. Надо это сделать совершенно обязательным и в школах
обучения волшебству. Вот, например, в театре иллюзии у Анатолия Ляшенко,
насколько мне известно, есть педагоги по танцам и сценической речи. И уж если
кто-то берется учить детей, подростков и взрослых фокусам, то с этого и надо
начинать. К огромному моему сожалению, к такому выводу приходишь только в конце
или на пике творческой жизни, а в ее начале погоня за секретами трюков и
реквизитом занимает все мысли начинающего фокусника. Вот и получается, что на
конкурсах даже призовые места занимают убогие исполнители, по которым и
начинают равняться их еще более убогие «коллеги». А из лицезрения всего этого
убожества у нормального зрителя и возникает совершенно справедливая оценка и
жанра фокусов, и того контингента людей, которые ими занимаются.
Впрочем, эти мои «мысли вслух» скорее всего ничего не
изменят в алгоритме уже веками повторяемого становления фокусника: начинающие
все также будут стремиться к разоблачению секрета трюка, ничем не отличаясь от
зрителей. И все также будут торопливо показывать новые заводные игрушки своим
друзьям и знакомым. И только некоторые из них начнут совершенствовать не только
свои руки, но и мозги. И вообще начнут работать над собой и становиться
человеком, с которым приятно общаться, даже если он не покажет вам ни одного
фокуса.
Поэтому нам остается лишь с печалью следить за стремительным
ростом количества фокусов и фокусников, и надеяться на то, что мы еще успеем
увидеть, обещанное философами, неизбежное перерастание этого самого количества
в качество. Может быть, и доживем…