Общее·количество·просмотров·страницы

суббота, 11 января 2014 г.

И еще раз о раскрытии секретов фокусов

Наверное, тема разоблачения секретов фокусов – «святая-святых» для фокусников, так и останется для большинства представителей «волшебной гильдии» самой важной и принципиальной. Именно отношение к этой проблеме на протяжении всего времени существования иллюзионизма, как вида искусства, как творческой профессии, определяло, прежде всего, социальный статус самого артиста: кто ты такой? По какую сторону баррикады ты находишься? Ты с нами или ты против нас? Ты – «тупой» обыватель, поражающийся нашим «чудесам», или продвинутый мастер, зарабатывающий, как и мы на хлеб насущный ловкостью рук?

Вот такие вопросы и возводили самую главную баррикаду между фокусниками и зрителями. Ведь, как правильно замечено, во всех книгах по искусству иллюзии, много раз написано: никогда не разоблачайте секретов фокусов. Этот принцип как бы венчает собой пирамиду всего искусства фокусничества. Ведь что греха таить – все трюки базируются, прежде всего, на обмане. И когда обман раскрыт, чудо теряет всё свое обаяние и таинственность. И артист, которому только что рукоплескала толпа зрителей, потому что, как маг он был выше, мудрее, значительнее всех, будет освистан теми же своими почитателями. Освистан потому, что никто не хочет быть обманутым, никто не хочет оказаться глупее обманщика. Зритель в этом отношении весьма коварен, подл и непоследователен: он, открыв рот, следит за горошиной и за её перемещениями, удивляется и восхищается, когда она, непостижимым образом, перемещается под другую скорлупку. Но через мгновение, когда обман вдруг раскрыт, готов убить фокусника, чтобы отомстить за свою тупость и непонятливость. Возможно, когда-то и убивали…

Так вот и появилось это главное правило: не хочешь, чтобы тебя освистали, не разоблачай секретов перед зрителями. И возразить этому незыблемому закону просто нечем. Именно так это правило и преподносится всем зрителям. Но, как мне кажется, фокусники лукавят, когда, отведя глаза в стороны, упрямо повторяют эту аксиому.

В этом правиле есть несколько исключений.

И главное исключение таково, что может вызвать ещё большее негодование у тех, кто считает себя фокусниками-профессионалами. Попробую его сформулировать.

Можно ли, а, главное, нужно ли раскрывать секреты фокусов своим коллегам-фокусникам? И отношение к этому принципу, на мой взгляд, и выстраивает новую баррикаду. Баррикаду уже внутри крепости, возведенной для охраны своих внутренних секретов фокусниками от обывателей. Закрывшись внутри такой профессиональной крепости, фокусники начинают разрабатывать свою корпоративную этику взаимоотношений уже между собой.

Эта этика прагматична, лукава, коварна и плутовата. Поскольку в ней высокопарными словами и требованиями прикрываются совершенно иные принципы. На мой взгляд, на первое место здесь выдвигается принцип исключительности, а, соответственно, и самых высоких гонораров. Сохраняя свою исключительность в знании секретов, артист, тем самым, гарантирует и свои высокие гонорары, поскольку он не будет иметь конкурентов. Но, пожалуй, это самое простое объяснение. Хотя, возможно, именно поэтому и правильное.

Ведь до сих пор самой главной проблемой талантливых изобретателей и демонстраторов остается проблема копирования. Они, возможно, и хотели бы рассказать о своем изобретении, хотели бы заслуженно получить лавры гениального выдумщика от своих же коллег (ну не раскрывать же свои секреты обывателям!). Удерживает их от этого шага лишь опасение конкуренции. Конкуренции со стороны глупых и, не умеющих придумать ничего нового, фокусников. Но, вдруг они, эти «тупые неумейки», узнав секрет, сумеют показать именно этот трюк лучше самого изобретателя?! Этого допустить никак нельзя!

Вот и молчат они, как воды в рот набрали. Отдавать секрет задаром не хочется, ведь он приносит изобретателю какую-то, пусть небольшую, но выгоду. А просить деньги за свой изобретенный трюк как-то с коллег неловко. Да и цену своему изобретению определить трудновато
.
Но предприимчивые фокусники начинают с большим финансовым успехом проводить обучающие семинары для тех, кто хочет научиться показывать фокусы. И используют они в своей работе чаще всего чужие фокусы, взятые из других семинаров. Вот и злит эта, развернутая в Интернете деятельность, тех, кто и мог бы поделиться какими-то наработками, но предприимчивости не хватает. А, значит, надо остановить этих фокусников, кто продает чужие секреты.

Но ведь, запущенный предприимчивыми фокусниками уже много лет назад, этот необратимый и совершенно необходимый новичкам, процесс обучения никогда не исчезнет! Он нужен как воздух для жизни! Только благодаря тому, что кто-то покажет восторженному юноше, как может из руки исчезнуть монетка, появляются, совершенствуются и растут новые фокусники. Которые обязательно должны превзойти всех своих учителей! Только так иллюзия будет развиваться, а не вымрет за какие-то полвека.  Обучение может принимать самые разнообразные формы, но оно всегда будет. Ведь профессия учителя – самая древняя профессия. Когда на это возражают, и приводят как пример другую профессию, педагоги возмущаются: ведь должен же был кто-то их научить!

Ну и, наконец, попробую отделить мух от котлет.

1.       Основное правило: зрителям секреты раскрывать нельзя! Раскрывая секреты простым зрителям, такой «фокусник» не только рубит сук, на котором он сам сидит, но и подпиливает дерево, увешанное другими фокусниками.
2.      Делиться секретами с коллегами нужно обязательно! Это поможет всем участникам такого процесса: происходит взаимное обогащение, даже если другой фокусник знает меньше тебя.


Разумеется, никто не в силах заставить всех фокусников следовать этим правилам. Потому, что они могут просто не признавать этих правил, они могут жить по другим законам. Надо понимать, что в джунглях живут по закону джунглей. Здесь главенствующим является право сильного, по которому все правила устанавливает (и меняет в любой момент) только он сам. А все остальные правила – это для слабых. Чтобы хоть как-то защитить их мифические права. Возможно, именно поэтому начинающие (а поэтому еще слабые) фокусники так хотят вступить в какие-то союзы, чтобы получить хотя бы моральную поддержку. А самое главное, они хотят учиться!

7 комментариев:

  1. Ух, какие актуальные темы: о внутривидовой конкуренции (о межвидовой даже и не говорят пока); о том кого можно назвать профессионалом; о подмене теории выживания (выживает не сильнейший, но приспособившийся); о монетизации обучения и о завышении порога входа в профессию; о мифах (наличия у отечественных фокусников товарного предложения в области фокусов и иллюзионизма); о торговле "индульгенциями Хассини" - купил за 50$ - и сразу фокусник!; о маргинальности молодых фокусников роем слетевшимся на бесплатные интернет-конференции и не желающие покупать семинары. Отдельной ремаркой отмечу, что Дэвид Коткин вполне себе "тупой неумейка" - он не изобрел ни одного фокуса, а все номера ему ставили проплаченные сценаристы и режисееры - постановщики. Только он профессионал. И миллионер поэтому. Именно потому, что "неумейка". И именно потому, что профессионал. Вот в этом главный секрет. Миллионеры - певцы есть, танцоры то же, и юмористы. Они профи. Еще какие. Только среди фокусников миллионеров нет, да и профессионалов считанные единицы. А раскрытие секретов - дело десятое, для юных кардистов в основном, или школьников - любителей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемый Василий очень внимательно, вдумчиво прочитал мою заметку. И подметил моменты, которые, возможно, ускользнули от других читателей. Большое ему спасибо за такой аналитический взгляд.
      Но я бы не считал теорию выживания неправильной. Я её не подменял ни в коем случае. Просто сильнейшим я называю выжившего, а уж за счет каких своих способностей он выжил – это тема отдельной статьи. Ведь Давид когда-то победил Голиафа. Так кто из них сильнейший в той битве?
      Что касается причисления Копперфильда к «тупым неумейкам», то здесь Василий подметил самую главную мысль. И я ещё раз хочу поблагодарить его за это. Следует различать изобретателей и демонстраторов. И печально, когда замечательные изобретатели рвутся в среду артистов, не умея достойно, красиво и правильно продемонстрировать свои же изобретения, но свято охраняя свои секреты. Интуитивно они понимают, что среди сотен «тупых неумеек» (не умеющих изобретать фокусы), может оказаться парочка «неумеек», которые работают с трюками в сотни раз лучше его. И не беда, что они не умеют изобретать, может быть это как раз их достоинство. Они не тратят свою мыслительную энергию на попытки совершить то, что им не дано от Бога. А изобретатели ведь и не пытаются получить медали за изобретения. Даже, если и получат значок «Заслуженный Изобретатель», они не станут первыми среди своих коллег-фокусников. Они хотят получить лауреатские знания как артисты. Иногда получают. Но делиться секретами не хотят. Понимают, что сразу могут отойти на второй план. Вот и возникает проблема: как их убедить раскрывать свои секреты для коллег. Но об этом в следующих статьях.

      Удалить
  2. Думаю, что Вы, уважаемый Профессор, затронули больную тему для тех, кто сам что-то придумал и написал. Для других это не имеет никакого значения, поскольку продать ворованное и заработать на нем копеечку - святое дело российского обывателя.
    О каких кодексах чести в союзах Вы говорите? Посетите очередное заседание в ЦДРИ, где перед началом разбивают шатры уважаемые дилеры. Вы хотите сказать, что все они продают честно купленный по оптовым ценам товар? Большинство, видимо, так и поступает. Но одна ложка дегтя там присутствует практически всегда! Все это знают, но молчат, поскольку дегтярный дилер уплатил за "крышевание" вступительный взнос.
    Законодательство об авторском праве дает ответ на поставленный Вами вопрос. Но и оно не совершенно. Поэтому затронутая Вами тема неисчерпаема.
    Вы правы, что все начинается с профессионального союза. Мы это с Вами уже делали. Мало того, предлагали Правлению наладить выпуск авторского СМИ, которое решило бы все авторские проблемы с публикациями и изобретениями.
    Но Правление категорически против этого. Почему? Пусть каждый подумает, или спросит товарища.
    В первом номере авторского СМИ я бы опубликовал описания изобретений Вашего лучшего друга М. Изотова. Артистам нужен образец для подражания со ссылкой на первоисточник.
    Упростите жизнь артистам, не заставляйте их бегать по патентным библиотекам.
    Секреты изобретательных фокусников - в массы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "все начинается с профессионального союза." А зачем собственно нужен этот - профессиональный союз? У певцов таковой имеется? Или у танцоров например. Или у жонглеров? А ведь у перечисленных жанров профессиональных секретов не меньше, чем у фокусников.
      "Артистам нужен образец для подражания со ссылкой на первоисточник." Такое явление присутствует и даже с избытком - все дружно копируют друг у друга номера, подачу, сценарное решение - многоликое и унылое однообразие. И чем больше "копий", тем сильнее уничтожается номер в первоисточнике - копируют-то все и как ни попадя. И потом даже первоисточник нивелируется в глазах зрителя и наконец этот номер становится одиозным и отторгается зрителями.
      Поэтому в выигрыше тот, кто не ходит строем ни в какие союзы, профсоюзы и не показывает свои номера на конкурсах и фестивалях. (прекрасно понимая, что отечественная судебная система никак не способна защитить ни автора, ни его право).
      Может пора заканчивать - "когда в партию сгрудились малые"?

      Удалить
  3. Спасибо, Владимир Серафимович! Особенно за четкий и внятный вывод: зрителям — нельзя, коллегам — можно. Вот только жаль, что Вы не рассказали, как правильно действовать.
    В принципе, Ваша идея, она интуитивно понятна, ведь от своих секретов нет. Но вот непонятно, какой способ распространения информации считать допустимым, а какой нет.
    Про платные семинары на конгрессах — все ясно. Там можно и должно. Для того они и созданы, там все свои...
    Но вот нормально ли раскрывать секреты в книгах?
    А в журналах?
    А на сайтах (открытых и закрытых)?
    А в видеороликах?
    Позволительно ли давать видеосеминар товарищу? А заливать на торрент?
    Где тут грань между «можно» и «нельзя»? На какие критерии ориентироваться?
    Секреты какого уровня нельзя раскрывать ни при каких обстоятельствах?
    Что называть общеизвестными фокусами, которые можно тиражировать без зазрения совести?
    Для всех ли правила едины? Если секрет раскрыл мэтр жанра и начинающий фокусник — одинаково ли они виноваты, или что положено Юпитеру, не положено быку?
    Вот на эти вопросы ответы уже не столь очевидны и однозначны. Было бы здорово, если бы Вы их при случае осветили...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемый Андрей, спасибо Вам за поставленные вопросы. Они превосходно задают темы для последующего анализа ситуации, которая сложилась в нашем иллюзионном мире. Я обязательно буду рассматривать эти проблемы и призываю всех коллег высказываться на эти животрепещущие темы. Мне, впрочем, кажется, что этих вопросов бы не было, если в среде пользователей Интернета была бы решена проблема ограничения доступа к определенным группам. Одно дело – пообщаться с коллегами, обсудить какие-то вопросы, тонкости демонстрации, новые гиммики. И совсем другое, если к такому обсуждению могут подключиться просто любопытствующие. Это всё равно, как в женской бане сделать прозрачные стенки. Ну, в банях, вроде бы проблема решена, хотя любопытствующие юноши могут и дырочку просверлить. А вот с Интернетом, кажется, эта проблема пока что не решаема. Впрочем, я не специалист в этой области. Может быть, программисты что-то придумают. А пока что самое действенное – встречи фокусников, на которые можно проникнуть только по членским билетам.

      Удалить
    2. "А вот с Интернетом, кажется, эта проблема пока что не решаема. Впрочем, я не специалист в этой области. Может быть, программисты что-то придумают."

      Владимир Серафимович. Попробуйте зайти на http://www.magictorrents.com/ или http://www.artofmisdirection.com/ и вы поймете, что программисты и фокусники давно уже все придумали.

      Удалить