Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 14 января 2014 г.

И ещё раз о раскрытии секретов фокусов (продолжение)

Но во всей этой рассматриваемой проблеме есть ещё один очень важный и принципиальный вопрос. Этот вопрос относится к психологии иллюзионизма, т. е. к той, еще не изученной профессиональными психологами области теоретической и практической психологии, которая рассматривает мотивации, поступки и отношение к ним, со стороны людей, занимающихся искусством иллюзии. Откуда в человеке берётся вообще это желание раскрывать секреты фокусов? Что психологически определяет этот странный интерес? Ведь вполне можно предположить, что изначально для фокусника, не знающего секрет какого-то трюка, на первом месте находится его любознательность. В основе подглядывания, расспрашивания, поиска, лежит лишь страстный интерес раскрытия секрета трюка, его изучения. По сути своей любознательность – это основа любых теоретических и практических исследований окружающего нас мира. И любой фокусник, стремящийся расширить свой кругозор, повысить мастерство, постоянно находится в поиске решений для реализации новых трюков. Одни фокусники придумывают свои новые секреты, их меньшинство, а большинство придумывать новые фокусы и их секреты не может. Поэтому хочет лишь узнать эти секреты, и попробовать использовать их в своей работе.

Но вот для понимания мотивации индивида, знающего секрет трюка, и начинающего раскрывать эти секреты другим людям, следует предварительно рассмотреть с точки зрения психологии само понятие «интерес», то самое глубоко спрятанное в сознании, а, возможно, и в подсознании, чувство, подвигающее его на подобное действо. Это необходимо по той простой причине, что абсолютное большинство фокусников, раскрывающих секреты, знают, что такое раскрытие сокровенных секретов трюков осуждается практически всеми фокусниками. И уж, по крайней мере, все знают, что запрет на разглашение секретов является основополагающим в этическом кодексе иллюзионизма. Какой же интерес толкает их на нарушение этого кодекса? Что в их мотивации оказывается сильнее страха подвергнуться обструкции со стороны своих коллег? И тут-то оказывается, что сам термин «интерес» не имеет в среде психологов однозначной трактовки.

Оксфордский толковый словарь по психологии дает следующее определение термину «интерес».

«Интерес – один из тех терминов, которые оставались незамеченными в профессиональном словаре психологии, особенно педагогической психологии. Его значение очень свободное, и в то или иное время этот термин употреблялся для обозначения всех следующих понятий: внимание, любопытство, мотивация, сосредоточение, озабоченность, целенаправленность, осведомленность и желание. Большинство авторов просто следуют своей интуиции при его использовании; его сложно употребить неправильно».


И далее в словаре понятие «интерес» рассматривается в нескольких ипостасях: как интерес ВНЕШНИЙ; как интерес ВНУТРЕННИЙ; и как интерес СОЦИАЛЬНЫЙ. Как мне кажется, такое разделение необходимо лишь для классификационной и методологической необходимости. И главное значение для фокусника во всем процессе имеет интерес социальный. В социальной жизни любого общества во все времена интерес внешний всегда обусловлен наличием внутреннего интереса к объекту (в нашем случае к трюку, к секрету его исполнения). А вот, уже, будучи реализованными, в какой-то мере, внешний и внутренний интерес, порождают интерес социальный. И реализация социального интереса индивида может происходить в различных вариантах.

Рассмотрим различные действия в случае, когда фокусник узнал секрет нового трюка. Но изначально рассмотрим различные варианты путей, по которым к нему пришло это знание. Таких путей, даже в наше время информационного общества, не так уж много. Если вдуматься, то узнать секрет любого трюка один человек может только от другого человека.

При первом рассмотрении столь категоричного заявления, оно может показаться ложным. Как так, воскликнут многие, мне никто ничего не рассказывал, я сам догадался, как делается этот трюк! А я прочитал в книжке! А я увидел в Интернете! Но вдумайтесь: все эти пути предполагают обязательное участие в процессе узнавания, другого фокусника, который знал этот секрет до вас.

Вы догадались, увидев, как ДРУГОЙ ФОКУСНИК показывал этот трюк. Вы прочитали секрет в книге, которую написал ДРУГОЙ ФОКУСНИК. Вы увидели семинар в Интернете, который «слил» туда ДРУГОЙ ФОКУСНИК.

Ведь, согласитесь, не придумана ещё компьютерная программа, разоблачающая секреты фокусов. Нет никакого механического, электрического, химического и любого другого инструмента, позволяющего без всяких мыслительных усилий со стороны обучающегося узнать секрет фокуса! И вряд ли такой инструмент когда-нибудь появится.

Обратите внимание: я не рассматриваю механизмы ИЗОБРЕТЕНИЯ новых трюков (хотя они, в принципе, подходят для разгадывания секретов). Есть различные системы придумывания нового, речь сейчас идет не об этом. Я рассматриваю иной процесс: каким образом один человек узнает секрет трюка, который знает другой человек. Речь идет не о новых трюках, а о трюке, который один человек увидел в исполнении другого человека. Да, такой пытливый исследователь может применить, например, систему ТРИЗ. Но речь идет не об этом. Меня интересует тот интерес, который руководит человеком, разоблачающим секрет трюка. Для чего он это делает?


Ответов может быть несколько. Довольно часто выясняется, что исполнитель вообще не собирался раскрывать секрет другому человеку. Он его тщательно оберегает. Я лично знаю несколько весьма уважаемых коллег, которые ни при каких обстоятельствах не раскроют секрета, не только своего, авторского фокуса, но и любого другого. Кстати, они, эти уважаемые фокусники, никогда не будут и вторично показывать один и тот же фокус. Это второе главнейшее правило, которое часто оговаривают в книгах по фокусам. И оно совершенно оправдано: если вы второй раз показываете одно и то же, зритель или ваш коллега будет следить не за внешним эффектом трюка, а пытаться понять механизм его демонстрации. Поэтому, показывая один и тот же фокус второй раз, вы невольно способствуете его разоблачению дотошным наблюдателем. И уж если вы не хотите стать сами разоблачителем секретов, а тщательно их оберегаете, то никогда не показывайте фокус сразу же во второй раз, как бы слёзно вас не просили об этом.
                                                    (продолжение следует)

4 комментария:

  1. Прочитав последний абзац сразу подумал о фокусах с "двойным обманом" (это когда вроде бы раскрываешь секрет фокуса зрителям, но на самом деле демонстративно, еще более изощренным способом его обманываешь). Поэтому показывать фокус второй раз очень даже можно, если это фокус с "двойным обманом".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Василий! Конечно же, нельзя воспринимать любые правила и рекомендации, как догму, препятствующую творчеству и здравому размышлению. Есть масса примеров, когда номер базируется именно на нарушении правил. Но тут, как в живописи или фотографии. Только тем, кто крепко-накрепко усвоил правила композиции, позволительно их нарушать. Да и то лишь если есть веские основания и какие-то специфические художественные задачи. Типичный пример из той же фотографии — Родченко... Его нарочитые нарушения композиционных принципов вскоре сами стали правилами композиции. В фокусах правила еще менее жесткие, чем в фотоделе. Есть даже трюки, которые специально «заточены» под многократные повторы. Ну, взять хотя бы «базарные фокусы», связанные с неудачами зрителя — те же наперстки, три листка, палец в петле ремня... Но все это скорее исключения из правила.
      А вот Ваш пример — это не исключение, а дополнение к правилу о запрете повторов. Звучит это дополнение примерно так. Если зрители уж очень наседают с просьбой повторить трюк, не стоит их разочаровывать. Кто мешает показать им трюк со схожим или идентичным эффектом, но иным механизмом исполнения? Это даже приветствуется. Упомянутые Вами фокусы «с двойным дном» как раз из той же серии, просто там помимо альтернативного варианта демонстрации присутствует также ложное саморазоблачение.

      Удалить
  2. Согласен с Андреем Николаевичем. Не так давно сделал цепочку карточных фокусов, в которых каждый последующий фокус как бы объяснял секрет предыдущего, но завершался по другому. За счёт этого эффект как от фокуса, так и от самой последовательности, был очень сильным.

    ОтветитьУдалить
  3. "тот вопрос относится к психологии иллюзионизма, т. е. к той, еще не изученной профессиональными психологами области теоретической и практической психологии, которая рассматривает мотивации, поступки и отношение к ним, со стороны людей, занимающихся искусством иллюзии."

    Alfred Binet, "La Psychologie de la prestidigitation", 1894

    ОтветитьУдалить