Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 15 января 2014 г.

И ещё раз о раскрытии секретов фокусов (продолжение 3)

Итак, исполнитель тщательно оберегает секрет и показывает свой фокус. Но вот уж беда: или в его демонстрации получился маленький сбой, или зритель попался такой наблюдательный и дотошный, что секрет оказался раскрытым. Вопль восторга со стороны наблюдательного зрителя! Он понял, наконец-то, как делается этот фокус! Фокусник, конечно, раздосадован своей неудачей, но, не показывая вида, шутливо замечает: теперь мы оба знаем секрет, но никому его не расскажем. Зритель тут же становится на сторону фокусника, иногда даже доверительно подмигивает ему, мол, все понял, мы теперь из одной команды. Мы оба знаем секрет, значит, я тоже уже в какой-то мере отношусь к фокусникам. Ну а фокусник просто продолжает свою программу.

В рассмотренном случае фокусник случайно раскрыл секрет, не имея такой задачи. Это просто его ошибка. Случай, кстати, очень распространенный. Недаром знатоки говорят, что фокусы раскрывают не столько наблюдательные зрители, сколько неловкие фокусники. Этот случай самый простой: фокусник не имел ни намерения, ни интереса раскрыть свой фокус, он совершил ошибку и корит самого себя за свою неловкость. Ничего, потренируется, и всё будет в порядке. Такого больше не произойдёт. Скорее всего, это просто мечты. Такое ещё много раз произойдет, пока наш фокусник станет профессионалом в исполнении этого трюка. Когда-нибудь он начнет показывать этот трюк безупречно, либо, испытав много раз неудачу, вообще забросит этот фокус, и начнет репетировать совсем другие трюки. Им будет двигать во всех случаях тот самый СОЦИАЛЬНЫЙ интерес: он хочет стать абсолютно профессиональным фокусником, он не имеет права на ошибку (как сапёр).

Но вот вам несколько иная картина. Фокусник репетирует уже много лет свои фокусы, а зрители мгновенно раскрывают его секреты, смеются, показывают пальцем. Фокусник смущается, краснеет, убегает от них, иногда, плачет, размазывая по щекам такие горькие слёзы. Он понимает, что делает что-то не так, но не может понять, что же надо изменить, в чём его ошибка? Чаще всего такая ситуация возникает с молодыми, юными фокусниками, которые хотят уже завтра стать профессионалами, которыми восхищаются все вокруг. Они начинают показывать фокусы зрителям, ещё не научившись это делать по всем правилам. Они и правил-то этих ещё не знают, и движения у них угловатые, и речь кошмарная. Но они сами-то этого не замечают! Они рвутся вперед. И губят всё дело…

Иногда у них, после множества неудач, возникает стойкая ненависть и к фокусам, и к удачливым фокусникам, в среду которых им так и не удаётся прорваться. Но в глубине души они считают себя такими же знатоками искусства иллюзии. Они даже пытаются объяснить себе и друзьям ситуацию: фокусы это очень просто, я всё это знаю, я такой же продвинутый, как они. Ну, не выступаю, времени нет на репетиции, но вот смотрите, я вам сейчас расскажу, как делается этот фокус!

И снова налицо этот самый пресловутый СОЦИАЛЬНЫЙ интерес: я лучше вас, я знаю и умею больше, и сейчас я это докажу! И в этот момент «знатока» уже совсем не волнует то, что фокусники будут на него в обиде за раскрытые секреты: они ведь не приняли меня в свою гильдию. Этим фокусником-неудачником уже движет другой ИНТЕРЕС: если он не стал равным и лучшим среди фокусников, то уж среди своих дружков он выдвинется на первую роль, разоблачив этого фокусника-обманщика! И друзья, которые только что аплодировали другому, начнут аплодировать ему, потому, что он знает, как тот обманывает нас! И расскажет сейчас всем, чтобы тому неповадно было!

Чаще всего этот «разоблачитель» не получит никаких аплодисментов. Особенно, если его окружение будет немного умнее его. И будет разочаровано, узнав секрет. Кстати, обыватели только сразу после фокуса хотят знать, как он делается. А через некоторое время они уже отвлекаются на другие дела, забывают про фокусы и про свой интерес к тому, как же этот фокус делается. И даже узнав секрет, очень быстро выбрасывают его из головы, либо помещают в отдаленные закоулки своего подсознания. Причина простая: им вовсе не важно, как можно сделать этот фокус. Они его узнали, удовлетворили своё любопытство, теперь его нужно быстренько выбросить из головы, чтобы место не занимал.


И только тот, кто хотел когда-то стать фокусником, будет бережно хранить этот секрет и долго ещё сожалеть, что сам не может сорвать аплодисменты, показывая другим этот фокус…

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Владимир Серафимович!
    С интересом прочитал Вашу статью, и хочу немного вступиться за тех фокусников, про которых Вы написали: "Они начинают показывать фокусы зрителям, ещё не научившись это делать по всем правилам. Они и правил-то этих ещё не знают, и движения у них угловатые, и речь кошмарная. Но они сами-то этого не замечают! Они рвутся вперед. И губят всё дело..."
    "показывать фокусы зрителям, ещё не научившись это делать по всем правилам". Это нормально. Где ознакомиться с этими правилами? Либо у опытного фокусника, либо в каких-нибудь источниках. Но для того, чтобы найти такого опытного фокусника, надо либо быть с ним знакомым (идеальный вариант), либо дорасти до уровня, чтобы опытный фокусник обратил на него внимание. Про другие источники... Источников по фокусам не много, а очень много, но далеко не во всех эти правила объясняются. Ещё один любопытный момент про правила. Уверен, что большинство сходу назовёт два правила: не раскрывать секрет зрителям, и не показывать один и тот фокус два раза подряд одним и тем же способом. Немного подумав, можно будет вспомнить ещё пару правил: фокус надо репетировать до тех пор, пока он не будет получаться 10 раз из 10-ти; при показе не говорить, что будет дальше. А другие правила? Легко ли их вспомнить? В книге Ришара "Красный дьявол или белая магия" 1866 года этих правил одиннадцать. В "Увеселительном волшебстве" 1791 года этих правил тринадцать. И честно признаюсь, без помощи О.А.Степанова и А.Н.Федорова я бы никогда об этом не узнал. А каково другим, кто не знаком с этими людьми?
    "и движения у них угловатые, и речь кошмарная". Возможно, я ошибусь, но почему-то считаю, что через это проходят если не все, то большинство фокусников. Конечно, когда начинающий фокусник обладает грамотной речью, правильными движениями, это здорово. Но другим-то что делать? Не показывать фокусы?
    Естественно, что они этого не замечают. Вообще, замечать у себя ошибки и признавать их, и работать над ними, и всё это проделывать самостоятельно, на мой взгляд, очень сложная задача. И в этом случае как обойтись без сторонней помощи?
    "Они рвутся вперёд". И это прекрасно! Энтузиазм - великое дело, если его направить в правильное русло.
    И получается (сугубо на мой взгляд), что надо либо быть знакомым с профессионалом, который поможет, либо иметь хорошее образование. Такое серое образование в черепной коробке.

    С уважением, Александр.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Цитата:"Конечно, когда начинающий фокусник обладает грамотной речью, правильными движениями, это здорово."

      Типичный подход. Весьма типичный. У подавляющего большинства фокусников (не зависимо от возраста) именно такой подход к окружающей действительности "волшебный". Как в русских сказках - раз - и все чего необходимо получилось. И уроки профессионалов Запада им не в науку. Давид Коткин и уроки танцев брал, и уроки сценической речи, и уроки драматического мастерства (и хирургическую пластику лица делал, и модельерам платил - худобу скрыть и со стилистами волосы отращивал и еще, еще, еще). Потел на уроках танца, прикусывал щеки и язык исправляя свое произношение, изображал лошадь на уроках драммастерства и т.д. И речь у него теперь грамотная и движения не угловатые. А в посте Александра исконная русская мечта - что бы все по щучьему велению. И откуда же у начинающего фокусника возьмутся грамотная речь и правильные движения если не в результате весомых материальных затрат на репетиторов и многодневных репетиций?
      А по поводу замечать ошибки, так уже даны в отдельных работах конкретные рекомендации:

      1. Снимать свои выступления на видео.
      2. Копировать с глубоким анализом номера звезд жанра.
      3. Нанимать репетиторов.
      4. Не ездить на фестивали, что бы не ретранслировать на себя чужие ошибки.

      Удалить
    2. Да, хотел добавить, что мечта Александра о "хорошем образовании" является несбыточной - в отечестве НЕТ учебных заведений, в которых бы готовили профессиональных фокусников. Цирковые училища штампуют средней руки ремесленников, весьма далеких от понятия "профессиональный фокусник".

      Удалить
  2. Отличный раздел раскрывающий новые проблемы:

    1. Наличие группы асоциальных фокусников (социопатов), которые из мести за свое фаховое несовершенство мстят раскрытием секретов (зачастую имея целью неправедное обогащение, такой своеобразный шантаж, как случай с Аб..вым).
    2. Низком пороге входа в профессию (когда юноша с колодой карт легко составляет конкуренцию тем, кто многие десятилетия отдал фокусам).
    3. О правильном образовании фокусника и попрании традиции Мастер - Ученик.
    4. О том, что фокусники в годах не обладают достаточными навыками для подтверждения своего превосходства над начинающими и терпят крах под натиском "наглецов с потрепанной колодой".

    ОтветитьУдалить