Общее·количество·просмотров·страницы

понедельник, 8 апреля 2013 г.

Технология фокусов (продолжение)


Итак, главная мысль, которую хочет довести до своих читателей Эл Шнайдер, это то, что магические технологии не просто совокупность каких-то специальных секретных движений. И в этом я с ним полностью согласен.

Иллюзионная технология – это гораздо более широкое понятие. Поведение фокусника на сцене или перед ресторанным столиком – это технология. Его манера одеваться и умение стоять, не дергаясь в разные стороны, и не сутулясь – это тоже важнейшая часть иллюзионной технологии. Умение красиво и вежливо улыбаться, а не скалиться, умение выслушивать собеседника, не перебивая его, уважение к своему зрителю – это тоже технология. Всё это вполне поддается описанию, усвоению и обучению. Самая большая сложность для молодежи в овладении этой иллюзионной технологией то, что подчас им, возможно, придется ломать столь привычный для них образ жизни и поведения. Ведь, согласитесь, очень трудно перестроиться и перестать, например, материться, если твои друзья и знакомые выражают свои убогие мысли в основном матом. Очень трудно начать лишь вежливо улыбаться, когда все вокруг привыкли гоготать. В принципе, молодой человек может остаться таким, как он есть, и не отходить от своего круга. И он будет пользоваться успехом в этом кругу зрителей. Но тогда эта книга и все размышления – не для него.

Овладение магической технологией предполагает каждодневный тяжелый труд для каждого, кто хочет подняться над своим унылым, изрядно надоевшим ему бытием. А, выдвинувшись из своего окружения, и перейдя автоматически в другую социальную страту, каждый молодой человек сможет реально ощутить, как у него выросли крылья за спиной. Каждый молодой человек просто обязан уже в молодости прочитать множество книг – на одних видеофильмах никогда не станешь настоящим фокусником.

В качестве мотиватора для самосовершенствования могу посоветовать всем, прочитать повесть Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Сейчас эту мощную притчу можно быстро и бесплатно скачать из Интернета. Сорок лет назад, когда она была написана, в России ее достать было невозможно. Я прочитал Баха уже в зрелом возрасте. И до сих пор считаю эту повесть очень важной для любого юноши и девушки, кто хочет достичь каких-то высот в любом ремесле. Бах прекрасно описал ошеломляющее чувство восторга, когда ты осознаешь, что сумел добиться большего, чем те, кто тебя окружают, что сумел вырваться из плена обыденности.

Ну, а вторая книга – это подлинный учебник жизни, предлагающий алгоритмы поведения в любых ситуациях, это книга Дейла Карнеги «Умение приобретать друзей и оказывать влияние на людей». Я уже много раз выражал свое восхищение этим великолепным учебником. У Карнеги есть еще несколько книг, но начать изучать технологии самосовершенствования надо, конечно же, с этой книги. Поймите, пожалуйста, еще одну важную вещь. Иногда, мне доводилось слышать, что такое «управление» поведением людей слишком цинично. И человека, использующего в реальной жизни, выявленные Карнеги приемы, можно назвать «манипулятором». Недаром, говорили, что эта книга в свое время была учебником для служебного пользования в КГБ. Не знаю, правда, это или ложь, но никакого цинизма в книге я не нахожу. Наоборот, думаю, что Карнеги учит человека быть искренним и любить людей. И люди будут отвечать вам взаимностью.

Еще одно очень существенное замечание. Можно читать все эти книги, восхищаться ими, можно держать их на полке или на столе, нежно поглаживать переплеты, но ничего при этом не предпринимать. Это самая главная ошибка читателя. Знания станут вашими не тогда, когда вы их «уложили» в свои мозги и запомнили (я, кстати, не имею хорошей памяти), но лишь тогда, когда вы начнете применять их на практике. Лишь ваши собственные действия в каждую минуту жизни смогут превратить ваши знания в вашу силу. Поэтому, когда Олег Степанов в комментарии к предыдущим заметкам подметил, что все свои знания я применяю на практике, он в чем-то и был прав. Одно лишь ускользнуло от его пристального внимания: я не применяю эти знания. Я просто так живу уже много лет.

Однако вернемся к идеям Шнайдера. Должен сразу сказать, что во многом его взгляды мне представляются спорными.  Я постараюсь ему возразить, найти свои аргументы, но пока рассмотрим его предложения, как я их понял после прочтения.

Итак, Шнайдер классифицирует формы иллюзионного искусства следующим образом:
Клоунские фокусы
Театрализованные фокусы
Виртуальные фокусы
Уже такая классификация мне представляется слишком упрощенной, но давайте рассмотрим те признаки, по которым Шнайдер разделяет фокусы.

Клоунские фокусы, это такой вид фокусов, который развлекает аудиторию и вызывает неизменный смех. Но эти трюки, как правило, не бывают загадочными. Например, фокусник вытягивает изо рта ленту игральных карт. Выглядит очень зрелищно, все новички стараются включить эту корючку в свою программу работы с картами. Зрители в этот момент улыбаются или хохочут. Но задайтесь простым вопросом: неужели хоть кто-то верит в то, что карты прятались во рту фокусника? Никто и ни на секунду. Примерно такая же реакция и на появление бесконечной бумажной ленты из шляпы. Когда зрители видят ленточный водопад из шляпы, разве хоть кто-то задает себе пафосный вопрос: «Интересно, из какого пространственного измерения всё это попало в пустую шляпу?» Ничего подобного. В лучшем случае можно услышать: «Братцы, сколько же всякой дряни можно незаметно засунуть в эту мятую шляпу…»

Шнайдер замечает, что он вовсе не считает такие фокусы примитивными, плохими и призывает никогда этого не показывать. Нет, такая магия тоже имеет право на существование. Он даже признается, что и сам использовал такие фокусы в своем репертуаре. Его критерий при выделении таких фокусов в разряд клоунских, следующий. Зрители, по его мнению, никогда даже не задумываются над тем, как такие фокусы делаются. Если бы они, хоть на секунду задались таким вопросом, то сразу же разгадали бы эти нехитрые трюки. Здесь важно, что зрители просто смеются над такими фокусами и не думают их разгадывать. Для них такое зрелище может быть отличным развлечением.

Уже здесь можно поспорить с мнением автора. Мне кажется, что термин «Комические фокусы» гораздо лучше описывает этот раздел фокусов. Согласитесь, любой клоун должен быть отличным комиком, но не каждый комик – клоун. Впрочем, я буду с нетерпением ждать комментария от признанных мэтров цирковой клоунады. Их мнение будет гораздо обоснованнее, чем мой взгляд на эту категорию фокусов.

Театрализованная магия, разумеется, серьезнее, чем клоунская, и больше напоминает какие-то головоломки. Зрители в своем большинстве не знают, как делаются такие фокусы. Но они способны вообразить идею секрета фокуса. Или считают, что всё им будет понятно, если фокусный реквизит попадет в их руки. Вот, если бы им на пять минут дали покопаться в фокусной коробке, они обязательно нашли бы в ней зеркало или второе дно. Этот тип магии порождает стойкие рассуждения зрителей: «Если бы фокусник еще раз показал этот фокус, я непременно поймал бы его», «Если бы я сидел ближе, то, наверное, заметил бы, как это делается», «Братцы, а у этого малого очень быстрые руки».  Эти комментарии дают основание считать, что зрители могут увидеть, либо предположить пути выполнения трюка. Но они всегда не уверены в своей правоте.

Театрализованная магия может напоминать настоящее волшебство, но не может обмануть чувства зрителей. Она вполне эффективна, но для достижения уровня полного совершенства зрелищности, должна преодолеть определенный барьер недоверия зрителя.

В качестве примера такого типа фокусов Шнайдер приводит трюк «Перелет монет из руки в руку». Он анализирует впечатления зрителей, которые очень хорошо подтверждают принцип его классификации. Зрители впечатлены трюком, он им понравился. При этом они высказывают два основных предположения о секрете фокуса.

1. Фокусник очень ловок. Он умеет незаметно прятать каждый раз одну монету.
2. Монета имеет две одинаковых стороны.

Чтобы разрушить второе предположение, Шнайдер начал использовать в качестве второй монеты китайскую монету – с отверстием в центре. Когда он снова стал интересоваться мнением зрителей о секрете трюка, зритель ответил, что фокусник использовал монету с одинаковыми сторонами. Шнайдер показал зрителю монету с отверстием в центре. Зритель посмотрел на Шнайдера, и произнес очень важную вещь: «Я никогда даже не задумывался об этом…»

На мой взгляд, в этом ответе зрителя кроется очень важная психологическая особенность восприятия фокусов: очень часто зритель даже не замечает того, что фокуснику кажется важным и очевидным.

Театрализованные фокусы могут быть очень загадочными, но они не превращаются в магию. Тем не менее, театрализованные фокусы замечательно развлекают публику. Самая большая часть иллюзионных номеров попадает именно в эту категорию. Исполнитель должен быть очень хорошим актером, чтобы выступать с такими номерами. До театрализованных фокусов ещё надо дорасти…

Виртуальные фокусы, это такие трюки, наблюдая которые, зрители не могут вообразить ни единого варианта их исполнения. Таким образом, виртуальная магия отличается от театральной магии тем, что фокуснику не приходится преодолевать «барьер недоверия зрителей». Зрители видят нечто такое необыкновенное, что эффект от демонстрации таких трюков превосходит любое ожидание.

На мой взгляд, существует очень мало трюков, отвечающих этим требованиям. К тому же мне показалось, что автор слишком наивно отделяет сами трюки, от личности исполнителя. И трюк, и сам фокусник должны находиться в органичном единстве. Ведь не бывает же фокусов, существующих сами по себе. Я не беру в расчет какие-то автоматы, роботы, технические головоломки. Меня интересуют фокусы, которые показывают артисты. И если артист плох, то он мгновенно загубит даже идеальный фокус.

Две колоды трюковых карт – «Brainwave» и «Invisible Deck» являются в классификации Шнайдера превосходным примером виртуальных фокусов. Зритель называет любую карту, и именно она оказывается перевернутой в колоде карт, которую держал сам зритель.

Далее Шнайдер пишет о том, что изобретенная им «Матрица», также входит в разряд виртуальных фокусов.

Я сам очень люблю микромагию и показываю фокусы за столом. При этом всегда сообщаю зрителям, что есть фокусы, которые получаются за счет ловкости рук фокусника, а есть и настоящие магические эксперименты. После этого показываю трюк, в котором зритель самостоятельно выбирает одну из четырех карт. Все четыре карты они сами вставляют в кожаные конверты с большими отверстиями в передней плоскости.
Четыре карты в четырех кожанных конвертах
Зрители могут все внимательно осмотреть
Зрители сами выбирают одну карту, например, бубновую пятерку
Зрители сами вставляют карты в конвертики
После нескольких перекладываний конвертов, карта зрителя переворачивается  внутри конверта
Зритель может очень хорошо видеть через эти окошки краповую сторону всех четырех карт. В конце трюка выбранная зрителем карта оказывается перевернутой внутри конверта лицевой стороной к окошку.

Зритель в полном недоумении, а я помогаю ему, заявляя, что этот трюк выполняется исключительно за счет ловкости моих рук. Вообще-то эти слова – очередная уловка, поскольку зритель не видит в этом фокусе никаких моих манипуляций. Поэтому я, как бы, не директивно, предлагаю ему поверить, что я обладаю непревзойденной ловкостью рук. То есть трюк, если следовать классификации Шнайдера, относится к категории театрализованной магии.

А вот после этого показываю трюк, известный в России под названием «Twisted Sisters». При этом заявляю, что сейчас хочу показать настоящую магию. И вот на что я хотел бы обратить внимание читателей. Я уже писал о том, что фокус должен быть в единстве с личностью исполнителя. «Twisted Sisters», на мой взгляд, просто гениальный трюк. Я влюблен в эту техническую идею, которая имеет множество модификаций, появившихся за последние годы. Но посмотрите на ю-тьюбе вот этот ролик


И вам, уважаемые читатели,станет ясно, что негодный исполнитель может испоганить гениальный трюк. Одна просьба к тем, кто вообще не занимается фокусами: никогда не смотрите этот ролик! Очень не хочу, чтобы вы начали с презрением относиться к моему любимому жанру…

Так вот после трюка с переворотом карты, выбранной зрителем, в кожаном футляре, «Twisted Sisters» становится образцом самой настоящей магии. Мне очень понравился этот трюк в интерпретации Хуана Тамариза. Я взял на вооружение именно его сказочную форму демонстрации. Обычно я заканчиваю этим трюком свою программу микромагии, оставляя своих зрителей в некотором состоянии полной прострации…

Итак, подведем итоги небольшого рассмотрения классификации фокусов по Шнайдеру. Он разделяет трюки на три группы по их технической оснастке, которая позволяет, по его мнению, создать определенное мнение зрителей о происходящем. Я же думаю, что любой трюк может занять место в предложенной нише, только в сочетании с личностью фокусника и с его способностью демонстратора. К тому же граница между группами фокусов, на мой взгляд, оказывается несколько размытой. И сам исполнитель может непроизвольно, или осознанно переместить трюк из одной категории в другую.

Однако в первом приближении система классификации может помочь распределить множество фокусов на категории по их воздействию на зрителей.

воскресенье, 7 апреля 2013 г.

Технология фокусов

Во многих своих книгах я пытался дать теоретическое обоснование того, как простые фокусы превращаются в Магию. Сейчас я хочу поговорить о важнейшей основе такого превращения.

Для того, чтобы стать магом, ученик, прежде всего, должен освоить технику фокусов. Или, в свете современных подходов к производству и обучению, чаще употребляют термин «технология». Сейчас мы будем говорить о технологии фокусов.

Никто не рождается магом. Думаю, что все начинающие фокусники сначала задумываются о секретах фокусов, а не о том, как превратить фокусы в настоящее искусство. Поэтому первая и важнейшая истина в становлении мага заключена в абсолютном знании и понимании секретов трюков. И я убежден, что эти «начала фокусов» можно изучить любому человеку, если они изложены в правильном и понятном алгоритме. Секрет любого фокуса должен быть описан в виде серии шагов, абсолютно понятных для читателя. Фокусы, трюки представляют собой сочетание вполне определенных принципов, которые можно понять и выучить. Поэтому изначально следует выявить и классифицировать эти элементарные принципы. Именно классификация позволит понять и, в конечном итоге, создать то, что можно будет назвать «технологией фокусов». И только потом можно перейти к исследованию магии, как развлечению и искусству. Фокусы обязательно включают в себя как непременные составляющие, юмор, трагедию, драму, пение, танец, пантомиму и многие другие жанры эстрады, цирка и театра. Но обо всем этом можно говорить с учениками только после того, как ими будут усвоены элементарные принципы фокусов. Таким образом, в этой работе предпринята попытка отделить собственно «технологию фокусов» от того, что превращает их в искусство.

К сожалению, мой опыт наблюдения конкурсов фокусов на иллюзионных конгрессах показывает, что практически все новички, заявившие себя на просмотр, оказываются в роли тех учеников, которые только начинают знакомиться с технологией фокусов. Они не понимают главного: нельзя демонстрировать на публике свое начальное знакомство с технологией. Работа режиссера, сценариста, возможно, хореографа или специалиста по пантомиме, позволит в дальнейшем превратить базовую основу, знание технологии в произведение искусства. Но показывать публике и жюри свое начальное знание секретов фокусов и некоторых приемов их исполнения, в конечном итоге оказывается неосознанным самим конкурсантом издевательством и над публикой, и над жюри. Недаром, после конкурсов высказывались предложения снабдить жюри «красной кнопкой», позволяющей в любой момент прервать такое конкурсное выступление. Поэтому, как говорится, следует отделить мух от котлет. Сначала разберемся в технологии. Фокус можно и нужно разложить на составляющие, чтобы правильно его показывать.

Несколько раз мне довелось участвовать в дискуссиях, в обсуждениях процесса подготовки и демонстрации фокусов. Например, последний «круглый стол» во время 13 съезда иллюзионистов в Москве. Там много говорилось о работе режиссера, о создании характера и образа фокусника, но практически ничего не было сказано об элементарных составляющих любого фокуса, из которых и складывается иллюзионный трюк.

Об основах, на которых строится магия, писали многие известные в прошлом иллюзионисты: Давид Девант и Маскелайн, Фитски, Тарбелл, Эл Шнайдер, Майкл Клоуз и другие. Недавно просматривал их работы и хочу остановиться на некоторых идеях Шнайдера.

Для объяснения необходимости понимания основ магии он приводит очень красочную и много объясняющую метафору. Для того чтобы стать знаменитым писателем, надо сначала овладеть навыками записывания текста, его построением, орфографией и грамматикой языка, на котором вы собираетесь писать свои будущие романы. Не стоит даже стремиться вселять огонь в сердца людей, зажигать их, если вы не можете даже одного предложения написать без ошибок.

Чтобы ваш текст был интересен для чтения, необходимо овладеть технологией разбивания текста на абзацы. Например, в абзаце обязательно должно быть хотя бы одно предложение, в котором описывается тема всего абзаца. Каждый абзац может строиться и развиваться по одному из пяти известных литераторам вариантов. Желательно в каждом абзаце использовать один из этих пяти вариантов. Необходимо изучить способы логического завершения абзаца, так чтобы, завершив один абзац, грамотно использовать нужный вариант для плавного начала следующего. Собственно говоря, эти правила, используемые для создания литературного произведения, как нельзя лучше подходят для описания магических технологий.

Далее Эл Шнайдер описывает процесс вырезания белки из куска мягкого дерева. Резчик сначала учится тому, как действовать резцом. После этого он пытается придать куску дерева сходство с белкой. И он пробует делать это снова и снова. Он наблюдает за белкой, сидящей на дереве. И резчик, наконец, вырезает из дерева сидящую белочку. Он старается сделать свою работу предельно аккуратно и придать своему творению максимальное сходство с белкой, которую он копировал. И он был успешен в своём творчестве. Он делает несколько копий и выставляет их на продажу. И народ покупает его белочек, потому что они полюбили скульптурки с первого взгляда. Резчик при этом уверен, что ему удалось вырезать белочек, очень похожих на настоящих. Но те люди, что покупают его скульптуры, видят в его творениях куски дерева, которые магически остановили время и запечатлели прекрасное мгновение.

Для того, чтобы произошло это загадочное превращение, резчик овладел технологией резьбы по дереву. Он этому научился. А покупатели влюбились в его творения. Некоторые даже считают его ремесло искусством.

Есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно долго. Как горит огонь, как течет вода, и как работает другой человек. Особенно, если этот человек работает артистично. Я уже неоднократно использовал в своих книгах определение магии, как мастерства, доведенного до степени искусства. Наверное, определить ту грань, когда ремесло перерастает в мастерство, а мастерство, в свою очередь, становится искусством, практически невозможно. Но увидеть, что перед тобой настоящее искусство, наверное, может каждый. Во всяком случае, я в это верю.

Итак, приступая к исследованию технологичности работы фокусника, я вовсе не собираюсь рассматривать правильные варианты пальмирования или различные способы двойного подъема. Есть множество важнейших аспектов иллюзионизма, не имеющих ничего общего с механикой трюка. Например, ваши коммуникативные возможности, умение общаться с аудиторией, ваши манеры. Технология магии весьма обширна и глубока. Умный фокусник всегда достигнет большего, чем его недалекий коллега. Причем он сделает это быстрее, легче и неожиданнее для самого себя. Только в том случае, если вы безукоризненно освоите магические технологии, зрители смогут увидеть в ваших фокусах настоящее искусство.

Важнейшей стороной технологии иллюзионизма является способность фокусника понимать и чувствовать свою аудиторию.

Следующий важный аспект вашей магии, это то, как вы хотите выглядеть в глазах вашей аудитории. Кем вы хотите предстать перед своими зрителями?

Когда я сам начинал заниматься фокусами, я ничего этого не знал. Я просто хотел научиться делать трюки, которые видел в исполнении других фокусников. Я хотел быть не хуже них, но я совершенно не задавался вопросом, кем я хочу выйти к зрителям. Я, как и все другие фокусники в то далекое время, знакомился с приезжающими в Саратов артистами и изучал все книги по фокусам, которые мог достать. Очень часто я был смущен тем, что слышал от других фокусников, и тем, что читал в книжках. Должен, кстати, заметить, что читал это только в книгах на английском языке. В наших отечественных книгах о технологии магии вообще ничего не говорилось. В книгах А. Вадимова и А. Акопяна в основном речь шла лишь о секретах фокусов. Конечно, теперь я понимаю, что секреты – это базовая, основная часть технологии. Часто я читал в книгах, что фокусник должен научиться «преодолевать неверие публики», но понятия не имел, как этого можно добиться.

Вообще-то мы с вами живем в век новых технологий, новых возможностей, новых систем коммуникаций. Вряд ли современные жители больших городов будут платить деньги, чтобы увидеть фонограф или кинопроектор в действии. Любую новую технику можно без труда и бесплатно посмотреть в Интернете. Мы с трудом можем поверить в то, что зрители стояли в очередь, чтобы увидеть движущиеся картинки. Еще не так давно технологические новинки вызывали самый искренний интерес, за возможность лицезреть их люди были готовы платить немалые деньги. Сейчас таких неискушенных зрителей днем с огнем не сыскать. Смотреть на какую-то новую машинку никто не хочет даже даром. Впрочем, в настоящее время некоторым успехом пользуются так называемые «музеи занимательных наук», в которых детям показывают разнообразные химические и физические опыты.

Иное дело, когда технологическая новинка представлена талантом ее демонстратора. Тогда на сцене или в выставочном зале может возникнуть чудо. И пока это чудо не будет разгадано простыми зрителями, оно будет привлекать к себе самый неподдельный интерес. Но, как только секрет будет раскрыт, игрушка теряет всякий интерес и привлекательность. Помню, например, когда много лет назад народ толпился у витрины, в которой из огромной бутылки шампанского в бокал текла непрерывная струя искрящегося напитка. Бокал при этом никогда не переполнялся, а в бутылке шампанское не заканчивалось. Да и сама бутылка просто висела в воздухе. Теперь вы можете в магазине сувениров купить подобное устройство. Например, кран, из которого непрерывной струей вода течет в стакан. И, как мне кажется, никто за ним в очередь не стоит…

Демонстрация такого стиля магии до сих пор достаточно широко распространена. Можно сказать, что в этом случае исполнитель показывает некую техническую новинку, предлагая зрителям понять, как она работает.

Многие исполнители не согласны с мнением своих коллег, что фокусы должны развлекать публику. Они придерживаются взгляда, что публика приходит на выступление фокусника вовсе не затем, чтобы развлекаться или веселиться. Они считают, что зрители хотят видеть чудеса. Или хотя бы их суррогат под видом фокусов. Разумеется, зрители на их выступлении будут и смеяться, и развлекаться, но главное – это фокусы, чудесные превращения, исчезновения и вообще загадки. И они способны все это показать, потому что они знают технологию фокусов.

Итак, что же такое технология фокусов и в чем ее разница с техникой фокуса? В Интернете можно найти изящные объяснения, из которых мне больше других понравилось следующее:
Техника - это механизмы и агрегаты, а технология - это комплекс организационных мер, операций и приемов. Определение как нельзя лучше подходящее для фокусов. Технология может помочь юноше изучить ремесло фокусника, чтобы в результате стать, если не великим фокусником, то хотя бы очень хорошим.

Можно предложить целые наборы и списки различных организационных мер и приемов, но важнейшие из них, на которые обращает внимание читателей Шнайдер, на мой взгляд, следующие.

1. Развитие способности, одновременно делать какие либо, совершенно естественные движения и другие движения, неизвестные зрителям, тщательно скрытые от них. Тренировать эту способность следует так, чтобы те движения, которые вы хотите скрыть от зрителя, были бы совершенно для них незаметными.
2. Приемы отвлечения внимания от каких-то действий, предметов, событий.
3. Приемы привлечения внимания к событиям, предметам или определенным действиям.
4. Знания приемов общения, коммуникации со зрителями.
5. Знание тех событий, явлений, действий, жестов, которые могут поразить зрителей. Знание всего набора возможностей, которые заставят зрителя «открыть рот» от удивления и начать аплодировать.
6. Знания о мире. Знания о той физической и социальной реальности, в которой пребывают и действуют зрители.
7. Понимание людской сущности.
8. Знания и умение создавать свой собственный стиль.
9. Правильное отношение к любому зрителю.

Мне было, например, очень забавно услышать на круглом столе 13 Конгресса иллюзионистов наивный, на мой взгляд, вопрос: как относиться к «плохому зрителю». И когда, после пространных объяснений моих коллег, как надо вести себя в подобных случаях, микрофон передали мне, я просто ответил, что никогда во время своих выступлений не встречал «плохих зрителей». В зале повисла тишина… Я ждал продолжения, но, скорее всего, меня посчитали наивным простачком, не понявшим такой «важный» вопрос. Продолжения, к моему сожалению, не последовало. А ведь я очень хотел объяснить моим юным коллегам, что «плохой зритель» может появиться на выступлении лишь «плохого фокусника». Только сам фокусник может породить такого зрителя. И мало того, он сможет его «окучивать», «удобрять», ухаживать за ним так, что этот «сорняк» вырастет до огромного размера и поглотит самого фокусника.  Вот как с ним не бороться, а взаимодействовать, и сделать из такого «плохого зрителя» лучшего друга фокусника, мы и поговорим в следующих публикациях. Жду ваших вопросов, размышлений и комментариев.

вторник, 2 апреля 2013 г.

Что меня потрясло на съезде


Выступления Эванса и Стоуна на Конгрессе были просто великолепны. Я давно не получал такого удовольствия от лицезрения выступлений фокусников. Больше всего мне импонировала их раскрепощенная, но, в то же время, уважительная манера общения со зрителями. И тот, и другой артист прекрасно держат обратную связь, мгновенно захватывают внимание и интерес зрительного зала.

Номер Стоуна искрометен, весел, полон простого и понятного всем юмора. И вместе с тем номер чрезвычайно загадочен, блещет мгновенными парадоксальными находками. Все появления предметов неожиданны, а вера самого исполнителя в то, что с ним происходит нечто непонятное, так захватывает зрителя, заставляет его сопереживать в унисон со всеми его шутками.

И даже его голая нога на столе (с отличным, кстати, педикюром), поймавшая между пальцами отмеченную зрительницей карту, воспринимается совершенно естественно. Зрительный зал просто стонал от смеха на протяжении всего его номера. Великолепный быстрый темп, соответствующий его конституции и характеру, делает весь номер запоминающимся надолго. Стоун заслуженно входит в список самых востребованных современных комедийных актеров.

Генри Эванс работает с картами и монетами примерно в таком же быстром темпе. Это, кстати, делает их парное выступление, как бы заранее подготовленным, и мастерски отрежиссированным дуэтом. Они прекрасно дополняют друг друга, совершенно не вытесняя партнера на второй план. Каждый из них великолепен в своем иллюзионном поле.

Работа Эванса с картами меня просто потрясла. Никогда не видел столь понятного по существу фокуса, абсолютно не поддающегося разгадке со стороны простого зрителя. Впрочем, когда я смотрю работу таких мастеров, как Стоун и Эванс, мне совершенно не хочется думать о секретах их трюков. Именно поэтому я не пошел на семинары, которые они проводили, я не хотел знать, как они всё это делают. Пусть их работа останется маленьким чудом.

Фокусы с картами зрителей, которые показал Эванс, по-моему, могут быть названы эталоном карточного трюка. Когда он мгновенно подснимает перетасованную зрителем колоду карт десять раз, и в каждой кучке оказывается строго определенное,      возрастающее от одной до десяти, количество карт, да ко всему прочему они оказываются разложенными по мастям – это, на мой взгляд, абсолютно понятное зрителю действие, с совершенно неожиданным результатом.

Я, как, впрочем, и многие другие фокусники, придерживаюсь мнения, что трюк не должен быть слишком «накручен», «наворочен». Длинный трюк плох тем, что многие зрители невольно забывают начало и не могут понять, что же делает фокусник. Трюк должен быть предельно понятен для зрителя, иначе фокусник не сможет достичь эффекта неожиданности в конце. Ведь если зритель запутается, он не сможет понять, чему же следует удивляться. И будет тупо смотреть на финал, который не только не вызовет его восторга, но и будет ему совершенно непонятен…

И насколько же стремительное действие Эванса выгодно отличается от долгих и нудных раскладок карт, которые делают многие наши микромаги, для того, чтобы «волшебным» способом отыскать, например, четырех тузов или королей… У Эванса стремительность в сочетании с полным, казалось бы, отсутствием каких-то секретных манипуляций, превращает этот трюк в настоящее чудо! Ни одного лишнего слова, ни одного лишнего движения. Вот так, на мой взгляд, и надо показывать карточные фокусы.

До того как я увидел трюки Эванса, образцовым выступлением с картами я считал работу Леонарда Грина. Но вот теперь, сравнивая их техники, должен сказать, что выступление Генри Эванса для меня оказывается предпочтительнее. Дело в том, что наблюдая работу Грина, можно, если не понять, то хотя бы заметить, что с картами производятся некие манипуляции. Да, они непонятны, загадочны, но их видно. Видно, что он что-то делает с картами. Эванс вообще ничего с картами не делает, он их просто снимает. И с картами происходят удивительные вещи… Это фантастика! Должен вам сказать, что я вообще стараюсь смотреть фокусы, как неискушенный зритель, поэтому и описываю свои ощущения простого зрителя. Я восхищен!

Мне возражали: Грин – гений, он изобрел совершенно новые принципы манипуляций с обычной колодой карт. А Эванс работает со специальными колодами и гиммиками, поэтому он стоит ниже Грина в иерархии мастеров игральных карт. Вот тут-то, на мой взгляд, и возникает противоречие в оценке мастерства артиста: его можно оценивать по сложности и оригинальности использованных манипуляционных техник, а можно оценивать по внешнему эффекту, который производят на зрителя его трюки. То есть оценку, например, могут производить профессионалы, знающие все тонкости манипуляций. И рассматривающие выступление артиста холодным придирчивым умом, отмечающие галочками в своих протоколах все недочеты и промахи. А могут судить зрители, ничего в секретах фокусах не понимающие (и, возможно, не желающие ничего понимать). И они-то будут судить выступление фокусника своим горячим сердцем, которое может полюбить, невзирая на недостатки… Любовь зла. Впрочем, для воплощения в жизнь этой идеи, наверное, и существует приз зрительских симпатий.

Я просто не могу не отметить номер Гийома Донзо в шоу-моменте. Это было блистательное выступление. Ассистент Донзо – Кролик Бабар показал себя опытным фокусником и вызвал шквал аплодисментов зрителей. Живой кролик, который столь комично вытаскивает карту из колоды, зубками вскрывает конверт. При этом он совершенно спокойно сидит на столе, не делая никаких попыток удрать со сцены. Это выглядит так комично и волшебно! Гийом по праву завоевал первое место в этой категории.

Было много интересного сказано и на круглом столе, участником которого мне посчастливилось быть. Совершенно справедливо было отмечено, что необходим предварительный просмотр множества откровенно слабых номеров, предложенных на конкурс. Эти номера не должны были занимать время зрителей и жюри! Наверное, правильным будет предварительный просмотр видео и вынесение решения. Решения о том, стоит ли выставлять номер на конкурс. Хотя это и может показаться какой-то дискриминацией молодых талантов: ведь они и выставляют свой номер, чтобы посоревноваться с другими участниками. Как видите, вопрос сложный и требует серьезного обсуждения.

Хочется сказать огромное спасибо всем организаторам этого грандиозного трехдневного съезда!

пятница, 29 марта 2013 г.

Впечатления о конгрессе


Сергей Кораблев в своем комментарии к предыдущей заметке совершенно справедливо подметил, что я писал о своих встречах со старыми друзьями. Это действительно так. 
Мы с Сергеем Кораблевым давние друзья
Я написал очень коротко об этих встречах, потому, что это всё ещё нуждается в осмыслении, в понимании. Ведь время на Конгрессе было спрессовано в очень плотные блоки. Поэтому при встречах в основном мы просто обнимались и спрашивали друг друга: «Ну как ты? Как дела?» И слышали в ответ: «У меня всё нормально… А сам-то ты как?» И начинали вспоминать прошлые годы, встречи, выступления на МКФ. И разбегались в стороны, чтобы встретить и обнять других старых друзей. Времени катастрофически не хватало.

Молодежь «тусовалась» отдельно и, похоже, как-то смущалась обращаться к нам, к «старичкам». Впрочем, это совершенно естественно. На первых клубных встречах, тридцать лет назад, мы тоже стеснялись подходить к старшим коллегам и выбирали компанию тех, кто подходил к нам хотя бы по возрасту. Ведь мы тогда и знакомились-то на этих встречах. Это сейчас все молодые прекрасно знают друга по общению в социальных сетях и на ютьюбе. У нас же были только эти встречи и почта. Не электронная почта, а простая, в конвертах, медленная. Все это вспомнили немного постаревшие, но полные новых идей члены Российского Магического Братства ещё с 1990 года.
Члены РОМБа с 1991 года: Александр Александер, вице-президент Владимир Свечников, Президент РОМБа
Александр Чар, Владимир Руднев, Анатолий Ляшенко, Анатолий Катанский
Конгресс был организован очень хорошо. Меня особенно порадовало, что в ДК был поставлен в фойе экран, на который проецировались все конкурсные выступления из зала. Современная техника была на высоте. Очень обидно, что в ЦДРИ шел ремонт, и не было кафе, где можно было бы поболтать в перерывах. В ДК такая возможность всё же была. Замечательно пообщались с Сергеем Кораблевым. И ещё раз констатировали, что можно и нужно жить дружно, необходимо создавать новые клубы фокусников. Конкуренция всегда полезна. И вполне общаться на простом человеческом языке значительно лучше, чем косном юридическом слэнге…
Встреча в ДК
Всего лишь несколько мгновений мне удалось пообщаться с очаровательной Наташей Перфильевой…

Несколькими словами переброситься с Андреем Федоровым, который столько делает для всех в своей «Магикпедии».

Очень рад, что встретил на съезде прелестную Машу Орлову. У неё потрясающее чувство юмора, она полна обаяния!

Впрочем, под обаяние этой замечательной девушки попал и Дэвид Стоун...

Огромное спасибо Андрею Ткачуку, артисту театра Анатолия Ляшенко, который и встретил, и проводил меня в Саратов, и сделал множество фотографий. И Андрей Ткачук (из Москвы) и Женя Ясногородский (из Питера) мне много помогали. И при этом успевали знакомиться и фотографироваться со всеми знаменитостями.
Андрей Ткачук и Гэнри Эванс
Андрей Ткачук и Катя Медведева

Андрей Ткачук и Дэвид Стоун

Андрей Ткачук и Римас Навицкас

Ну, вы уже запомнили кто и Наташа Перфильева
Евгений Ясногородский и Олег Степанов

Евгений Ясногородский и Дэвид Стоун

Все конкурсы на конгрессе я почти не видел. Сидел в зале, но смог выдержать только несколько первых номеров. Потому, что вообще теперь в кресле долго сидеть не могу. На стуле ещё куда ни шло, но в тех креслах мне неуютно…  Хочу заметить, что увидев первые номера, услышав речь конкурсантов, которые «на полном серьёзе» говорят: «Вот я ложу на стол трёх вольтов…», мне становилось жалко своего времени. Уж лучше пообщаться с интересными мне людьми. Кстати, в разговоре с Володей Рудневым, мы оба пришли к выводу, что культурный облик усредненного фокусника за 30 лет существования клуба совершенно не изменился. Он, как и я, прекрасно помнит выступление молодого человека, который, выйдя на сцену ЦДРИ, сказал: «Вот я ложу на стул три веревки»… О том как надо показывать фокусы шел серьезный разговор в кулуарах съезда.
Геннадий Козельчиков, Юрий Сергиенко, Владимир Руднев  и Владимир Свечников

Беседы с молодежью
Поймите меня, дорогие читатели, я вовсе не считаю, что занятия фокусами автоматически должны повышать культуру фокусника. Ни в коем случае! Это два совершенно независимых процесса – рост культурного уровня и мастерства артиста. Беда в том, что фокусами, как впрочем, и любыми другими хобби могут заниматься все, кто этого хочет. И фокусы, к сожалению, привлекают к себе огромное количество малокультурных молодых людей. Впрочем, «к сожалению», наверное, неправильный термин. Надо сказать – к счастью. Потому, что я искренне надеюсь, что все эти ребята начнут изменяться в лучшую сторону благодаря фокусам. Вот жаль только, что, скорее всего, рядом с ними не было наставника, который бы просто запретил им выходить на сцену с такими речами. А это говорит, в свою очередь, об их окружении. Так что, дай Бог, эти ребята всё-таки встретят на съездах фокусников артистов, кому они смогут подражать и, соответственно, начнут изменяться в лучшую сторону. Прошу тех, кто прочитает эти строчки и, возможно, узнает в описании самого себя, не обижаться на меня. Я пишу это для того, чтобы вы стали лучше, я искренне переживаю за вас и за наше искусство. Если бы я был к этому равнодушен, то, конечно, ни слова бы об этом не написал. Я вас не ругаю, не издеваюсь над вами, не хочу показать, что я выше вас. Нет. Я очень хочу, чтобы вы росли, и, чтобы, увидев вас, зрители начали уважать и вас и фокусы. Это здорово, что нас становится все больше и больше. Количество обязательно перерастет в качество.

Немного удалось поговорить об этом и на круглом столе. Думаю, что такая форма общения интересна и полезна для всех. Ведь «старички» имеют большой опыт, который не всегда становится достоянием масс, а здесь любой желающий может задать свой вопрос и поспорить с мэтрами. И темы могут быть самые разные. 
"Первый" круглый стол
Мне показался очень актуальным разговор о режиссуре и становлении артиста. Очень, правда, было жаль, что моя книжка «Искусство презентации», посвященная как раз этой проблеме, никого практически не заинтересовала. Её купили всего четыре человека. Я бы очень хотел услышать или прочитать ваши комментарии после знакомства с текстом этой книги.
Ставлю автограф на книге "Искусство презентации"
Несколько слов о своем семинаре. Я его ещё и сам не посмотрел, поскольку он выложен в ютьюбе как частное видео. Теперь его можно посмотреть вот по этой ссылке
http://www.youtube.com/watch?v=QiczubOJiq4&feature=youtu.be
 Мне объяснили, что это видео не для всех, а только для фокусников. Думаю, это правильно. Я ведь и сам всё время выступаю против разоблачения в Интернете секретов фокусов. Незачем любому любопытствующему пользователю сети знать наши профессиональные секреты. Иное дело – коллеги. Для фокусников я готов объяснить все тонкости демонстрации. Но только для них. Правда, я не знаю, как это сделать в Интернете технически…

Вообще-то я собирался показать на семинаре известные всем фокусы. И объяснить, почему, с моей точки зрения, не бывает «старых фокусов».  Почему именно такие фокусы имеют успех в ресторане. Но, к сожалению, лекция началась, как обычно, немного (на 20 минут) позднее и я ничего этого сделать не успел. Василий Руденко на пальцах показал мне, что осталось у меня только две минуты, надо было заканчивать. Если эта тема интересна, попробую записать на видео, все, что хотел рассказать.

Заключительный банкет в ЦДРИ был организован и проведен отлично! Все могли пообщаться, сфотографироваться на память, вкусно выпить и закусить… Вообще за столом речь лилась непринужденно и тем для разговоров возникало гораздо больше.
 
Игорь Онищенко, Александр Чар, Владимир Свечников и Олег  Медков
 
Анатолий Сударчиков и я

Поднимем стаканы, содвинем их разом!

До новых встреч в любимом ЦДРИ!

четверг, 28 марта 2013 г.

Конгресс в Москве



Я вернулся с 13 Конгресса РАИ и RMC домой в Саратов. Впечатлений много и все они разные – замечательные, хорошие и не очень хорошие.

Если это расшифровать несколькими словами, то замечательно, что я побывал на этом Конгрессе, что встретил своих старых друзей и пообщался с ними. Хорошо то, что жил я в гостинице напротив ЦДРИ и мог относительно легко до неё доползти, отлично то, что меня встретили, довезли и проводили, когда я уезжал. А не очень хорошо то, что спина так и не давала мне резво бегать по всем мероприятия и увидеть всё, а не отдельные фрагменты Конгресса.
Очень рад встрече с Володей Рудневым
Так приятно поговорить с Василием Руденко и Анатолием  Ляшенко
Сразу же хочу выразить огромную благодарность Президиуму РАИ и лично Владимиру Петровичу Рудневу и Василию Игоревичу Руденко, которые прислали мне официальное приглашение на Конгресс. Особая благодарность Олегу Анатольевичу Степанову, который довольно долго убеждал меня забыть про все болячки и поехать в Москву, обещая, что мне помогут перетаскивать весь мой багаж он сам и его друзья из Питера. Убедил. И жили-то мы в одной гостинице через стенку, и он и его друг Женя поили меня чаем, и помогали потихонечку ползти до ЦДРИ. Огромное им спасибо!
Мы с Олегом Степановым встретились в Москве
Как же приятно было видеть слегка постаревших, поседевших, но всё ещё бодрых своих старых друзей и соратников по МКФ! Как же я был рад встретить и обнять после почти 20-ти летнего перерыва Владимира Андреевича Переводчикова! А когда я увидел, как он легко и профессионально своим планшетником снимал на видео почти все выступления, моему восхищению этим нестареющим волшебником, освоившем современную компьютерную технику, не было предела!
Владимир Андреевич Переводчиков - Маг, у которого мы все учились
А как приятно было пообщаться с Мишей Тюменцевым, с Владиславом Калмыковым, с Ваней Нечипоренко, с Толей Ляшенко, с Александром Поповым! Всех перечислить – не хватит места, и всем желаю крепкого здоровья и счастья.
Наш легендарный Маг Александр Попов - то, что он умеет делать с картами, повторить  невозможно!
Мои Коллеги - Толя Ляшенко, Ваня Нечипоренко и Миша Тюменцев
Очень сожалею, что мой семинар оказался столь коротким. Я даже не успел приступить к разъяснению того, что считаю наиболее важным в работе фокусника в ресторане. Правда, потом, на круглом столе что-то смог пояснить, но всё равно, было очень мало времени. Возможно, сделаю такой видеосеминар, где попытаюсь разложить по полочкам свои мысли. Буду чрезвычайно признателен тем, кто всё это видел лично в Москве или на ютьюбе, высказать здесь в комментариях свои соображения и вопросы.




По отдельным номерам конкурса ничего писать не хочу. Думаю, что и без меня будет куча комментариев и в блогах, и на форумах. Сам жду эти комментарии с нетерпением, очень хочется выяснить, совпадают ли мои впечатления с мнением остальных. Пишите!

понедельник, 18 марта 2013 г.

Камо грядеши?...


Интернет и телевидение постепенно погружают всех фокусников (и старичков, и молодых) в совершенно новые условия жизни и взаимодействия. Для многих сам этот процесс оказывается незаметным, и они лишь с удивлением констатируют озадачивающие их изменения. Кто-то вообще не замечает никаких изменений. Скорее всего, это результат отсутствия в их собственной жизни и во взгляде на процесс эволюции жанра, критериев для сравнения. Молодежь, наверное, считает всё происходящее в порядке вещей, им нравится жить в стремительно меняющемся мире. Я пытаюсь уже несколько лет понять, приобрели ли эти новые условия иллюзионной жизни устойчивый характер, и является ли вектор развития нашего искусства прогрессивным. Или, наоборот, в отечественном иллюзионизме наблюдается регресс. Для того, чтобы сделать обоснованные выводы, необходимо выработать единые критерии сравнения, позволяющие судить об уровне российской иллюзии в общем мировом потоке изменений этого жанра. Над этим еще предстоит думать и режиссерам, и артистам, и искусствоведам, чтобы эффективно развивать иллюзионизм. И, мне кажется, что исторические и теоретические изыскания нескольких наших отечественных исследователей чрезвычайно важны для движения вперед. Важность их работы становится понятной, если посмотреть на элементарную статистику: сколько фокусников занимается чисто практической эксплуатацией трюков, а сколько человек пытается разработать теорию иллюзионизма. Осмысление соотношения этих двух множеств любого может повергнуть в шок. Иное дело, понимание того, нужна ли теоретическая и историческая деятельность одиночек, огромному количеству фокусников, которых серьезно интересует лишь коммерческая составляющая их занятий фокусами. Печально то, что большинство артистов вообще не понимает, чем занимаются эти «теоретики». Уж лучше бы придумали новый фокус…

Люди моего поколения, те, кому лет 50-60, находятся в самом сложном положении. Мы можем заметить многие изменения жанра. Ведь мы жили творческой жизнью и менялись вместе с жанром последние тридцать лет. Но, в то же время, нам труднее всего судить об этих изменениях и их характере, поскольку все они непосредственно затрагивают нас самих, нашу жизнь и наш социальный статус. И это обстоятельство сразу же делает возможную нашу оценку субъективной, подверженной нашим собственным эмоциям, обидам, разочарованиям. Либо оценка может стать восторженной, экзальтированной (но это – реже). Так вот основная проблема в том, что такая оценка все-таки будет. А вот у молодых, и у совсем уж пожилых, оценки вообще может не оказаться. Этим возрастным группам практически нечего сравнивать: молодые слишком молоды, чтобы заметить и оценить изменения, а старички душой остались в прошлом и, возможно, не хотят (или не могут) даже замечать любые изменения.

Дело в том, что наши родители, кому уже за восемьдесят, как-то, по моим наблюдениям, перестали фиксировать все эти изменения стиля жизни, его ритма, наполнения, приоритетов. Они «решили» остаться в прошлом, привычном для них мире, законсервировав в своей голове всё столь им близкое и понятное. Я прислушиваюсь иногда к телефонным разговорам, которые моя мама (а ей уже 91 год), ведет со своими подружками примерно такого же возраста или немного моложе. Как-то незаметно, вот уже несколько лет, они перестали обсуждать все, еще недавно их волновавшие, важные политические события. События в мире и в России ушли из сферы их интересов и обсуждения. Их История остановилась где-то на начале века. И круг их интересов существенно сократился. Они с удовольствием перечисляют друг другу все сорта томатов и огурцов, которые собираются весной высаживать на дачном участке, рассказывают все секреты рецептов блинов на масленицу, жалуются друг другу на свои болячки, обсуждают погоду, визиты районных врачей и соцработников. Иногда в их разговоре возникают длинные паузы, все темы вдруг оказываются исчерпанными. Потом кто-то из собеседниц спохватывается, и все обсуждения идут по второму кругу. Через час, наговорившись, довольные, вешают трубки (благо у всех безлимитный телефонный тариф). И я вспоминаю некоторых своих коллег, уже, к сожалению, покинувших этот мир. Последние годы своей жизни они почти не хотели общаться на «фокусные» темы…

Я же последнее время все чаще ловлю себя на мысли, что Интернет занимает всё мое свободное время. Все новые фокусы я смотрю на ютьюбе, новости  фокусной жизни узнаю из нескольких блогов, общаюсь с коллегами по скайпу, по телефону или в своем блоге. Живое общение ушло в прошлое. И я иногда с некоторым страхом думаю: если мне удастся встретиться с моими давними друзьями, о чем мы будем говорить, что будем обсуждать? А вдруг и наш круг интересов, который еще недавно казался необъятным, сузится до нескольких простых и никому не нужных рассуждений. Почему я считаю, что мое поколение находится в самом сложном положении? Да потому, что мы пока еще прекрасно помним нашу клубную фокусную жизнь восьмидесятых годов прошлого века. И можем сравнивать ее с современной жизнью.

Разницу наших интересов и интересов молодых фокусников я вижу вот в чем. Тридцать лет назад всем нам хотелось показать себя и определить свое место в иерархии градаций иллюзионного мастерства. Именно для этого многие рвались на конкурсы, мечтали о дипломах и медалях. Все это присуще и современным молодым фокусникам. Скорее всего, этот дух состязательности останется навечно, и конкурсы будут продолжаться.

Но, к сожалению, тридцать лет назад наши знания были очень ограниченными. Значимость артиста, его вес, иерархический уровень, кроме официальных почетных званий, в нашей среде любителей неофициально определялся его знаниями в области иллюзионизма. Мы с жадностью наблюдали на клубных встречах за мэтрами, показывающими новые, никогда не виденные, фокусы, мечтали разгадать, узнать или подсмотреть новый секрет. Купить новый фокус в России в те далекие годы было практически невозможно. На клубные дни приезжали лишь несколько мастеров со своим реквизитом, копирующим западные образцы. Настоящие западные фокусы достать было невозможно. Вот, наверное, этот дефицит хорошего реквизита и распространил повсеместно среди фокусников-любителей убеждение, что стать хорошим фокусником можно только имея настоящий «фирменный» реквизит. А это, в свою очередь, порождало стойкое стремление к погоне за реквизитом и секретами фокусов. О том, нужен ли тебе этот секрет, о том, как ты будешь показывать этот фокус, впишется ли он в твою программу – обо всем этом не думали. Хотелось лишь узнать, как делается трюк. Наверное, это можно назвать «первичным накоплением капитала», когда важен только результат. Убежден, что у фокусников моего поколения этот период развития благополучно завершен, каждый накопил свою большую базу секретов. Эта погоня уже не представляется самой важной задачей. Но вот теперь я отчетливо осознаю, что такое стремление к «тайному» знанию всегда будет присуще любому новичку, кто познакомится с фокусами и влюбится в них. Влюбится в этот очаровательный мир секретов. И какое-то время ничто другое, кроме погони за секретами новых трюков, неофита интересовать не будет. Так что первая стадия становления фокусника – накопление знаний, совершенно естественна и необходима в начале пути каждому новичку.

Итак, мы – новички 70-80-х прошлого века, испытывали страшный информационный голод. Современные молодые люди, как мне кажется, испытывают  чувство прямо противоположное – пресыщение огромным количеством разнообразных или однотипных трюков. А такое пресыщение может породить равнодушное отношение к секретам, которые продаются во многих магазинах буквально за три копейки. (Впрочем, такую экстремально низкую цену можно найти только в  китайских фирмах, торгующих фокусами не особо хорошего качества). В американских магазинах цены значительно выше. Я уж не говорю о наших российских фирмах, где цены, как правило, выше американских. Но в любом случае, при желании, нужный трюк можно отыскать и очень легко приобрести.

Впрочем, называть отношение молодежи к секретам фокусов равнодушным будет неправильным. Оно не равнодушное, а, скорее, пренебрежительное. Легко приобретенный секрет почти мгновенно теряет свою истинную цену в глазах его обладателя. И к этому пренебрежительному отношению прибавляется отсутствие критического взгляда на собственную демонстрацию трюка. Психологи утверждают, что в подростковом возрасте желание подражать гораздо сильнее желания осмыслять. Сверстников юного обладателя какого-то секрета вполне может повергнуть в шок даже примитивная демонстрация фокуса. Они никогда не видели фокусов «вживую», не знают их принципов, не могут сравнить увиденный трюк с идеальной его демонстрацией. И вот они уже забрасывают «демонстратора» трюка стандартными вопросами: ну как это можно сделать?! Расскажи, а то уже «крышу сносит»! Как, например, на этом форуме: http://okartah.net/index.php?topic=162.0

А юный фокусник, буквально раздувшийся от ощущения собственной значимости, накачанный всеми этими примитивными эмоциями восторга, начинает думать, что раскрыв секрет, он приобретет еще больший вес среди своих почитателей. Тем более, что, скорее всего, он уже видел в Интернете такие, раскрывающие секреты, ролики. И вот он, распираемый своими «тайными знаниями», начинает ощущать себя настоящим учителем, гуру. И тут же  делает примитивный ролик и выкладывает его в Интернет. И появляется в сети множество «диких» разоблачений иногда классических фокусов… Например, вот таких:

Не знаю, как вам, а мне такие ролики кажутся просто насмешкой над нашей любовью к фокусам и над самими фокусами… Хотя иногда приходит мысль, что, может быть, эти ролики раскрывают настоящую современную истину, которую мы не хотим понять и принять: все наши трюки – это на самом деле вот такое же шутовство по большому счету. Ведь сказано: «…устами младенцев глаголет истина». Так может это и есть истина?! Надеюсь, что нет. Надежда сохраняется в душе, поскольку мы в свое время элементарно СТЕСНЯЛИСЬ показывать не доведенный до ума фокус своим зрителям. Вот и надеюсь, что всё же сталкиваюсь не с правилом, а с исключением. Это исключение появилось, на мой взгляд, только с развитием Интернета и с повсеместным распространением новых коммуникативных возможностей. Стесняться теперь некого, стыд – не дым перед веб-камерой, глаз не выест! И вообще, может быть, такую активность молодежи надо только приветствовать: если ты не будешь себя продвигать, тебя никто не узнает?!

Думаю, именно вот эти возможности Интернета резко разделили нашу современную иллюзионную жизнь на две совсем не похожих жизни. На виртуальную – ютьюбовскую, блоговскую, форумчанскую. И на реальную – конкурсы, семинары, выступления перед живыми зрителями. Один и тот же вполне реальный фокусник теперь может выступать сразу в нескольких ипостасях. Он может участвовать под разными «никами» в разных форумах, скрываясь под причудливыми «аватарами», комментировать любые статьи, делать какую-нибудь коммерцию, быстро создавая свои сайты и размещая ролики в Интернете. Проживая одновременно несколько виртуальных иллюзионных жизней, завоевывая популярность, подтвержденную высокими рейтингами, такой виртуальный «фокусник» в реальной жизни подчас оказывается неспособным поразить своими фокусами придирчивых зрителей. Реальная демонстрация искусства фокуса встает перед таким неподготовленным «артистом» прямо-таки непреодолимой преградой. Все оказывается совсем не таким, как под объективом веб-камеры. Скорее всего, в реальной жизни мы этих ребят в роли фокусников не увидим.

Вот и возникает следующий закономерный вопрос. А вдруг виртуальная фокусная жизнь для множества юношей станет не дополнением к их реальной жизни, а приобретет статус самой главной жизни? И если это произойдет, будет ли это закономерным развитием иллюзионизма в рамках информационного общества? И что же это? Возвращаясь к началу заметки: прогресс или регресс?